СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и культура речи. Лекция № 3.5. Лексико-фразеологическая норма, её варианты.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и культура речи. Лекция № 3.5. Лексико-фразеологическая норма, её варианты.»

ТЕМА. Лексико-фразеологическая норма, её варианты.


Для обозначения, названия предметов, действий, качеств, состояния, наряду со словами используют­ся и сочетания слов.

Сравним для примера варианты разговора студен­тов колледжа:


1.— Что вы делали вчера? — Ничего/судачили» \ сплетничали* — И мы целый дею^ бездельничали* — Василий с вами был? — Был. Рассказал как его отеи^ртчитывал. Он же на урокахЧзевает л дом» не работает.

ЯГ^ Что вы делали вчера? — Ничего^Языками чесали* косточки эсем перемывали. и мы целый дАм^^улуши были, из пустого в порожнее пеоели-

Ш вали* — Василий с вами был? — Выл* Рассказывал как ему отепЗшею намылил. Он же на уроказ^ворон считает, а дома лодыря гоняет* ^ цмысл реш!ик один и тот же. но средства для пере« дачи содержания используются разные.кхтюсимы-Тою значению оказываются слова и фазеологизмы:


судачить, сплетничать — языками чесать, пе­ремывать косточки;

бездельничать бить баклуши, из пустого в порожнее переливать;

отчитывать — шею намылить; зевать («быть невнимательным «) — ворон счи­тать;

не работать — лодыря гонять.


В чем же особенность фразеологизмов? Что со­ставляет их специфику?

  1. Фразеологизмы, как и слова, нё создаются го­ворящим, а воспроизводятся в готовом виде. Они тре­буют запоминания и хранятся в нашей памяти.

  2. Слова во фразеологизме теряют свою смысло­вую самостоятельность. Значение передается всей со­вокупностью слов-компонентов фразеологизма. Такое значение называется целостным. Мы можем не знать, что такое баклуши и почему их надо бить. Однако значение сочетания бить баклуши нам понятно.

  3. Во фразеологизме нельзя заменять слова по своему желанию. Если вместо ловить ворон на уроке сказать ловить тараканов на уроке, то на месте фра­зеологизма появляется свободное словосочетание и смысл будет другой.

Фразеологизмы обладают большими стилистическими возможностями, делают речь красочной, об­разной.

Они помогают немногими словами сказать мно­гое, поскольку определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоя­тельства. Так, устойчивое сочетание на широкую ногу означает не просто «богато», а «богато, роскошно, не стесняясь в средствах». Фразеологизм заметать следи означает не просто «уничтожать, устранять что-либо», а «устранять, уничтожать то, что может служить уликой в чем-либо».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!