Самоанализ проведенного урока( плюсы и минусы).
Урок окружающего мира был проведен в 21 сентября 2017 года по УМК «Планета знаний». Это был нетрадиционный урок, так как проводился в форме экскурсии.
Тема: Экскурсия к водоему(пруду).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
способствовать ознакомлению учащихся с условиями обитания живых существ в водоеме, разнообразием обитателей водоема, их приспособительными признаками и некоторыми взаимосвязями, создать условия для воспитания бережного отношения к обитателям водоема.
Планируемые результаты:
Предметные: назвать условия, необходимые для жизни растений и животных, привести примеры растений и животных водоема, дать оценку влиянию деятельности человека на природу.
Личностные: оценить свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников, красоту окружающей природы, бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.
Метапредметные (критерии сформированности УУД)
Регулятивные: наблюдают за объектами и явлениями природы, проводят наблюдения по предложенному плану.
Познавательные: осуществить описание объектов природы, сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий , слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приводят к общему решению, работая в паре.
Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Все этапы урока выдержаны, прослеживался плавный переход от этапа к этапу.
Урок я начала с эмоционального настроя детей, на успех и уверенность в их знаниях.
Была осуществлена мотивация на получение новых знаний и на успешную индивидуальную и коллективную работу, я настроила детей на экскурсию. Предложила отправиться к пруду и посмотреть его обитателей.
Но для этого использовала игровую технологию – загадка. Загадка развивает у детей познавательный интерес.
Глядят на него молодые рябинки
Цветные свои примеряют косынки.
Глядят в него молодые березки
Свои перед ним поправляют прически
И месяц и звезды-в нем все отражается…
Как зеркало это называется?
Ответ: Пруд или водоем.
Я поставила проблемный вопрос:
- А для чего мы отправляемся на пруд? Что нам нужно посмотреть и исследовать?
При помощи наводящих вопросов я добивалась того, чтобы дети сформулировали тему и цель, план урока с помощью учителя.
Учебный материал не давался в готовом виде. На протяжении всего урока дети «добывали» знания сами по плану учителя.
Дети умело работали в паре и в группе, коллективно, фронтально.
На уроке были реализованы принцип наглядности( ребята посмотрели в природе в живую растения, животные,сам пруд в природе, а не на картинке).Для получения новых знаний использовался принцип научности( подготовленный ученик работал со словарем Ожегова и и пользовались ребята в течении урока научным языком).
Принцип доступности прослеживался в подборе материала. После рассмотрения растений и животных самого пруда я не дала материал в готовом виде, а побуждала добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, во внеурочное время о растениях, животных пруда. В результате наблюдения дети узнали, что такое пруд, как он выглядит в природе, обитателей пруда, растения пруда.
Умело я использовала игровые и здоровьесберегающие технологии на уроке –экскурсии. Провела игру «Цапли и лягушки», «Найди свое дерево».Я считаю, что удачно подобрала физкультминутку, которая соответствует теме урока.
Работая в парах ребятам удалось обсудить такой вопрос «Что мы должны сделать для охраны водоемов?», Как человек использует в своей деятельности водоем?» После каждого урока ребята делали совместно с учителем выводы.
Важным моментом на уроке-экскурсии было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности.
Общая организация работы на уроке –экскурсии позволила создать рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе экскурсии. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу. Использовался такой прием «Лесенка знаний» и ответы на вопросы анкеты.
Домашнюю работу дала дифференцированно - по выбору.
В конце анализа, мне еще раз хочется отметить, что дети не в готовом виде получали знания, а добывали их совместно под чутким руководством учителя.
Урок соответствует требованиям ФГОС.
Учителю удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.
Хочется отметить плюсы и минусы нетрадиционного урока-экскурсии:
Плюсы урока-экскурсии | Минусы урока-экскурсии. |
Наблюдение за условиями обитания животных и растений пруда. | Не используется информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, музыка. |
Обогащение детей новыми впечатлениями от проведения экскурсии к пруду. | Экскурсия планируется и зависит от погодных условий. Может не состоятся. |
Использование наблюдений и впечатлений от экскурсии в жизни . | Невозможность ИКТ(презентации) и ТСО( компьютер) |
Получение новых знаний о пруде. | Нет работы с учебником, атласом, дневником наблюдений. |
Экскурсия – метод обучения | Иногда рассеивается внимание детей |
Оказывает экскурсия воспитательное воздействие на учащихся | Не все учителя используют экскурсию, в качестве формы и метода обучения. Если проводят. То не все предусмотренные программой. |
Экскурсия не ограничивается во времени | Требует от учителя больших усилий, чтобы навести порядок на экскурсии. |
Развивает экскурсия познавательные возможности детей и развивает кругозор учащихся | |
Экскурсия проводится в нетрадиционном месте( в данном случае , около школьного пруда) | |
Требует серьезной подготовки учителя и детей к уроку | |
Экскурсия- познавательный урок | |
Развивается умение наблюдать у детей. Главная часть экскурсии- это наблюдение. | |
Использование здоровьесберегающих технологий. | |
Главная роль не у учителя, а детей на экскурсии. Учитель- это организатор экскурсии. | |
Вывод: Процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями.
Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие - "природа".