СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник лабораторных п практических работ "Химия в быту"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник лабораторных п практических работ "Химия в быту"»

Сборник лабораторных и практических работ «Химия в быту»

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1

Изготовление медового крема для рук

Цель: приобрести навыки получения простейших косметических смесей

Нам потребуется: порошкообразный желатин, розовая вода, мед, духи, спирт, глицерин

Ход работы:

  1. Нагреть 3,5 г порошкообразного желатина с 65 частями розовой воды и 10 частями меда ( для получения розовой воды лепестки роз выдерживают в водой в течение нескольких дней)

  2. Приготовить смесь, состоящую из 1 части духов, 1,5 части спирта и 19 частей глицерина

  3. Соединить полученные смеси при постоянном перемешивании

  4. Оставить в холодном месте до получения желеобразного крема




Лабораторная работа № 2

Изготовление духов

Цель: изготовить парфюмерную композицию в условиях лаборатории

Нам потребуется: кожура 1 апельсина, дистиллят, чистый спирт, ванильный сахар, эфирное масло, кусочек прочной материи

Ход работы:

  1. Натереть на терке кожуру апельсина, завернуть в кусочек прочной материи, тщательно выжать

  2. Смешать 2 мл полученной жидкости и 1 мл дистиллята

  3. Добавить к смеси 2-3 капли ландышевого масла (можно выбрать любое эфирное масло)

  4. Добавить щепотку ванильного сахара

  5. Растворить полученную смесь в 20 мл чистого спирта, тщательно перемешать


Лабораторная работа № 3

Сварим искусственный мед

Цель: приготовить искусственный мед

Нам потребуется: сахар, вода, соляная кислота, гидрокарбонат натрия


Ход работы:

  1. Прилить к 70 г сахара 30 мл кипящей воды

  2. Нагреть полученный сироп на водяной бане до 80 градусов

  3. Добавить 0.5 мл соляной кислоты

  4. Выдержать смесь при непрерывном перемешивании 20 минут при указанной температуре

  5. Нейтрализовать кислоту при тщательном перемешивании добавление 0,8 г гидрокарбоната натрия

  6. Охладить полученный сироп

Лабораторная работа № 4

Определение качества пастеризации молока

Реактивы: дистиллированная вода, 0,1 Н раствор серной кислоты

Оборудование: 2 стеклянных стаканчика, воронка, пипетка, спиртовка, спички, фильтровальная бумага

Ход работы:

  1. К пробе молока прилейте 20 мл дистиллированной воды

  2. По каплям прибавьте раствор серной кислоты до образования хлопьев козеина

  3. Отфильтруйте полученный осадок

  4. Нагрейте фильтрат до кипения

Ключ: в сыром молоке вновь появятся хлопья козеина

Лабораторная работа № 5

Определение свежести молока

Реактивы: 5 мл 1% раствора фенола и 1% раствора хлорида железа (III)

Ход работы:

  1. К 5 мл раствора фенола прилейте насколько капель хлорида желез (III)

  2. Отметить фиолетовое окрашивание

  3. Добавить пробу молока

Ключ: скисшее молоко дает желто-зеленое окраживание




Лабораторная работа № 6

Изготовим прозрачную фенолформальдегидную смолу

Нам потребуется: 40 % водный раствор метаналя ( формалин), кристаллический бензол ( или как можно более концентрированный раствор фенола, т.е. карболовую кислоту), конц. соляная кислота

Ход работы:

  1. Смешать в пробирке 4 мл раствора фенола и 3 мл формалина

  2. Добавить 3 капли концентрированной соляной кислоты ( смесь самопроизвольно разогревается, и ,наконец, закипает)

  3. Поставить пробирку в химический стакан с кипящей водой

  4. Осторожно разбить пробирку и достать из нее кусочек прозрачной смолы

Лабораторная работа № 6

Изготовление пенопласта

Нам потребуется:

Мочевина, формалин, шампунь, соляная кислота

Ход работы:

  1. Растворить в большой пробирке 3 г мочевины в формалине

  2. Смешать в другой пробирке 0,5 мл шампуня с 2 каплями 20% соляной кислоты

  3. Слить оба раствора и взболтать до образования обильной пены

  4. Нагреть пробирку на слабом пламени

  5. Подождать 10 минут, снова нагреть пробирку, дать остыть и аккуратно разбить











Практические работы

Практическая работа № 1

Секреты мыловарения

Цель: получить ядровое мыло высокого качества

Нам потребуется: 70 г говяжьего жира, 30 г свиного сала, гидроксид натрия,20 % раствор поваренной соли, ароматическое масло ( тминное, анисовое, фенхельное), спирт.

