СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему: "Семья – атавизм современного общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о проблемах современной семьи.Дискуссия с элементами дебатов

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию в 11 классе на тему: "Семья – атавизм современного общества"»

Урок на тему: Семья – атавизм современного общества

Форма проведения – дебаты

Цели урока:

  1. Учебная:

  • формирование представления о проблемах современной семьи (через дискуссию с элементами дебатов);

  1. Образовательная (через деятельность и рефлексию):

    • Формирование навыка работы с проблемным вопросом;

    • умение работы в группе (распределение ролей, обязанностей, построение совместной деятельности);

    • умение выдержать позицию группы (даже если она не совпадает с личностной позицией);

    • умение формировать личностную позицию.

 Задачи урока:

  1. Создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого обучающегося к теме урока - теме семьи.

  2. Расширить и углубить знания обучающихся о важнейшем социальном институте на основе исторических изменений знаний о семье, семейных отношениях;

  3. Совершенствовать умения обучающихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.

  4. Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей обучающихся через структуру формирования рабочих групп, свободный выбор опережающих заданий к уроку.



Приемы урока – актуализация и проблематизация.

Продолжительность урока 45

Оформление доски:

Дата. Тема: Проблемы неполной семьи

Тема для обсуждения:

  1. семья- атавизм современного общества

Ход урока.



1 этап – организационный (5 минут)

Описание структуры урока:

Прежде, чем мы приступим к работе, попрошу вас распределится по группам таким образом, чтобы были организованы 2 команды (дети распределяются по группам).

Теперь наступает время для работы в группе. Суть задания: подготовить позицию: аргументы и факты от каждой команды. Выступающие – три человека от каждой команды. Представление беспристрастного жюри, таймкипера.

2 этап Постановка проблемы: семья- атавизм современного общества

Вступительное слово учителя:

Я уверена, что не найдется на свете человека, которого не интересовала бы тема семьи. Мы с вами не исключение. К сожалению, проблем, связанных с семьей очень много. В последнее время все чаще можно услышать высказывания социологов относительно того, что традиционная семья переживает кризис. Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

3 этап –дебаты

У 1 Приветствие противника. Представление команды, озвучивает тему– 5 минут

 О 3 – вопросы к У 1 - 3 мин

О 1- опровергает У1 – 3 мин

У 3- вопросы к О1 – 3 мин

У 2 -приводит поддержку аргументов У1 – 5 мин

О1 –вопросы к У2 – 3 мин

О2 – выступает – 5 мин

У 1 – вопросы к О2- 3 мин

У 3 подводит итоги, доказывает, что необходимо принять все доводы своей команды – 5 мин веский аргумент

О 3 подводит итоги выступления своей команды- 5 мин веский аргумент



3 этап – подведение итогов (10 минут).

- Да, и у современных семей много проблем. Они все разные. И семьи, и проблемы. А разные они потому, что мы живем в демократическом обществе и, если не нарушаем права других людей, то свободны строить свою семью так, как нам хочется.

Учитель: мы обсудили с вами предметный материал. Теперь давайте поговорим о том, что происходило сегодня на уроке.

Слово судьям

Спасибо судьям



5 этап – рефлексия (16 минут).

На доске карточки да/нет. Каждый учащийся в ответ на задаваемый вопрос становится под ту или иную карточку в зависимости от своей позиции. Учитель бросает мяч одному из учеников и тот поясняет свою позицию

1. Довольны ли вы деятельностью вашей группы ?

2. Как разворачивалась работа в вашей группе? Считаете ли вы ее успешной?

3. Считаете ли вы поставленную проблему решённой?

4. Совпадала ли ваша личная позиция с позицией группы?

Судьи выносят объективное решение. Какая команда более аргументированно выступила? Каждый спикер может получить 10 баллов. Учитывается правило «3 с» : структура, способ, содержание.

Критерии оценивания:


Участник 1

Участник 2

Участник 3

Участник 4

Участник 5

Участник 6

Участник 7

несоблюдение регламента








ложное заключение








неправильное распределение ролей








отклонение от темы








перерасход времени








логические ошибки








нарушение причинно-следственных связей








ложность обоснования








переход на личности








путаница слов








10-9 «+» 2

8-6 «+»3

5-3 «+» 4

0-2 «+»5

Домашнее задание: Эссе «Гражданский брак-«за» и «против», или реферат «Законодательная охрана брака и семьи».





