САМОАНАЛИЗ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Центр образования № 22- Лицей искусств» г. Тулы
Безрукавая Валентина Анатольевна
Класс 9-Б
Тема урока: «Политика»
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Форма урока: нетрадиционная: командная игра «политический турнир».
Место урока в тематическом планировании: данный урок является
восьмым (предпоследним) уроком главы I. «Политика».
Дата проведения урока: 17.11.2017 г.
Учебно-методическое и техническое оснащение урока:
На уроке использовалось мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, колонки, цифровые образовательные ресурсы – самостоятельно разработанная компьютерная презентация к уроку.
Для организации работы по повторению, обобщению и систематизации изученного материала использовался раздаточный материал: карточки-тесты, схемы-модели, карточки с практическими заданиями.
Общая характеристика класса: Учащиеся 9-Б класса имеют средний уровень познавательных способностей. В классе 25 учеников. Отличников нет. Учащихся, имеющих проблемы в обучении нет. Значительная часть учеников класса добросовестно относятся к учебе, практически всегда подготовлены к уроку, могут высказывать собственное мнение, при подготовке домашних заданий (по мере необходимости) используют дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Ученики обладают удовлетворительными навыками анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Уровень коммуникативной и информационной компетенций достаточный. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.
Цели урока.
Цели урока определены в соответствии с обязательным минимумом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года, содержанием образовательной и рабочей программ, с учетом типа урока.
Повторить, обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о политической сфере общества;
Развивать умения:
- в области познавательной деятельности: сравнивать, сопоставлять; ранжировать понятия по одному или нескольким основаниям.
- в области информационно-коммуникативной деятельности: участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; проводить примеры, аргументировать, делать выводы; выбирать и использовать различные знаковые системы: таблицы, схемы, тексты;
- в области рефлексивной деятельности: навыки самостоятельной организации учебной деятельности (постановка цели, планирование, выбор средств, осуществление контроля и оценка своей деятельности);
Воспитывать правовую культуру, сознательное отношение к участию в политической жизни страны, содействовать формированию демократических ценностей у школьников в период их социального взросления.
Планируемые результаты:
По итогам изучения темы «Политика» и в результате повторения, систематизации и обобщения изученного материала на данном уроке учащиеся должны:
Знать/понимать:
- значение терминов: политика, политическая власть, СМИ, государство, форма государственного правления, монархия, республика, президентская республика, парламентская республика, смешанная республика, абсолютная монархия, парламентская монархия, форма государственного устройства, унитарное государство, федеративное государство, гражданство, конфедерация, политический режим, тоталитарный режим, авторитарный режим, демократический режим, правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление, Общественная палата, выборы, референдум, общественно-политическое движение, политическая партия.
Уметь:
- называть признаки и функции государства; органы законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; основные признаки (принципы) правового государства;
- описывать формы государственного правления (монархию, республику, их виды); формы государственного устройства (федерация, унитарное государство), формы политического режима (тоталитарный, авторитарный, демократический);
- характеризовать основные черты гражданского общества и правового государства;
- осуществлять информационно-смысловой анализ текста; целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку собственной познавательной деятельности.
- определять границы собственного знания/незнания;
- воспроизводить основные идеи изученного материала;
- выделять существенные признаки ведущих понятий темы, конкретизировать эти признаки;
- извлекать и перерабатывать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема);
- проводить анализ учебного материала, на основе обобщения знаний делать выводы, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных и учебных ситуаций;
- организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- сравнивать: государства по форме правления, государственного устройства, политического режима; политические партии и общественно-политические режимы;
- объяснять: роль политики в жизни общества; причины возникновения государства; взаимосвязь гражданского общества и государства;
- приводить примеры участия граждан в политической жизни;
Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
- реализации подростком прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- общей ориентации в актуальных общественных политических событиях и процессах с позиций правовой культуры и демократических ценностей.
Структура занятия
Структура урока была мною определена в соответствии с типом урока (урок систематизации и обобщения изученного материала)1 и включала следующие этапы:
Организационный момент.