Ход работы:

  1. Нагреть смесь животных жиров на водяной бане до расплавления

  2. Добавить при энергичном перемешивании нагретый раствор едкого натра в 30 мл воды

  3. Полученную смесь нагревать на водяной бане при непрерывном перемешивании в течение 30 минут, добавляя горячу воду по мере выкипания

  4. Прилить к полученной смеси 100 мл 20 % раствора поваренной соли и снова нагреть смесь до полного отделения мыла

  5. Дать массе немного остыть, поверхностный слой мыла собрать ложкой

  6. Промыть мыло малым количеством холодной воды и прилить к нему небольшое количество растворенного в спирте душистого вещества

  7. Завернуть мыло в кусок прочной материи, тщательно размять

  8. Слегка подогреть полученную массу и прессованием предать ей форму обычного куска мыла


Практическая работа № 2

ХИМИЯ ВОЛОС

Цель: исследовать эффективность действия разных растворов на волосы и изучить некоторые характеристики волос, свидетельствующие о их здоровье

Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, раствор для перманентной завивки, нейтрализатор, фильтровальная бумага, пробирки, резиновое кольцо, деревянная прищепка, пучки натуральных волос

Здоровые волосы имеют хорошо известную структуру. Кожный жир и природные кислоты защищают эту структуру. Однако многие вещества могут удалить жир, разрушить кислоты и даже повредить саму структуру волоса.

Мы используем некоторые из этих веществ, чтобы попытаться изменить вид прически, влияя на структуру волос, делая их прямыми или кудрявыми. В первой части вы исследуете эффективность действия разных растворов на структуру волос. Во второй части будут изучены некоторые характеристики волос, свидетельствующие о их здоровье.

Прочтите первую и вторую части методики и приготовьте таблицы для

записи данных.

Часть 1. Действие разных растворов па волосы

В этой части работы вы должны присоединиться к группе, состоящей вместе с вами из четырех учащихся. Каждый член группы будет проверять действие на волосы одного из следующих растворов: 1) раствор соляной кис­лоты НС1 с рН 4; 2) раствор гидроксида натрия NaOH с рН 8; 3) раствор для перманентной завивки; 4) раствор для перманентной завивки с нейтра­лизатором.

Ход работы:


1. Получите пучок волос. С помощью резинового кольца аккуратно при­крепите волосы к концу деревянной щепки

2. Если вы выполняете опыты 1, 2 или 3, поместите 15 мл вашего рас­твора в пробирку и пометьте ее. Если вы делаете опыт 4, поместите 15 мл раствора для перманентной завивки волос в одну пробирку и 15 мл раствора нейтрализатора в другую; пометьте обе пробирки.

3. Если вы делаете опыты 1, 2 или 3, поместите пучок в соответствую­щий раствор на 15 мин. Для опыта 4 поместите пучок на 10 мин в раствор для завивки. Потом помойте волосы потоком воды и поместите пучок в про­бирку с нейтрализатором на 5 мин.

4. Начните выполнять вторую часть опыта, пока волосы находятся в рас­творах.

5. По прошествии указанного времени удалите пучок из пробирки и по­ложите на фильтровальную бумагу. Легко промокните, чтобы удалить избы­ток влаги. Пометьте бумагу номером раствора, в котором выдерживались во­лосы. Дайте им высохнуть. (Сушку можно ускорить лампой или феном.)

6. Когда волосы высохнут, снимите резиновое кольцо и осторожно сними­те пучок. Будьте аккуратны, чтобы не разрушить их форму. Запишите из­менения формы в каждом из опытов.

7. Исследуйте волосы в других опытах и запишите результаты (отметьте степень закрученности).

8. Выньте 6 волосков из пучка. Возьмитесь за концы одного волоса и по­тяните, пока он не порвется. Проделайте опыт с пучком из пяти волос. За­пишите наблюдения и поделитесь ими с остальными членами группы.

9. Аккуратно намочите пучок волос под небольшой струёй воды.

10. Отожмите избыток воды между двумя листами фильтровальной бума­ги. Не сжимайте слишком сильно.

11. Пусть волосы высохнут. (Снова можете использовать лампу или фен.)

12. Рассмотрите форму волос теперь и запишите ее.

13. Повторите разрыв (п.8) с одним и пятью волосами из пучка. Запи­шите наблюдения и поделитесь ими с другими членами группы.






Часть 2. Исследование свойств волос

1. Срежьте ножницами небольшой 15-сантиметровый пучок волос со своей головы.

