СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный этап олимпиады по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Школьный этап олимпиады по русскому языку»

Школьный этап олимпиады по русскому языку 5 класс


 №задания


  Формулировка задания и критерии оценивания

Максимальное кол-во баллов

 1


Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

За каждый правильный ответ - 0,5 балла




  5 баллов

 2


Обозначьте состав слов:
Зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик.

За каждый правильный ответ - 1 балл




  5 баллов

 3


Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания  ст…рожила,  (не)сп…ши  отвечать,  зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная  надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь  радость, уча…ствуешь в олимпиаде,  зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы.   



За каждое правильно написанное слово - 0,5 балла


  7 баллов

 4


Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.  

За каждое правильно написанное слово - 1 балл



  6 баллов

 5


Замените синонимами устаревшие слова.
Очи, чело, ланиты, уста, перст,  глаголет, десница.
За каждый правильный ответ - 1 балл



  7 баллов

 6


Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес.  Волос.  Майка.  Сосна.  Ропот.

За каждый правильный ответ - 1 балл


  5 баллов

 7

 
В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

За каждый правильный ответ - 1 балл




  3 балла

8

Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.


Печь, мелок, жаркое.


За каждое правильное предложение или словосочетание – 0,5 балла




3 балла

 Рейтинг:





41 - 38 баллов - 1-е место
               
37 - 32 баллов - 2-е место

31 - 23 баллов - 3 место


Итого: 41 балл





6 класс. Олимпиада по русскому языку (школьный тур)

Вопрос № 1 2 балла(ов)

Какое из перечисленных ниже исторических имен не связано с созданием славянского алфавита?

1) Кирилл

2) Нестор

3) Мефодий

4) Константин

Вопрос № 2 2 балла(ов)

Какие языки ближе к русскому?

1) польский, украинский

2) болгарский, белорусский

3) македонский, сербохорватский

4) украинский, белорусский

Вопрос № 3 2 балла(ов)

Найдите слово, в котором все согласные твердые.

1) юбка

2) сомбреро

3) вьюга

4) ветка

Вопрос № 4 2 балла(ов)

В каком слове следует произносить [н’э]?

1) шинель

2) тоннель

3) фонетика

4) турне

Вопрос № 5 2 балла(ов)

В каком слове не допускается с точки зрения литературного языка два варианта ударения?

1) творог

2) цыган

3) кулинария

4) гастрономия

Вопрос № 6 2 балла(ов)

Найдите лишнее.

1) бежать со всех ног

2) нестись вихрем

3) броситься куда глаза глядят

4) кинуться что было мочи.

Вопрос № 7 2 балла(ов)

Отметьте ряд, в котором не все выражения синонимичны.

1) ума палата, семи пядей во лбу, голова на плечах, котелок варит

2) ни то ни се, так себе, ни бэ ни мэ, не ахти какой, ни бельмеса

3) ни холодно ни жарко, хоть бы хны; до лампочки; ноль внимания

4) пруд пруди, как сельдей в бочке, яблоку некуда упасть, тьма тьмущая

Вопрос № 8 2 балла(ов)

Происхождение какого выражения связано с деятельностью деревообделочника?

1) взять на мушку

2) сбоку припека

3) сыграть в ящик

4) бить баклуши

Вопрос № 9 2 балла(ов)

В каком ряду все слова заимствованные?

1) неделя, ветошь, бра, протеже

2) алоэ, визави, неряха, крупье

3) сарафан, поэт, кофточка, колибри;

4) плакса, тетрадь, карандаш, город

Вопрос 10 2 балла(ов)

Как называют жителей Тулы?

1) тульцы

2) туляки

3) тульчане

4) туловцы

Вопрос № 11 2 балла(ов)

Морфемный состав какого слова отличается от остальных?

1) снежинка

2) горошинка

3) бусинка

4) смородинка

Вопрос № 12 2 балла(ов)

Замените устаревшее слово «длань» современным словом.

1) лоб

2) ладонь

3) нос

4) локоть

Вопрос № 13 2 балла(ов)

В старорусском языке, да и сейчас иногда говорят особенно несдержанным людям: «Не лезь на рожон». А что такое этот РОЖОН?

