СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий для развития читательской (функциональной) грамотности по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник заданий по истории для развития читательской грамотности для 5- 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий для развития читательской (функциональной) грамотности по истории»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с обществом. В функциональную грамотность входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации.

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Формирование навыков и умений невозможно без решения следующих задач:

- осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

уметь извлекать информацию из разных источников;
учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов.
Для успешной реализации себя в обществе, необходимо уже в школе давать возможность детям решать проблемные ситуации на уроке, составляя задания, способствующие развитию функциональной грамотности.

Задачи читательской грамотности, которые можно решить, работая с подобранными текстами:

1. находить и извлекать информацию;

2.интегрировать и интерпретировать информацию;

3.осмысливать и оценивать содержание и форму текста

Работа с заданием на умение находить информацию в тексте построена на использовании заданий, при выполнении которых учащемуся требуется определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации.

Для работы с заданием на умение интерпретировать текст, обучающимся необходимо обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

При работе с заданием на умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста обучающему необходимо выразить собственную точку зрения по вопросу.





Данный сборник может оказать поддержку при разработке аналогичных заданий по развитию функциональной грамотности на уроках истории.

Сборник заданий предназначен для 5-9 классов в школах.


ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 КЛАСС

Тема: Древний Китай

Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом, когда в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, и коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве, и и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуанди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шёлка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи — Владычицей шёлкового червя, и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Вопросы:

  1. Какой материал открыла Лэй-цзу?

  2. Почему Лэй-цзу заслужила статус «богини-покровительницы»? В чем значимость ее открытия?

  3. Какой торговый путь получил название, связанное с этим открытием? Отметьте его на карте.

Тема: Древняя Греция

Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка. Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея.

Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра. Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить уплату можно было, только убив Минотавра.

Поэтому и решил Тесей вступить в бой с Минотавром и или убить его, или погибнуть. Престарелый Эгей не хотел и слышать об отъезде своего единственного сына, но Тесей настоял на своем.

Он принес жертву Аполлону-Дельфинию - покровителю морских путешествий, а из Дельф перед самым отъездом был дан ему оракул, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту и принеся ей жертву, Тесей отправился на Крит.

Вопросы:

  1. Найдите на карте географические объекты, которые упоминаются в тексте.

  2. Какие взаимоотношения складывались между Афинами и Критом?

  3. Сколько лет афиняне были в зависимости от Крита?

  4. Изучите данные археологических раскопок и реконструкции зданий Крита, а затем предположите, почему у материковых греков было представление о лабиринтах на острове Крит.

  5. Приведите доказательства, что данный текст – миф.


Миф о начале Троянской войны

Много богов почтили своим присутствием свадьбу смертного героя Пелея и бессмертной богини Фетиды. Присутствовал там и главный бог - Зевс, со своей женой Герой и дочерьми Афиной и Афродитой. Лишь богиню ссор и раздоров Эриду не позвали на праздник. Обиженная богиня решила отомстить. Невидимой пробралась она к пирующим и положила на стол золотое яблоко с надписью: "Прекраснейшей". Заспорили три богини - Гера, Афина и Афродита - кому же из них по праву принадлежит яблоко? Обратились они к Зевсу, но тот отказался решить их спор и отправил их к троянскому царевичу Парису. "Пусть он рассудит вас", - сказал Зевс.

Не мог решить Парис - кому отдать яблоко? Ведь все три богини были очень красивы. И тогда каждая богиня стала убеждать его отдать яблоко именно ей и сулить различные дары.

- Я сделаю тебя повелителем Азии, - сказала Гера, царица богов.

А я дарую тебе славу и победу во всех битвах, - пообещала могучая воительница Афина, богиня справедливой войны.

- А что дашь мне ты? - обратился Парис к Афродите.

- Я не могу дать тебе того, что обещают они, - промолвила богиня любви. - Но если ты отдашь яблоко мне, то клянусь, - твоей женой будет прекраснейшая женщина из смертных!

И Парис протянул яблоко Афродите...

