СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный этап олимпиад по русскому языку с ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный этап олимпиад по русскому языку с ответами

Просмотр содержимого документа
«Задания ВОШ 10-11 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019 – 2020

Школьный этап

Русский язык

10 – 11 класс


Продолжительность 60 минут

Задание 1. (6 баллов) Выпишите слово (слова), в котором (в которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.


Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя.


Задание 2. (4 балла) Объясните лексическое значение данных заимствованных слов; замените их русскими синонимами.


А) гипотеза

В) консенсус

Б) конвенция

Г) презентация


Задание 3. (8 баллов) Допустим, в русском языке есть следующие фразеологизмы:

1) когда медведь в море зарычит;

2) (у кого-л.) пять отпусков в квартал;

3) мешеный пирог;

4) делать из гвоздя рельс;

5) (как) крокодил пастью заглотнул;

6) матч не стоит клюшек;

7) нашей «Ладе» троюродное «Жигули»;

8) кто в поле, кто за травой.

Какие фразеологизмы, действительно существующие в русском языке, могли бы им соответствовать?

Задание 4. (4 балла) Восстановите словообразовательную цепочку:

А) предусмотрительный ← … ← усмотреть ← …

Б) … ← возобновить ← … ← новый

Задание 5. (4 балла) В стихотворении Е.Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны.

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Задание 6. (4 балла) Укажите, к какой части речи относится слово РАЗ в каждом примере.

1.Уж сколько раз твердили миру.

2. Раз в начале осени я отправился на охоту.

3. Раз ты обещал – сделай.

4. А он приятелю раз по руке.



Задание 7. (6 баллов) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:

туфля, ясли, курица, сиденье, джинсы, шорты.

Задание 8. (3 балла) Расставьте знаки препинания в предложении и объясните свой выбор.

И летят мои года пламенно и властно и горит моя звезда и не хочет гаснуть.



Просмотр содержимого документа
«Задания ВОШ 5-6 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019 – 2020

Школьный этап

Русский язык

5 – 6 классы


Продолжительность – 45 минут

Задание 1. (3 балла) Найдите и выпишите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:

театр, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.

Задание 2. (6 баллов) Расставьте ударения в следующих словах:

алфавит, сливовый, цепочка, щавель, торты, вручит.

Задание 3. (5 баллов) Выделите приставки в каждом из следующих слов:

вскормить, вспахать, вступить, вскарабкаться, вскочить.

Задание 4. (2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологический оборот (выделен жирным шрифтом).

Сколько раз твердили Васе, чтобы он делал уроки внимательно –

а ему хоть кол на голове чеши / пиши / теши / паши!

Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.

Задание 5. (5 баллов) Вставьте пропущенные в словах буквы, раскройте скобки.

местный обыч..й

укр..щение хищников

ко(з/с)ьба яровых

моло(д/т)ьба хлеба

преобр..жать

Задание 6. (5 баллов) Дано предложение: Грядку рыло свиное рыло.

Сколько в этом предложении слов? К каким частям речи они принадлежат?

Задание 7. (4 балла) Найдите речевые и грамматические ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1. Мокрый дождь льёт с утра.

2. Все были счастливы и весёлые.

3. Работу нужно закончить к третьему апрелю.

4. Охотник одел шапку и вышел.



Просмотр содержимого документа
«Задания ВОШ 7-8 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019 – 2020

Школьный этап

Русский язык

7 – 8 класс


Продолжительность – 45 минут


Задание 1. (4 балла) Выпишите слово (слова), в котором (в которых) количество букв не равно количеству звуков. Обоснуйте ответ.


Рабочий, подобрать, косматый, ваятель, поездка, огород, нежности, размер.


Задание 2. (5 баллов) Объясните, почему словарь для слова «шляпа» даёт такие синонимы: 1) тюфяк, недотёпа 2) шляпка?

Задание 3. (2 балла) Дано предложение, в котором зашифрован фразеологический оборот. Фразеологизм соответствует действительно существующей в русском языке смысловой и грамматической схеме (модели) возникновения выражения.

Мы ему на его ошибки несколько раз указывали, а он и в бороду не пыхтит: ничего не исправил, ничем не занимается.

Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.


Задание 4. (4 балла) Два слова «заблудились» и попали не в свой столбик. Исправьте ошибку и объясните свой ответ.