2. Зажмите волос между большим и указательным пальцем одной руки и ногтями большого и указательного пальца другой. Плотно держа пальцы, проведите ногтями вдоль длины волоса.

3. Теперь возьмите прядь за оба конца и мягко растяните волосы. Де­ржите растянутыми около 15 с, потом отпустите и рассмотрите. Если завив­ка волос исчезла, то у ваших волос слабая структура. Степень сохранения завивки показывает относительную устойчивость структуры ваших волос. За­пишите свои наблюдения.

Тест на растяжение

1. Срежьте второй пучок со своей головы. Зажмите за концы между большим и указательным пальцами обеих рук и мягко растяните. Не де­ргайте их. Здоровые волосы растягиваются примерно на 30%, иногда как ре­зиновые. Нездоровые растягиваются плохо или не растягиваются совсем. В крайнем случае они просто рвутся. Запишите результаты.

2. Возьмите еще одну прядь. Смочите струёй воды. Повторите опыт с мокрыми волосами.

3. Если время позволяет повторите опыты 1 и 2 с волосами товарища.

Исследование кутикул

1. Зажмите маленькую прядь волос большим и указательным пальцами на расстоянии 3 см от головы.

2. Крепко возьмите эту прядь выше большим и указательным пальцами другой руки и потяните вдоль пряди по направлению к голове. Отметьте со­брались ли ваши волосы возле пальцев или остались лежать ровно, когда вы подвели вашу руку к голове.

Заключительные вопросы:

1. Для растягивания толстых волос нужна большая сила, чем для растя­гивания тонких. Почему?

2. Объясните результаты исследования кутикул.

3. Здоровы ли у вас волосы?

4. Какой из растворов лучше изменяет прежнюю укладку волос?

5. При обработке каким раствором завивка лучше сохранялась после ув­лажнения?

6. Какой раствор сделал волосы наиболее ломкими?

7. Какая комбинация условий создает наибольшую угрозу волосам?

8. Предложите химическое объяснение различия завивки водой и раство­ром для перманентной завивки.

9. Какие растворы более опасны для волос: кислотные или основные? Почему?

10. Раствор для перманентной завивки имеет щелочную реакцию. Сравни­те результаты обработки волос им и раствором гидроксида натрия.

11. Как можно защитить волосы после плавания (купания) и перед сол­нечными ваннами?


Практическая работа № 3

АНАЛИЗ МОЛОКА

Цель: определить содержание белков, жиров и углеводов в выданном образце цельного молока и рассчитать его энергетический потенциал

Затем вы сравните свои результаты с опубликованными данными.

Анализ молока проводится в два этапа. На первом используется метод, основанный на малой растворимости жиров в воде и отделении их от других составных частей молока. Затем вы отделите белок от обезжиренного молока осаждением и фильтрованием полученной суспензии.


На втором этапе определяется количество воды в молоке путем упаривания и взвешивания остатка. Количество углеводов найдете по разности, ис­ходя из того, что кроме них в молоке есть вода, белок и жиры.

Порядок работы. День первый

Часть 1. Экстрагирование и определение жирности молока

1. Взвесьте стакан емкостью 50 мл. Запишите вес.

2. Налейте в этот стакан 15 мл молока. Взвесьте стакан с молоком. За­пишите вес.

3. Используя полученные данные, найдите массу исследуемого молока.

4. Перелейте молоко в большую пробирку и добавьте в него 10 мл непо­лярного растворителя (типа 1,1,2-трихлор-1,1,2-трифторэтана (ТТЭ), цикло-1 гексана или дихлорметана). Плотно закройте пробирку пробкой.

5. Сильно взболтайте пробирку.

6. Подождите 1 мин. Видно образование двух жидких фаз. Поскольку жир — неполярное вещество, он стремится перейти в неполярный слой. Видны ли в этом слое капельки жира? . Длинной (не менее 10 см) пипеткой осторожно удалите верхний слой молока из пробирки и перенесите его в стакан на 50 мл. Важно удалить белый молочный слой как можно полно, не затронув органического слоя. Окончание этой стадии проводите очень осторожно.

Еще раз взвесьте стакан и обезжиренное молоко. Запишите вес. Используя все полученные данные, рассчитайте массу обезжиренного молока в стакане.

Рассчитайте массу молочных жиров в органическом слое. Рассчитайте процентное содержание жира в исходном молоке:

Масса жира

———————————————— • 100% » Процент жирности молока

Масса молока

Часть 2. Удаление молочного белка

1. В стакан с обезжиренным молоком добавьте 30 капель концентрированной уксусной кислоты (Осторожно! Пары концентрированной уксусной •лоты нельзя вдыхать. Следите, чтобы она не попала на кожу.) Взболтайте и оставьте стоять на 5 мин. Образуется осадок. Кислота осаждает белок молока, приводя к образованию сгустка.