Разгневались за такое решение Гера и Афина и решили погубить Трою и троянцев. Парис же стал любимцем Афродиты, которая теперь во всем стала ему помогать.


Вопросы:

  1. Найдите на карте географические объекты, которые упоминаются в тексте.

  2. Почему данный текст является мифом? Свой ответ аргументируйте.

  3. Как миф объясняет причину начала Троянской войны?

  4. Является ли причина войны, которую выделил автор, научным фактом?

  5. Изучив дополнительный материал, предположите, что могло стать настоящей причиной военного конфликта между ахейцами и троянцами?

  6. Предположите, была ли автору мифа известна настоящая причина войны? Почему за основу он берет любовный сюжет?


Миф о Прометее

Боги скрывали от людей тайну огня, и тогда благородный Прометей похитил огонь с Олимпа и в тростнике принёс его людям. Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея цепями к скале в горах Кавказа. Огромный орёл ежедневно прилетал и клевал печень Прометея, но за ночь она отрастала вновь. Муки Прометея длились тысячелетия, пока его не освободил Геракл. Могучий герой убил орла и разбил оковы.

Но ведь Зевс приказывал навечно приковать Прометея к скале! Чтобы его воля не была нарушена, Прометей стал носить кольцо из своей цепи, в которое был вставлен кусочек гранита от скалы.

Вопросы:

  1. Найдите на карте географические объекты, которые упоминаются в тексте.

  2. Почему открытию огня греки посвятили целый миф, в чем важность данного события?

  3. Известно ли нам, как люди получили огонь?

  4. Предположите, почему боги (в представлении древних греков) были не довольны тем, что люди обрели огонь?


ИСТОРИЯ РОССИИ, 6 КЛАСС

Задания на работу над текстом. Распознать главную идею в тексте, когда требуемая информация в нем общеизвестна.

Тема: Призвание варягов на Русь

А. По преданию, в 862 году поссорившиеся друг с другом разноплеменные жители Новгорода пригласили из-за моря правителя, который устраивал бы всех. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами. Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в земле кривичей, в Изборске; через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик принял единоличную власть. 

Б. Призвание варягов на Русь положило начало складыванию государственности у славян. Несмотря на все споры ученых о том, верно ли поступили старейшины племен, призвав править своими землями иностранца, данное событие оказало большое влияние на развитие страны в целом. Варяги привезли с собой хорошее оружие, способное защитить от натиска врага, совершенные корабли, способствовали организации торговли между Русью и другими европейскими государствами.

Прочитайте тексты и ответьте на вопросы

  1. В чем заключается главная идея в данных отрывках

  2. Назовите первого князя на Руси.

  3. Какие события предшествовали приходу варягов к власти на Руси?


Задание на работу над пониманием связи исторических событий и истолкование значения событий.

Текст: Из указа императора Александра I.

Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприоб­ретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному со­гласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин.

Таковые условия, сделанные помещиком с его крестья­нами и у крепостных дел записанные, сохраняются как крепост­ные обязательства свято и нерушимо. По смерти помещика закон­ный его наследник, или наследники, вступает во все обязанности и права, в сих условиях означенные.

В случае неустойки той или другой стороны в сих усло­виях присутственные места по жалобам разбирают и чинят взыс­кания по общим узаконениям о контрактах... если помещик или целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землёю и семейством его во владение по-прежнему.

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землёю отпускаемые, если не пожелают войти в другие состоя­ния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебо­пашцев.

Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в по­ложенный законами срок вступить в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность».

№ 1. Когда был принят указ? Под каким названием он во­шёл в историю? Какую цель преследовал данный указ?

№ 2. Кому согласно указу принадлежит право законного перевода крестьян в состояние свободных земледельцев? При каком условии свободными земледельцами могли стать дворовые люди?

№ 3. Укажите не менее двух последствий принятия данно­го указа.

Тексты и задания из ВПР по истории 6 класса, соответствуют по работе над читательской грамотностью учащихся по данным критериям.