метаться

отметка

пулемёт

подмётка

взметнуться

приметный

заметки

разметить

искромётный

сметливый


Задание 5. (5 баллов) Какую синтаксическую роль в предложении может играть имя существительное СТОРОНА?

Составьте предложения с примерами употребления этого существительного (по одному предложению для демонстрации каждой синтаксической роли).


Задание 6. (5 баллов) Найдите речевые и грамматические ошибки, запишите предложения в исправленном виде.


1. Тяжелые бревна ложили на палки и несли.

2. А у нас во дворе сделали новую качель!

3. На счету была каждая минута времени.

4. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

5. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.


Задание 7. (5 баллов) Раскройте скобки в приведённых ниже словах, вставьте пропущенные буквы:


(северо)восточный

Ростов(на)Дону

(пол)Москвы

(ракет..)носитель

(ави..)почта

Просмотр содержимого документа
«Задания ВОШ 9 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019 – 2020

Школьный этап

Русский язык

9 класс


Продолжительность – 60 минут


Задание 1. (4 балла) Выпишите слова, в которых ударение падает на первый слог.


Договор, мельком, зубчатый, кашлянуть, оптовый, черпать, петля, понявший, ракушка, завидный.


Задание 2. (3 балла) Какие фразеологизмы соответствуют толкованиям?

А) Рассказ, известный многим народам.

Б) Письменный документ, безграмотный и/или не имеющий юридической силы (возникло в эпоху Ивана Грозного).

В) Длинная, безысходная, постоянно повторяющаяся сказка, история, ситуация.


Задание 3. (3 балла) Заполните недостающие звенья в словообразовательной цепочке: Примирительница←…←…←…← мир.


Задание 4. (4 балла) Как называются жители следующих городов:

Видное, Дубна, Люберцы, Архангельск?


Задание 5. (9 баллов) Дано предложение: Вчера было тепло, а сегодня одевайся тепло, потому что тепло ушло.

Сколько в этом предложении знаменательных слов? К каким частям речи они принадлежат?


Задание 6. (5 баллов) Сколько Н пишется в словах: мошен…ик, путан…ик, тружен…ик, племян…ик, именин…ик, мучен…ик, измен…ик, беспридан…ица, нефтян…ик, ветрен…к?

Выпишите слова с одной буквой Н.


Задание 7. (2 балла) Составьте два предложения, в одном из которых слово ОДНАКО будет вводным, а в другом – союзом.


Задание 8. (4 балла) Какую синтаксическую роль в предложении играют выделенные слова?


А) У нас появилась мысль сварить обед.

Б) Ученика попросили ответить на вопросы.

В) Мы вышли на балкон подышать свежим весенним воздухом. 

Г) Выбрать себе хорошую книгу - значит найти друга.



Просмотр содержимого документа
«Задания ВОШ РЯ 4 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020

Школьный этап

Русский язык


4 класс


Дорогой друг! Ты участник олимпиады и можешь показать все те знания и умения, которые ты получил на уроках русского языка. Желаем тебе успехов. Будь внимателен, терпелив и настойчив!


Задание 1. (10 баллов) Дан текст в транскрипции. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации:

[ч' и р'исунк'и на aкн'э/ как узор на хрустал'э// щ'ипл'ит вс'акава за нос з'имн'ий д'эдушка марос//]

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________


Задание 2. (5 баллов) Из звуков данных слов получи новые слова с указанным значением.


Лён – название цифры ____________________________________

лей – название дерева ______________________________________

лоб – название настила в помещение _________________________

ток – название домашнего животного ________________________

шёл – неправда ____________________________________________


Задание 3. (5 баллов) Каждое словосочетание замени одним словом с нужным суффиксом.


Тот, кто любит шутить_____________________________________

Житель Москвы___________________________________________

Тот, кто богат на выдумки__________________________________

Музыкант, который играет на скрипке________________________
Человек, который любит мечтать_____________________________

Задание 4. (5 баллов) Вставь нужную букву в начале слова.



(с,з)дание_________________ (с,з)делать_____________________

(с,з)жать__________________ (с,з)дешний____________________

(с,з)давать________________



Задание 5. (4 балла) Подчеркни слова, у которых от изменения ударения меняется смысл слова: атлас, щавель, ирис, цемент, трусить, выходить.

Задание 6. (6 баллов) Составь пословицы:


Один, семь, отрежь, раз, отмерь, раз.