2. Взвесьте чистый кружок фильтровальной бумаги. Запишите вес. Поставьте воронку с коротким концом на кольцо, закрепленное над чистым стаканом на 150 мл. Сверните фильтр и вставьте его в воронку.

3. Вылейте обработанное по п. 1 (скоагулированное) молоко на фильтр. Налейте в пустой стакан 2 мл воды и шпателем как можно более полно удалите прилипшее к стенкам вещество. Перенесите все частицы на фильтр, повторите операцию очистки стакана еще раз.

4. Фильтрование будет идти медленно. Напишите свое имя на штативе. Через несколько часов преподаватель снимет фильтр с белком с воронки и оставит сохнуть на воздухе. Фильтрат также будет сохранен для дальнейших экспериментов.

Порядок работы. День второй

Часть 3. Определение молочного белка, углеводов и содержания воды

Учащиеся, работающие за одним лабораторным столом, разделяются на ! группы. Первая группа займется определением процента белка в молоке, вторая изучит содержание углеводов и воды. Первая группа. Определение содержания белка

1. Взвесьте полученный вчера сухой белок вместе с фильтром. Запишите общую массу.

2. Рассчитайте массу белка.

3. Определите процентное содержание белка в молоке. Для проверки пол­ноты осаждения и фильтрования белка выполните следующую операцию.

4. Пронумеруйте четыре пробирки. В пробирки 1 и 2 налейте по 1 мл фильтрата, полученного накануне. В пробирки 3 и 4 насыпьте по щепотке сухого молочного белка.

5. В пробирки 1 и 3 осторожно, по стенке пробирки, добавьте по 2 мл реактива Молиша и затем по 15 капель концентрированной серной кислоты. (Осторожно! Концентрированная серная кислота крайне сильно разъедает кожу, одежду, книги и другие предметы. Не разбрызгивайте ее! Если сер­ная кислота попала на кожу, промойте этот участок кожи водопровод­ной водой.) В чем разница между пробирками 1 и З? Реактив Молиша при наличии углеводов и концентрированной кислоты дает красную окраску на дне пробирки. В какой пробирке содержание углеводов выше?

6. В пробирки 2 и 4 добавьте по 5 мл биуретового реактива. Если цвет раствора изменяется от красного к красновато-синему, то в пробирке есть белок. Если при комнатной температуре изменения окраски не наблюдается, нагрейте пробирки на водяной бане, сделанной из стакана на 250 мл, в ко­торый налито 150 мл воды. Воду нужно нагреть почти до кипения, без бур­ного выделения пузырьков. В какой пробирке белок?

Вторая группа. Определение углеводов молока и процента воды

1. Определите и запишите общую массу чашки для упаривания и палоч­ки для перемешивания.

2. Налейте в чашку для упаривания 5 мл молока.

3. Взвесьте вместе чашку для упаривания, молоко и мешалку. Запишите суммарную массу.

4. Рассчитайте массу молока в чашке для упаривания.

5. Поставьте чашку на стакан, наполовину наполненный водой. Не за­будьте положить в стакан "кипелки".

6. Поставьте стакан с чашкой на проволочную сетку, положенную на кольцо, закрепленное на штативе. Начните нагрев воды и медленное упари-вание жидкости. Стеклянной палочкой сдвигайте образующуюся на поверхно­сти "пенку" к центру чашки, но не удаляйте ее. Не давайте молоку ки­петь, постоянно его перемешивайте.

7. По мере упаривания молоко станет вязким. Когда видимые изменения вязкости прекратятся, остановите нагревание. Дайте молоку остыть. Удалите с внешней стороны чашки капельки сконденсировавшейся жидкости.

8. Взвесьте чашку с остатком после упаривания вместе со стеклянной па­лочкой, которой вы перемешивали молоко. Запишите вес.

9. Рассчитайте массу твердых веществ молока, оставшихся после упарива­ния молока в чашке.

10. Рассчитайте количество выпарившейся воды.

11. Рассчитайте процентное содержание воды в молоке.

Объедините результаты, полученные первой и второй группой. Рассчитай­те процентное содержание углеводов в молоке. Масса цельного молока скла­дывается из четырех частей: массы воды, массы углеводов, массы жиров и массы белков. (Минеральных солей в молоке всего около 1 %, и их можно не учитывать.)

