5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №2»
г. Осташкова Тверской области
Региональный творческий конкурс
«Музейный предмет - хранитель социальной памяти»
Счёты моей семьи
Проект
Автор: ученик 4-Б класса - Гневчинский Сергей
Научный руководитель: М. Е. Дмитриева,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Осташков
Декабрь, 2023 г.
Содержание
№ раздела проекта | название | страница |
1 | Введение | 3 |
2 | Цель, задачи | 3 |
3 | Мини - исследования | 3 |
4 | Гипотеза | 5 |
5 | Опрос | 5 |
6 | Выводы | 5 |
7 | Список источников информации | 6 |
1. Введение
В нашей гимназии создан необычный музей. Он состоит из нескольких локаций, расположенных в разных местах здания. Одна из таких локаций находится в кабинете математики. Меня она очень заинтересовала.
Локация разделена на две зоны: 1) Инструменты и приборы; 2) Головоломки.
Мне захотелось внести свой вклад в создание музея.
2. Цель проекта: стать участником создания экспозиции гимназического музея в математической локации.
Задачи проекта: 1)найти на антресолях старинные счёты;
2) выяснить, откуда они в нашей семье;
3)узнать у ребят: знают ли они, что это такое и как ими пользоваться;
4) подарить счёты музею и войти в историю гимназии.
3. Исследования
1). Из разговора с мамой и бабушкой я узнал, что счёты принадлежат моей прабабушке со стороны матери - Орловой Марии Павловне. Она работала продавщицей в магазине «Охотник» и считала на счётах деньги, которые платили покупатели. На них есть специальные костяшки, которые обозначают копейки и рубли. Можно складывать и вычитать.
Можно считать единицами, десятками, сотнями и так далее. Всё удобно устроено, потому что в России пользуются десятичной системой счисления.
Далее счёты перешли по наследству моей бабушке. Она была бухгалтером и использовала счёты, чтобы считать зарплату и вычеты. Но это уже было не очень удобно, потому что надо было много умножать и делить. Счёты заменили арифмометром (см. Фото 1).
Фото 1. Арифмометр
Когда подросла моя мама - Осипова Олеся Сергеевна, бабушка подарила счёты ей. Так счёты остались в нашей семье.
Когда мама училась в школе в начальных классах, счёты пригодились ей учиться считать. Мама разрешила мне передать счёты в музей гимназии (см. Фото 2).
Фото 2. Музей гимназии. Математическая локация
2). Я провёл мини - исследование для своего проекта, чтобы узнать у ребят: знают ли они, что это за экспонат и как ими пользоваться.
4. Гипотеза: большинство гимназистов не знают, что за экспонат я принёс в музей и как им пользоваться.
5. Опрос. Опрошено 29 человек. Результаты опроса в таблице.
Таблица 1
Результаты опроса
Вопрос | Знают/Умеют | Не знают/Не умеют |
1. Как называется этот предмет? 2. Умеете ли вы считать на этих счётах? | 29 1 | 0 29 |
Выводы: 30 человек знают, что предмет называется «счёты». Только один человек умеет складывать на счётах. Вычитать не умел никто.
Моя гипотеза подтвердилась частично.
3). Чтобы лучше понять, как считать на счётах, я посмотрел ролик на YouTube . Он есть в свободном доступе. Вот ссылка https://www.youtube.com/watch?v=Cfkr20HJIkk
6. Выводы
Счёты - устаревший предмет, но в 1 классе его можно использовать, если учить детей сложению. В остальных случаях есть более быстрые и удобные способы вычислительных действий.
Со счётами можно играть, развивать внимание и память.
Данный предмет может служить экспонатом школьного музея.
Я достиг своей цели и выполнил все поставленные задачи (см. Фото 3).
Фото 3. Счёты в гимназическом музее
Список источников информации
1. Видеоролик. Считаем на русских счетах цены. Сходил в Пятерочку.
https://www.youtube.com/watch?v=Cfkr20HJIkk
2. Фото арифмометра http://azbukivedi-istoria.ru/wp-content/uploads/2019/06/felix-left-e1491040824302.jpg
3. Фото со счётами из личного архива учителя.