Русский язык
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данные контрольные измерители учебных достижений учащихся младших школьников составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы В.П. Канакиной «Русский язык».
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Данные контрольные измерители позволяют учителю располагать данными об уровне общеучебных умений, развитии самостоятельности учебных действий младших школьников, развитии навыков самооценки своих достижений, установить пробелы в знаниях, упущения в навыках с тем, чтобы можно было своевременно оказать помощь учащимся.
Проверка обеспечивает возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.
Для учащихся проверка важна:
Она служит подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей;
Сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.
В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.
Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются: диктанты, проверочные списывания, грамматические задания, изложения, сочинения, тестовые задания
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1
(входной)
Арбуз, воробей, карандаш, лисица, медведь, Москва, петух, ворона, учитель, пальто.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2
(за 1 четверть)
Здравствуйте, прощай, сентябрь, ветер, родина, рисунок, подлежащее, сказуемое, яблоко, берёза.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3
(за 2 четверть)
Ягода, дорога, осина, до свидания, сахар, извините, капуста, жёлтый, посуда, сентябрь, алфавит.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4
Ноябрь, одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток, мороз, урожай, суббота, декабрь, мебель.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5
(за 3 четверть)
Тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, завод, сапог, обезьяна, месяц, картина, отец, фамилия.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6
(за год)
Россия, город, улица, обед, магазин, облако, апрель , шёл, берёза, здравствуйте, родина, фамилия.
ДИКТАНТЫ
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание словарных слов.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
ДИКТАНТ № 1
(входной)
Цель: проверка остаточных знаний по программе первого класса и навыков каллиграфического написания букв, умение самостоятельно работать, оформлять предложения.
ДИКТАНТ № 2
По теме «Предложение»
Цель: проверить умение правильно писать слова с орфограммами, определять границы предложений, применять на практике повторенные орфограммы.
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматическое задание:
В предложениях 4 и 5 подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Допишите одно-два предложения в конце текста.
ДИКТАНТ № 3
по теме «Лексикология»
Цель: проверить навыки грамотного письма в рамках изученных орфограмм, умение правильно определять ударный слог; умение правильно оформлять работу.
Осень в лесу.
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы и осины.
Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.
Грамматические задания:
Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1 – четвёртое предложение; вариан 2 – пятое предложение.
В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Диктант №4
Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, определять мягкость-твёрдость согласных, правильно переносить слова.
Зимой.
Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки лепят снежный ком. Они лепят зайчика. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Коля сидит дома. Он больной. Мальчик смотрит в окно. (33 слова)
Грамматические задания.
1. В третьем предложении подчеркнуть мягкие согласные.
2. Разделить слова для переноса.
Крыльцо, Ольга, Игорь, зайчик.
3. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.
4. Сделать звукобуквенный анализ слова мальчик.
ДИКТАНТ № 5
по теме «Правописание безударной гласной в корне слова»
Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.
Грамматические задания:
1. Над словами третьего предложения поставить знак ударения.
2. Выписать 2 слова с орфограммой «Безударная гласная, проверяемая ударением», рядом записать проверочные слова.
3.Пятое предложение разобрать по частям речи и членам предложения.
Диктант №6
по теме «Парный согласный в корне слова»
Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными согласными на конце и в середине слова; делать звуко-буквенный анализ слов.
Зяблик
По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весне.
Грамматическое задание:
Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – снег, 2 вариант – лёд)
Диктант №7
по теме «Имя существительное»
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Друзья.
Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принёс корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.
Грамматическое задание:
Подчеркните имена собственные.
В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены
В первом предложении обозначить имена существительные
Запишите имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе.
ДИКТАНТ № 8
(за год)
Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать предложения по частям речи и членам предложения.
Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!
Грамматические задания:
В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
Выпишите два слова с проверяемой гласной, подберите проверочные слова.
Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1
Цель работы – проверить умения списывать с доски, находить опасные места в словах, правильно ставить знаки препинания.
Иду я по лесу и слышу шорох да писк. Самих зверей нет. Но за мной глаза следят, уши слушают. Зверьки в норах сидят или под кустиком.
Спиши, подчеркни «опасные» места.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2
Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.
Старые знакомые
Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.
Всем было очень весело.
(По Г. Остеру)
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
Задания в итоговом тесте представлены в трёх уровнях сложности: А — базовый уровень — предусматривает выбор единственно правильного ответа из четырёх предложенных; В — усложнённый уровень, где следует выбрать два верных ответа из четырёх предложенных; С — уровень повышенной сложности, где следует выбрать единственно правильный ответ из четырёх предложенных.
Оценивание тестовых заданий:
Задания уровня А оцениваются в 1 балл.
