1 4 3 3 4 1. Формулирование темы – Вы догадались, какая будет тема урока? А как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи? – Запишите тему урока: Фонетика и …. Название другой науки вы сформулируете самостоятельно в течение урока. – Сформулируйте основной вопрос урока. (Какие формы есть у местоимений?) – Давайте составим план урока. Учитель вместе с детьми планирует свою деятельность на уроке. 2. Работа над определением. – Прочитайте текст в рамке на с. 11. – Произнесите слово фонетика правильно ([нэ])! – Из какого языка пришло это слово? – Что оно означает? – Что изучает этот раздел науки о языке? – Покажите это в виде схемы. Сравните с изображением на слайде, доске: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/14/s_587993819af16/528159_1.png) 3. Работа в учебнике. ● Упр. 5 – развивается умение подбирать слова с заданным корнем с опорой на рисунки. Выполняется по заданию устно. ● Упр. 6 – развивается умение определять смыслоразличительную роль звуков. Сначала ученики устно находят отличия в словах каждой пары. Образец рассуждения: Спор – спорт. Эти слова отличаются друг от друга одним звуком: в слове спорт есть звук [т], обозначен буквой «тэ», все остальные звуки и буквы одинаковые, но слова абсолютно разные по значению, то есть один звук изменил смысл слова. Затем ученики списывают слова и продолжают запись самостоятельно: пушка – опушка, вол – волк, тесто – место и т.п. – Сделайте вывод на основе выполненного упражнения: чем могут отличаться слова и какую роль выполняют звуки в языке? Вывод: Каждое слово в паре отличается одним звуком. Появление нового звука или замена звуков изменяет смысл слова. Звуки речи мы произносим и слышим, а буквами обозначаем эти звуки на письме. 4. Работа в группах. Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека. Задание: Для групп 1, 3, 5 – выбрать вопросы, которые касаются гласных звуков. Для групп 2, 4, 6 – выбрать вопросы, которые касаются согласных звуков. Обсудить ответы, определить, кто от групп будет отвечать на какой вопрос. Обязательное условие: каждый участник группы должен ответить хотя бы на один вопрос. В процессе устной проверки от других групп возможны замечания, дополнения. Вопрос на обобщение. – С каким ещё разделом языка связана фонетика? (Графика.) Почему? (Звуки на письме мы обозначаем с помощью букв.) – Допишите тему урока «Фонетика и графика». Методическая рекомендация: необходимо помнить, что законы графики действуют лишь в тех случаях, где звуку однозначно соответствует буква, в случаях же выбора буквы для обозначения звука (для звуков слабых позиций) применяются правила правописания – орфографии. Поэтому, если ученики назовут разделы «Графика» и «Орфография», будет также правильно. |