Вопросы

Компонент цельного жирного молока

Усредненный состав свежего молока

Ваши данные

Жир



Углевод



Белок



Вода




2. Если сложить все средние "величины" в таблице по п. 1, то выяснит­ся, что сумма не равна 100%. Подумайте - почему? (Было бы недостаточ­ным сказать, что дело просто в неточности эксперимента.)

3. Теперь сложите ваши экспериментальные результаты. Они должны дать 100%. Почему?

4. Когда вы были маленькие, то, наверное, с удивлением обнаруживали, что если в молоко положить что-нибудь кислое (например, дольку апельси­на), то оно "свертывается". В чем тут дело и из чего состоит сгусток? (Подсказка: в апельсиновом соке много лимонной кислоты и витамина С -аскорбиновой кислоты.)

5. Знаете ли вы, как называется молочный белок? Если нет — посмотри­те в справочнике.

6. Порошкообразное молоко получают, удаляя из него почти всю воду и жир. Рассчитайте на основании ваших данных, сколько белка в порошке мо­лока? Можно ли считать такое молоко высокобелковой добавкой к другим продуктам. (Подсказка: предположим, что сначала у вас было 100 г цельно­го молока. Сколько воды и жира вы удалите при получении порошка? Сколько белка останется?)


Практическая работа № 4

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК

Цель: определить назначение и степень опасности для организма пищевых добавок, входящих в состав употребляемых вами продуктов питания

Ход работы:

1. Прочтите этикетки 15 пищевых упаковок. Выберите не больше трех видов одного типа, например три упаковки круп или три пакетика супа.

2. Из числа ингредиентов, перечисленных на упаковке, выберите 10 доба­вок, которые не содержатся в пище от природы.

3. Заполните таблицу


Исследуемый продукт

Добавка (название или код)

Цель добавки

Другая информация о добавке






Заключительные вопросы

1. . Используйте таблицу 1 для изучения пищевых добавок. Ответьте на вопрос: какие из добавок следует включить в состав данного вида продук­тов? Объясните - почему.

2. Возможно ли приобрести тот же самый пищевой продукт без добавок? Если да, то где? Есть ли разница в цене? Если да, то какой продукт более дорог?

3. Есть ли альтернативы добавкам, предотвращающим порчу продуктов?



Практическая работа № 5

Приготовление супового концентрата

Цель: приготовить суповой концентрат

Нам потребуется: 50 г высушенных и измельченных кусочков говядины, мелко нарезанные овощи ( 20 г сельдерея, 15 г репчатого лука, немного мускатного ореха или черного перца, соляная кислота, гидрокарбонат натрия

Ход работы:

  1. Поместить в широкогорлую колбу кусочки говядины, прилить 30 мл конц. соляной кислоты

  2. Нагреть содержимое колбы на водяной бане в течение часа до получения темно-коричневого бульона

  3. Смешать во второй колбе мелко нарезанные овощи и пряности и добавить 50 мл 10% соляной кислоты

  4. Нагреть смесь на водяной бане в течение 20 минут

  5. Поместить обе смеси в большую чашку для выпаривания и тщательно перемешать

  6. Прилить 50 мл воды и постепенно нейтрализовать кислоту, добавляя небольшими порциями гидрокарбонат натрия

  7. Отметить окончание нейтрализации по прекращению образования пены при добавлении очередной порции соды

!Полученный концентрат можно использовать для приготовления супа в том случае, если для гидролиза белка была взята соляная кислота, чистая для анализа или используемая в медицинских целях.


Практическая работа № 6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВИТАМИНОВ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ

Цель: определить содержание витамина С в некоторых напитках, включая фруктовые соки, молоко и лимонад.

Анализ основывается на взаимодействии витамина С с иодом. Раствор иода (I2) способен окислять аскорбиновую кислоту с образованием бесцветной дегидроаскорбиновой кислоты, ионов водорода и иодид-ионов I2.

Анализ будет выполняться методом титрования — часто используемым методом определения концентрации или количества веществ в растворах, Этот метод заключается в постепенном добавлении известного количества од­ного из реагентов к другому до тех пор, пока определяемое вещество не прореагирует полностью. В этот момент происходит изменение цвета или ка­кой-либо другой характеристики. Соотношение реагентов при этом соответст­вует конечной точке титрования. Зная количество одного из реагентов, можно рассчитать количество другого.

В данном случае конечная точка титрования определяется по началу по­явления свободного иода в растворе. Свободный иод при взаимодействии с крахмалом дает синюю окраску. Перед началом анализа в анализируемую жидкость добавляют крахмал. Раствор иода медленно прикапывают из бюретки. Пока в жидкости имеется аскорбиновая кислота, иод быстро превращает­ся в иодид-ионы и глубокого окрашивания не наблюдается. Как только вся аскорбиновая кислота окислится, следующая капля раствора иода вызовет об­разование синей окраски. Таким образом, появление устойчивой синей окра­ски означает конец титрования.

