Издательство «Учитель»
Рабочая тетрадь
для самостоятельных работ
по швейному делу
5 класс
учени ________________________ класса ________________
____________________________ школы __________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Волгоград УДК 376
ББК 74.263
Р13
Автор-составитель Н. А. Бородкина
Р13 | Рабочая тетрадь для самостоятельных работ по швейному делу. 5 класс / авт.-сост. Н. А. Бородкина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 31 с. ISBN 978-5-7057-2787-2 |
Тетрадь для самостоятельных работ составлена в соответствии с требованиями авторской программы по швейному делу Л. С. Иноземцевой (М.: Владос, 2010) и ориентирована на работу с учебником под редакцией Г. Б. Картушиной и Г. Г. Мозговой (М.: Просвещение, 2009).
Предложенные задания помогут учащимся 5 класса закрепить и проверить знания технологических процессов, способов обработки материалов, использования оборудования и инструментов, а учителю позволят сформировать у школьников умения планировать, оценивать работу, формулировать выводы, успешно подготовить их к практической деятельности и обеспечить самореализацию в социуме.
Предназначено учителям трудового обучения, руководителям методических объединений специальных образовательных учреждений.
УДК 376
ББК 74.263
ISBN 978-5-7057-2787-2 | © Бородкина Н. А., автор-составитель, 2010 |
| © Издательство «Учитель», ИП Гринин Л. Е., 2010 |
| © Оформление. Издательство «Учитель», 2011 © Допечатная подготовка. Индивидуальный предприниматель Гринин Л. Е., 2011 |
| Издание 2011 г. |
Введение
Предлагаемая рабочая тетрадь представляет собой практическое пособие к учебнику
Г. Б. Картушиной и Г. Г. Мозговой «Швейное дело» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (М.: Просвещение, 2009), отражающее его содержание, логику изложения, структуру; разработана она в соответствии с требованиями образовательной программы курса «Швейное дело» (автор Л. С. Иноземцева) и предназначена для индивидуальной работы обучающихся по курсу «Трудовое обучение» в сопровождении и под руководством учителя.
Рабочая тетрадь содержит упражнения, вопросы и задания, составленные по принципу до-ступности и предназначенные для самостоятельного поиска ответов учащимися с ориентированием их на конкретный учебный материал, для проверки знаний технологического процесса, способов обработки материалов, умений использовать оборудование и инструменты, планировать
и оценивать свою работу.
Предложенный материал значительно облегчит процесс ознакомления пятиклассников
с основами швейного дела в теоретическом аспекте, поможет закрепить изученное на практике, научиться последовательно и системно формулировать выводы, делать обобщения, подготовиться к профессиональной практической деятельности и социальной адаптации, позволит сформировать устойчивый интерес к предмету.
Учитель может использовать рабочую тетрадь для проверки знаний, умений и навыков учащихся; родителям она будет полезна в организации совместной деятельности с детьми при выполнении домашних заданий.
Памятка ученику
«Как пользоваться рабочей тетрадью» Дорогой пятиклассник!
Эта тетрадь предназначена для твоей самостоятельной работы в школе
и дома. Прочитай внимательно советы, как правильно организовать работу
на страницах тетради, старайся следовать нашим рекомендациям.
1. Прежде чем приступить к выполнению задания, внимательно изучи теоретические сведения по теме.
2. Все задания и упражнения выполняй последовательно, от начала
до конца. Так ты воспитаешь в себе такие качества, как ответственность, усидчивость, потребность в доведении начатого дела до его завершения.
3. Внимательно и вдумчиво читай каждое задание и пояснение к нему. Это обеспечит тебе правильное и скорое выполнение задания.
4. Выдели, что тебе неясно в задании. Попробуй проанализировать сам все трудности и пути их преодоления.
5. Воспользуйся помощью взрослых и уточни, правильно ли ты понимаешь то, что требуется выполнить в задании, поделись тем, что у тебя не получается.
