Конспект урока.
ТЕМА. Лексика с точки зрения её употребления. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Существенное свойство художественной речи изобразительность, то есть употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление ил живой образ предметов, явлений, событий и действий. Средства художественной изобразительности многочисленны и разнообразны. Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры речи. Наша задача сегодня — систематизировать знания о средствах художественной изобразительности, учиться видеть их работу в произведении. Что такое троп и что такое стилистическая фигура (фигура речи), в чем их различие?
Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.
Стилистическая фигура (фигура речи) — это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизму риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
Изобразительно - выразительные средства языка.
Антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности резко
противопоставляются противоположные понятия.
***
Н. Где начало того конца,
которым оканчивается начало?
Анафора—это повторение отдельных слов, или оборотов, или однотипных
синтаксических конструкций.
***
Н. Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла. (А.Блок)
***
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок. (Б.Пастернак).
Гипербола — средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
***
Н. Однако его душа вмещала весь мир
и отзывалась трагическим звучанием
на малейшую боль в этом мире.
Градация — стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значения.
***
Н. Я пью тебя, пленительная жизнь,
глазами, сердцем, вздохами и кожей. (Р.Ивнев)
***
Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно. (К.Бальмонт)
Ирония — троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или
выражения в смысле, обратном буквальному.
***
Н. Откуда, умная, бредешь ты, голова? (А.Пушкин)
Инверсия — обратный порядок слов в предложении.
***
Н. Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням.
(А.Пушкин)
Литота — выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значение и т.д. какого-либо предмета или явления.
***
Н. У него ни капли таланта.
Метонимия — переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по сложности.
***
Н. Перо его местию дышит... (А.К. Толстой)
Белая шубка удалялась все дальше по заснеженной дорожке парка.
***
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет.
***
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
***
Дрожал многоэтажный зал,
И, полный молодежи,
Певцу раек рукоплескал
Потом - партер и ложи. (С.Маршак)
***
Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва,
спаленная пожаром, Французу отдана?
(М.Лермонтов)
***
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита. (А.Пушкин)
***
Он готов бегать за каждой юбкой.
Подозрительные брюки были уже далеко.
***
Все украшало кабинет
Философа восемнадцать лет.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале. (А.Пушкин)
***
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.Крылов)
Оксюморон — сочетание противоположных по смыслу понятий в одном
художественном образе.
***
Н. («С кем мне поделится той грустной радостью, что
остался жив» (С.Есенин.)).
***
Люблю я пышное природы увяданье. (А.Пушкин)
***
Ответом мне было красноречивое молчание.
***
Сверхтайное творится: сейчас неповторимость повторится.
***
О, если б был я тусклый, как солнце! (В.Маяковский)
***
Если б был я маленький, как
Великий океан, - на цыпочки б
волн встал, приливом ласкался
к луне бы. (В.Маяковский)
Олицетворение — троп, состоящий в перенесении свойств человека на
неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.
***
Н. Дождь дороги заболотил,
Ветер режет их стекло,
Он платок срывает с ветел
И стрижет их наголо. (Б.Пастернак)
Перифраз — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления
описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
***
Н. Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас! (А.Пушкин)
***
Туманный Альбион.
Страна восходящего солнца.
***
А поэтому вполне логично, что именно
в северной столице открыли первую
в нашей стране Академию фигурного катания.
***
Мне, как коренному петербуржцу, приятно,
что местом проведения этого конгресса стал город на Неве.
***
Эта звезда шестидесятых годов полностью
отошла от кино и посвятила свою жизнь
защите братьев наших меньших.
Сравнение — сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. («Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория» (М.А.Шолохов.)).
***
Н. И сон, как отзвук колокола, смолк. (Б.Пастернак)
***
О, если б был я тусклый, как солнце! (В.Маяковский)
Синекдоха — перенесение значения одного слова - но другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.
***
Н. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? (М.Лермонтов)
Эпитет — художественное определение, предающее выражению образность и эмоциональность.
***
Н.(«Отговорила роща золотая/Березовым
веселым языком» (С.Есенин)).
***
Белый, серый, оловянный
Дым выходит из трубы... (Н.Заболоцкий)
***
Осенний сад не помнит, увядая,
Что в огненной листве погребена
Такая звонкая, такая молодая,
***
Еще совсем недавняя весна. (С.Маршак)
***
Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем,
вздохами и кожей. (Р.Ивнев)
Эллипсис — стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.
***
Н. Вместо хлеба - камень, вместо поучения - колотушки.
***
Мужики - за топоры.
***
Вы - в каюты! Вы - в кладовые!
Риторический вопрос - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса, не предполагая ответа.
Риторическое восклицание «0» такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие.
***
Н. Где начало того конца, которым оканчивается начало?
Метафора - это образное переосмысление значения имени существительного или глагола.
***
Н. Усердней с каждым днем гляжу в словарь,
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь. (С.Маршак)
***
Барка жизни встала
На большой мели. (А.Блок)
***
Российский корабль, вышедший
в свободное плаванье по своенравному
океану мирового рынка с его штормами
и ураганами, вряд ли достигнет желанного берега.
***
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября. (Б.Пастернак)
***
Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами,
сердцем, вздохами и кожей. (Р.Ивнев)
***
У меня сегодня много дела: Надо память
до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить. (А. Ахматова)
***
Если б был я маленький, как Великий океан, - на цыпочки б волн встал, приливом ласкался к луне бы. (В.Маяковский)
Аллегория — иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. (Лиса - аллегория хитрости, осел - упрямства).
Сарказм — высшая степень иронии.
Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться о невысказанном.
Эпиграф — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
Эпифора - повтор слов в конце предложений.