СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самолётостроение и ракетостроение

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самолётостроение и ракетостроение»

Урок 26. СамолЁтостроение и Ракетостроение

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с историей самолетостроения, рассказать о функциях самолета и космической ракеты; познакомить с конструкцией самолета и ракеты, с профессиями летчика и космонавта; учить сравнивать различные виды летательных аппаратов, использовать приемы и правила работы с отверткой и гаечным ключом при выполнении сборки самолета; воспитывать интерес к предмету

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Летчик, космонавт; самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета

Образовательные
ресурсы

 http://www.fos.ru/avia/avia0051.html

Наглядно-демонстрационный
материал

 мультимедийная презентация по теме; образец изделия.

 Видеоряд: профессии людей, работающих на авиационных заводах:

http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/30348152.132/0_64bf8_13d9bb3_orig

http://sdelanounas.ru/images/img/i2.imageban.ru/x400_out_2011_10_14_b1faeb1daa67b9dcd0ce1aed7b2b2051.jpg.jpeg

http://obuk.ru/uploads/posts/2011-06/1307610338_mfnhntorb6ozzkj.jpeg

http://vidomosti-ua.com/photo/original-1309442849.JPG http://ryb.ru/photos/big/sam.jpg

http://obuk.ru/uploads/posts/2011-06/1307610358_5s17pmnd3y0tblq.jpeg

http://s53.radikal.ru/i140/1106/fb/b6103151477c.jpg

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; металлический конструктор

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: узнают о функциях самолета и космической ракеты; познакомятся с конструкцией самолета и ракеты; научатся сравнивать различные виды летательных аппаратов, использовать приемы и правила работы
с отверткой и гаечным ключом при выполнении сборки самолета. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценивать работу по заданным критериям; коммуникативные – обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.

Личностные: проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
совзаимодей-

ствия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная,

психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Человек и воздух». Как вы думаете, что мы узнаем нового? На каких предприятиях побываем?

Сегодня наш урок посвящен самолетостроению

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока

Фронтальная

Личностные: имеют
мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания

организует обсуждение качества выполнения домашнего задания «Браслет»

Участвуют
в коллективной беседе
по оценке
выполненной работы

Фронтальная

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; обладают первичными умениями оценки работ одноклассников на основе заданных критериев

Устные ответы

III. Изучение

нового

материала

Словесно-ил-

люстративный рассказ с элементами беседы «Из истории самолетостроения».

Просмотр мультимедийной презентации или

рассматривание

иллюстраций
в учебнике

(с. 114)

– Что же такое самолет? Самолет – летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев.

– История самолетостроения началась не в XX веке, как считают многие. Летать, как птицы, люди хотели всегда. Русский фольклор насчитывает немало сказок и легенд
о фантастических существах и людях, обладающих «дьявольской» силой и умением летать по воздуху. Мысль
о возможности летания жила в народе, переходя из поколения в поколение. До нас дошли былины о Тугарине Змеевиче, сказки о Коньке-Горбунке, о Кощее Бессмертном, о ковре-самолете, на котором летал Иван-царевич. Ряд легенд говорит и о реальных попытках создать летающие механизмы и приспособления. Так, сохранилась относящаяся еще к 906 году легенда о пуске по воздуху на осажденный князем Олегом Царьград каких-то снарядов. Другая легенда говорит о летающем искусственном орле, сделанном во времена Ивана III (1462–1505 гг.), устройстве, подобном парашюту, поповского сына Симеона и др.

Несомненно, что русские люди пытались летать на самодельных крыльях. В рукописи Даниила Заточкина, относящейся к ХIII столетию и хранившейся ранее в Чудовом монастыре, есть указания на полеты людей. Перечисляя народные увеселения славян, Даниил Заточник пишет:

«...а иные слетают с церкви или с высокого дома на шелковых крыльях... показывая крепость сердец своих...»

Первый же самолет был построен в России А. Ф. Можайским летом 1882 года, но при испытаниях он потерпел аварию. Первый успешный полет самолета американских механиков братьев У. и О. Райт с двигателем внутреннего сгорания был совершен 17 декабря 1903 года. Вслед за этим в Европе, главным образом во Франции, строят самолеты А. Сантос-Дюмон, Ф. Фербер и другие. В России в 1909–1914 годах появились самолеты

Я. М. Гаккеля, Д. П. Григоровича, И. И. Сикорского и других. С середины 20-х годов в самолетостроении начали использовать дуралюмин (первые советские цельнометаллические самолеты были построены А. Н. Туполевым в 1924–1925 годах). К середине 30-х годов произошел окончательный переход от биплана к моноплану. В конце 30-х годов появился реактивный двигатель. В бывшем СССР первый полет на самолете с жидкостным реактивным двигателем был совершен в 1942 году. С начала 50-х годов реактивные самолеты стали использовать и в гражданской авиации (в СССР – ТУ-104, 1955 год), широко развивалось вертолетостроение; в ВВС появились сверхзвуковые самолеты. Современные авиационные предприятия выпускают самолеты самых разных конструкций и назначения: от одноместных до самолетов, вмещающих более трехсот человек, перевозящих крупнотоннажные грузы.