6. Выполни упражнение, точно следуя инструкции.
7. Работай в тетради аккуратно, последовательно, старательно.
8. Доводи начатое дело до конца.
Удачи тебе, юный друг!
Швейная машина с ручным приводом Тест
«История развития швейной машины»
Задание 1: выбери единственно верный ответ и отметь его .
1. Первую швейную машину изобрел:
а) Исаак Зингер;
б) Леонардо да Винчи;
в) Элиос Хоу.
2. Истинным создателем швейной машины является:
а) Леонардо да Винчи;
б) Исаак Зингер;
в) Элиос Хоу.
3. В наше время мы пользуемся швейной машиной, которую усовершенствовал:
а) Исаак Зингер;
б) Элиос Хоу;
в) Леонардо да Винчи.
4. Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи руки, называется швейной машиной:
а) с ножным приводом;
б) ручным приводом;
в) электрическим приводом.
5. Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи электрического тока, называется швейной машиной:
а) с ручным приводом;
б) электрическим приводом;
в) ножным приводом.
6. Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи ног, называется швейной машиной:
а) с электрическим приводом;
б) ручным приводом;
в) ножным приводом.
Задание 2: вставь пропущенное слово.
7. Приспособление, при помощи которого швейного машина приводится
в движение, называется ________________________________________________
8. Для стачивания деталей изделия между собой используют ____________
____________________________________________________________________
Тест
«Техника безопасности при работе на швейной машине»
Задание: выбери единственно верный ответ и отметь его ü.
1. Перед началом работы на машине необходимо надеть спецодежду:
а) нет; б) да.
2. Перед работой на машине нужно проверить наличие иглы и шпульного колпачка:
а) да; б) нет.
3. Во время работы можно не следить за положением рук:
а) нет; б) да.
4. При замене иглы ноги с педали можно не убирать:
а) да; б) нет.
5. Во время работы нельзя низко наклоняться к машине:
а) нет; б) да.
Заправка верхней нити в швейной машине
Задание: укажи цифрами правильную последовательность операций заправки верхней нити.
Номер операции | Название деталей |
| Нитенаправитель |
| Катушечный стержень |
| Ушко иглы |
| Тарелочки регулятора натяжения верхней нити |
| Нитенаправитель |
| Ушко нитепритягивателя |
| Нитенаправитель |
Устройство шпульного колпачка
Задание: укажи цифрами название деталей шпульного колпачка.
установочный палец;
корпус шпульного колпачка;
прижимная пластина;
защёлка;
винт.
Рабочий и холостой ход в швейной машине
Задание: письменно ответь на вопросы (при затруднении можешь обратиться к учебнику «Швейное дело», с. 75).
Для чего нужен винт-разъединитель?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Как можно определить свободный и рабочий ход машины?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Зачем нужно уметь устанавливать рабочий и свободный ход машины?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Работа с тканью Классификация текстильных волокон
Задание: заполни схему, записав слова в пустые клетки.
Машинные швы
Задание: заполни схему, записав слова в пустые клетки.
Краевой шов в подгибку
Задание: напиши название шва и выполни его графическую схему.
Название шва | Графическая схема шва |
| |
| |
Изготовление носового платка
Задание 1: предложи свои варианты отделки носового платка и зарисуй их.
Задание 2: расставь цифрами последовательность пошива платка.
Номер операции | Название выполняемой операции по пошиву платка |
| а) отутюжить готовый платок |
| б) выполнить разметку припусков швов |
| в) выполнить машинную строчку по долевым срезам |
| г) заметать припуски поперечных срезов |
| д) заметать припуски долевых срезов |
| е) приутюжить обработанные долевые срезы |
| ж) выполнить машинную строчку по поперечным срезам |
| з) приутюжить обработанные поперечные срезы |
| и) проверить качество готового платка |
| к) обработать углы платка |
Дополни схему
Задание: в пустые клетки впиши название инструментов, оборудования и материалов, которые были необходимы при изготовлении носового платка.
