СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный кабинет ИВТ (функциональное назначение и оборудование) Санитарные нормы и правила.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный кабинет ИВТ (функциональное назначение и оборудование). Санитарные нормы и правила.

Просмотр содержимого документа
«Школьный кабинет ИВТ (функциональное назначение и оборудование) Санитарные нормы и правила.»

МКОУ «Бурганкентстская СОШ», учитель математики Рамазанов Ш.Р.

Школьный кабинет ИВТ (функциональное назначение и оборудование). Санитарные нормы и правила

Кабинет информатики и вычислительной техники (КИВТ) - это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, межшкольного учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения практических и теоретических, классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ). КИВТ используется в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно-полезного и производственного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом.

Занятия в КИВТ должны служить:

-формированию у учащихся компьютерной грамотности - знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники, умений и навыков решать задачи с помощью ЭВМ;

-ознакомлению учащихся с применением вычислительной техники на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;

-развитию у учащихся теоретического мышления в процессе изучения основ информатики;

-совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса.

В КИВТ проводятся:

-занятия по ОИВТ и отдельным общеобразовательным учебным предметам с использованием вычислительной техники, кинофильмов, диапозитивов, таблиц и других учебно-наглядных пособий;

-составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства школы для удовлетворения потребностей школы и базовых предприятий (работы учащихся по составлению программ проводятся с использованием магнитных носителей);

-внеклассные и факультативные занятия по ОИВТ;

-экспериментальные уроки и практические занятия.

Директор школы организует работу приемной комиссии с участием представителей профсоюзной организации школы, базового предприятия, органов народного образования и государственного надзора (санитарного, пожарного, а в необходимых случаях - Госгортехнадзора) для оформления разрешения на эксплуатацию КИВТ. Без соответствующего акта-разрешения эксплуатация КИВТ запрещается.

КИВТ может быть школьным и межшкольным (обслуживать учащихся нескольких школ с подчинением РОНО или НУНО). Число рабочих мест для учащихся может быть 9, 12, в зависимости от наполняемости классов. На рабочем месте предусматривается работа одного - двух учащихся. Для проведения практических занятий с компьютерами классы делятся на две подгруппы (в городских школах - с количеством учащихся 25 и более человек, а в сельских школах - 20 и более человек).

КИВТ должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и идейно-политическому воспитанию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по ОИВТ и основам наук, при полном обеспечении требования к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Оснащение КИВТ учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, оргтехникой и мебелью.

Для реализации задач и содержания работ, предусматриваемых п.1.2 и 1.3, КИВТ оснащается материальными средствами согласно "Перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники всех типов учебных заведений".

Кроме того, КИВТ оснащается:

  • заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы и упражнений, учащихся на компьютере;

  • комплексом научно-популярной, справочной и методической литературы;

  • набором лучших программ для ЭВМ, созданных учащимися;

  • журналом инструктажа учащихся по охране труда;

  • журналами использования КУВТ на каждом рабочем месте;

  • журналом отказа машин и их ремонта;

  • держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся;

  • инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, годовыми, пятилетними планами дооборудования КИВТ, утвержденными директором школы;

  • аптекой первой помощи;

  • средствами пожаротушения.

Учебное оборудование и учебно-наглядные пособия для КИВТ приобретаются школами в установленном порядке в соответствии с "Перечнем технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники всех типов учебных заведений".

Помещение для КИВТ, размещение рабочих мест, хранение учебного оборудования.

Расстановка рабочих мест учащихся в КИВТ должна обеспечить свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту учащихся. Расстояние между стенкой с оконными проемами и столами должно быть не менее 80 см. Расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть 1,0 - 1,1 м.

Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования КИВТ оснащается шкафом, устанавливаемым справа от классной доски. Диски (кассеты) с программным материалом хранятся в специальном небольшом ящике (по классам и разделам программ) размером не менее 150x150x300, защищенном от пыли и света. В КИВТ создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения, (карточки хранятся в алфавитном порядке) и методическая картотека, облегчающая учителю подготовку оборудования к занятиям.

Организация работы в кабинете вычислительной техники.

Для обеспечения организации работы кабинета информатики приказом директора школы назначается заведующий КИВТ из числа учителей информатики. Заведующий кабинетом является организатором оборудования кабинета, работы учителей и учащихся по применению средств вычислительной техники, информационных технологий в преподавании информатики и других учебных предметов. Заведующий КИВТ обеспечивает использование кабинета в соответствии с учебным планом школы, разрабатывает перспективный план оборудования кабинета, принимает меры по его дооборудованию и пополнению учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения в соответствии с «Перечнем», несет ответственность за сохранность имеющегося в кабинете оборудования и средств вычислительной техники. Заведующий кабинетом несет ответственность за ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания ВТ, регистрацию отказов ПЭВМ и организацию их отладки или ремонта, за поддержание в КИВТ санитарно-гигиенических требований и требований техники безопасности.