1) толпа людей

2) кулак

3) заостренный кол

4) зверь

Вопрос № 14 2 балла(ов)

Выберите верный вариант:

Он был совсем худой, руки у него были тонкие, ….

1) костные

2) костлявые

3) костяные

4) костистые

Вопрос № 15 2 балла(ов)

Какой частью речи является слово ТОП в известном детском стихотворении:

Мишка рассердился и ногою ТОП.

1) существительное

2) наречие

3) форма глагола

4) краткое прилагательное

Вопрос № 16 2 балла(ов)

Укажите имя существительное мужского рода.

1) тюль

2) кашне

3) карусель

4) канитель

Вопрос № 17 2 балла(ов)

Какова форма множественного числа родительного падежа существительного КОЧЕРГА?

1) кочерг

2) кочергов

3) кочерыжек

4) кочерег

Вопрос № 18 2 балла(ов)

Какой из перечисленных глаголов относится к I спряжению?

1) хотеть

2) вертеть

3) держать

4) читать

Вопрос № 19 2 балла(ов)

В каком предложении НЕ с глаголом пишется раздельно?

1) В семье (не) доставало денег.

2) Во время экзаменов я (не) досыпал.

3) Фильм я так и (не) досмотрел.

4) Я (не) добрал полбалла.


Вопрос № 20 2 балла(ов)

Какую роль в предложении играет слово В КОМНАТУ:

Девочка стояла у двери в комнату.

1) обстоятельство

2) определение

3) дополнение

4) сказуемое










Ключ 1-2, 2-4, 3-2, 4-1, 5-2, 6-3, 7-3, 8- 4, 9-3, 10-2, 11-1, 12-2, 13- 3, 14- 2, 15 – 3, 16- 1, 17- 4, 18- 4, 19-3, 20-2.








Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

7 класс

2012-2013 учебный год


  1. Поставьте ударение в словах:

Корысть, приговор, сливовый, розан, приданое, бармен, газопровод, нивелировать, прирост, швея.


  1. Приведённые слова распределите по двум группам:

а) слова, в которых выделенные согласные произносятся как твёрдые;

б) слова, в которых выделенные согласные произносятся как мягкие:

Шинель, антитеза, фанера, музей, купе, кафе, академия, термин, штепсель, денди, пресса, тезис, протекция, геодезия, вундеркинд, демарш, гротеск, термос, тире, цитадель.


  1. Как вы назовёте человека, играющего на каждом из перечисленных музыкальных инструментов:

арфа, балалайка, волынка, гитара, горн, гусли, дудка, контрабас, пианино, рояль, скрипка, труба?


  1. Ниже приведено зашифрованное начало стихотворения известного детского поэта. Расшифруйте его и сформулируйте правила, по которым производилось шифрование. Чьё это стихотворение?

Сарес ф пудыргу

Далагам.

А фыресди

Ме знок.


  1. Определите, какому слову в современном русском языке соответствуют славянские батькiвщина (украинское), бацькаушчына (белорусское), отацбина (сербское), dотоvinа (словенское).


  1. Какие варианты расстановки знаков препинания возможны в следующем предложении?

Лодка помчалась снова бесшумно и легко вертясь среди судов.


  1. Укажите русского учёного-лингвиста, создавшего знаменитую «теорию трёх штилей».

а) В.К.Тредиаковский; б) М.В.Ломоносов; в) А.Х.Востоков;

г) Ф.И.Буслаев; д) В.В.Виноградов.


  1. Переведите текст на современный русский язык (берестяная грамота №43, Новгород, 1380-1400 гг.).


От бориса ко ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловѣкъ на жерепцѣ, зане ми здѣсе дѣлъ много. Да пришли сороцицю – сороцицѣ забыле.




Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

ОТВЕТЫ 7 класс


1КорЫсть, приговОр, слИвовый, рОзан, придАное, бАрмен, газопровОд, нивелИровать, прирОст, швеЯ.

По 0,5 балла за верный ответ.

