СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья и брак как социальные институты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Семья и брак как социальные институты"

Просмотр содержимого документа
«Семья и брак как социальные институты»

Тема: Семья и брак как социальные институты


Цели и задачи урока: обобщить знания учащихся о семье; выяснить особенности семьи

как социального института; определить тенденции развития

современной семьи;

совершенствовать умения уч-ся сопоставлять общественные

явления, обобщать и анализировать, обосновывать свою позицию;

воспитывать уважительное отношение к семье и браку;


Оборудование: интерактивная доска, презентация «Семья как социальный институт», видеофильм «Письмо детей родителям», дидактические материалы;


Формы и методы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах; метод – частично-поисковый


Основные понятия: семья и брак


Тип урока: усвоение новых знаний


Ход урока:


  1. Организационный момент


  1. Мотивация учебной деятельности: демографическая ситуация в России, роль семьи в формировании личности…(слово учителя)

Постановка проблемы: «Есть ли перспективы у семьи как социального института?»


  1. Изучение нового материала


  1. Семья как социальный институт

  1. Вступительное слово учителя: напишите слова, которые у вас ассоциируются с понятием семья; вывод – роль семьи в жизни каждого человека.

  2. Сравнительный анализ понятия семья: - как малой социальной группы, правовое определение и семья как социальный институт

Выполните задание: приведите в соответствие понятие и определения (электронная презентация слайд №8)

Семья как социальный институт – это объединение людей, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между членами семьи.

Основа формирования и функционирования любого социального института, в т.ч. и семьи:

- комплекс устойчивых моделей поведения

- совокупность норм и правил

- базовые ценности

- система социальных ролей


Какие правила и нормы существуют в вашей семье? Каковы базовые ценности вашей семьи?


Задание: классифицируйте социальные роли в семье по группам (работа в парах)

Подведение итогов: супружеские, родительские, детские, межпоколенные, внутрипоколенные.

Социальные роли, нормы и правила семьи… ориентированы на удовлетворение потребностей, т.е. связаны с функциями семьи.


Актуализация опорных знаний:

Вспомните, каковы основные функции семьи? (слайд № 11)


  1. Социальный институт брака

Подумайте, как сформулировать понятие «брак»? Какие отношения регулирует институт брака?


Брак – добровольный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).


Институт брака регулирует: права и обязанности супругов, режим собственности супругов, права и обязанности родителей и детей, вопросы усыновления и т.п.


Обратите внимание! Речь идет о зарегистрированном браке! Как вы думаете, почему сейчас так популярен гражданский брак?


Дискуссия на тему «За и против гражданского брака»:

класс делится на три группы (можно по рядам)

1-я – аргументы «за»

2-я – аргументы «против»

3-я – арбитры (оценка, чьи аргументы убедительнее)

Выводы! Работа с эл.презентацией, слайд № 15,16.


  1. Традиционные семейные ценности

15 мая – Международный день семьи

8 июля – День семьи, любви и верности в России. (если есть время, краткий рассказ о Петре и Февронии)

Какие традиционные ценности существуют в семье? От каких бы вы отказались в вашей семье?

Традиционные ценности: любовь, взаимопонимание, верность, уважение, взаимные интересы, поддержка, умение прощать…


  1. Тенденции развития современной семьи (в мире и в России)

  1. Тенденция преобладания нуклеарных семей

  2. Взаимное отчуждение членов семей (просмотр видеофильма «Письмо детей родителям»)

  3. Ослабление воспитательного воздействия родителей на детей

  4. Разделение института брака и семьи

  5. Снижение ценности семьи с детьми (движение чайлдфри)

  6. Усиление девиантного поведения в семье

  7. Рост неполных семей и социальных сирот


Возвращаемся к проблеме урока, работа в микрогруппах: как Вы думаете, есть ли перспективы у семьи как социального института? Что необходимо сделать, чтобы укрепить институт семьи и брака? Заключительное слово учителя: «все вы будущие мамы и папы, мужья и жены…)

  1. Закрепление: составьте синквейн на понятие «семья»

  2. Домашнее задание: написать эссе на тему «Семья – это кристалл общества» В.Гюго.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!