Сборник практических задач
Пояснительная записка
Очень часто, овладевая математическими знаниями теоретически, учащиеся не умеют их использовать для решения несложных практических задач. Поэтому целью этого сборника является применение математических идей и методов к решению практических задач, к нахождению выхода из разного рода затруднительных положений, возникающих в повседневной жизни.
В этих задачах большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями. Для решения таких задач не нужно справочников, громоздких формул..., а нужно лишь карандаш, листок бумаги и ... смекалка.
Решая практические задачи, учащиеся видят нужность математики, развивают интерес к предмету.
В сборнике задачи сгруппированы по классам, с учетом программного материала. Здесь подобраны наиболее поучительные задачи, имеющие практическое значение. Решая предлагаемые задачи, учащийся получает информацию об окружающем мире самостоятельно. Он понимает нужность математики.
Эти задачи развивают творчество и поисковую активность, так как для их решения нет алгоритма, есть только рекомендации, приняв которые можно быстрее решить задачу, а можно найти новое (другое) решение. Плюсом этих задач является и то, что, моделируя задачу на местности, мы предполагаем, например, недоступность объекта (а, в действительности, мы
можем измерить расстояния) и находим расстояние до него. После получения ответа можно его проверить на практике. Если предлагать учащимся такие задачи от случая к случаю, то интереса не будет. Интерес появляется тогда, когда это становится системой, а еще лучше, если можно открыть сборник.
5 класс
№1
Измерить среднюю длину своего шага.
Рекомендации:
Сделать отметку на полу;
Прошагать 10 шагов;
Измерить длину пути L;
L : 10, получим среднюю длину шага.
№2
Зная длину шага, найти периметр корпуса, дома.
№З
Масштаб.
М — это отношение длины предмета на плане к длине этого предмета в действительности.
М 1 : 1000, означает на плане 1 см, а в действительности 1000 см.
а) Выбрав наиболее рациональный масштаб, начертить план своей комнаты с мебелью.
б) Выполнить измерения и начертить план корпуса в масштабе
1 : 500; 1 : 200.
№4
Измерение объемов.
а) V собственного тела.
Рекомендации:
1 л = дм3
Погрузившись в ванну, наполненную водой, с головой, замерить разность объемов.
б) V игрушки.
Рекомендации:
Игрушка вытесняет воду из сосуда, вода выливается в более широкий сосуд, ее объем измеряется мерным стаканом.
6 класс
№ 1
Измерение расстояния до недоступного объекта.
Рекомендации:
выбрать удаленный недоступный объект;
выбрать базу, измерить ее;
из концов отрезка АВ (база) измерить углы, под которыми виден объект;
начертить на листе базу в выбранном масштабе, провести из ее концов лучи под заданными углами;
измерить расстояние на листе от базы до объекта; с учетом масштаба вычислить расстояние.
В
База
№2
Самолет виден под углом 350 в тот момент, когда он пролетает над пунктом, отстоящим от наблюдателя на расстояние 4 км.
На какой высоте и на каком расстоянии от наблюдателя находится самолет.
Рекомендации:
Выбрать масштаб 1 см = 1 км.
Начертить треугольник аналогично предыдущей задаче, произвести измерения.
№3
Пропорции.
Равенство отношений — это пропорция.
а) Три класса должны посадить 24 саженца:
6А — 32 ученика
6Б — 28 учеников
6В — 36 учеников
Как разделить саженцы между учениками классов пропорционально количеству учащихся.
б) Составить рецепт блюда из 5 наименований (салат, суп, компот, варенье и т.д.) с соблюдением пропорций.
№4
Координатная плоскость.
а) по заданным координатам построить точки;
б) по клеткам начертить рисунок, указать
координаты всех вершин (20 — 30 точек).
7 класс
№1
Провешивание прямой.
Построение прямой линии на местности с помощью вех.
№2
Равенство треугольников.
Измерить ширину реки (или найти расстояние до недоступного объекта).
АВ — ширина реки.
на берегу провешать прямую ДС;
точку О взять посередине ДС;
п
ровешать прямую ВЕ.
ОС = ОД
ОВ = ОЕ
Измерить EF
Доказать: АВ = ЕF
Измерить EF
Записать вывод.
№3
По реке на плоту (или как узнать скорость течения реки).
По расписанию теплоход от 1-й пристани до 2-й (по течению) идет З часа, а обратно 4 часа 30 минут. Какова скорость реки?
V реки
Рекомендации:
Узнать расстояние на вокзале (L).
Чему равна разность скоростей по течению и против течения.
8 класс
Теорема Пифагора
№1
Зная соотношение сторон в египетском треугольнике, построить прямой угол на местности (З; 4; 5 ед.).
№2
Вы плывете на лодке по озеру и хотите узнать его глубину. Как это сделать, пользуясь
камышом, не вырывая его?
Рекомендации: (отклонить камыш)
С
Д
СА - надводная часть камыша, ее измерить;
отклонить камыш, чтобы он касался воды;
α измерить
тогда (х + в)2 = х2 + α2
х – глубина.
№З
Далеко ли видно с маяка данной высоты над уровнем моря?
Рекомендации:
S - ?
9 класс
Подобие треугольников
№1
Определить высоту дерева
а) в солнечный день (используя тень)
б) в любой день (используя зеркало)
Рекомендации:
а)
Измерить: А1В1, А1С1, АС
б)
Измерить: АВ, ВС, ДС – рост человека, FA – высота человека
Решение треугольников
Найти высоту здания (дерева и т.д.) выполнив нужные измерения.
а
Измерить: а, угол С, угол Е
№2
Измерение расстояния до недоступной точки. Рекомендации: (теорема синусов)
Измерить: АВ-база, углы А, В, С (вычислить)
№3
Пропорциональность отрезков секущих.
Р
екомендации: АВ·АС = AD·AE
а) вычислить радиус горизонта, видимого с вершины Останкинской телебашни, высота которой 540 метров.
б) вычислить радиус горизонта, видимого с высшей точки колеса обозрения, радиус которого 25 метров.
1