Самоанализ урока обществознания в 11 классе.

Тема «Проблемы неполных семей»

Урок проходил 20.02.2018

Тип урока: Урок закрепления новых знаний.

  1. Цели: Учебная:

  • формирование представления о проблемах современной семьи (через дискуссию с элементами дебатов);

  1. Образовательная (через деятельность и рефлексию):

    • Формирование навыка работы с проблемным вопросом;

    • умение работы в группе (распределение ролей, обязанностей, построение совместной деятельности);

    • умение выдержать позицию группы (даже если она не совпадает с личностной позицией);

    • умение формировать личностную позицию.

Оборудование:  презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

  На уроке выполнялась основная цель: дать понятие об условиях и препятствиях заключения брака, изучение основные ступени готовности и мотивов вступления в брак, которая реализовывалась через  задачи:

  1. Создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого обучающегося к теме урока - теме семьи.

  2. Расширить и углубить знания обучающихся о важнейшем социальном институте на основе исторических изменений знаний о семье, семейных отношениях;

  3. Совершенствовать умения обучающихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.

  4. Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей обучающихся через структуру формирования рабочих групп, свободный выбор опережающих заданий к уроку.

  Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей обучающихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

Основной используемый подход к реализации цели -  личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития обучающегося с учетом биологических возможностей и социальных условий.

 Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей.

Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, вне зависимости от ее полноты

На уроке применялись различные  методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и обучающихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

Темп урока достаточно высокий. Объясняется насыщенностью изучаемого материала,   его разнообразием,  работоспособностью и активностью обучающихся.

Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы.   Урок состоит из 5 этапов, логически связанных между собой.

  1. Организационного.

  2. Целеполагания и мотивации. Этапа подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.  Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, сравнение результатов, анализ, обобщение, сравнение, обращение к социальному опыту обучающихся.

  3. На этапе закрепления   нового материала и рефлексии  вновь следует обращение к социальному опыту обучающихся и знанию ими современных тенденций развития семьи,  обучающиеся делают обобщающий вывод. 

  4. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки. Домашнее   задание   ориентировано   на   обучение   приемам   и   навыкам   самостоятельной работы при поиске информации из различных источников, развитием творческих способностей обучающихся.

Структурно урок выдержан. Использованная структура урока,  методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности обучающихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом

  Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности обучающихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества. Достаточно высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту обучающихся.

Особенностью данного урока является то, что это образовательное событие с непредсказуемым результатом, т.е. содержание урока во многом зависит от учеников: выступления групп, формулировка вывода, рефлексия. Учитель только готовит «каркас» урока и проблемные тексты (с целью актуализации), все остальное - в руках обучающихся. Это позволяет создавать такое пространство, в котором дети чувствуют себя равноправными творцами урока, и, как следствие, у учеников формируется активность и инициативность. На данном уроке дети учатся не только быть «умелыми ораторами» (аргументировано доказывать позицию, задавать вопросы оппоненту, умению отвечать на вопросы), но и работать в группе, что позволяет формировать умение взаимодействия, приобретая интеллектуальный опыт. Проведение урока- дебатов предполагает, что учитель совместно с детьми рассуждает, помогает организовать образовательное событие, а данный урок простроен именно таким образом, чтобы дети могли увидеть проблемы современной семьи с разных аспектов, открывая новое. Иными словами, учитель на данном уроке, оставаясь лидером и организатором, становится с учениками соавтором урока.



Считаю, что удалось выдержать стиль общения с обучающимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. На мой взгляд, урок цели достиг.

 

  Риски при тиражировании могут быть следующие.

  • Неподготовленность класса к работе с ассоциативными понятиями.

  • Невысокая активность обучающихся  может привести к недостатку времени изучения всего материала.



Пусть в наше время моден гражданский брак, а традиционные семейные ценности были вынуждены потесниться под натиском достижений современной культуры, далеко не всегда создание семьи – это кандалы, оковы и однозначное зло.