Целеполагание, планирование.
Актуализация опорных знаний.
Этап обобщения и систематизации изученного.
Подведение итогов урока.
Анализ деятельности по реализации целей и задач урока
В рамках организационного момента я предложила ученикам прочитать со слайда презентации стихотворение - пожелание удачной работы автора О. Колесник. Это способствовало снятию напряжения и созданию доверительной обстановки на уроке.
Организационный момент - ключ к сотрудничеству на уроке. Я стремилась включить школьников в деловой ритм, обеспечивать реализацию принципов психологического комфорта и здоровьесбережения.
Этап целеполагания, планирования. Особый прием, обеспечивающий выход на тему на данном уроке мною не был запланирован, т.к. логика изучения главы «Политика» учащимся уже хорошо известна. Практически на каждом из предыдущих уроков в ходе совместной формулировки темы урока школьники обращались к оглавлению учебника (с. 3) и знали, что данный урок является завершающим. Кроме того, на предыдущем уроке при коллективном обсуждении домашнего задания к сегодняшнему уроку учащиеся сами определили, что необходимо повторить весь материал главы.
Определить основную цель урока - повторить, обобщить систематизировать и обобщить знания и умения по теме «Политика», девятиклассникам также не составило труда, т.к. урок такого типа на первый в их практике. Далее учащиеся объяснили, что, по их мнению, значит «повторить» изученный материал (вторично проговорить, вспомнить), обобщить (выявить общие признаки, свойства, взаимосвязи предметов и понятий рассматриваемой темы), систематизировать (привести в систему, в определенный порядок).
Основные смысловые блоки для повторения школьники также выделили достаточно легко. Я обучаю этих детей с 5 класса и опыт работы на уроках повторения у них уже есть. Обратившись к оглавлению, школьники предложили следующие узловые разделы: «термины», «взаимосвязи», «практика». Соответственно план работы был определен в следующем виде: 1) Повторить значение терминов по теме «Политика»; 2) Закрепить логическую взаимосвязь компонентов политической сферы; 3) Упражняться в решении практических задач.
Тема, цель и план урока после их обсуждения последовательно предъявлялись на слайде презентации.
Форму организации работы - «Политический турнир», я предложила сама. Выяснили, что называют «турниром», почему он у нас сегодня «политический». Для участия в турнире учащимся было предложено распределиться на команды - «четвёрки» и выбрать капитана команды. Его обязанность организовывать взаимодействие членов группы и обеспечивать предъявление результатов ее работы. Командам было предложено выбрать название с учетом темы урока. Все письменные ответы следовало подписывать в соответствии с названием команды. Совместно были определены система оценивания ответов команд и критерии оценок. Для отслеживания результативности продвижения команд на доске заранее была приготовлена таблица, в которой впоследствии отражались результаты работы команд.
Организация работы на этапе совместной постановки цели, планирования была направлена на реализацию требований ФК ГОС к уровню подготовки выпускника основной школы в области познавательной деятельности: определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей.
Совместная работа по целеполаганию и планированию, на мой взгляд, также способствует осознанному отношению учащихся к учебной деятельности, пониманию ими практической значимости изучаемого материала, обеспечивает «принятие» цели, превращение её в личностно значимую для школьников (т.к. цели, спущенные кем - то сверху – чужие цели). Всё это, в конечном счете, обеспечивает эффективность усвоения изученного материала.
На этапе актуализации опорных знаний команды получили задание в течение двух минут записать все основные термины, которые были изучены в рамках темы «Политика». Посла того, как карточки с ответами были сданы учителю, проведена проверка по слайду презентации. Особое внимание было обращено на те термины, которые учащиеся забыли отметить в своих ответах. В соответствии с разработанными критериями в таблицу были внесены первые результаты.
Выбор мной формы организации учебной деятельности школьников на данном этапе соответствовал основной задаче урока – повторение пройденного. Основная мыслительная операция, которую выполняли школьники – припоминание, далее осуществлялось проговаривание новых слов. Эти учебные действия способствуют закреплению в памяти основных терминов темы «Политика».
