Школа молодого преподавателя как форма группового наставничества начинающих педагогов
Для каждого общества в любое время проблема совершенствования образовательного пространства оставалась крайне актуальной. В настоящее время в связи с появлением проблем совершенно нового характера и масштаба возрастает потребность в кадрах надлежащего уровня, которые являются наиболее ценным ресурсом организации [1].
Реализуемые в ГБПОУ «Камчатский медицинский колледж» (далее – колледж) образовательные программы готовят специалистов по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика». К преподавателям, обучающим будущих медицинских работников, предъявляются высокие требования: требовательность, принципиальность, полная самоотдача и конечно же знание и применение современных педагогических технологий и ИКТ.
Преподавательский состав колледжа формируется из педагогических работников и выпускников педагогических ВУЗов (преподаватели общеобразовательных и частично общепрофессиональных дисциплин), а также выпускников медицинских образовательных учреждений и опытных медицинских работников (преподаватели основ сестринского дела и клинических дисциплин). Зачастую медицинские работники, пришедшие из лечебно-профилактических учреждений, не имеют специальной подготовки в области педагогики и в начале своего преподавательского пути испытывают профессиональные трудности.
Для организации методической помощи начинающим педагогам в колледже внедрена система наставничества. Целью ее является создание эффективной среды наставничества в колледже, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. На начальном этапе преподавания у многих специалистов выявляются схожие запросы и профессиональные дефициты: адаптация в коллективе, знакомство с нормативными документами, касающимися системы образования различных уровней (федеральный, региональный, локальный), заполнение документации преподавателя, подготовка методических материалов. Поэтому в колледже, наряду с другими формами, реализуется наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно. Группа носит официальное название «Школа молодого преподавателя» (далее – школа), где наставником является методист колледжа, а наставляемыми становятся преподаватели, имеющие стаж работы менее 2 лет. Деятельность школы осуществляется по плану, который составляется на учебный год и является частью годового плана учебно-методической работы колледжа. Занятия школы проводятся ежемесячно, организатором занятий является методист-наставник, но к обучению начинающих преподавателей привлекаются и другие сотрудники колледжа: заместитель директора по учебно-методической работе, кураторы специальностей, опытные преподаватели колледжа, педагог-психолог.
Основными формами работы школы являются: семинар, групповые консультации, круглый стол, психологические тренинги, организация практических занятий и мастер-классов, взаимопосещение занятий.
В рамках школы рассматриваются вопросы ведения обязательной документации преподавателя, составления рабочих программ по дисциплинам и междисциплинарным курсам, создания методических разработок, участия в проектной деятельности, подготовки к аттестации на соответствие занимаемой должности.
На первом занятии школы в учебном году наставляемым предлагается пройти анкетирование, по результатам которого были определяются запросы, и пожелания преподавателей. В соответствии с запросами формируется план занятий на учебный год (Приложение), он дополняется темами, которые интересны и актуальны для слушателей школы. Диагностика показывает, что получение и совершенствование навыков работы в сфере ИКТ и применение их в процессе преподавания является на сегодняшний день наиболее актуальным запросом среди преподавателей, особенно преподавателей спецдисциплин, поэтому занятия слушателей с преподавателем информатики каждый год присутствуют в плане работы школы.
Опыт внедрения групповой формы наставничества молодых/начинающих педагогов в колледже демонстрирует хорошие результаты по закрепляемости педагогов в профессии, их активному участию в жизни колледжа и внеурочной деятельности со студентами. В заключение хочется отметить, что адаптация молодых специалистов к педагогической деятельности – важнейшая задача, которая решается методической службой колледжа с помощью системного подхода, в котором «Школа молодого преподавателя» играет важную роль. А готовность опытных педагогов и методистов быть наставниками, делиться имеющимся опытом и знаниями способствует созданию благоприятной среды в педагогическом коллективе и содействует увеличению числа закрепившихся в профессии начинающих педагогов.
Приложение
План работы Школы молодого преподавателя на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Месяц | Тема | Ответственный за проведение |
1 | сентябрь | Анкетирование с целью выявления профессиональных дефицитов и запросов педагогов. Формирование состава ШМП. | Методист-наставник |
2 | октябрь | Нормативные документы. 1. Ознакомление с Едиными квалификационными требованиями к должности преподаватель. 2. Информационная система «Сетевой город». Особенности заполнения. | Методист-наставник |
3 | ноябрь | Особенности создания качественных мультимедийных презентаций с целью применения в педагогической деятельности. Практические рекомендации по созданию озвученных презентаций с целью применения в педагогической деятельности | Методист-наставник Преподаватель информатики |
4 | декабрь | 1. Требования, предъявляемые к подготовке методических материалов. 2. Викторины, облака знаний, быстрые опросы: для чего и как создавать? | Методист-наставник Преподаватель русского языка |
5 | январь | Виды аттестации педагогических работников. Особенности заполнения информационной карты при подготовке к аттестации на присвоение квалификационной категории | Методист-наставник |
6 | февраль | Проектная деятельность обучающихся СПО | Методист-наставник Преподаватель математики |
7 | март | Здоровье преподавателя: практические приемы психологической разгрузки | Методист-наставник Преподаватель психологии |
8 | апрель | Рабочая программа – основной нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания. | Методист-наставник |
9 | май | 1. Итоги реализации программы наставничества. Подведение итогов Школы педагогического мастерства за 2022-2023 учебный год. 3.План работы школы на 2022-2023 год. | Методист-наставник |
Список источников
Шурупова Р.В. Профессиональные кадры — ценность организации // Социология власти. — 2009. — № 1. — С. 192—197.
Устав ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
3. Положение о школе молодого преподавателя.