__________________________________________________________

Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

__________________________________________________________

Ни, всё, лес, волка, смотрит, сколько, корми, он, в.

__________________________________________________________


Задание 7. (4 балла) Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение.

Дождь лил

как снег на голову.

Я знал городские переулки

как по маслу.

Гости свалились

как свои пять пальцев.

Скоро дело наладилось и пошло

как из ведра.


Задание 8. (4 балла)


В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (Тёмный цветок без запаха), отца Кобо-рудо-дир (Большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (Запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

_________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Ключи РЯ 10-11 кл»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2019 – 2020 учебный год

Школьный этап. 10 – 11 класс

Ключи, критерии


№ задания

Правильный ответ

№ 1

6 б.


Досчитать дощ’]ита[т’] (2 балла ).

Брызжет брыж]ет (2 балла).

Французский–- францус]кий (2 балла).

№ 2

4 б.

А) Гипотеза – догадка, предположение, положение, вероятный ответ на проблемный вопрос.

Б) Конвенция – международный договор по специальному вопросу.

В) Консенсус – общее согласие по обсуждаемому вопросу, достигнутое в порядке обсуждения.

Г) Презентация – публичное представление чего-либо или кого-либо

№ 3

8 б.

1) когда рак на горе свиснет; 2) у кого- либо семь пятниц на неделе; 3) тёртый калач; 4) делать из мухи слона; 5) как корова языком слизала; 6) игра не стоит свеч; 7) нашему забору двоюродный плетень; 8) кто в лес, кто по дрова

№ 4

4 б.

А) предусмотрительный ← предусмотреть ← усмотреть ← смотреть
Б) возобновление ← возобновить ← обновить ← новый

№ 5

4 б.

1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце»; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.
2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное) слово) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»

№ 6

4 б.

1. Уж сколько раз твердили миру (сущ.)

2. Раз в начале осени я отправился на охоту (наречие)

3. Раз ты обещал – сделай (союз)

4. А он приятелю раз по руке (междометие)

№ 7

6 б.

туфель, яслей, кур, сидений, джинсов, шорт


№ 8

3 б.

И летят мои года пламенно и властно, и горит моя звезда и не хочет гаснуть. (1 б.)

Перед нами сложноподчинённое предложение, поэтому его части разделяются запятой. (1 б.)

В предложении два блока однородных членов, соединённых одиночным союзом И (в этом случае запятая не ставится). (1 б.)



Максимальный балл – 39



Просмотр содержимого документа
«Ключи РЯ 4 кл»

Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020

Русский язык

Школьный этап

4 класс


Ключи, критерии оценивания


,

баллы

Ответ

№ 1

10 б.

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка Мороз.



Максимальное количество баллов – 10 (1 балл за правильно расставленные знаки препинания + 1балл за оформление текста в виде стихотворения + от 0 до 8 баллов за орфографию в соответствии с таблицей)

№ 2

5 б.

Лён – название цифры - ноль

лей – название дерева - ель

лоб – название настила в помещение - пол

ток – название домашнего животного - кот

шел – неправда - ложь

№ 3

5 б.

Тот, кто любит шутить - шутник

Житель Москвы – москвич (москвичка)

Тот, кто богат на выдумки - выдумщик
Музыкант, который играет на скрипке - скрипач

Человек, который любит мечтать - мечтатель

№ 4

5 б.

(с,з)дание - здание

(с,з)жать - сжать

(с,з)давать - сдавать

(с,з)делать - сделать

(с,з)дешний - здешний


№ 5

4 б.

атлас, щавель, ирис, цемент, трусить, выходить

№ 6

6 б.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Дарёному коню в зубы не смотрят.

Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.


№ 7

4 б.

Дождь лил как из ведра.

Скоро дело наладилось и пошло как по маслу.

Я знал городские переулки как свои пять пальцев.

Гости свалились как снег на голову

№ 8

4 б.

Большое поле без цветка


Максимальный балл– 43



Просмотр содержимого документа
«Ключи РЯ 5-6 кл»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2019 – 2020 учебный год

Школьный этап

5 – 6 классы

Ключи, критерии проверки



№ задания, макс. балл

Правильный ответ

№ 1

3 б.

Театр, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук

№ 2

6 б.

Алфавит, сливовый, цепочка, щавель, торты, вручит

№ 3

5 б.

Вс-кормить, вс-пахать, в-ступить,

вс-карабкаться, в-скочить

№ 4

2 б.