Всего – 5 баллов.

2.а) антитеза, купе, кафе, штепсель, денди, тезис, протекция, геодезия, вундеркинд, демарш, гротеск, термос, тире, цитадель.

б) шинель, фанера, музей, академия, термин, пресса.

По 0,5 балла за верный ответ.

Всего – 10 баллов.

3.Арфа – арфист, балалайка - балалаечник, волынка - волынщик, гитара - гитарист, горн - горнист, гусли - гусляр, дудка – дудочник/дударь, контрабас - контрабасист, пианино - пианист, рояль - пианист, скрипка - скрипач, труба – трубач.

По 0,5 балла за верный ответ.

Всего – 6 баллов.

4.Зашифрованы строки из стихотворения Романа Сефа (которое называется «Таракан»):

Залез в бутылку

Таракан.

А вылезти

Не смог.

Правила шифрования.

  1. Буква, обозначающая глухой парный, заменяется буквой, обозначающий звонкий парный, и наоборот.

  2. Буквы М и Н заменяют друг друга.

  3. Буквы Р и Л заменяют друг друга.

За расшифровку – 2 балла.

За правила шифрования – 3 балла.

За названного автора – 1 балл.

Всего – 6 баллов.

5.Все приведённые слова соответствуют современному русскому «отечество, отчизна».

По 1 баллу за каждое слово + 1 балл, если учащийся пытается обосновать своё мнение.


6. 1. Лодка помчалась, снова бесшумно и легко вертясь среди судов.

2. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов.

3. Лодка помчалась, снова бесшумно и легко вертясь, среди судов.

4. Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь, среди судов.

5. Лодка помчалась снова бесшумно и легко, вертясь среди судов.

6. Лодка помчалась снова бесшумно и легко вертясь среди судов.

По 1 баллу за каждый вариант.

Всего – 6 баллов.

7.б) М.В.Ломоносов.

Всего – 1 балл.


8.От Бориса к Настасье. Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубашку – рубашку забыл.

До 5 баллов.



Олимпиада по русскому языку. 8 класс.

I. Нормы русского литературного языка
1. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ];
Б) [шн];
В) возможны два варианта произношения [чн - шн].
2. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.
А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;
Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.
3. Расставьте ударения в словах:
Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.
4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.
II. История русского языка
1. Какова история слова палка, и имеет ли это слово отношение к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнём»?
2. Объясните, что означает выражение блудный сын? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.
3. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
Десница, виктория, ланиты, политес, ветрило, шуйца
4. Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан, окулист.
III. Язык художественного произведения
1. Перед вами отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь». Какие изобразительно-выразительные средства языка употреблены в данном отрывке? Определите, какова их роль.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
2. Перед вами фрагменты разных текстов. Внимательно прочитайте их, сравните и определите, какой художественный прием лежит в основе их построения.
1) Не морозом ретивое сердце познобило
Познобило сердце тоской-кручиной.
(Народная песня)
2) Закатилось красно солнышко
До самой до земли;
Мне не видывать милёночка
До самой до зимы.
(Частушка)
IV. Современный русский язык
1. Из приведённого двустишия Б.Л.Пастернака выпишите все словосочетания.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Укажите вид связи.

2. Даны турецкие слова и словосочетания, а также их переводы на русский язык:
Ada – остров, adalar – острова, iki tas – две чашки, adam – человек,
otuz adam – двадцать человек, taslar – чашки.
Как будет по-турецки: двадцать островов? люди?
3. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв в данных словах:
разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом.
4. Объясните значение следующих фразеологизмов:
недремлющее око
дворянское гнездо
5. Почему местоимения его, её, могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой?
6. Спишите и расставьте знаки препинания в стихотворении А.Н. Апухтина «К Родине».
Проведите пунктуационный анализ. Свой ответ аргументируйте.
Далёко от тебя о родина святая
Уж целый год я жил в краях страны чужой
И часто о тебе грустил воспоминая
Покой и счастие минувшее с тобой
И вот в стране зимы болот снегов глубоких
Где так же одинок и я печально жил
Я сохранил в душе остаток чувств высоких
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил
Выпишите из стихотворения однокоренные слова и формы одного и того же слова
7.Какие этимологические словари русского языка вы знаете? Как строится словарная статья в этимологических словарях?
8. Что такое топонимика? Дайте толкование термину и приведите примеры.
V. Творческое задание.
Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле в жанре заметки в газету на тему: «Книга».