Тексты: Походы Святослава

В 964-967 годах Святослав вёл войну против Хазарского каганата. В результате многие племена были освобождены от уплаты дани кагану, союзная хазарам Волжская Булгария разорена, хазарские войска разбиты, а сам каганат практически уничтожен. В 971 году между Византией и Русью был подписан мирный договор на выгодных для Руси условиях.

В IX-X веках происходило становление Древнерусского государства – монархии, объединившей племена восточных славян и их ближайших соседей под властью одной княжеской династии, утвердившей могущество великих киевских князей в пределах Руси и их величие за ее границами.

Задание 1. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).

Перечень событий (процессов)

А) образование русского государства

Б) Победа над Мамаем в Куликовской битве

В) Гуситское движение

Г) Принятие христианства на Руси


Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.

3. С каким из данных событий (процессов) связано слово «варяги»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).

Объясните смысл слова «варяг».

4. Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.

Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).

Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).

Ответ запишите в таблицу.

Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.

Личности

Действия

1.


2.





ИСТОРИЯ РОССИИ. 7 КЛАСС

Тема «Россия в XVII веке. Народные выступления»

Работа с историческим источником (документ)       

Московское восстание 1648 г. (по Летописному рассказу)

           «1648 г. июня в 2 день праздновали Сретение чудотворной иконы Владимирской... И на праздник Сретения чудотворной иконы было смятение в миру, били челом всею землею государю на земского судью Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по его Левонтьеву научению от воровских людей напрасные оговоры. И государь царь того дни всей земле его Левонтия не выдал.
            И того ж дня возмутились миром на его Левонтия заступников, на боярина... Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничего Петра Тихонова сына Траханиотова... и иных многих единомысленников их, и домы их миром разбили и разграбили.
           И июня в 3 день, видя государь царь такое в миру великое смятенье, велел его, земского судью Левонтия Плещеева, всей земле выдать головою, и его Левонтия миром (на Красной площади) прибили. И начали миром просить и заступников его, Бориса Морозова и Петра Траханиотова. И государь царь выслал на Лобное место с образом чудотворной иконы Владимирской патриарха Иосифа Московского и всея Руси, и с ним митрополит Серапион Сарский и Подонский, и архиепископ Серапион Суздальский, и архимандриты, и игумены, и весь чин священный, да с ними государь послал и бояр своих... Указал государь впредь Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти в Москве не бывать и не владеть и на городах у государевых дел ни в каких приказах не бывать. И на том государь царь к Спасову образу прикладывался, и миром и всею землею положились на его государьскую волю.
         И того же дня... Борис Морозов и Петр Траханиотов наученьем дьявольским... велели людям своим всю Москву выжечь. И они, люди их, большую половину Московского государства выжгли: от реки Неглинной Белый город до Чертольской стены каменного Белого города, и Житной ряд, и Мучной, и Соляной, и от того миру стал всякий хлеб дорог... И многих людей зажигальщиков переимали и к государю царю для их изменничья обличения приводили, а иных до смерти побивали...
          Государь велел Петра Траханиотова казнить на Красной площади. А того Бориса Морозова государь царь у миру упросил, чтобы его сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Бело-озеро, а за то его не казнить, что он вскормил государя».

Задание 1.

1. Прочитайте отрывок из документа и укажите событие, о котором идет речь:

А)  Медный бунт
Б)  Псковское восстание 1650 г.
В)  Соляной бунт.
Г)  восстание под предводительством С.Т. Разина.

2. Что стало одним из результатов Соляного бунта?

А) разработка нового свода законов

Б) бесплатная раздача соли

В) ликвидация крепостного права

Г) смена правящей династии

Задание 2.

Выделите причины бунта и запишите их в тетрадь.

Задание 3

Прочитать документ и ответить на вопросы:

1) В чем автор рассказа видит причины восстания в Москве?

2) Какой в рассказе летописца предстает царская власть?

3) Как вы думаете, почему в летописи нет сведений о суде и доказательствах вины Морозова и Траханиотова?

4) Какую роль играла православная церковь в «бунташных» событиях?