– Где нашей стране располагаются авиационные заводы? Прочитайте информацию об этом в учебнике (с. 115) и отметьте эти города на карте России (рабочая тетрадь,

с. 4–5)

Смотрят

презентацию,

слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию, отвечают на вопросы; выполняют задание

Фронтальная

Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: обще-учебные – извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения.

Коммуникативные:

умеют полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание рассказа учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы


Беседа
и работа

с учебником

(с. 115)

о функциях самолета
и космической ракеты. Выполнение
задания-теста «Самолеты»

(рабочая тетрадь,

с. 66)

– Современную жизнь без самолётов трудно представить. Их разнообразие очень велико. Как же используются самолеты?

– Как различаются они по назначению?

– Как называется летательный аппарат, который летает
в космическом пространстве?

– Каково назначение ракет? Прочитайте информацию
о ракетах в учебнике (с. 115). Выполните задание-тест

«Самолеты» в рабочей тетради (с. 66)

Слушают
учителя,
участвуют
в коллективном обсуждении; работают с учебником, рабочей

тетрадью; анализируют

информацию, делают выводы

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию, проводить наблюдения, производить логические мыслительные операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы. Выполнение заданий


Работа
с учебником
(с. 116): сравнение конструкций самолета и ракеты

Ставит перед учащимися проблему (чем различаются летательные аппараты – ракета и самолет) и организует обсуждение по рисункам в учебнике (с. 116)

Слушают
учителя;
рассматривают рисунки, анализируют информацию, делают выводы

Фронтальная

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, делать выводы.

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, наблюдать

Устные ответы


Беседа
о профессиях людей, работающих
на авиационных заводах. Выполнение
задания (рабочая тетрадь,

с. 67)

предлагает учащимся рассмотреть слайды с изображением некоторых этапов технологического процесса сборки самолетов и назвать профессии людей, работающих на производстве, и выполнить задание в рабочей тетради (с. 67)

Участвуют
в коллективном обсуждении; рассматривают слайды, анализируют информацию; выполняют задание

Фронтальная

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, наблюдать.

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, делать выводы

Устные ответы

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Выполнение упражнений

IV. Твор-

ческая практическая деятельность

Организация
рабочего места

Проверка организации рабочего места

Организуют свое рабочее место

Индивидуаль-

ная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью

Устные ответы


Беседа «Что мы будем делать?».

Работа
с рабочей тетрадью

(с. 68)
и учебником

(с. 118)

– Сегодня вы сделаете модель самолета из деталей металлического конструктора. Рассмотрите образец готового изделия (или рисунок в учебнике на с. 118) и выполните задание в рабочей тетради (с. 68).

помогает учащимся провести анализ готового изделия. Затем предлагает заполнить технологическую карту
в рабочей тетради (с. 68)

Анализируют готовое изделие, ин-

формацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; работают с учебником, рабочей тетрадью; проговаривают последовательность работы; выполняют задание

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: планируют свою деятельность.

Познавательные: общеучебные – умеют выполнять логические мыслительные операции; анализируют план работы, выделяя основные этапы
и приемы изготовления изделия

Устные ответы. Выполнение задания


Практическая работа

– изготовьте модели самолёта из металлического конструктора.

В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам
и оценить её

Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений

и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Выполнение модели самолёта из деталей конструктора

V. Итоги урока. Рефлексия

Выставка и презентация работ учащихся

В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность исполнения и т. д.

Рассматривают выполненные модели самолетов, представляют презентацию, оценивают


Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспри-

нимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе
на уроке

Оценивание учащихся за работу
на уроке


Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

– Модель какого самолета вы сделали?

– Каково назначение этого самолета?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы

Фронтальная

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Устные ответы

Домашнее задание

Объясняет задание.

– Выполните задание-тест «Исследование космоса» в рабочей тетради (с. 69–71).

– Принесите на следующий урок: бумагу, картон, ножницы, циркуль, линейку, карандаш

Слушают
учителя

Индивидуаль-

ная

Наблюдение




2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!