Этап обобщения и систематизации изученного собственно и представлял собой политический турнир. В целях включения в работу на уроке всех детей роль арбитра я взяла на себя.
Работа над смысловой линией «термины» продолжалась в форме выполнения тестовых заданий, в которых необходимо было: подписать названия терминов по их определениям, дать определение того или иного понятия, указать «лишнее», озаглавить список терминов (установить общий признак). Подведение итогов работы по данному этапу турнира осуществлялось посредством обсуждения: в определении значения каких понятий допущено больше всего ошибок, какая форма заданий вызвала наибольшие затруднения и почему.
Отработка узловой линии «логические взаимосвязи» осуществлялась в рамках выполнения заданий с логическими схемами. В ходе изучения темы «Политика» на каждом предыдущем уроке мы выполняли коллективную работу по моделированию – составлению гиперконспекта (общей схемы - модели, отражающей все взаимосвязи изученных блоков темы «Политика»). Команды получили карточки с частями гиперконспекта. В предложенных школьникам схемах отсутствовали важные смысловые блоки или были нарушены логические связи. Учащимся было нужно либо достроить отсутствующий элемент модели, либо исправить допущенную в схеме ошибку. Особенностью данных заданий являлось то, что они по внешнему виду существенно отличались от того, как были записаны в тетрадях. После выполнения каждого задания проверка осуществлялась по варианту, представленному на слайде презентации, велась работа по разбору ошибок.
Работа над смысловой линией «практика» осуществлялась в устной форме. Каждая команда посредством жеребьевки получила карточку с заданием, которое содержало описание практической ситуации (за основу взяты задания учебника, стр. 54, рубрики «В классе и дома», ранее на уроках не рассматриваемые). По истечении отведенного на обсуждение задания времени представитель команды должен был представить вариант решения данной ситуации. Участники других команд оценивали предложенный вариант (оценка выставлялась из расчета среднего арифметического выставленных голосованием команд баллов). Возможно было предложение иных вариантов участниками других групп. За наиболее удачные ответы они пополняли свой результат в таблице достижений.
Завершилась работа по данному пункту плана ответом на вопрос - в чем была сложность данного вида работы? Каких знаний (умений, компетенций) недостаточно, чтобы выполнять задания подобного вида?
Организация учебной деятельности школьников на этапе повторения и систематизации изученного осуществлялась в соответствии с планом.
Использование разнообразной формы подачи заданий турнира (тестовые задания, логические схемы, практические ситуации) было направлено на развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать зависимости, что является, по моему мнению, важнейшей формой борьбы с формализмом в знаниях учащихся, и непременным условием обеспечения прочности обучения. Подобная организация работы на уроках повторения и систематизации способствует повышению уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, развитию навыков его творческого применения на практике в измененных условиях. С учетом того, что 16 учащихся данного класса выбрали обществознание в качестве предмета по выбору для прохождения итоговой аттестации за курс основной школы, важным было и то, что задания первого и второго блоков турнира по форме и содержанию соответствовали заданиям ОГЭ, предложенным в демоверсии.
На этапе подведения итогов урока команды оценили свои достижения по таблице. Были определены победители. Участники двух команд, набравшие максимальное наибольшее количество баллов получили общую оценку «отлично», участники трех команд, справившиеся в соответствии с ранее установленными критериями с заданиями на «хорошо», имели возможность отказаться от этой оценки, если им хотелось бы получить более высокий результат. Работа одной группы была оценена на «удовлетворительно». Этим ученикам также предоставлялась возможность отказаться от оценки, если она их не устраивает. Помимо этого капитанам команд предлагалось выразить мнение участников своих групп по поводу работы каждого ее члена. Можно было подать список участников с оценками, выставленными им в процессе общего обсуждения.
