СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная олимпиада по истории для 10 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предложен с заданиями и ответами. Очень удобен для работы учителя истории.

Просмотр содержимого документа
«10 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

10 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую

работу, которую лучше организовать следующим образом:

‒ внимательно прочитайте задание;

‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким) и его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво.

‒ при ответе на тесты определите верный ответ, обведите кружком цифру (цифры), соответствующую выбранному Вами ответу. За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами

жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы в двух форматах – итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 61.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха!


Всероссийская олимпиада школьников по истории 2017‒2018 уч. г.

Школьный этап. 10 класс

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.

1. Какое из перечисленных княжений никогда не занимал Александр Невский?

1) Киевское 3)Галицко-Волынское

2) Владимирское (на Клязьме) 4) Новгородское

2. В каком году произошло описанное С.М. Соловьёвым событие?

«Между тем великого князя привезли в Москву на ночь 14 февраля и посадили на дворе Шемякине; 16 числа на ночь ослепили и сослали в Углич вместе с женою, а мать, великую княгиню Софью Витовтовну, отослали на Чухлому».

1) 1425 г. 3)1448 г.

2) 1446 г. 4)1453 г.

3. Главным итогом русско-литовской войны 1512‒1522 годов стало возвращение России

1) Чернигова 3) Смоленска

2) Киева 4)Пскова

Ответ:

1

2

3




В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

4. Укажите, кто из перечисленных людей предложил и организовал подписание «кондиций» Анной Иоанновной?

1) А.Д. Меншиков 4) А.И. Остерман

2) В.Л. Долгорукий 5) П.И. Ягужинский

3) А.Г. Долгорукий 6) Д.М. Голицын

5. Какие из перечисленных ниже учреждений были созданы при Александре I?

1) Министерства

2) Совет министров

3) Охранные отделения

4) Государственный совет

5) Комитет министров

6) Верховная распорядительная комиссия

6. Какие из предложенных событий относятся к революции 1905‒1907 гг.?

1) «Кровавое воскресенье»

2) «Июльский кризис»

3) Декабрьское вооружённое восстание в Москве

4) создание Петроградского совета

5) убийство великого князя Сергея Александровича

6) левоэсеровский мятеж

Ответ:

4

5

6




7. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду

элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. 1497, 1550, 1589, 1649

7.2. К.В. Нессельроде, Н.К. Гирс, А.П. Извольский, С.Д. Сазонов

Ответ:

7.1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Митрополит Филипп Колычев, князь Владимир Старицкий, дьяк И.М. Висковатый, Симеон Бекбулатович

8.2. Губернский секретарь, коллежский асессор, капитан-исправник, надворный советник

Ответ:

8.1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.2_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Расположите в хронологической последовательности (от наиболее ранних к наиболее поздним) налоги и пошлины, существовавшие в России:

А) полоняничные деньги

Б) государственный квартирный налог

В) подушная подать

Г) дворовое число

Д) мыт

Е) продналог

Ответ:

1

2

3

4

5

6







10. Расположите в хронологической последовательности факты, связанные с историей отечественной периодической печати:

А) введение «Временных правил о печати»

Б) начало издания русской рукописной газеты «Вести-Куранты»

В) отмена «чугунного» цензурного устава

Г) начало издания газеты «Северная пчела»

Д) появление «Известий Петроградского Совета»

Е) начало издания «Санкт-Петербургских ведомостей»

Ответ:

1

2

3

4

5

6







11. Установите соответствия между художником и созданным им полотном.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Художник

Полотно

А) К.П. Брюллов

Б) П.А. Федотов

В) И.Н. Крамской

Г) Г.Г. Мясоедов

Д) И.И. Шишкин

Е) И.И. Левитан

Ж) Б.М. Кустодиев

1) «Земство обедает»

2) «Христос в пустыне»

3) «Рожь»

4) «Над вечным покоем»

5) «Грачи прилетели»

6) «Сватовство майора»

7) «Последний день Помпеи»

8) «Купчиха за чаем»

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж








12. Установите соответствия между деятелями и партийными группировками, в которые они входили. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятель

Партийная группировка

А) А.М. Коллонтай

Б) Л.Д. Троцкий

В) Н.И. Бухарин

Г) В.В. Осинский

Д) В.М. Молотов

Е) К.Е. Ворошилов

1) «Правый уклон»

2) «Военная оппозиция»

3) Демократические централисты

4) Антипартийная группа

5) «Рабочая оппозиция»

6) «Национал-уклонизм»

7) «Левая оппозиция»

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







13. Установите соответствия между договором и страной, с которой Россия

его заключала. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими

буквами.