Ответы

I. Нормы русского литературного языка
1.

А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный.
Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.
В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.
2. Верный ответ – Б) с семьюдесятью восемью (восьмью) тысячами четырьмястами девяноста восемью (восьмью).
3. Иконопись, облегчить, облегчим, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим.
4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.
II. История русского языка
1. Учёные считают, что между этими словами существует непосредственная связь. Дело в том, что на Руси славяне перед посевом расчищали земли от растительности, при этом сжигали деревья. Сожжённое место называли палом, а обожженные колья – палки. Позже палками, палицами стали называть любые (и необожжённые) колья.
2. Блудный сын означает «сын, вышедший из повиновения отцу».
В Евангелии есть притча о сыне, покинувшем отца и промотавшем свою долю наследства, а затем вернувшемся с раскаянием в родной дом.
В современном языке выражение блудный сын употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», чаще – в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».
3. Десница - правая рука, виктория - победа, ланиты - щёки, политес - этикет, вежливость, ветрило - парус, шуйца - левая рука.
4. Это слово «окно». Оно образовано от слова «око». Буквальное его значение – глазок в стене. Сравните: дверной глазок.
«Околица» образовано от слова «около», родственного древнерусскому слову коло-круг.
Глагол «окинуть» образован от слова «кинуть» с помощью приставки О.
Слово «океан» пришло в русский язык из греческого (греч. okeanos означает «всемирное море», «море, омывающее вселенную»).
«Окулист» - глазной врач. Слово имеет латинское происхождение и восходит к слову «oculus», т. е. «глаз».
3. Язык художественного произведения
1. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении: Лексический и синтаксический повтор:
· повтор слова: мело, мело…
· повтор строки - рефрен (от франц.- повтор):
Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос.
Развернутое сравнение:
Как летом роем мошкара
летит на пламя…
Олицетворение:
Слетались хлопья со двора
К оконной раме…
Метафора:
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы…
Контекстуальные синонимы: по всей земле - во все пределы.
Ассонанс: [э] – [о] и аллитерация: [м], [л , [р].
2 1) Антитеза, художественное отрицание.
2) Параллелизм – один из видов сравнения, возникающий из сопоставления рядом стоящих предложений, при котором психологическое состояние человека сравнивается с состоянием природы.
IV. Современный русский язык
1. Слагаются навзрыд - вид связи – примыкание.
Слагаются случайней - вид связи – примыкание.
Слагаются вернее - вид связи – примыкание.
2. И (союз) чем (часть двойного союза – чем – тем) случайней (нар.), тем (союз) вернее (нар.) слагаются (глаг.) стихи (сущ.) навзрыд (нар.).
2.Нетрудно заметить, что в турецких словосочетаниях, как и в русских, числительное (iki - два , otuz - двадцать) предшествует существительному, также легко выделяется суффикс множ. числа – lar. Нетрудно понять, что этот суффикс не употребляется после числительного.
Поэтому ответ: otuz ada, adamlar
3. [ж] [ш] [ж] [ш] [ш] [ж] [ш]
Разжечь, расшатать, изжога, из шубы, без шкафа, с женой, с шумом. 
4. Недремлющее око – бдительный, неусыпный надзор, наблюдение.
Дворянское гнездо – уклад жизни, где живут большой семьей, соблюдая традиции.
5. Местоимение его (р., в.п.
6.