Если задуматься, из такой вещи как свадьба, можно извлечь массу пользы. Вот пример десяти аргументов в пользу пресловутого штампа в паспорте. Возможно, какие-то покажутся вам убедительными, а может быть, у вас найдутся свои.

1.Свадьба – это красиво и романтично!

В конце концов, какая разница, за кого выходить! Главное – та сказка из ваших сладких снов – белая пена кружев на свадебном платье, роскошный лимузин, море цветов…

2. Брак – страховка от ссор.

Когда в очередной раз вы захотите выставить неразумного мужчину за дверь за очередную провинность, вы вспомните, что завтра некому будет вести ребенка в школу, что сами вы не работаете, а семью обеспечивает муж – ну и так далее. Глядишь, и поостынете.

3. Брак учит находить компромисс.

Семейная жизнь – настоящая школа психологии. Обретая опыт в семейных дрязгах, вы не повторяете своих глупых ошибок в более серьезных ситуациях, например, в общении с начальством. Ну а домашние ссоры – дело житейское.

4. Много новых родственников.

Вот только не надо пугаться! Отнюдь не обязательно в первый месяц брака ждать в гости дядю Фиму из Одессы, тетю Клаву из Уренгоя и еще десяток тетушек с кучей детей. Задумайтесь лучше о том, сколько полезного они подарят вам на свадьбу, и какую помощь от них можно будет получить в дальнейшем, например имея родственников из Белорусии вам не придется искать квартиру на часы в минске, так как всегда будет где остановиться. Уверяем, ваше отношение к родне мужа резко изменится.

5. Брак – это статус.

Да-да, и для женщины тоже. Если вы не принадлежите к числу феминисток или не являетесь членом общества борьбы со свадьбами, у вас будет возможность оценить правоту этого утверждения.

6. Страховка от назойливых ухажеров.

Даже если разведетесь, не торопитесь ставить штамп о разводе. Не понравившемуся поклоннику штамп о браке демонстрируется в качестве пугала. Проверено – работает «на ура»!

7. Родственные обязательства.

Даже если родственники мужа терпеть вас не могут, в ряде случаев они не имеют морального права не выполнить обязательств по отношению к вам. Например, придя к ним в гости, вы вправе рассчитывать на вкусный обед, а там, глядишь, и денег можно занять на неопределенный срок.

8. Брак – решение юридических проблем.

Хотите сменить неблагозвучную фамилию и не можете придумать повода? Выходите замуж! Ждете ребенка вне брака? Оформляйте его поскорее! Ну и так далее.

9. Романтика вне конкуренции.

Что ни говори, но момент, когда мужчина, трясясь от страха и коверкая слова, предлагает вам руку и сердце – один из самых волнующих в жизни.

10. И наконец, вы всегда правы.

Выйдя замуж, вы получаете прекрасный повод увериться в этом раз и навсегда. И если раньше на вас давил авторитет родителей, педагогов, друзей, то теперь никому и ничего не придется доказывать. Ну а если муж не согласен – что ж, как говорится, ему же хуже


10-11 сентября в Москве состоялся международный форум «Многодетная семья и будущее человечества». В форуме приняли участие представители 45 стран — люди, которые исповедуют семейные ценности, идеалы традиционной семьи. Такой, какой мы ее знаем из многовекового опыта человеческой жизни. Такой, какой ее создал Бог.

Об этом было сказано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на открытии форума. Вот что сказал Его Святейшество:

«Семья — это реальность, которая описывается следующим образом: мужчина и женщина живут вместе, хранят верность, заботятся о детях и вместе их воспитывают. Эта реальность появилась задолго до того, как возникли какие-то юридические схемы и конструкции, которые описывали феномен семьи социологически, юридически и придавали ему правовое значение.

И хотя семейные традиции, несомненно, являются частью культуры, а семья, конечно, тоже укоренена в человеческой культуре, но, тем не менее, она предшествует и самой культуре… Поэтому мы можем утверждать, что семья — это Богом установленная институция. Семья укоренена в самой природе человеческой личности».