Оборудование и реактивы: образцы соков и напитков, раствор иода, суспензия крахмал, таблетка аскорбиновой кислоты, колба, бюретка


Для анализа напитков удобно к 1 мл иодной настойки добавить прокипяченной воды до общего объема 40 мл, то есть разбавить настойку в 40 раз. ! мл такого раствора соответствует 0,88 мг аскорбиновой кислоты

Часть 1. Титрование раствора с известным содержанием витамина С

1. Таблетку аскорбиновой кислоты (она содержит 0,1 г чистого витамина С) растворите в 0,5 л кипяченой воды

2. Отмерьте 25 мл раствора витамина С в колбу

3. Добавьте 10 капель 1%-ной суспензии крахмала.

4. Наполните бюретку раствором иода. Запишите его начальный объем.

5. Медленно, по каплям, добавляйте раствор иода к анализируемому рас­твору, постоянно его взбалтывая. Продолжайте добавлять, пока не достигнете конечной точки титрования (синяя окраска устойчива более чем 20 с). Для удобства наблюдения под колбу подложите лист белой бумаги.

6. Запишите конечный объем жидкости в бюретке. Рассчитайте, какое ко­личество раствора иода израсходовано.

7. Рассчитайте количества аскорбиновой кислоты, которое было с самого начала. Например, если на титрование ушло 6 мл раствора иода, то аскорбиновой кислоты в растворе было 0.88*6=5,28 мг.

Часть 2. Определение витамина С в напитках

Проведите анализ каждого из образцов, выданного учителем, по указан­ной ниже методике.

1. Отмерьте 25 мл образца в колбу

2. Выполните пункты 2—3 первой части методики. Учтите, что окра­ска анализируемого раствора может изменять цвет комплекса крахмала с иодом. Например, красный цвет раствора в сочетании с синей окраской комплекса приведет к тому, что в конце титрования появится фиолетовое окрашивание.

3. Запишите количество миллилитров использованного раствора иода в таблицу 1


Таблица 1

Исследуемый напиток

Объем использованного раствора иода, мл

Содержание витамина С в образце, мг

Рейтинг образцов по содержанию витамина С






4. Выполните расчеты, необходимые для определения массы витамина С (в мг), находящегося в 25 мл образца.

5. Расположите выданные вам образцы в порядке уменьшения содержания витамина С.

Заключительные вопросы:

1. Показались ли вам неожиданными полученные результаты? Почему?

2. Какие еще продукты питания содержат много витамина С?

Теперь вы готовы обсуждать содержание в продуктах питания минераль­ных солей, которых там следовые количества. Зачем они нужны организму?

Решите задачи:


1. Витамин С (аскорбиновая кислота) предохраняет от цинги, по­вышает иммунитет. Источники этого витамина в питании — свежие и консервированные овощи, фрукты, ягоды. Особенно богаты аскорбин­кой плоды шиповника, смородина, петрушка, укроп, а среди дикорасту­щих — крапива, кислица, черемша. Аскорбиновая кислота неустойчи­ва: при нагревании на воздухе легко окисляется до дегидроаскорбиновой кислоты, не имеющей витаминных свойств. Это обстоятельство надо учитывать при кулинарной обработке овощей и фруктов. Суточная по­требность организма в витамине С — 75—100 мг. Сколько лимонов надо съедать ежесуточно, чтобы удовлетворить потребности организма в ви­тамине С? Примите среднюю массу одного лимона равной 100 г, а содер­жание аскорбиновой кислоты в нем — 0,5%.

Ответ: ежесуточно надо съедать около 1/5 части лимона.

2. Витамин А (ретинол) улучшает состояние кожи и слизистых оболочек глаз, повышает иммунитет, а главное — обеспечивает остроту зрения в сумерках. При недостатке витамина А возникает «куриная слепота» (человек плохо видит в вечернее время). Ретинол содержится в молоке, сливочном масле, сыре, рыбьем жире, а также может синтезироваться в печени человека из провитамина А — каротина, источником которого являются морковь, томаты и облепиха. Суточная потребность организма в витамине А — 2 мг, это 1 мг каротина. Достаточно ли для удовлетворения потребности организмв витамине А съедать каждый день 100 г моркови? Считайте, что мор­ковь содержит в среднем 0,005% каротина.



Практическая работа № 7

ДОМАШНЯЯ ХИМЧИСТКА


Цель: научиться выводить бытовые пятна с одежды различ­ными способами, доступными в домашних условиях.