Договор

Страна

А) Белградский мир

Б) Айгунский договор

В) Верельский мир

Г) Симодский трактат

Д) Гянджинский договор

Е) Тильзитский мир

Ж) Венский союзный договор

1) Персия

2) Пруссия

3) Османская империя

4) Австрия

5) Франция

6) Китай

7) Швеция

8) Япония

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж








14. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, годы, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже

таблицу. Отмена крепостного права, произошедшая в (1) году, вызвала необходимость дальнейших реформ, особенно в области судопроизводства и местного самоуправления. Вскоре были опубликованы новые Судебные (2 – документ). Они провозглашали, что новый суд отныне должен быть (3 – термин), т. е. признавать равенство всех подданных империи перед законом вне зависимости от их социального положения. Кроме того, судебный процесс обязали быть открытым и (4 – термин), что означало доказательство своей правоты именно сторонами конфликта. Произошло полное отделение судебной власти от административной, что повлекло за собой появление новой должности – судебный (5 – название должности), в ведении которого был предварительный разбор дела перед судебным процессом. Появились новые типы судов – (6 – название) суд, разбиравший малозначимые дела на местах, и коронный суд, где решение вопроса факта преступления и виновности обвиняемого принималось коллегией случайно выбранных лиц (7 – название). Высшим судебным органом империи оставался (8 – орган). Судопроизводство по-прежнему велось от имени (9 – титул). В области местного самоуправления в (10) году была проведена земская реформа. За её проведение отвечал лично

министр внутренних дел (11 – фамилия). По новой реформе появились губернские и уездные земские собрания и (12 – орган). Выборы в них производились на основе имущественного (13 – термин). Введение земств, происходило постепенно – так, земские учреждения в западных губерниях

России появились только в (14) году. Наиболее активно земства проявили себя в вопросах развития медицины и образования на местном уровне. Кроме того, собранный под руководством земств материал о положении сельского хозяйства в России и его динамике, получивший название «земская (15 – термин)», применяется в исторических исследования и в наши дни. Подобное земскому самоуправление в городах было введено в (16) году. Земства и городские учреждения, несмотря на скептическое отношение к ним консервативных кругов, существовали вплоть до (17) года.

Ответ:

1

10

2

11

3

12

4

13

5

14

6

15

7

16

8

17

9


15. Перед Вами юбилейные марки СССР и России. Расположите их в хронологическом порядке выпуска и объясните Ваше решение, произведя необходимый расчёт.

1. 2.

3.



4. 5.

6. 7.


8. 9

Ответ:

Номер

марки

Краткое объяснение

































Максимальное количество баллов – 61.

Ответы:

1

2

3

3

2

3

По одному баллу за каждый верный ответ.

Всего за задания 3 балла.

4

5

6

236

145

135

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 6 баллов.

Ответ:

7.1. Даты создания законодательных актов Московского государства

7.2. Министры иностранных дел Российской империи

2 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

8.1. Жертвы опричнины. Лишний – приближённый Ивана Грозного Симеон Бекбулатович

8.2. Чины Табели о рангах. Лишний элемент – должность капитана- исправника

2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.)

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

9.

1

2

3

4

5

6

Д

А

Г

В

Б

Е

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов,

если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

10.

1

2

3

4

5

6

Б

Е

Г

В

А

Д

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов,

если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Ответ:

11.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

7

6

2

1

3

4

8

7 верных соотнесений – 5 баллов;

6 верных соотнесений – 4 балла;

5 верных соотнесений – 3 балла;

3–4 верных соотнесения – 2 балла;

1–2 верных соотнесения – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Ответ:

12.

А

Б

В

Г

Д

Е

5

7

1

3

4

2

6 верных соотнесений – 5 баллов;

5 верных соотнесений – 4 балла;

4 верных соотнесения – 3 балла;

3 верных соотнесения – 2 балла;

1–2 верных соотнесения – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Ответ:

13.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

6

7

8

1

5

4

7 верных соотнесений – 5 баллов;

6 верных соотнесений – 4 балла;

5 верных соотнесений – 3 балла;

3–4 верных соотнесения – 2 балла;

1–2 верных соотнесения – 1 балл.

Всего за задание 5 баллов.

Ответ:

14.

1 1861

10 1864

2 уставы

11 П.А. Валуев

3 бессословным

12 управы

4 состязательным

13 ценза

5 следователь

14 1911

6 мировой

15 статистика

7 присяжными заседателями

16 1870

8 Сенат

17 1917

9 императора


17 верных вставок – 10 баллов;

15‒16 верных вставок – 9 баллов;

13‒14 верных вставок – 8 баллов;

11‒12 верных вставок – 7 баллов;

9‒10 верных вставок – 6 баллов;

7‒8 верных вставок – 5 баллов;

5‒6 верных вставок – 4 балла;

3‒4 верные вставки – 3 балла;

2 верные вставки – 2 балла;

1 верная вставка – 1 балл.

Всего за задание 10 баллов.

Ответ:

15.

Номер

марки

Краткое объяснение

4

1147+800=1947

1

1903+50=1953 может быть принят вариант (1898+50=1948)

9

1918+40=1958

2

1709+250=1959

5

1864+100=1964

8

1943+25=1968

6

1922+50=1972

7

1935+50=1985

3

1714+300=2014

По 1 баллу за каждый верный ответ с расчётом. Ответ без объяснения не

принимается. 2 балла за верную хронологическую последовательность.

Всего за задание 11 баллов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!