Задания уровня В оцениваются в 2 балла (по 1 баллу за каждый правильный выбор ответа).
Задания уровня С оцениваются в 3 балла, причём за каждую ошибку рекомендуется снимать по 1 баллу.
При подведении итогов тестовых заданий рекомендуется придерживаться следующих критериев:
97—100% от максимальной суммы баллов — ставится отметка «5» — отлично;
77—96% — отметка «4» — хорошо;
50—76% — отметка «3» — удовлетворительно;
менее 50% — отметка «2» — неудовлетворительно.
Вариант 1
А1. Укажи слова, которые записаны в алфавитном порядке.
□ 1) аист, ущелье, блюдце, лыжник
□ 2) варенье, капелька, шалость, обложка
□ 3) скороговорка, лист, тучка, игрушка
□ 4) костёр, подсолнух, соловей, улыбка
А2. Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв.
□ 1) юнга □ 3) суббота
□ 2) обезьяна □ 4)чайник
АЗ. Укажи побудительное предложение.
□ 1)В первый день каникул я посетил музей.
□ 2) Знай правила дорожного движения!
□ 3) Кто выдумал, что медведь неповоротливый?
□ 4) А какие ноги длинные у аиста!
А4. Укажи грамматическую основу предложения.
Однажды с неба посыпались большие и разноцветные конфеты. (По Дж. Родари)
□ 1) большие и разноцветные конфеты
□ 2) однажды посыпались
□ 3) посыпались конфеты
□ 4) с неба конфеты
В1. Укажи имена прилагательные во множественном числе.
□ 1) льдины, рисунки, заявления
□ 2) прекрасные, зелёные, весёлые
□ 3) лунные, снежные, вельветовые
□ 4) жадный, водяное, пушистая
В2. Укажи, в каких строках пропущена одна и та же буква.
□ 1) ч_стота с_нева, дл_на
□ 2) с_ринка, св_тильник, з_мовать
□ 3) к_ртина, м_лина, пл_ток
□ 4) р_синка, вр_чи, г_родок
С1. Укажи значение выражения.
Жить как кошка с собакой.
□ 1) враждовать
□ 2) дружить
□ 3) играть
□ 4) путешествовать
Оценивание
А1 – 1б В1 – 2б
А2 – 1б В2 – 2б
А3 – 1б С1 – 3б
А4 – 1б
Максимальное количество – 11б
97—100% - 10-11 б. - «5» — отлично;
77—96% - 8-9 б. - «4» — хорошо;
50—76% - 6-7 б. - «3» — удовлетворительно;
менее 50% -5-0 б. - «2» — неудовлетворительно.
Вариант 2
А1. Укажи слова, которые записаны не в алфавитном порядке.
□ 1) олень, потеха, сторожка, улей
□ 2) грамота, сокол, поведение, объявление
□ 3) будильник, каюта, леска, чудак
□ 4) гусыня, зимовка, конверт, подруга
А2. Укажи слово, в котором букв больше, чем звуков.
□ 1) енот
□ 2) объезд
□ 3)зеркало
□ 4) колокольчик
АЗ. Укажи вопросительное предложение.
□1) Какой возраст у твоей собаки?
□ 2) Больше всего на свете я люблю мороженое.
□ 3) Сколько в лесу загадок и тайн!
□ 4) Иди за знаниями в школу.
А4. Укажи грамматическую основу предложения.
На арену цирка вышли гимнасты в серебристых костюмах. (По Ю. Дружникову)
□ 1) на арену цирка
□ 2) вышли в костюмах
□ 3) вышли гимнасты
□ 4)в серебристых костюмах
В1. Укажи слова, в которых пропущена одна и та же буква.
□ 1) св_зной, за_вление, в_зать
□ 2) ябл_ко, д_рога, м_рковь
□ 3) тр_пинка, ст_ринный, дв_рняжка
□ 4) л_нейка, бр_сает, ст_рожка
В2. Укажи глаголы в единственном числе.
□ 1) подъехали, смотрят, шутят
□ 2) повела, угощает, учит
□ 3)театр, деревянный, родительское
□ 4) накормил, предлагает, началась
С1. Укажи значение выражения.
В час по чайной ложке.
□ 1) действовать быстро
□ 2) угощать гостей чаем
□ 3) пить чай из чашки
□ 4) действовать медленно
Оценивание
А1 – 1б В1 – 2б
А2 – 1б В2 – 2б
А3 – 1б С1 – 3б
А4 – 1б
Максимальное количество – 11б
97—100% - 10-11 б. - «5» — отлично;
77—96% - 8-9 б. - «4» — хорошо;
50—76% - 6-7 б. - «3» — удовлетворительно;
менее 50% -5-0 б. - «2» — неудовлетворительно.