Самоанализ урока
Тема «Квадратные неравенства» изучается в разделе «Квадратичная функция». Урок «Квадратные неравенства» является первым уроком. Учащиеся уже знакомы с числовыми неравенствами, их свойствами и способом решения линейных неравенств. Это урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование понятия квадратного неравенства, изучение алгоритма решения квадратного неравенства, умение решать квадратные неравенства с опорой на графические представления.
Цели реализуется посредством решения задач, направленных на достижение планируемых результатов:
- знать определение и алгоритм решения квадратных неравенств с помощью схематического графика и уметь применять алгоритм;
-развитие логического мышления, внимания, математической речи, умение находить взаимосвязь между различными фактами;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;
- понимание сущности алгоритмических предписаний иумение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-развивать умение формулировать и отстаивать свое мнение;
-развивать умение оценивать свою учебную деятельность;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-воспитание умения работать в коллективе, ответственного отношения к учебе.
Задачи урока направлены на формирование следующих компетенций учеников: учебно – познавательные, информационные, коммуникативные.
При постановке цели и задач урока учитывала возрастные особенности, уровень обученности школьников. Учащимся предоставляется возможность доказать свою позицию. В классе из 9 человек 67% имеют достаточно высокий уровень обученности, 11% - средний уровень и 22% -низкий.
Для решения всех поставленных задач использовала элементы технологий: критического мышления, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной, которые способствовали включению учащихся в активную познавательную деятельность.
На стадии «Вызова» - методический прием «Верно ли что…», учащиеся работают самостоятельно, учатся анализировать, выдвигать версии. Прием «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учащимся высказывать свои мысли, слушать товарищей, возникает желание приобретать новые знания. Диаграмма Венна позволяет найти общее и отличия между квадратным трехчленом, квадратным уравнением и квадратичной функцией.
На стадии «Осмысления» прием «Концептуальная таблица», который позволяет обобщить пройденный материал, создавать целостное представления о квадратных неравенствах.
На стадии «Рефлексия» прием ромашка Блума. Дети учатся перерабатывать полученную информацию, делать самостоятельно выводы о проделанной работе.
Включение этапа мотивации к учебной деятельности связано с необходимостью создать доброжелательный настрой учащихся на работу, собрать их внимание. Этот этап позволяет формировать у учащихся УУД: ответственность, умения настраиваться на работу.
Этап актуализации опорных знаний обусловлен содержательной частью нового материала. Прежде чем перейти к новому материалу, необходимо было повторить ранее изученный материал. На этом этапе учащиеся столкнулись с проблемой: Что такое квадратное неравенство? При этом происходит формирование УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, строить высказывания.
Непосредственно на этапе усвоения новых знаний учащиеся по опорной таблице знакомятся с алгоритмом решения квадратных неравенств с помощью графика. Формируются УУД: поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы и обобщения, развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
В ходе этапа первичного закрепления новых знаний учащиеся демонстрирует степень овладения данным материалом. Закрепляют изученный материал практической работой по решению неравенств. На этом этапе формируются УУД: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать общие приемы решения задач, аргументировать свою позицию.
Во время самостоятельной работы учащимся дается дифференцированное задание: решить неравенство по эталону или выполнить тест. УУД: структурирование знаний, умение сличать способ действий и его результат с заданным эталоном, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Для возникновения у подростка внутренней потребности включения в учебный процесс использовался практический материал, связанный с реальной действительностью. Знакомя учеников с материалами ЕГЭ, я хотела подчеркнуть значимость изучаемого материала.
Этап подведения итогов урока позволяет еще раз повторить главное в изученном материале, оценить учащимся свою работу. Кроме того, на этом этапе происходит постановка домашнего задания. УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, понимание причин успеха.
Для организации урока использовала ряд средств обучения. Основным средством наглядности является презентация. Цель ее использования – наглядное и более красочное представление материала, экономия времени, рационализация труда учителя.
Содержание урока соответствует требованиям стандарта по математике. Причем согласно программе основная цель изучения темы: сформировать умение решать квадратные неравенства.
Материал учащимся подается таким образом, что ни на один вопрос учитель не дает готового ответа. Все ответы ищут сами ребята, путем выполнения логических операций: сравнение, анализ.
Изложение материала максимально адаптировано в связи с особенностями класса, а потому доступно и соответствует уровню понимания учащимися содержания учебного материала.
Методы, используемые на уроке: репродуктивный, частично –поисковый , а также словесные, наглядные и практические.
На уроке использовались формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Этапы урока соответствовали запланированным по содержательным и временным характеристикам
На мой взгляд, выбор форм и методов, приемов был удачен и оптимален для данного класса с учетом целевого и содержательного компонента урока на каждом этапе. Наиболее удачными считаю этапы усвоения и закрепления знаний, поскольку они оказались самыми продуктивными из-за включения всех учащихся в работу и выполнения большего объема работы основной частью учащихся. Такая продуктивность повлияла на конечный результат урока.
Стиль взаимоотношений учителя и учащихся можно назвать демократическим. Атмосферу урока охарактеризовать как доброжелательную, способствующую включению каждого учащегося в процесс приобретения новых знаний.
Цели урока считаю достигнутыми. 4 ученика усвоили материал на « отлично», 3 – на «четыре», и 2 – на «3».