СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и культура речи. Лекция 3.2. Лексика с точки зрения её употребления. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и культура речи. Лекция 3.2. Лексика с точки зрения её употребления. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.»

Конспект урока.

ТЕМА. Лексика с точки зрения её употребления. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Существенное свойство художественной речи изобразительность, то есть употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление ил живой образ предметов, явлений, событий и дейст­вий. Средства художественной изобразительности многочисленны и разнообразны. Языковеды их де­лят на две группы: тропы и фигуры речи. Наша задача сегодня — систематизировать знания о средствах художественной изобразительности, учиться видеть их работу в произведении. Что такое троп и что такое стилистическая фигура (фигура речи), в чем их различие?

Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выра­зительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наи­более распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, оли­цетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.


Стилистическая фигура (фигура речи) — это обо­рот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наи­более распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизму риторический вопрос, ритори­ческое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.


Изобразительно - выразительные средства языка.


Антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности резко

противопоставляются противоположные понятия.

***

Н. Где начало того конца,

которым оканчивается начало?

Анафора—это повторение отдельных слов, или оборотов, или однотипных

синтаксических конструкций.

***

Н. Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла. (А.Блок)

***

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок. (Б.Пастернак).

Гипербола — средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

***

Н. Однако его душа вмещала весь мир

и отзывалась трагическим звучанием

на малейшую боль в этом мире.


Градация — стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значения.

***

Н. Я пью тебя, пленительная жизнь,

глазами, сердцем, вздохами и кожей. (Р.Ивнев)

***

Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно. (К.Бальмонт)

Ирония — троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или

выражения в смысле, обратном буквальному.

***

Н. Откуда, умная, бредешь ты, голова? (А.Пушкин)

Инверсия — обратный порядок слов в предложении.

***

Н. Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням.

(А.Пушкин)

Литота — выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значение и т.д. какого-либо предмета или явления.


***

Н. У него ни капли таланта.

Метонимия — переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по сложности.

***

Н. Перо его местию дышит... (А.К. Толстой)

Белая шубка удалялась все дальше по заснеженной дорожке парка.

***

Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет.

***

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

***

Дрожал многоэтажный зал,

И, полный молодежи,

Певцу раек рукоплескал

Потом - партер и ложи. (С.Маршак)

***

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва,

спаленная пожаром, Французу отдана?

(М.Лермонтов)

***

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита. (А.Пушкин)

***

Он готов бегать за каждой юбкой.

Подозрительные брюки были уже далеко.

***

Все украшало кабинет

Философа восемнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале. (А.Пушкин)

***

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.Крылов)


Оксюморон — сочетание противоположных по смыслу понятий в одном

художественном образе.

***

Н. («С кем мне поделится той грустной радостью, что

остался жив» (С.Есенин.)).

***

Люблю я пышное природы увяданье. (А.Пушкин)

***

Ответом мне было красноречивое молчание.

***

Сверхтайное творится: сейчас неповторимость повторится.

***

О, если б был я тусклый, как солнце! (В.Маяковский)

***

Если б был я маленький, как

Великий океан, - на цыпочки б

волн встал, приливом ласкался

к луне бы. (В.Маяковский)


Олицетворение — троп, состоящий в перенесении свойств человека на

неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.

***

Н. Дождь дороги заболотил,

Ветер режет их стекло,

Он платок срывает с ветел

И стрижет их наголо. (Б.Пастернак)

Перифраз — оборот, состоящий в замене названия предмета или явления

описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

***

Н. Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас! (А.Пушкин)

***

Туманный Альбион.

Страна восходящего солнца.

***

А поэтому вполне логично, что именно

в северной столице от­крыли первую

в нашей стране Академию фигурного катания.

***

Мне, как коренному петербуржцу, приятно,

что местом про­ведения этого конгресса стал город на Неве.

***

Эта звезда шестидесятых годов полностью

отошла от кино и посвятила свою жизнь

защите братьев наших меньших.


Сравнение — сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. («Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория» (М.А.Шолохов.)).


***

Н. И сон, как отзвук колокола, смолк. (Б.Пастернак)

***

О, если б был я тусклый, как солнце! (В.Маяковский)

Синекдоха — перенесение значения одного слова - но другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.

***

Н. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? (М.Лермонтов)

Эпитет — художественное определение, предающее выражению образность и эмоциональность.

***

Н.(«Отговорила роща золотая/Березовым

веселым языком» (С.Есенин)).

***

Белый, серый, оловянный

Дым выходит из трубы... (Н.Заболоцкий)

***

Осенний сад не помнит, увядая,

Что в огненной листве погребена

Такая звонкая, такая молодая,

***

Еще совсем недавняя весна. (С.Маршак)

***

Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами, сердцем,

вздохами и кожей. (Р.Ивнев)

Эллипсис — стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения.

***

Н. Вместо хлеба - камень, вместо поучения - колотушки.

***

Мужики - за топоры.

***

Вы - в каюты! Вы - в кладовые!


Риторический вопрос - такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса, не предполагая ответа.

Риторическое восклицание «0» такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие.

***

Н. Где начало того конца, которым оканчивается начало?


Метафора - это образное переосмысление значения имени существительного или глагола.

***

Н. Усердней с каждым днем гляжу в словарь,

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь. (С.Маршак)

***

Барка жизни встала

На большой мели. (А.Блок)

***

Российский корабль, вышедший

в свободное плаванье по своенравному

океану мирового рынка с его штормами

и ура­ганами, вряд ли достигнет желанного берега.

***

Заря из сада обдавала стекла

Кровавыми слезами сентября. (Б.Пастернак)

***

Я пью тебя, пленительная жизнь, глазами,

сердцем, вздохами и кожей. (Р.Ивнев)

***

У меня сегодня много дела: Надо память

до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить. (А. Ахматова)

***

Если б был я маленький, как Великий океан, - на цыпочки б волн встал, приливом ласкался к луне бы. (В.Маяковский)

Аллегория — иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. (Лиса - аллегория хитрости, осел - упрямства).

Сарказм — высшая степень иронии.

Умолчание — оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться о невысказанном.

Эпиграф — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.

Эпифора - повтор слов в конце предложений.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!