Важно обратить внимание на физико-химические характеристики пятен, пятновыводящих средств, а также на соблюдение правил по технике безо­пасности.

Оборудование и реактивы:

1. Пятновыводящие средства: бензин, ацетон, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, порошок мела, стиральный порошок.

2. Вспомогательные средства: вода, утюг, белая хлопчатобу­мажная ткань, салфетки, стаканы, кюветы, различные виды тканей (шерсть, шелк, ацетатная ткань).

3. Средства для нанесения пятен: йодная настойка, чай, ржав­чина, майонез, масло, парафин, косметический крем, чернила, губ­ная помада.

Общие правила, которые необходимо помнить при выведении пятен в домашних условиях:

- установите происхождение пятна (жир, воск, чернила...);

- установите возраст пятна (старые пятна выводятся труднее);

- пятновыводящий препарат опробуйте на маленьком кусочке ткани или внутренней складке одежды;

- чтобы избежать образования «ореола», смочите ткань вокруг пятна водой;

- выводите пятно от краев к середине;

- работайте в резиновых перчатках и в хорошо проветривае­мом помещении.

ХОД РАБОТЫ

1. Нанесите на выданные вам образцы тканей (шерстяная, хлопчатобумажная, шелковая, ацетатная) пятна: майонезом, расти­тельным маслом, ржавчиной, чернилами, губной помадой, парафи­ном, чаем, йодной настойкой, косметическим кремом.

2. Пользуясь инструкцией и соблюдая правила по технике безопасности, приступите к выведению нанесенных пятен.

3. Нанесите немного ацетона на разные виды тканей. Сделайте вывод о целесообразности применения ацетона для выведения пятен.

Инструкция к работе

Виды пятен


Способ удаления


Примечания


1


2


3


1. Жирные и масляные


а) прогладить ткань теплым утю­гом через несколько слоев промо­кательной бумаги, положенных с обеих сторон;


Свежие пятна. Температура око­ло 100°С


б) протереть тампоном, смочен­ным в смеси нашатырного спирта и моющего средства. Прогладить горячим утюгом через белую ткань;


1 ч. л. нашатырного спирта и 1 ч. л. CMC на полстакана теплой воды




в) смочить пятно бензином и ос­тавить на 2-5 мин., затем прогла­дить горячим утюгом через не­сколько слоев промокательной бумаги;


Для шерстяных и ацетатных тканей. (ТБ при работе с бензином!)


г) погрузить на 5-10 мин. в рас­твор: 0,5 ст. л. nh4oh и 1 ст. л. глицерина на 1 ст. л. воды. Затем промыть;


Для шелковых тканей


д) на светлую ткань насыпать по­рошок мела (на 2-4 часа), затем встряхнуть.


Свежие пятна


2. Пятна от йодной настойки


а) прогладить горячим утюгом через промокательную бумагу

или салфетку;




б) оставить на несколько дней

-пятно исчезнет само.


Возгонка йода


3. Цветные пятна органи­ческого про­исхождения (вино, ягоды, пиво, кофе, губная пома­да)


в) сажу и копоть выводят тампо­ном, смоченным в скипидаре; б) пятна мочи: погрузить на 1 час в раствор столового уксуса; в) пятна от чая: 2 ч. л. глицерина и 0,5 ч. л. 10 %-ного раствора наша­тырного спирта;


1 ст. л. уксуса на 0,5 стакана воды



г) пятна стеарина и парафина: проглаживание через несколько слоев промокательной бумаги.


1 ст. л. уксуса на 0,5 стакана воды


4. Чернильные пятна


а) смесью этанола и глицерина; б) светлые пятна - простоквашей; в) пятна от туши и гуаши - хо­лодным раствором CMC.


1:1


5. Пятна от ржавчины


а) кусочек лимона, завернутый в марлю, прижать к пятну горячим утюгом;


Все виды тканей



б) на 3-5 минут погрузить в рас­твор уксусной кислоты (2 ст. л. на стакан воды), затем промыть водой с нашатырным спиртом на 2 л воды).

Пищевой уксус подогреть в эма­лированной посу­де



Заключительные вопросы:

1. Какие адсорбенты, кроме порошка мела, можно использо­вать в домашних условиях?

2. Какие кислоты, кроме уксусной, можно использовать для выведения фруктовых пятен и пятен от ржавчины?

3. Как устранить подпалины от утюга?

4. Как почистить меховое изделие?

5. Как почистить залоснившийся воротничок на шерстяном или замшевом костюме?

6. Какие окислители и какие восстановители используются при выведении пятен с одежды?