Терминология ручных работ
Задание: укажи стрелочкой соответствие названия термина его определению.
Название термина | Определение термина |
1. Смётывание | а) временное закрепление подогнутого края детали прямыми стежками |
2. Вымётывание | б) временное соединение двух деталей или двух срезов одной детали прямыми стежками |
3. Замётывание | в) прикрепление одной детали к другой, пуговиц стежками постоянного назначения |
4. Пришивание | г) временное закрепление вывернутого края детали прямыми стежками для сохранения определённой формы |
5. Намётывание | д) временное соединение мелкой детали с крупной прямыми стежками |
6. Примётывание | е) временное соединение двух деталей, наложенных одна на другую, прямыми стежками |
7. Обмётывание | ж) обработка среза детали обмёточными строчками постоянного назначения для предохранения от осыпания |
Работа с тканью: мешочек для хранения работ Стачной шов
Задание: напиши название видов стачных швов и выполни их схему.
Название шва | Графическая схема шва |
| |
| |
Терминология машинных работ
Задание: укажи стрелочкой соответствие термина его определению.
Название термина | Определение термина |
1. Стачивание | а) прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения |
2. Настрачивание | б) закрепление подогнутого края детали или изделия машинной строчкой |
3. Обтачивание | в) соединение двух примерно равных по величине деталей машинной строчкой |
4. Притачивание | г) соединение двух деталей машинной строчкой по краю с последующим вывёртыванием их на лицевую сторону |
5. Застрачивание | д) соединение мелкой детали с крупной деталью машинной строчкой |
Тест «Мешочек для хранения работ»
Задание 1: выбери единственно верный ответ и отметь его ü.
1. Мешочек для хранения работ имеет:
а) круглую форму;
б) квадратную форму;
в) прямоугольную форму.
2. Из скольких деталей состоит крой мешочка:
а) из одной детали;
б) из двух деталей;
в) из трех деталей?
3. Боковые срезы мешочка обработаны:
а) швом вподгибку с закрытым срезом;
б) стачным швом в разутюжку;
в) стачным швом в заутюжку.
4. Верхний срез мешочка можно обработать:
а) стачным швом в разутюжку;
б) швом в подгибку с открытым срезом;
в) швом в подгибку с закрытым срезом.
5. Для изготовления используют ткань:
а) гладкокрашеную;
б) с рисунком;
в) пёстротканую.
Задание 2: предложи свои варианты отделки мешочка.
Изготовление мешочка
Задание 1: составь последовательность изготовления мешочка и запиши.
Номер операции | Название выполняемой операции по пошиву мешочка |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Задание 2: оцени свою работу по пошиву мешочка, ответив на вопросы.
Соответствует ли твое изделие требованиям? (Почему?)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Качественно ли оно выполнено? (Почему?)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Что нового ты узнал(а) в процессе работы с тканью?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Что удалось в твоей работе, что не получилось?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Какой этап в работе вызвал у тебя затруднение и почему?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Какую оценку ты себе поставишь за работу и почему?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ремонт одежды
Пришивание пуговиц
Задание: ответь письменно на вопросы (при затруднении можешь обратиться к учебнику «Швейное дело», с. 51–52).
Как пришивают пуговицы со сквозными отверстиями?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Как пришивают пуговицы с ушком?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Для чего выполняют стойку при пришивании пуговиц?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
От чего зависит способ пришивания пуговиц к одежде?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Как определить место пришивания оторванной пуговицы?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями
Задание: предложи свои способы пришивания плоских пуговиц с четырьмя отверстиями к изделию и нарисуй их.
Аппликация
Задание: укажи цифрами последовательность выполнения аппликации
и нарисуй ручные стежки.
Наложение заплаты
Задание: опиши кратко свою работу по наложению заплаты.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Швейная машина с ножным приводом Машинная игла
Задание 1: подпиши названия частей швейной иглы.