Задание 5.

Анализ иллюстрации и фоновых знаний.

Рассмотрите картину Э. Э. Лисснера «Восстание в Москве в 1648 году»  и ответьте на вопросы.
1) Какой момент восстания изображён на картине?

2) Почему ключевые события Соляного бунта произошли в Московском Кремле?

3) Против кого был направлен гнев восставших?

4) Как они относились к молодому царю?


Задание 6.

Формат ответа: выбор правильного ответа

Сравните два восстания: «соляной» и «медный» бунт. Самостоятельно определите сопоставимые признаки, по которым вы будете их сравнивать.

Задание 7.

Работаем с картой: 

1. Используя карту,  определите самый удалённый от Москвы город, в котором в XVII в. вспыхивали восстания.

2. Сопоставьте районы восстания Степана Разина с территориями, на которых действовали силы Ивана Болотникова. Можно ли обнаружить взаимосвязь между этими событиями?

    

              


ИСТОРИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС

Александр Васильевич Суворов

А.В. Суворов родился в 1730 г. в семье дворянина, чьи взгляды и привычки сформировались на службе у Петра I. Рассказы отца о Петре Великом и войне со шведами очаровали мальчика, и он, несмотря на слабость здоровья, малый рост и тщедушную фигуру, мечтал о военной карьере. Родственники весьма сомневались в самой возможности для него служить, но Суворов стал военным, пройдя путь от гвардейского солдата до генералиссимуса, участвуя в Семилетней войне в 1756-1762 гг., первой и второй русско-турецких войнах, польских походах 1768-1772 и 1794 гг., войнах с Францией. В русско-турецких войнах эпохи Екатерины II он заслужил славу лучшего российского генерала. За победу при Фокшанах и Рымнике (1789) Суворов был пожалован бриллиантовыми знаками ордена Святого Андрея Первозванного, шпагой с надписью «Победителю Верховного Визиря», также украшенной бриллиантами, графским титулом с наименованием Рымникского и орденом Святого Георгия 1-й степени. За подавление польского восстания 1794-1795 гг. получил звание фельдмаршала. В 1797 г. выдающийся русский полководец А.В. Суворов, почти полвека беззаветной преданностью служивший Отечеству, был отставлен от службы императором Павлом I и сослан в глухое имение Кончанское за то, что не боясь монаршего гнева, выступил против опруссачивания русской армии. Завершил свою карьеру Суворов при Павле I генералиссимусом, получив этот чин в 1799 г. после беспримерных итальянского и швейцарского походов. Прославленный полководец принял участие и в подавлении пугачевского бунта, конвоируя Емельяна Пугачева в Симбирск. Умер А.В. Суворов в Санкт-Петербурге 6 мая 1800 г. 29 Свой взгляд на военное искусство А.В. Суворов изложил в книге с ясным названием «Наука побеждать». Главным в военном искусстве, по Суворову, были «глазомер, быстрота и натиск». Под глазомером он понимал умение оценить обстановку, проникнуть в планы противника и найти его слабые места, куда и следовало бить быстро и неожиданно для врага. Суворов считал, что войска должны быть прекрасно выучены. «Тяжело в учении — легко на походе!» — не раз повторял он. Упорство в бою — «натиск», может демонстрировать только обученная армия. Правила военной науки Суворов излагал порой образными поговорками. Например, «бей не числом, а умением» или о преимуществе штыковой атаки: «пуля - дура, штык - молодец». Суворов считал, вслед за Румянцевым, что солдата надо не только обучать, но и воспитывать в патриотическом духе. Выросший среди громких российских побед, Александр Васильевич имел все основания гордиться своей родиной. «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», — говорил он. Или вот еще суворовские слова: «Мы русские, все одолеем!».

Задание 1. Пронумеруйте последовательность событий, в которых участвовал А. В. Суворов.