Правильный вариант – хоть кол на голове теши (кому-то) (1 балл).

Фразеологизм значит «кто-то совершенно не способен или упрямо не хочет что-то делать или понимать (никакими силами нельзя его заставить или убедить)» (1 балл)

№ 5

5 б.

Местный обычАй

укрОщение хищников

преобрАжать

коСьба яровых

молоТьба хлеба

№ 6

5 б.

В этом предложении четыре слова (1 балл).

Грядку (сущ.) рыло (гл.) свиное (прил.)

рыло ( сущ.) (4 балла)

№ 7

4 б.

1. Дождь льёт с утра.

2. Все были счастливы и весёлы.

3. Работу нужно закончить к третьему апреля.

4. Охотник надел шапку и вышел.



Максимальный балл – 30

Просмотр содержимого документа
«Ключи РЯ 7-8»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2019 – 2020 учебный год

Школьный этап

7 – 8 класс

Ключи, критерии проверки


№ задания, макс. балл

Правильный ответ

№ 1

4 б.

Подобрать (1 балл), буквы ть обозначают один мягкий звук [т’] (1 балл);

поездка (1 балл), буква е после гласной о обозначает звуки [йэ] (1 балл)

№ 2

5 б.

Слово шляпа – многозначное, употребляется в значении «головной убор» (прямое значение), и тогда слово шляпка является синонимом к этому значению данного слова. Второе значение слова «шляпа» - переносное, шляпой называют вялого, безынициативного человека, растяпу; синонимами к этому значению и будут являться слова тюфяк, недотёпа

№ 3

2 б.

Зашифрован фразеологизм в ус не дует (кто-либо) (1 балл) – кто-либо ни о чём не беспокоится, ни о чём не заботится, проявляет к чему-либо полное безразличие (1 балл).

Примечание. Если учащиеся выпишут фразеологизм хоть трава не расти

(кому-либо), это можно засчитать как 0,5 балла, поскольку грамматическая схема у данного выражения другая

№ 4

4 б.

«Заблудились» слова заметка и подмётка. Их надо поменять местами. Слово заметка должно находиться в одном столбике со словами, образованными от глагола метить

(приметный, разметить, сметливый и др.), а слово подмётка должно находиться в одном столбике со словами, образованными от глагола метать (метаться, пулемёт, взметнуться и др.)

№ 5

5 б.

Синтаксические функции:

– подлежащего,

– сказуемого (части составного именного сказуемого),

– дополнения (прямого и косвенного),

– обстоятельства,

– определения (несогласованного: «человек со стороны»)

№ 6

5 б.

1. Тяжелые бревна клали на палки и несли.

2. А у нас во дворе сделали новые качели!

3. На счету была каждая минута.

4. Теперь способы очистки воды становятся совершеннее (более совершенными).

5. Ярко светит весеннее солнце, и поют птицы.

№ 7

5 б.

северо-восточный

Ростов-на-Дону

пол-Москвы

ракета-носитель

авиапочта


Максимальный балл – 30


Просмотр содержимого документа
«Ключи РЯ 9 кл»

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

2019 – 2020 учебный год

Школьный этап

9 класс

Ключи, критерии проверки



№ , макс. балл

Правильный ответ

№ 1

4 б.

Мельком, кашлянуть, черпать, петля

№ 2

3 б.

А) Притча во языцех

Б) филькина грамота

В) сказка про белого бычка


№ 3

3 б.

Примирительница← примиритель←примирить←

мирить←мир


№ 4

4 б.

Видновцы, дубнинцы, люберчане, архангелогородцы

№ 5

9 б.

В этом предложении восемь знаменательных слов (1 балл)

вчера, сегодня – наречия;

одевайся, было, ушло – глаголы;

тепло1 – слово категории состояния;

тепло2 – наречие; тепло3 – существительное

№ 6

5 б.

Путаник, труженик, мученик, нефтяник, ветреник

№ 7

2 б.

Например: Дождь, однако, не прекращался. Упрямы же вы, однако. Ошибки негрубые, однако досадные.

№ 8

4 б.

А) У нас появилась мысль сварить (определение) обед.

Б) Ученика попросили ответить (дополнение) на вопросы. 

В) Мы вышли на балкон подышать (обстоятельство) свежим весенним воздухом.

Г) Выбрать (подлежащее) себе хорошую книгу - значит найти друга.

Максимальный балл 34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!