Не секрет, что сегодня многие хотели бы отказаться от самой идеи семьи, опорочить эту идею, высмеять ее, объявить пережитком прошлого, или наоборот — придумать такую версию истории, согласно которой семья якобы появилась под «недобрым», как некоторые скажут, влиянием Церкви, государства или каких-то древних человеческих установлений. При этом говорят, что в самой древности изначально семьи не было, а была беспорядочная совместная жизнь какого-то количества мужчин и женщин с каким-то количеством детей.

Все эти идеологические конструкции — псевдоисторические и политические — направлены на то, чтобы сегодня отказаться от семьи, сбросить ее с корабля истории, потому что она якобы мешает свободному развитию человечества. На самом деле она мешает тем идеологам, тем политическим конструкторам, тем политическим и экономическим элитам, которые хотели бы превратить человека в потребляющее существо — только в участника, а скорее в объект экономических процессов, о чем также было сказано Святейшим Патриархом Кириллом.

Но воля большинства людей мира направлена к другому: к свободной и по-настоящему счастливой жизни. Не к жизни одинокого эгоиста, весь смысл существования которого состоит в комфорте, физическом здоровье, богатстве, — а к настоящему счастью, которое немыслимо без общения с другими. И об этом ясно говорится в Писании:

«Не хорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18).

Это сказано при творении человека. Это Божие повеление, этот закон жизни неотменимы. И поэтому культ одиночества, независимости от всех и всего, в том числе от семьи, от общества, от местной общины — это культ, ведущий к несчастью, к оскудению и распаду человеческой личности.

Сегодня многие утверждают, что общество якобы выбрало отказ от традиционной семьи: она якобы не является незаменимой, якобы она стала демонстрировать свою ненужность. Но так на самом деле думает вовсе не большинство, а подавляющее — в прямом смысле «подавляющее» — меньшинство: небольшие элиты и часть населения тех стран, где эти элиты имеют информационное господство. Но ни в коем случае так не думает большинство населения Земли. И неудивительно, что сегодня многие люди, в том числе относящиеся к западным обществам, приезжая в Россию или встречаясь где-то на Западе, говорят: нельзя отдавать семейную политику и право, которое касается семьи, на откуп манипуляторам, полагающим, что за счет разрушения семьи они смогут обогатиться или утвердить свою власть

. Аргументы в пользу семейной жизни.

1. Мы вступаем в брак, потому что "так положено".

Для нас важно мнение окружающих. Все вокруг женаты или замужем, а я нет, значит, это плохо… Поэтому нужно постараться любой ценой изменить свой статус, чтобы не заслужить всеобщее осуждение.

2. Мы стремимся решить жилищные, бытовые и финансовые проблемы.

Мы нуждаемся в жилплощади, которая имеется у потенциального спутника жизни, мечтаем, чтобы кто-то таскал из магазина сумки с картошкой, готовил обеды и стирал белье…

Высокий материальный доход жениха или невесты — тоже довод в пользу создания семьи. Одним словом, мы уверены, что со вступлением в брак наша жизнь станет более комфортной и обустроенной.

3. Мы хотим детей.

Людей, вступающих в брак только для того, чтобы найти отца или мать для своего будущего ребенка, не так уж мало. Но стоит ли создавать семью только из-за этого?

4. Мы боимся одиночества.

Хочется, чтобы было с кем поговорить, сходить вместе в гости или съездить отдохнуть. Партнер, который постоянно находится рядом с нами, подходит для этого как нельзя лучше.

5. Мы нуждаемся в регулярном сексе.

Мы слышали, что воздержание вредно для здоровья, да и секс — штука приятная… Почему бы не найти для этого постоянного партнера, скрепив отношения браком? Это куда лучше, чем случайные связи.

6. Мы испытываем к будущему партнеру страсть, которую можно удовлетворить, лишь вступив в брак.

А что делать потом, когда ваше желание будет исполнено? Ведь людей в совместной жизни связывает не только секс. Стоит задуматься об этом, пока не поздно.

7. Мы любим будущего мужа или жену.

Многие, вступая в брак, уверяют, что любят друг друга. Но так ли это на самом деле? Да и любовь с первого взгляда, когда партнеры идеализируют друг друга, еще не гарантирует счастливых семейных отношений. Психологи полагают, что самые прочные отношения — это проверенные временем.

