СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа Биосфера-живая оболочка Земли

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа Биосфера-живая оболочка Земли»

Самостоятельная работа

Биосфера-живая оболочка Земли

Вариант1.

1.Выберите верное утверждение

1.Образование косного вещества происходит без участия живых организмов.

2.Все воды биосферы относятся к живому веществу.

3.Биомасс суши увеличивается от полюсов к экватору

4.В геологическом круговороте участвуют живые организмы.

5.Каменный уголь является биогенным веществом

6.В круговоротах азота, кислорода, углерода основная роль принадлежит абиотическим факторам.

7.Основой биогенного круговорота веществ является энергия солнца.

8.Рост, активное перемещение и эволюция - свойство биокосного вещества.

9.Вода - основной компонент биосферы.

10.Гранит и мрамор являются примерами биогенного вещества.

2.Перечислите условия, которые необходимы живым организмам для существования на Земле

3. На какие виды подразделяются автотрофные организмы по характеру источника энергии? Приведите примеры таких организмов.

4.Установите соответствие между компонентами биосферы: 1) живое вещество; 2) биогенное вещество; 3) косное вещество; 4) биокосное вещество — и их примерами: а) вулканический пепел; б) споры бактерий; в) семена растений; г) почва; д) газы атмосферы; е) каменный уголь; ж) животные; з) мрамор; и) нефть.

5.Объясните, почему Мировой океан является самой продуктивной средой жизни по созданию биомассы, несмотря на незначительное присутствие в нём зелёных растений.


Самостоятельная работа

Биосфера-живая оболочка Земли

Вариант 2.

1.Дайте правильный ответ.

1. Какой процесс жизнедеятельности у млекопитающих животных обеспечивает выполнение ими окислитель­но-

восстановительной функции в биосфере?

1) биоритмы 2) клеточный метаболизм 3) фотопериодизм 4) размножения

2.Какой процесс жизнедеятельности у одноклеточных животных обеспечивает выполнение ими

концентра­ционной функции в биосфере?
1) размножение 2) движение 3) питание 4) рост

3.Максимальная концентрация жизни в биосфере наблюдается на границах соприкосновения:
1) атмосферы и литосферы (поверхность суши); 2) атмосферы и гидросферы (поверхность океана);
3) гидросферы и литосферы (дно океана); 4) атмосферы, гидросферы и литосферы (прибрежная зона).
4.Верхняя граница биосферы по атмосфере проходит на высоте 22-24 км. Проникновению жизни

выше препятствует:

1) отсутствие кислорода;
2) низкая температура;
3) жесткая радиация;
4) озоновый экран

5.Нижняя граница биосферы по литосфере проходит на глубине 3—4 км. Проникновению жизни ниже препятствует:

1) отсутствие кислорода;
2) высокое давление горных пород;
3) высокая температура земных недр;
4) чувство одиночества.

6.Значение озонового слоя в том, что он:
1) поглощает часть ультрафиолетового излучения; 2) поглощает часть инфракрасного излучения;
3) ограничивает проникновение жизни за его пределы; 4) вырабатывает витамин D

2.Перечислите специфические свойства живого вещества биосферы.

3.На какие виды подразделяются гетеротрофные организмы по характеру источника пищи?

Приведите примеры таких организмов.

4.Установите соответствие между функциями и характеристиками живого вещества в биосфере.
Функции: 1) газовая; 2) окислительно-восстановительная; 3) концентрационная.
Характеристики: а) выделение кислорода в процессе фотосинтеза фототрофами; б) высокое содержание солей кальция в раковинах моллюсков; в) окисление органических веществ в процессе дыхания; г) восстановление углекислого газа до углеводов в процессе фотосинтеза; д) накопление соединений кремния в клетках хвоща, е)гниение мусора на свалке, ж) восстановление азота бактериями

5.Как известно, кислород имеет тенденцию к уменьшению растворимости при увеличении температуры воды. В то же время в теплых поверхностных экваториальных водах Мирового океана, наблюдается стабильно высокая концентрация кислорода. Как вы объясните данное явление?


































3.Максимальная концентрация жизни в биосфере наблюдается на границах соприкосновения:
1) атмосферы и литосферы (поверхность суши); 2) атмосферы и гидросферы (поверхность океана);
3) гидросферы и литосферы (дно океана); 4) атмосферы, гидросферы и литосферы (прибрежная зона).
4.Верхняя граница биосферы по атмосфере проходит на высоте 22-24 км. Проникновению жизни выше

препятствует:

1) отсутствие кислорода;
2) низкая температура;
3) жесткая радиация;
4) озоновый экран;

АНижняя граница биосферы по литосфере проходит на глубине 3—4 км. Проникновению жизни ниже препятствует:

1) отсутствие кислорода;
2) высокое давление горных пород;
3) высокая температура земных недр;
4) чувство одиночества.




2.Перечислите специфические свойства живого вещества биосферы.

К ним относятся: существование в биосфере в виде организмов, обладание запасом энергии, способность быстро занимать (осваивать) свободное пространство, пассивное и активное движение, устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти, высокая приспособительная способность (адаптация) живого вещества к различным условиям, высокая скорость протекания и упорядоченность реакций, высокая скорость обновления живого вещества.

3. На какие виды подразделяются гетеротрофные организмы по характеру источника пищи? Приведите примеры таких организмов.

Гетеротрофы  это живые организмы, требующие для своего существования поступления органического вещества извне в составе пищи. По характеру источника пищи гетеротрофы делятся на биотрофов и сапротрофов.  Биотрофы питаются живыми организмами. К ним относятся зоофаги (питаются животными), фитофаги (питаются растениями) и паразиты (питаются за счет животных и растений). Сапротрофы используют в качестве пищи органические вещества детрита или выделений (экскрементов) животных. К ним принадлежат сапротрофные бактерии, грибы, растения-сапрофиты, животные-сапрофаги. 

Растения-сапрофиты используют в качестве источника энергии перегнивающие органические остатки растений и животных. В нашей флоре к ним относятся гнездовка настоящая и подъельник обыкновенный, произрастающие в темнохвойных лесах.

Среди сапрофагов встречаются некрофагикоторые питаются трупами животных, и копрофаги, потребляющие экскременты (жук-скоробей).

4.Установите соответствие между функциями и характеристиками живого вещества в биосфере.
Функции: 1) газовая; 2) окислительно-восстановительная; 3) концентрационная.
Характеристики: а) выделение кислорода в процессе фотосинтеза фототрофами; б) высокое содержание солей кальция в раковинах моллюсков; в) окисление органических веществ в процессе дыхания; г) восстановление углекислого газа до углеводов в процессе фотосинтеза; д) накопление соединений кремния в клетках хвоща, е)гниение мусора на свалке, ж) восстановление азота бактериями

5.Как известно, кислород имеет тенденцию к уменьшению растворимости при увеличении температуры воды. В то же время в теплых поверхностных экваториальных водах Мирового океана, наблюдается стабильно высокая концентрация кислорода. Как вы объясните данное явление?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!