Задание 2: закончи предложения.
Машинная игла служит для _______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Длинный желобок нужен для ______________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Остриё иглы служит для __________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Построение чертежа изделия в натуральную величину.
ШитьЁ на швейной машине по прямым срезам Инструменты
Задание: запиши названия инструментов и приспособлений, необходимых для построения чертежей.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Оформление чертежей
Задание: выполни при помощи чертежных инструментов построение:
а) параллельных прямых | б) тупого угла |
в) острого угла | г) прямого угла |
д) отрезка | е) обозначение точки |
Электрический утюг
Задание: ответь на вопросы (при затруднении можешь обратиться
к учебнику «Швейное дело», с. 26–29).
Какие бывают утюги?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Для чего на утюге нужен терморегулятор?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Почему необходимо знать и строго выполнять правила безопасной работы с электрическим утюгом?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Тест
«Техника безопасности при работе электрическим утюгом»
Задание: выбери единственно верный ответ и отметь его .
1. Перед началом работы утюгом необходимо надеть спецодежду:
а) нет; б) да.
2. Перед работой утюгом нужно проверить наличие резинового коврика под ногами:
а) да; б) нет.
3. Во время работы можно не следить за положением шнура:
а) нет; б) да.
4. Выключать утюг можно за шнур:
а) да; б) нет.
5. Во время работы нельзя включать утюг мокрыми руками:
а) нет; б) да.
6. Во время работы нужно следить за температурой нагрева утюга:
а) да; б) нет.
Терминология утюжильных работ
Задание 1: укажи стрелочкой соответствие термина его определению.
Название термина | Определение термина |
1. Отутюживание | а) уменьшение толщины шва, края или сгиба детали |
2. Проутюживание | б) укладывание припусков шва на одну сторону и закрепление их в таком положении с помощью утюга |
3. Разутюживание | в) удаление заминов на готовом изделии или на отдельных деталях |
4. Заутюживание | г) удаление сгибов и заминов на ткани или на деталях |
5. Приутюживание | д) раскладывание припусков шва на одну сторону и закрепление их в таком положении с помощью утюга |
Задание 2: ответь на вопросы, записывая ответы ниже.
Из чего вырабатывают ткань?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Какие нити различают в ткани?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Что такое кромка?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Стороны ткани
Задание: заполни таблицу, используя образцы ткани и наклеивая их
в таблицу.
Ткань | Образец ткани |
Лицевая сторона | Изнаночная сторона |
Гладкокрашеная | | |
С печатным рисунком | | |
С блестящей поверхностью | | |
С ворсовой поверхностью | | |
Ткацкий рисунок | | |
Салфетка
Задание 1: предложи свои варианты салфеток и их украшение, зарисуй их.
Задание 2: составь технологическую последовательность изготовления салфетки и запиши.
Номер операции | Название операции | Инструменты и приспособления |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Нити в ткани
Задание: заполни таблицу (при заполнении используй лоскут ткани).
Название нити | По кромке (вдоль или поперёк кромки) | По степени растяжения (растягивается больше или меньше) | По звуку (звук звон-кий или глухой) | По виду нитей |
Толщина (толстая или тонкая) | Гладкость (гладкая или пушистая) |
нить основы | | | | | |
нить утка | | | | | |
Машинные швы Двойной шов
Задание: напиши название шва и выполни его графическое изображение.
Название шва | Графическая схема шва |
| |
Виды и назначение машинных швов
Задание: напиши в таблице название и назначение уже изученных швов.
Название шва | Назначение шва |
| |
| |
| |
Накладной шов
Задание 1: напиши название шва и выполни его графическое изображение.
Название шва | Графическая схема шва |
| |
| |
| |
Задание 2: подбери к термину определение, соединив стрелками.
