Тема: Семья и брак как социальные институты
Цели и задачи урока: обобщить знания учащихся о семье; выяснить особенности семьи
как социального института; определить тенденции развития
современной семьи;
совершенствовать умения уч-ся сопоставлять общественные
явления, обобщать и анализировать, обосновывать свою позицию;
воспитывать уважительное отношение к семье и браку;
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Семья как социальный институт», видеофильм «Письмо детей родителям», дидактические материалы;
Формы и методы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах; метод – частично-поисковый
Основные понятия: семья и брак
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока:
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности: демографическая ситуация в России, роль семьи в формировании личности…(слово учителя)
Постановка проблемы: «Есть ли перспективы у семьи как социального института?»
Изучение нового материала
Семья как социальный институт
Вступительное слово учителя: напишите слова, которые у вас ассоциируются с понятием семья; вывод – роль семьи в жизни каждого человека.
Сравнительный анализ понятия семья: - как малой социальной группы, правовое определение и семья как социальный институт
Выполните задание: приведите в соответствие понятие и определения (электронная презентация слайд №8)
Семья как социальный институт – это объединение людей, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между членами семьи.
Основа формирования и функционирования любого социального института, в т.ч. и семьи:
- комплекс устойчивых моделей поведения
- совокупность норм и правил
- базовые ценности
- система социальных ролей
Какие правила и нормы существуют в вашей семье? Каковы базовые ценности вашей семьи?
Задание: классифицируйте социальные роли в семье по группам (работа в парах)
Подведение итогов: супружеские, родительские, детские, межпоколенные, внутрипоколенные.
Социальные роли, нормы и правила семьи… ориентированы на удовлетворение потребностей, т.е. связаны с функциями семьи.
Актуализация опорных знаний:
Вспомните, каковы основные функции семьи? (слайд № 11)
Социальный институт брака
Подумайте, как сформулировать понятие «брак»? Какие отношения регулирует институт брака?
Брак – добровольный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Институт брака регулирует: права и обязанности супругов, режим собственности супругов, права и обязанности родителей и детей, вопросы усыновления и т.п.
Обратите внимание! Речь идет о зарегистрированном браке! Как вы думаете, почему сейчас так популярен гражданский брак?
Дискуссия на тему «За и против гражданского брака»:
класс делится на три группы (можно по рядам)
1-я – аргументы «за»
2-я – аргументы «против»
3-я – арбитры (оценка, чьи аргументы убедительнее)
Выводы! Работа с эл.презентацией, слайд № 15,16.
Традиционные семейные ценности
15 мая – Международный день семьи
8 июля – День семьи, любви и верности в России. (если есть время, краткий рассказ о Петре и Февронии)
Какие традиционные ценности существуют в семье? От каких бы вы отказались в вашей семье?
Традиционные ценности: любовь, взаимопонимание, верность, уважение, взаимные интересы, поддержка, умение прощать…
Тенденции развития современной семьи (в мире и в России)
Тенденция преобладания нуклеарных семей
Взаимное отчуждение членов семей (просмотр видеофильма «Письмо детей родителям»)
Ослабление воспитательного воздействия родителей на детей
Разделение института брака и семьи
Снижение ценности семьи с детьми (движение чайлдфри)
Усиление девиантного поведения в семье
Рост неполных семей и социальных сирот
Возвращаемся к проблеме урока, работа в микрогруппах: как Вы думаете, есть ли перспективы у семьи как социального института? Что необходимо сделать, чтобы укрепить институт семьи и брака? Заключительное слово учителя: «все вы будущие мамы и папы, мужья и жены…)
Закрепление: составьте синквейн на понятие «семья»
Домашнее задание: написать эссе на тему «Семья – это кристалл общества» В.Гюго.