Далёко от тебя, о родина святая,
Уж целый год я жил в краях страны чужой.
И часто о тебе грустил, воспоминая
Покой и счастие, минувшее с тобой,
И вот в стране зимы, болот, снегов глубоких,
Где, так же одинок, и я печально жил,
Я сохранил в душе остаток чувств высоких,
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.
О родина святая – обращение с частицей О;
воспоминая покой и счастие - обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
минувшее с тобой – обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова;
зимы, болот, снегов глубоких – однородные члены предложения, не соединённые союзами;
Где и я печально жил – придаточное предложение;
так же одинок – уточнение;
Я сохранил в душе остаток чувств высоких,
К тебе всю прежнюю любовь я сохранил – запятая отделила части бессоюзного сложного предложения.
Однокоренные слова: воспоминая – минувшее;
формы одного и того же слова: от тебя – о тебе, с тобой, к тебе;
страны – в стране.
7. Этимологические словари объясняют происхождения слов. Слова располагаются по алфавиту, сгруппированы по первообразным словам или по корням. Обязательно приводятся примеры их употребления, есть ссылки на писателей, в тексте которых встречается данное слово.
Первым этимологическим словарём был «Корнеслов русского языка, сравнённого со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными словами» Ф.С. Шишкевича (1842 г.). В словаре разработано 1378 корней распространённых русских слов.
1880 г. – «Опыт словаря русского языка сравнительно с языками индоевропейскими» М. Изюмова.
1910-1916 г.г. – «Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского.
1961 г. - «Краткий этимологический словарь русского языка» под ред. Н.М. Шанского.
1973 г. – «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера, самый обширный словарь, 4 тома.
8. Топонимика – раздел лингвистики, исследующий географические названия (топонимы). От греч. topos-место, onyma - имя, название. По характеру объектов выделяется виды топонимии: ойконимия - названия населённых пунктов (г. Москва); гидронимия - названия водных объектов (река Волга); оронимия – названия рельефа (Альпы, Кавказ).

V. Творческое задание.
Оценивается:
· качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;
· языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;
· эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.



По 1 баллу за каждый правильный ответ































Олимпиада по русскому языку

9 класс

1.Найдите неправильный вариант произношения.

Компьютер[т`] , берет[р`], академия[д`], лазер[з]

2.Найдите слово с ударением на последнем слоге.

Феномен, камбала, статуя, ломота, жалюзи, дремота, искра

3.Какими словообразовательными морфемами старославянского происхождения

характеризуются следующие слова?

Хранитель, властитель, утешитель, добрейший, гонимый, грядущий, ведомый, воздать, низвергать, чрезмерный, презирать, горение, освещение, упоение

4.Укажите общие составные части в следующих парах иноязычных слов и их значение:

  1. Архипелаг - архитектор;

  2. Амфитеатр – амфибрахий;

  3. Бинокль - биплан;

  4. Фонограмма – телефон;

5. Определите, какой художественный приём лежит в основе данных фразеологизмов.

Знакомый незнакомец, молодая старость, взрослые дети, звонкая тишина, пышное

увядание

6. Определите в данных предложениях вид омонимов.

1) я в лес, и он влез; я за вяз, и он завяз.

2) несет меня лиса за темные леса.

3) не хочет косой косить косой.

4) дремлет старая сосна и скрипит со сна.

5) снежное покрывало покрывало все поле.

7. Словарь С.И. Ожегова дает следующие значения прилагательного сухой:

а) не содержащий влаги, не мокрый, не замоченный;

б) лишенный влажности, не сырой;

в) лишенный воды, грязи;

г) лишенный или лишившийся свежести, сочности, мягкости; высохший или высушенный;

д) лишенный питательных соков, омертвевший, безжизненный;

е) совершающийся, действующий или производимый при отсутствии влаги, жидкости;

ж) лишенный мягкости, доброты, безучастный, неласковый;

з) скупой, лаконичный;

и) о звуках: лишенный мелодичности, мягкости.

Определите, какое из значений реализуется в приведенных словосочетаниях: сухая рубашка, сухие корки хлеба, сухие листья, сухие цветы, сухая фигура, сухое русло, сухой воздух, сухое молоко, сухой прием, сухой голос, сухой отчет, сухое дерево, сухой ответ, сухие листья, сухая дорога, сухие волосы, сухой старик.

8. Определите существительные женского рода. Придумайте к выбранным вами существительным женского рода по три прилагательных.

Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви

9. Сколько слов и словоформ в предложении: Мне было жаль, что он работает без отдыха?

10. Укажите, какой частью речи является слово мимо в предложениях:

1) Он прошел мимо, не заметив меня.

2) В три часа я буду проезжать мимо твоего дома.

3) Граждане, не проходите мимо.

11. Можно ли считать слова луковка, лучник, излучина однокоренными?

12. Отредактируйте текст, заменив навязчиво повторяющиеся слова синонимами.

Мы расположились на берегу красивого озера. От красивого пейзажа захватывало дух. Из-за кустов показалась красивая мордочка какого-то зверька.

13. Расставьте знаки препинания. Найдите варианты, где нельзя перед союзом как поставить запятую. Объясните, почему.

1) В ее глазах как и во всем лице было что-то необычное.

2) Вчерашний день прошел как обычно.

3) Как град посыпалась картечь. ( М.Ю. Лермонтов)

4) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. ( А.С. Пушкин)

5) Вокруг высокого чела как тучи локоны чернеют. ( А.С. Пушкин)

6) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу (А.П. Чехов)








































Ответы на вопросы олимпиады по русскому языку

  1. класс


1.Компьютер [т]

Оценка: 0,5 балла.

2.ЖалюзИ

Оценка: 0, 5 балла.

3.Словообразовательные элементы старославянского происхождения:

а) суффиксы существительных:

- тель: хранитель, властитель, утешитель;

- ени: горение, освещение, упоение;

б) приставки:

воз-, низ-, чрез-, пре-: воздать, низвергать, чрезмерный, презирать;

в) суффиксы прилагательных и причастий:

-айш, -ейш, -ущ, -ющ, -ащ, -им, -ом: добрейший, гонимый, грядущий, ведомый.

Оценка: 2 балла.

4.Архипелаг – архитектор (греч. Arche – начало, главенство); амфитеатр – амфибрахий ( греч. Amhi – вокруг, около, с обеих сторон); бинокль – биплан (лат. Bi – двух, дважды) – приставка, обозначающая: состоящий из двух частей, имеющий два признака, фонограмма – телефон (греч. Phone – голос, звук, гимн, речь, слово) – первая или вторая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову звук.

Оценка: 4 балла.

5. Оксюморон.

Оценка: 1 балл.

6. Омоформы: совпадение только отдельной формы слова.

Не хочет косой косить косой.

Снежное покрывало всё поле.

Омофоны: так называемые фонетические омонимы – слова, совпадающие по написанию и значению.

Несёт меня лиса за темные леса.

Я в лес, и он влез; я за вяз, и он завяз.

Дремлет старая сосна и скрипит со сна.

Оценка: 5 баллов.

7. а) сухая рубашка;

б) сухой воздух;

в) сухое русло, сухая дорога;

г) сухие корки хлеба, сухое молоко;

д) сухие цветы, сухие листья, сухое дерево, сухие волосы;

ж) сухая фигура, сухой старик;

з) сухой прием, сухой отчет, сухой ответ;

и) сухой голос.

Оценка: 4 балла.

8. Салями – вкусная, аппетитная, сочинская.

Фрау – красивая, разговорчивая, темноволосая.

Иваси – соленая, вкусная, бочковая.

Оценка: 1, 5 балла.

9. В предложении 8 слов и 8 словоформ.

Оценка: 0,5 балла.

10. 1) Наречие. 2) Предлог. 3) Наречие.

Оценка: 1,5 балла.

11. Слова луковка, лучник, излучина однокоренными не являются. Это слова с омонимичными корнями.

Оценка: 3 балла.

12. Мы расположились на берегу живописного озера. От прекрасного пейзажа захватывало дух. Из – за кустов показалась симпатичная мордочка какого – то зверька.

Оценка: 1,5 балла.

13. 1) В ее глазах, как и во всем лице, было что – то необычное. 2) Вчерашний день прошёл как обычно. 3) Как град посыпалась картечь. 4) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. 5) Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют. 6) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу.

Оценка: 6 баллов.

Общая сумма баллов: 31



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!