1. Стежок | а) линия из ниток на поверхности материала или место соединения деталей |
2. Строчка | б) ряд повторяющихся стежков на поверхности материала |
3. Шов | в) след из нитки между двумя проколами иглы |
Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия
с применением двойного шва Тест
«Наволочка с клапаном»
Задание 1: выбери единственно верный ответ и отметь его .
1. Наволочка относится:
а) к нательному белью;
б) столовому белью;
в) постельному белью.
2. Для пошива наволочки используют:
а) хлопчатобумажные ткани;
б) шелковые ткани;
в) шерстяные ткани.
3. Какая мерка лишняя при построении чертежа выкройки наволочки:
а) ширина наволочки;
б) высота наволочки;
в) длина наволочки?
4. Выбери правильную последовательность пошива наволочки из предложенных вариантов:
а) 4, 3, 1, 2; 1) Обработать боковые срезы.
б) 1, 2, 3, 4; 2) Обработать поперечные срезы.
в) 2, 4, 1, 3. 3) Отутюжить готовое изделие.
4) Выполнить разметку для клапана.
Задание 2: напиши названия срезов наволочки.
Раскрой наволочки
Задание: ответь на вопросы, ответы запиши ниже.
Почему при раскрое к длине чертежа выкройки наволочки надо прибавить 30 см?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Почему к ширине чертежа выкройки наволочки надо прибавить 4 см?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Построение чертежа прямоугольного изделия
по заданным размерам.
Применение двойного и накладного швов Волокна
Задание 1: допиши предложения, используя слова из словарика.
Словарик: батист, хлопок, химические, фланель, прядение, натуральные, лён, животного, ситец, бязь, растительного, сатин.
1. Все волокна делятся на _________________ и _________________ .
2. К растительным волокнам относятся волокна __________ и __________ .
3. Процесс получения нити из волокнистой массы называется __________ .
4. К натуральным волокнам относятся волокна _____________ происхождения и _______________ происхождения.
5. К хлопчатобумажным тканям относятся _____________ , ____________ , ______________ , ________________ .
Задание 2: укажи стрелочками, от каких растений или животных получают эти виды волокон.
1. Волокна шёлка 2. Волокна льна 3. Волокна шерсти 4. Волокна хлопка | а) овца б) хлопок в) лён г) тутовый шелкопряд |
Изделие «Сумка хозяйственная»
Задание 1: предложи свои варианты сумок с различной отделкой и зарисуй их.
Задание 2: ответь письменно на вопросы (при затруднении можешь обратиться к учебнику «Швейное дело», с. 134–136).
Из каких тканей можно сшить сумку хозяйственную?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Почему сумки, о которых рассказано в тексте, называются хозяйственными?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Какие детали имеет сумка хозяйственная?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Какие швы применяются для пошива сумки?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Как рассчитать количество ткани на сумку?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Почему при расчете расхода ткани мерку длины сумки умножают на два?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 3: составь и запиши технологическую последовательность изготовления сумки.
Номер операции | Название операции | Инструменты и приспособления |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Мерки
Задание: заполни таблицу по образцу.
Название мерки | Обозначение | Назначение мерки |
Длина изделия | Ди | Для определения длины сумки и количества ткани |
| | |
| | |
| | |
Пошив сумки
Задание 1: выбери правильную последовательность пошива сумки из предложенных вариантов.
а) 5, 2, 3, 1, 4;
б) 4, 2, 5, 3, 1;
в) 4, 3, 1, 5, 2.
1) Выполнить работы по пошиву и отделке сумки.
2) Построить чертеж сумки.
3) Раскроить детали сумки.
4) Снять мерки.
5) Подготовить выкройки деталей к раскрою.
Задание 2: в пустые клетки впиши название инструментов, оборудования и материалов, которые были необходимы при изготовлении хозяйственной сумки.
Ключи-ответы Швейная машина с ручным приводом
Тест «История развития швейной машины»: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – приводом; 8 – швейную машину.
Тест «Техника безопасности при работе на швейной машине»: 1 – б; 2– а; 3– а; 4– б; 5– б.