Подавление Польского восстания


Участие в подавление восстания Е. Пугачева


Итальянский и швейцарский поход Победы при Рымнике и Фокшанах


Победы при Рымнике и Фокшанах


Участие в Семилетней войне

Ответ: 42531

Задание 2. Объясните значение понятия «генералиссимус». _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Ответ: высший военный чин, присваиваемый полководцам, которые командовали несколькими (союзными армиями).

Задание 3. За какие заслуги А. В. Суворов получил награды/военные чины. Ответ представьте в виде таблицы.

Награды

Заслуги

орден Святого Андрея Первозванного, шпагу, с надписью «Победителю

За победу при Фокшанах и Рымнике

Верховного Визиря, орден святого Георгия, графский титул

За подавление Польского восстания

Звание фельдмаршала

За успешные итальянский и швейцарский походы

Чин генералиссимуса




4. Выпишите из текста все «крылатые фразы», принадлежащие А. В. Суворову _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Ответ: «глазомер, быстрота и натиск», «бей не числом, а умением», «Тяжело в учении — легко на походе!», «пуля - дура, штык - молодец», «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», «24 чaсa на -находить в тексте требуемую информацию 31 размышлeние для сдaчи и – вoля; первые мoи выстрeлы – ужe нeвoля; штурм – смeрть»


ИСТОРИЯ РОССИИ. 9 КЛАСС

1.Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В период правления Николая I большое внимание уделялось вопросам идеологии. Министр народного просвещения граф С. С. Уваров выработал формулу «православие, демократия, народность», которая должна была определять основное направление официальной политики. Общественная жизнь страны в это время характеризовалась наличием различных кружков, где главную роль играли так называемые декабристы и славянофилы, спорившие о судьбе России и ее исторических перспективах.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)



2.Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

Князь Святослав вел активную внешнюю политику. Он окончательно подчинил вятичей, уничтожил Волжскую Булгарию, ликвидировав ее как государство. В ходе войны с Византией князь Святослав потерпел поражение. Возвращаясь в Киев, он попал в засаду половцев и был убит.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)



3.Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

Согласно «Повести временных лет», в 882-м году восточные славяне пригласили на княжение Рюрика с братьями, и он прибыл в Новгородскую землю. Следующим после Рюрика князем был Святослав, который захватил Киев, объединив северные земли, населенные восточными славянами, и южные. Благодаря этому был установлен контроль над торговым путем «из варяг в греки».

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)



4.Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

Князь Игорь был убит вятичами в ходе полюдья. Его супруга, княгиня Ольга, сожгла их племенной центр, город Искоростень. После этого она провела налогово-административную реформу и установила уроки и бортничество. Согласно летописям, Ольга посетила Византию, где приняла крещение.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)


5. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки

Князь Владимир в 980-м году установил официальной религией восточное христианство (православие). Данное событие в историографии принято называть Крещение Руси. Восточное христианство было принято Владимиром из Западной Европы, с которой у Руси были давние торгово-экономические связи. Отказ от язычества и принятие христианства обеспечило укрепление авторитета Руси на международной арене, усилило власть киевского князя, консолидировала восточных славян в единую древнерусскую народность.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)



6. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

Князь Дмитрий Иванович возглавил объединенное русское войско в Куликовской битве. Ордынское войско возглавлял хан Ахмат. В ходе самой битвы князь Дмитрий Иванович сражался в облачении простого ратника и был ранен. В решающий момент битвы Засадный полк во главе с Михаилом Бреноком ударил по ордынцам, внеся сумятицу в их ряды и сыграв решающую роль в их поражении.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)



7. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В 1649-м году царем Алексеем Михайловичем был принят Судебник. Согласно нему отменялись урочные лета и вводился бессрочный сыск беглых дворян. Это означало окончательное оформление системы крепостного права в Московском государстве. Крепостное право будет отменено только в 1861-м году.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)



8. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

В середине XVII века патриархом всея Руси становится Филарет. Он принимает решение унифицировать и исправить все богослужебные книги по старорусским образцам. С его решением не согласилась часть духовенства и мирян, которые отказались подчиняться его воле и ушли в раскол. Одним из лидеров раскольников был протопоп Аввакум.

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!