Заведующий кабинетом принимает участие в планировании загрузки КИВТ учебными, кружковыми, факультативными и другими занятиями с учащимися; все виды занятий в КИВТ проводятся при обязательном присутствии преподавателя. Заведующий кабинетом несет ответственность за своевременное проведений вводного и периодического инструктажа по технике безопасности, которые проводятся, как правило, учителями, ведущими занятия в КИВТ. На вводном инструктаже учитель знакомит учащихся с правилами распорядка в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, с опасными моментами, которые могут возникнуть в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности. Вводный инструктаж проводится в виде лекции, беседы. Инструктаж перед работой на ЭВМ дополняет вводный инструктаж и имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего; места, назначением приспособлений и ограждений, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также опасными ситуациями и правилами поведения при их возникновении. Периодический инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы. Все; сведения по проведению инструктажа учащихся заносятся в специальный журнал (табл. 1).


Таблица 1

Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности

№ п/п

Фамилия инструкти-руемого

Дата

Содержание инструктажа с указанием названия инструкции

Ф.И.О.

проводившего инструктаж, его должность

Подпись проводившего инструктаж, его должность

Подпись инструкти-руемого









Как показывает опыт, важной организационной формой деятельности кабинета информатики в школе может стать учебно-методический семинар, к работе которого привлекаются не только учителя информатики, но и преподаватели других дисциплин. Семинар может эффективно использоваться для распространения опыта применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении, ознакомления с новыми программными средствами, обучения преподавателей основам работы на ПЭВМ, обсуждения основных направлений внеклассной работы с учащимися и т.п. Направленность работы семинара может быть весьма различной и, вероятно, будет меняться по мере совершенствования информационной культуры преподавателей. Следует иметь в виду, что в тех случаях, когда преподаватели других учебных дисциплин в школе еще не овладели в полной мере средствами ИКТ, предполагается финансирование совместной работы двух преподавателей (информатики и предметника) при проведении занятий по учебным предметам в классах с использованием информационных технологий.

Помощь в работе заведующему КИВТ оказывает лаборант (или техник). Лаборант (техник) находится в непосредственном подчинении заведующего кабинетом и отчитывается перед ним за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему КУВТ, правила ухода за ним, условия хранения техники и наглядных пособий. В соответствии с перспективными планами развития КИВТ лаборант под руководством заведующего кабинетом участвует в приобретении необходимого учебного оборудования, ведет учетность, инвентаризационные записи. По плану преподавателя и под его руководством лаборант готовит оборудование к уроку. Лаборант обеспечивает соблюдение учащимися правил техники безопасности, постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи, регистрирует отказы техники во время занятий, а также проводит мелкий ремонт вышедшего из строя оборудования.

Следует иметь в виду, что согласно СанПиН при кабинете информатики должна быть лаборантская комната площадью не менее 18 кв. м с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку (или в рекреацию).

Школьный мультимедийный кабинет.

Санитарные правила и нормы.

При оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм, предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и ПЭВМ Вопрос о вредности работы с ВДТ и ПЭВМ актуален, разумеется, прежде всего, потому, что речь идет о здоровье детей. Однако этот же вопрос не менее важен и для сохранения здоровья самого учителя, а также всех тех, кто является участником образовательного процесса с привлечением компьютерных средств. Именно поэтому требуется не только хорошее знание требований государственного нормативного акта, но и всемерное соблюдение всех предписанных им положений - как в части, касающейся обустройства помещений и оборудования самих КИВТ, так и в части строжайшего соблюдения рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся.

Обратим внимание только на некоторые положения этого документа. Согласно СанПиН для учителей общеобразовательных школ длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики устанавливается не более 4 часов в день, а для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день. Дополнительно для снижения нагрузки в течение рабочего дня устраиваются регламентированные перерывы в работе.


Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:

  • для учащихся I кл. (6 лет) - 10 мин;

  • для учащихся II - V кл. - 15 мин;

  • для учащихся VI - VII кл. - 20 мин;

  • для учащихся VIII - IX кл. - 25 мин;

  • для учащихся X - XI кл. на первом часе занятий - 30 мин, на втором - 20 мин.

После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Число уроков для учащихся X - XI кл. с использованием ВДТ и ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных классов - не более одного урока.

Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью:

  • для учащихся II - V кл. (7—10 лет) - не более 60 мин;

  • для учащихся VI кл. и старше - не более 90 мин.

Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КИВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.


Правила работы учащихся в кабинете

вычислительной техники.

Строго запрещается:

  • трогать разъемы соединительных кабелей;

  • прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

  • прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, клавиатуры;

  • включать и отключать аппаратуру без указания учителя;

  • класть диск, книги, тетради на монитор, клавиатуру;

  • работать во влажной одежде и влажными руками.



Перед началом работы:

  • сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой, воспринимать передаваемую на экране монитора информацию.

Поэтому надо работать на расстоянии 60-70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения - в очках.

  • работа на ПЭВМ требует большего внимания, четких действий и самоконтроля.

Поэтому нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.


Во время работы:

  • плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;

  • не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;

  • работайте на клавиатуре чистыми руками;

  • никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры;

  • не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!