высказывания великих людей о семье

  • Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий. /Камю А./

Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга. /О. Бальзак/

  • Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем. /С. Шамфор/

  • Брак — это долгий разговор, прерываемый спорами. /Р. Стивенсон/

Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. /В.А. Сухомлинский/

  • Жениться, ничем не связывая себя, — предательство. /Монтень М./

  • Счастливый брак — это брак, в котором муж понимает каждое слово, которое не сказала жена. /А. Хичкок/

  • Супружество — это соглашение, условия которого ежедневно пересматриваются и утверждаются заново. /Б. Бардо/

По моему мнению, брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло; середины нет. /Вольтер/

Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. /В.А. Сухомлинский/

«Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья».

Фаина Раневская

«Семья – это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать».

Сьюзан Кинг

«Самое главное и ценное в жизни – это семья! Сначала, в которой ты рождаешься, а затем, которую создаешь».

«Семья – это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья – это самые прочные узы всей вашей жизни».

Джонни Депп

«Семья всегда будет основой общества».

Оноре де Бальзак

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Василий Сухомлинский

«Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества».

ВикторГюго



Аргументы против семейной жизни.

1. Вступив в брак, мы потеряем свободу.

Как правило, это типично в основном для мужчин. Будучи холостяком, можно ни перед кем не отчитываться, приходить домой когда вздумается, пить пиво с приятелями, заводить легкие и необременительные романы и строить свою жизнь так, как считаешь нужным. Кстати, и многих молодых женщин такой расклад вполне устраивает, брак они воспринимают как вид "рабства".

2. Семья требует сил и денег.

Брак — это и дополнительные заботы. Если вы мужчина, вам придется содержать семью. Если вы женщина, придется заботиться о муже и о детях, вести хозяйство. А вам оно надо?

3. Партнер станет помехой.

Вы привыкли к определенным вещам. При вступлении в брак придется изменить устоявшийся уклад жизни — например, раньше вставать или по-другому питаться, чаще делать уборку.

Придется мириться с присутствием в вашей жизни другого человека, делить с ним постель, кухню, ванную. А это неудобно.

4. Вы опасаетесь проблем.

Совместная жизнь — это всегда проблемы. Ведь вам придется строить отношения с другим человеком, не похожим на вас, устанавливать с ним эмоциональную связь, учиться его понимать. Одному проще и спокойнее, поэтому вы выбираете одиночество.

5. Вы пережили неудачный брак или видели неудачный пример семейной жизни ваших собственных родителей, и не хотите повторения ситуации.

Это одна из самых распространенных причин отказа создать семью. Хотя новые отношения совершенно не обязательно могут быть похожи на прежние.

Разумеется, можно отыскать еще множество причин, по которым люди хотят или не хотят вступать в брак. Все их не перечислить.

Семью и внутрисемейные взаимоотношения можно назвать одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества любого писателя. В российской классической литературе нет такого прозаика, в творчестве которого не отражалась бы тема отцов и детей, внутрисемейных отношений, поисков себя в новой реальности. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, A.M. Горький, М.А. Шолохов и многие другие мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека сквозь призму социально-бытовой сферы жизни, ведь семья – бесценный микромир личности, который символизирует собирательный образ Отечества. Острые вопросы жизни, неурядицы, горе и трагедии связаны, прежде всего, с внутренними проблемами домашнего очага. Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой развивается герой, описывая семейный уклад и традиции, изучая разные системы воспитания.

Попытки описать семью и обобщить ее традиции появились уже на заре развития литературы. Это и «Поучение Владимира Мономаха», и проповеднические сборники «Златоуст» и «Измарагд». Тематика сборника «Измарагд» разнообразна: «слова–поучения» о «почитании книжном», христианских добродетелях, пороках (жадности, пьянстве и т. п.), добрых и злых женах, о воспитании детей. Показательно, что именно литература взялась за такое нелегкое дело, именно ее средствами оказалось возможно представить логику отношений мужа, жены, детей. Например, в «Повести о Петре и Февронии Муромских» (XV век) описывается такой эпизод. Героиня повести плыла на судне по реке Оке, к ней начал приставать «некий человек», «искушаемый лукавым бесом». «Она же, разгадав злой помысел его, быстро обличила его» и предложила зачерпнуть воду с одной стороны судна, а потом – с другой и сравнить вкус. Когда он убедился, что вкус воды одинаков, героиня сказала: «И женское естество одинаково. Зачем же ты, свою жену оставив, о другой помышляешь».

