Министерство образования РС (Я)
XVI Республиканская педагогическая ярмарка «Сельская школа & образовательная марка- 2018» «Выпускник – 2030»
Сборник олимпиадных заданий по формированию метапредметных умений по истории, литературе и русскому языку
Сборник метапредметных заданий. История. Литература. Русский язык. 5-10 классы.
Пособие представляет собой сборник заданий, предназначенных для формирования предметных и метапредметных учений у учащихся 5-9 классов
ВВЕДЕНИЕ
Существенным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Достижению метапредметных результатов способствует эффективная организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении. Перед школой стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, тем самым вооружить его крайне важным умением – умением учиться, то есть школа должна сформировать у учащихся целостную картину мира, которая, в свою очередь, опирается на понимание широты связей всех явлений и процессов , происходящих в мире. Деление общей картины мира и обособленность их изучения, слабая связь между предметами обуславливает серьезные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. И задача учителя сегодня – стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на писпользование обобщенных способов деятельности. В пособии представлены олимпиадные задания, включающих вопросы по истории, литературе и русскому языку.
Пособие предназначено учителям истории, русского языка и литературы, работающим в 5 – 9 классах общеобразовательных организаций. Выполнение предложенных заданий будет способствовать формированию у школьников регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Задания могут быть использованы как на уроках, так и в порядке дополнительного образования при подготовке к предметным олимпиадам.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Слова о полку Игореве»
«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича! Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»
В чём суть призыва автора ко всем князьям?
Историки
Литературоведы
Редакторы
Историки языка
Реставраторы