Возможность отказаться от оценки на уроках изучения нового материала и на уроках повторения и систематизации я предоставляю детям не случайно. Этот прием способствует формированию компетенций самоопределения и самооценки. Тем более, что на последующих уроках в рамках проведения контроля качество знаний каждого ученика будет оценено более объективно и общий результат успеваемости неизбежно подвергнется коррекции. Предоставление возможности группе изменить оценку отдельным своим участникам тоже работает на формирование личностных компетенций девятиклассников: не учитель, а товарищи высказывают ученику свои претензии по поводу пассивности или плохой подготовки. Развитие способности к корректному предъявлению претензий, умений принимать обоснованную критику усиливают воспитательный потенциал урока.
При подведении итогов урока в рамках коллективной рефлексии учащиеся вновь обратились к цели урока (повторить, обобщить систематизировать и обобщить знания и умения по теме «Политика») и отметили, что поставленная цель ими реализована. В рамках индивидуальной рефлексии я предложила школьникам выразить собственное мнение с использованием «триады»: «знаю», «умею», «хочу», не повторяя вариантов одноклассников. Для завершения урока в позитивном ключе использовала прием «комплимент» - предложила в форме комплимента оценить результаты работы на уроке любого участника или всего класса в целом (даже, если имели место недостатки, их необходимо завуалировать). Один из учеников сделал комплимент мне: «Вы так блестяще спровоцировали нас на неверный ответ».
Домашнее задание было сформулировано самими учащимися. Зная, что после урока повторения, как правило, проводится контрольная работа, они объяснили, что необходимо еще раз обратиться к разделам темы, вызвавшим наибольшие затруднения, повторить значение терминов по составленному нами в процессе изучения главы «Политика» опросному листу. Для тех, кто решил сдавать обществознание в качестве предмета по выбору, было предложено поупражняться в решении тестов по этой теме из демоверсий.
Общие выводы:
Структура урока была соблюдена. Все этапы урока между собой взаимосвязаны. Цель, логика организации учебной деятельности, на мой взгляд, были осознаны учащимися и понятны им. Время, отведенное на каждый этап урока распределено рационально, необоснованных потерь времени не было.
Отобранный для повторения материал соответствовал требованиям образовательной и рабочей программ, типу и целям урока. Темп и плотность занятия соответствовали возможностям учащихся.
В целях достижения планируемого результата урока были использованы следующие методы:
- по источнику знаний: словесные, наглядные;
- по характеру взаимодействия учителя и учащихся: эвристическая беседа, групповая работа;
- по решению дидактических задач урока: частично-поисковый;
Благодаря чередованию разных способов и форм предъявления заданий командам (карточки-тесты, рисунки-схемы, слайды презентации, практические задачи) поддерживалось произвольное внимание учащихся и обеспечивалась их высокая работоспособность на протяжении всего урока. Включение элемента состязательности (командное соревнование - турнир) содействовало активизации познавательной деятельности школьников и позволило сделать урок динамичным.
Доброжелательная атмосфера, постоянное переключение внимания школьников, возможность перемещаться по классу в процессе групповой работы и предъявления результатов способствовали снятию напряжения и обеспечивали реализацию принципа здоровьесбережения.
Все задания, предлагавшиеся учащимся на уроке, были представлены в развивающем ключе, имели продуктивный, компетентностно-ориентированный характер: для их решения предполагалось выполнение таких мыслительных операций, как анализ, синтез, дополнение, обобщение, подведение под понятие.
Групповая работа, являвшаяся основной формой организации учебной деятельности на данном уроке, способствовала обеспечению требований ФК ГОС в части формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности. По направлению «информационно-коммуникативная деятельность» были созданы условия для развития у школьников умений использовать и конструировать информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица, схема, текст, визуальный ряд), обеспечивалось совершенствование навыков организации учебного взаимодействия в группе: слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В процессе решения практических задач, рефлексии на отдельных этапах урока и в конце занятия обеспечивалась реализация воспитательного потенциала урока. Создавались условия для развития личностных компетенций девятиклассников: самоопределение, определение границ собственного знания/незнания, самооценка, поиск и устранение возникших трудностей, осознание важности участия граждан в политической жизни страны, закладывались основы политической культуры школьников.
1 За основу взята типология и структура уроков Конаржевского Ю.А. (см. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: «Педагогический поиск». 2004 г.