СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники, как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающим эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Слайд 1.Тема : «Развитие речи, памяти, воображения , мышления дошкольников, основанное на приеме наглядного моделирования» (мнемотехники)

Здравствуйте уважаемые коллеги. Темой нашего семинара является «Развитие речи, памяти, воображения, мышления дошкольников, основанное на приеме наглядного моделирования» (мнемотехники).


Слайд 2.Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники, как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающим эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная тема нами взята не случайно. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но, на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Свои выводы мы сделали, опираясь на результаты проводимого нами мониторинга речевых навыков детей.


Слайд 3. Основные проблемные зоны в развитии речи детей представлены на слайде:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

-неспособность, грамматически правильно построить распространенное предложение;

-бедность речи;

-недостаточный словарный запас;

-употребление нелитературных слов и выражений;

-бедная диалогическая речь

- трудности в построении монолога:

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи

- плохая дикция.

Анализируя различные формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы начали поиски эффективных приемов, методов развития и коррекции речи, которые помогли бы нам при планировании и организации работы. Искали методы, которые позволили бы ускорить процесс развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. В результате, пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода мнемотехники .


Слайд 4.

Мнемоника (греч. — искусство запоминания,

мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

К. Д Ушинский считал, что одним из факторов развития связной речи является –наглядность. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».


Слайд 5 КАРТИНКИ –МНЕМОКВАДРАТ-МНЕМОДОРОЖКА-МНЕМОТАБЛИЦА.

ФОТО ДЕТЕЙ С НИМИ

Структура мнемотехники, как любая работа,  строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.


Слайд 6. Картинка мнемоквадрата: елка-зеленого цвета, медведь - большой круг коричневого цвета.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение. Например : елка-зеленого цвета, персонаж- медведь можно спрятать в графическом изображении- большой круг коричневого цвета.


Слайд 7. Мнемодорожка Алгоритм одевания на прогулку

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Свою работу в младшей группе, мы начали, опираясь на разработку Татьяны Трясоруковой «Смотрю, запоминаю, повторяю и решаю». Закупили рабочие тетради для индивидуальной работы с детьми.

Сейчас предлагаем посмотреть фрагмент занятия по тетради.


Слайд 8.

ВИДЕО – ДЕТИ РАБОТАЮТ С ТЕТРАДЬЮ


Слайд 9. Подборка мнемотаблиц

Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 3-4 лет, когда накоплен основной словарный запас.


Слайд 10. Таблицы по возрастам

Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.


Слайд 11. Фото с детьми, работающими по таблицам

Работать с мнемотаблицами можно и на занятиях, и в совместной, и в индивидуальной деятельности

-Для обогащения словарного запаса

- При обучении составлению рассказа.

- При пересказах художественной литературы.

-При отгадывании и загадывании загадок.

-При заучивании стихов.


Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент такого занятия


Слайд 12.  ВИДЕО ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ


Слайд 13. Мнемотаблица сказки

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений и на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.


Слайд 14. Мнемотаблица описания животного

Составление описательного рассказа. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.


Слайд 15. 

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод:

При использовании в работе методов и приемов мнемотехники:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


Слайд 16

Тест – игра «Пиктограмма»

Цель: определение объема запоминания слов путем их кодирования в рисунок.

Предлагаем 11 слов, которые необходимо зарисовать «закодировать в рисунок», затем по их изображениям назвать перечисленные слова.

Слова: радость, тревога, любовь, отец, злость, грусть, горе, обида, жалость, погода, ремонт.

Материал: листы белой бумаги (формат А 4), цветные карандаши.

В заключение, предлагаем вам проверить свой объем запоминания слов путем их кодирования в рисунок.

В норме, взрослому человеку необходимо запомнить от 8 до 10 слов.

Если вы запомнили менее 8 слов, необходимо развивать образную память.


Спасибо за внимание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!