Практическая работа № 8

Исследование пластмасс

Цель: установить техническое наименование исследуемого материала на основании полученных в ходе эксперимента данных

Нам потребуется: образец пластмассы

Ход работы:

Опыт 1. Определение плотности

  1. Взвесить образец пластмассы, не содержащий пузырей, и определить его объем по вытеснению воды

  2. Вычислить плотность образца, пользуясь формулой:

Масса образца ,г/объем образца, см

Опыт 2. Проба на плавление

  1. Нагреть исследуемый образец на асбестовой подставке

  2. На основании наблюдение отнести образец к термопластичным или термореактивным пластмассам

Опыт 3. Температура размягчения

  1. Полоски пластмассы длиной 5-10 см и шириной 1 см вставить в железный тигель, наполненный песком, вставить в песок термометр

  2. Тигель постепенно нагреть маленьким пламенем спиртовки

  3. Отметить температуру размягчения на тот момент, когда полости согнутся

Опыт 4. температура текучести- интервал температуры, в котором пластмассы приобретают текучесть. Действовать аналогично предыдущему опыту

!Некоторые пластмассы разлагаются раньше, чем приобретают текучесть

Опыт 5 . Проба на сгорание

  1. взять тигельными щипцами образец пластмассы и поместить в самую горячую часть пламени спиртовки

  2. Вынуть пластмассу из пламени и пронаблюдать , будет ли она гореть дальше

  3. Обратить внимание на цвет пламени, образование копоти или дыма, потрескивание огня, образование капель при плавлении

Опыт 6. Исследование продуктов разложения

  1. Нагреть в маленьких пробирках образцы пластмасс

  2. Обратить внимание на запах, цвет, реакцию на лакмусовую бумагу образующихся продуктов разложения


Практическая работа № 9

«Исследование табачного дыма»

Цель работы: изучение вредного воздействия табачной продукции на организм человека.


Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет.


Получение сигаретного дыма и его растворение.

«Закуриваем» сигарету. Для этого укрепляем ее в лапке штатива и надеваем на нее резиновую грушу со стороны фильтра. Груша будет имитировать легкие человека.















Сжимаем грушу, поджигаем сигарету и создаем грушей тягу – осторожно разжимая. При этом табачный дым заполняет грушу. Берем небольшой стакан с 20 мл дистиллированной воды и выпускаем из груши дым в воду. Некоторые компоненты дыма растворяются в воде. Забор сигаретного дыма повторяем несколько раз.


Извлечение веществ из сигаретного фильтра.

Отрываем фильтр от сигареты после «курения», разворачиваем его и помещаем в небольшую колбу с 15 мл дистиллированной воды. Колбу закрываем пробкой и встряхиваем несколько раз.


 Определение реакции среды полученных растворов.

Далее исследуем реакцию среды полученных растворов, для чего вносим в них универсальную индикаторную бумагу. Она показывает кислую реакцию среды. Кислоты образуются при взаимодействии воды с СО2, SO2, NO2, выделяющимися при тлении табака.


СО2 + Н2О = Н2СО3

SO2 + H2O = H2SO3

4NO2 + 2H2O = 4HNO3


Опыт 2. Обнаружение фенолов и восстановителей в табачном дыме и фильтре сигарет.

Реакция с FeCl3.

В две пробирки наливаем по 1мл растворов, приготовленных в опыте 1, и добавляем 2 -3 капли 5% раствора FeCl3. Жидкость окрашивается в коричнево-зеленый цвет из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения:












Каждый фенол дает с FeCl3 свою окраску, фенол – фиолетовую, пирокатехин – зеленую, гидрохинон – зеленую, переходящую к желтую:





Реакция с KMnO4.

В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием, например бензальдегид, формальдегид, акролин. Они обнаруживаются следующим образом. В две пробирки наливаем по 1мл раствора табачного дыма и раствора, полученного при вымачивании сигаретного фильтра. Добавляем в пробирки несколько капель 5% раствора перманганата калия. Наблюдаем обесцвечивание раствора и выпадение бурого осадка MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме:


MnO4- + 2H2O + 3e - MnO2 + 4OH-


Фильтр улавливает вредные вещества дыма.


Опыт 3. Обнаружение непредельных соединений.


В две пробирки нальем по 1 мл растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, и добавляем по 2 капли йодной воды (несколько капель аптечной настойки йода растворяем в 10 мл воды). Наблюдаем обесцвечивание раствора:








Заключительные вопросы:

  1. Какие меры организационного характера, направленные на борьбу с курением, вы можете предложить?

2. Как сигаретный дым действует на ткани легких и кровообращение





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!