Наиболее яркой попыткой обобщения традиций русского семейного быта стала книга, составленная в середине XVI века благовещенским протопопом Сильвестром, политическим деятелем начальных лет правления Ивана Грозного – знаменитый «Домострой». Вот ее полное название: «Книга, называемая Домострой. Имеет в себе вещи весьма полезные. Поучение и наставление каждому христианину, мужу и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Многие десятилетия слово «домострой» было синонимом консервативного уклада жизни. А между тем в этой книге собраны весьма полезные вещи: от правил и основ семейственного регулирования до рецептуры различных блюд. Согласно «Домострою», традиционный глава семьи – отец, муж. Семья «Домостроя» – народная семья, в которой учтено все, вплоть до мелочей внутреннего быта. Домострой отразил нравственный кодекс семьи, которая пропадет без строгости внутреннего быта, без бережливости и умеренности, без рукоделья.



Процент разводов в России за 2018 год

Да и назревают проблемы не ежесекундно, а с течением времени. Поэтому, если люди действительно имеют друг к другу теплые чувства, стоит попытаться сохранить брачный союз, найти какие-то компромиссы. А может получится прожить пять, десять, двадцать, пятьдесят лет.
Росстат: в России 829 разводов на 1000 браков Лидеры по областям (разводов на тысячу браков), 2018 г.:

В XXI веке все больше людей рассматривают брак как устаревшее явление. Семья, которая в идеале должна иметь свое ядро, в настоящий момент может состоять из любого сочетания людей, причем в разных комбинациях. Семья из матери, отца и детей, в сознании большинства людей остается нормой, но статистические исследования опровергают эту общественную установку. Семьи чаще всего строятся не по норме, а по тому, как удобнее жить — мать или отец воспитывают ребенка отдельно, женщина живет с мужчиной, который не является отцом ее ребенка, целая группа из нескольких взрослых и общих детей живет в одной квартире. Возникает вопрос: так зачем нам нужен брак, не проще ли найти ему современную альтернативу?

Альтернативы семье и браку

В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется.

Западный исследователь Р. Зидер основательно изучил этот феномен. Классическая фаза молодости между наступлением половой зрелости и полной социально-экономической зрелостью теперь изменилась. Молодые люди достигают социокультурной зрелости задолго до того, как обретают экономическую независимость от родителей. С одной стороны, вступление в трудовую жизнь у молодых людей отодвинулось из-за удлинения срока школьного и университетского образования. С другой стороны, в более раннем возрасте «предпочтение» отдается возможности действовать и потреблять. «Постиндустриальное» общество благоприятствует раннему наступлению совершеннолетия - прежде всего, в области потребления, а также в социальных и сексуальных отношениях, и отсрочивает наступление экономической самостоятельности. Компетентное участие молодых в потреблении делает их более зрелыми с социокультурной точки зрения, чем это было у предыдущих поколений. В период вступления в брак молодежь приходит, с одной стороны, с более высокой готовностью к жизненным экспериментам, с другой - ограниченной экономической независимостью. Итак, нынешние молодые люди остаются экономически полностью или частично зависимы от родителей; но ведут себя, по-видимому, независимее от нормативных представлений последних; особенно в социокультурной сфере.

Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная одинокая жизнь и прочее являются развившимися к настоящему времени альтернативами. Р. Зидер полагает, что, по-видимому, они предлагают лучшие возможности для познания жизни и облегчают разрыв сложившихся отношений.

1. Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте. В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. Меньшинство, скептически относящееся к институту брака, численно растет во всех странах цивилизованного мира. По данным Р. Зидера, проведенный в 1978 г. в ФРГ опрос показал, что примерно 18% всех неженатых лиц кажется привлекательным остаться «в принципе самостоятельными и независимыми». В 1981 г. в рамках одного из исследований молодежи 13% молодых респондентов ответили, что не хотят жениться, а 7% не хотели иметь детей. С тех пор, по-видимому, скепсис вырос еще больше. 5,7% российских девушек и лишь 5% шведских считают, что замужество необходимо для женщины. Возможность никогда не выйти замуж беспокоит только 3% шведских девушек и только 28% россиянок, а возможность никогда не иметь детей - 38% российских девушек и только 1% шведских (О. Здравомыслова).

Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше, (лучше), чем у одиноких мужчин.

2. Незарегистрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным, т. к. именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).

В расхожих житейских представлениях бытует мнение, что в такой брак вступают обычно более молодые и более образованные. Однако это не совсем верно. Исследования показывают, что в развитых странах около 25% пар, состоящих в незарегистрированном сожительстве, имеют детей в возрасте до 14 лет. В случаях незарегистрированного сожительства установка на брак не исчезает. 90% женщин и мужчин, состоящих в таких отношениях, собирались вступить, в брак, но необязательно с этим партнером. Вероятно, за этим кроется неуверенность человека, связанная с перенесенной психологической травмой (факт измены, потери любимого человека, смерть, вероломство, интимная неудача, обман и другое) или страхом, связанным с возможностью ее неотвратимого наступления и, соответственно, ее ожиданием. Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и «тренироваться» и «совмещаться», но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму «тренинга» к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку. Собственно же «тренировка» заключается в построении отношений с братьями и сестрами, вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака.

Следует добавить, что кроме психологических есть еще своеобразные для России социально-экономические причины, порождающие вариант незарегистрированного сожительства: жилищные проблемы, вопрос, связанный с пропиской, возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и прочие.

3. Сознательно бездетный брак. 10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1%. Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация. В качестве первичных факторов регулирования рождаемости выделяют социальные и социально-экономические (общее положение дел в стране, в экономике, процессы урбанизации, безработица, неопределенность будущего, военные конфликты и другое). К вторичным относят культурные и демографические факторы (охрана материнства, детские пособия, своевременность их выплаты и размеры, пенсионное обеспечение, экономическая самостоятельность женщины, снижение общей и детской смертности, динамика и образ жизни, изменение в творческой насыщенности труда, возросшие требования общества к качеству работника и личности, степень удовлетворенности досугом, индустрия развлечений и т.д.).

4. Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Отчимы оценивают себя в роли отца несколько ниже, чем отцы по крови, они занимают более пассивную роль по отношению к ребенку, считая последнего менее счастливым. Но с этой оценкой не связаны, ни мать, ни дети.

Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным. Исследований, посвященных проблемам мачехи в семье практически нет, хотя эта ситуация более известна в области брачно-семейных отношений (вспомним народные сказки: злая-презлая мачеха и безвольный отец).

5. Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и увеличение толерантности партнеров друг к другу.

Этот брак является исторически новым феноменом, т. к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену. Но не все так просто. С некоторой регулярностью возобновляются дискуссии по поводу того, полигамная или моногамная природа свойственна человеческой натуре. Достаточно часто брачно-семейные отношения сотрясаются фактами измены супругов. Открытый брак возник как отказ от поведения, предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали шпионить, ревновать.

Любой сверхсвободный договор утрачивает свою силу, если один из партнеров, любящий другого, ясно осознает, что в личной жизни другого ему просто не остается никакого места, еще сложнее, когда на это место начинает претендовать кто-то третий, а человек не хочет отдавать другим то, что принадлежит ему.

6. Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает (допускает) некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. В 1980 г. детей вне брака в нашей стране рождалось 10,8%, в 1990 г. - 14,6%, в 1991 г. - 15,1%, в 1992 г. - 16,6%, в 1993 г. - уже 18,4%. Непременно такая связь связана с ожиданием того, что отношения в первичной паре будут прерваны и из этой связи оформится новый брак. Как правило, такие связи не являются продолжительными: они либо действительно перерастают в новый брак, либо становятся обузой, утомляют, человеку становится обременительно вести двойную игру. Удовлетворенность браком в первичной паре в таких ситуациях также невысок. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго (порядка 10 лет), вместе с тем, при ее наличии, очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре.

7. Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую «шведскую» семью. Зародился такой обмен брачными партнерами в 70-е годы в Скандинавии. В настоящее время такие альтернативные брачно-семейные связи характерны для 2% населения США. Исследования таких супружеских пар зафиксировало у таких партнеров меньшую связь с родителями в детстве, практически отсутствие контактов с детьми. Инициаторами таких отношений выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре.

8. Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья.

Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. В. Сатир использует для их обозначения термин «коллективная семья». С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей (так называемая «большая семья»), жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы. По критерию стоящих перед ними задач можно выделить студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, часто практикующие способы возделывания культур, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми (в традициях движения за антиавторитарное воспитание). Рассмотрим те группы, которые представляют временную или длительную альтернативу семейному образу жизни. Студенческие жилые сообщества обладают финансовыми преимуществами, способствуют прагматическому решению жилищной проблемы, дают возможность студентам, вопреки экономической несамостоятельности, жить, поддерживая сексуальные и любовные отношения. Р. Зидер добавляет сюда высокий уровень экспериментирования и одновременно солидарную групповую защиту. В настоящее время в университетских городках ФРГ уже до 30% студентов живут коллективно. Каждое четвертое или пятое жилое сообщество включает детей. Тем самым жилые сообщества представляют одну из самых крупных опытных моделей нетрадиционного воспитания семей.

В целом можно сказать, что семьи разных стран отличаются друг от друга лишь особенностями социально-экономической ситуации, менталитета, законодательства, традиций и обычаев в своей стране. На Западе молодые пары значительно смелее решаются на заключение официального брака, нежели в России. Во многом это можно объяснить социально-экономическими условиями в нашей стране - жилищными и материальными проблемами.

Основные психологические и моральные установки по отношению к семье едины для всего мирового сообщества. Например, социологические исследования за рубежом показывают, что 60% юношей и 75% девушек выражают надежду на то, что их брак будет существовать до самой смерти, а 87,5% опрошенных юношей и 93% девушек связывают с браком супружескую верность. Именно такое отношение к браку предпочтительно и в нашей стране.

Однополый брак -- сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Испания, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви и синагоги также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная церковь и реконструктивистская ветвь иудаизма). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык как «брак»; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические последствия (например, ПАКС во Франции). Впрочем, из этих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе, как и в бездетном гетеросексуальном союзе, не может быть общих биологических детей (но могут быть приёмные). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки пока не признаются и не регистрируются.

Основными критериями в семейно-брачных отношениях в России является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. На рубеже XXI века заметное распространение получили так называемые внебрачные семьи (фактические браки, материнские семьи).

За последние два года количество официально зарегистрированных браков заметно увеличилось. Но и число разводов продолжает стремительно расти.

Преобладающее большинство российских студентов на сегодняшний день выбирают сожительство как форму брачно-семейных отношений (62,5% в группе девушек и 50% в группе юношей). Традиционный брак кажется им обязывающим, тяжеловесным явлением, в то время как альтернативные формы предлагают лучшие возможности для познания жизни и облегчают разрыв сложившихся отношений. Но все-таки гражданский брак рассматривается лишь как этап в жизни, а основной приоритет оставляется юридически оформленному браку. Это подтверждают исследования. Так, в группе девушек зарегистрированный брак, как наиболее приемлемую форму отношений через 10 лет, отмечают 97,5%, в группе юношей - 75%. 70% респондентов отметили, что не видят никаких положительных сторон в незарегистрированном сожительстве. Когда речь заходит о детях, баланс отношения к незарегистрированным союзам смещается. Среди россиян преобладает мнение, что паре, решившей обзавестись ребенком, обязательно следует заключить официальный брак.

Более половины опрошенных россиян (57процентов) не сомневаются, что для ребенка плохо, когда его родители не регистрируют брак. Но прямое осуждение пар, которые обзаводятся детьми, не регистрируя свой брак официально, высказали только 31 процент опрошенных, тогда как 55 процентов отнеслись к ним нейтрально, а 11 процентов заявили, что одобряют такие пары. Подобная толерантность в условиях нестабильности института брака может стать одним из резервов повышения рождаемости.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!