Заправка верхней нити в швейной машине:
1 – катушечный стержень; 2 – нитенаправитель; 3 – тарелочки регулятора натяжения верхней нити; 4 – ушко нитепритягивателя; 5 – нитенаправитель; 6 – нитенаправитель; 7 – ушко иглы.
Устройство шпульного колпачка: 1 – корпус; 2 – защёлка; 3 – установочный палец; 4 – прижимная пластина; 5 – винт.
Работа с тканью
Классификация текстильных волокон: волокна растительного происхождения – хлопок, лён; волокна животного происхождения – шерсть, шёлк.
Машинные швы: соединительные, краевые.
Краевой шов в подгибку: шов в подгибку с закрытым срезом; шов в подгибку с открытым срезом.
Изготовление носового платка – задание 2: 1 – б; 2 – г; 3 – ж; 4 – з; 5 – д; 6 – в; 7 – е; 8 – к; 9 – и; 10 – а.
Дополни схему: линейка, карандаш, швейная машина, утюг, нитки, ткань, ножницы, распарыватель.
Терминология ручных работ: 1 – б; 2 – г; 3 – а; 4 – в; 5 – е; 6 – д; 7 – ж.
Работа с тканью: мешочек для хранения работ
Стачной шов: стачной шов в разутюжку; стачной шов в заутюжку.
Терминология машинных работ: 1 – в; 2 – а; 3 – г; 4 – д; 5 – б.
Тест «Мешочек для хранения работ» – задание 1: 1 – в; 2 – а; 3 – в; 4 – в; 5 – а.
Изготовление мешочка – задание 1: 1 – выполнить разметку припусков швов; 2 – соединить боковые стороны мешочка; 3 – обметать срезы петельным или косым стежком; 4 – заутюжить припуски швов; 5 – обработать верхний срез мешочка швом в подгибку с закрытым срезом; 6 – приутюжить обработанный узел; 7 – обработать завязку и продернуть её в мешочек; 8 – проверить качество готового мешочка и отутюжить его.
Ремонт одежды
Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями:
Аппликация: 1 – заштуковать место разрыва; 2 – выкроить заплату; 3 – наметать заплату
на место разрыва; 4 – прикрепить заплату петельным стежком.
Швейная машина с ножным приводом
Машинная игла – задание 1: первый рисунок: колба, лезвие, большой желобок, ушко иглы, остриё; второй рисунок: лыска, маленький желобок; задание 2: образования машинной строчки; предохранения нитки от перетирания; прокалывания ткани.
Построение чертежа изделия в натуральную величину.
Шитьё на швейной машине по прямым срезам
Инструменты: масштабная линейка, лекальная линейка, циркуль, транспортир.
Тест «Техника безопасности при работе электрическим утюгом»: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – а.
Терминология утюжильных работ – задание 1: 1 – в; 2 – г; 3 – д; 4 – б; 5 – а; задание 2: ткань вырабатывают путем переплетения нитей; в ткани различают поперечные нити или нити утка
и долевые нити или нити основы; кромка – узкая полоска по долевому краю ткани, отличающаяся выработкой.
Салфетка – задание 2: 1 – выполнить разметку припусков; карандаши линейка; 2 – обработать поперечные срезы; ножницы, игла, швейная машина; 3 – обработать долевые срезы; ножницы, игла, швейная машина; 4 – проверить качество готовой салфетки; линейка; 5 – отутюжить готовое изделие.
Машинные швы
Двойной шов: двойной шов.
Виды и назначение машинных швов: шов в подгибку с закрытым срезом; шов в подгибку
с открытым срезом; стачной шов в разутюжку; стачной шов в заутюжку.
Накладной шов – задание 1: с двумя открытыми срезами; с одним закрытым срезом; накладной шов с двумя закрытыми срезами; задание 2: 1 – в; 2 – б; 3 – в.
Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применением двойного шва
Тест «Наволочка с клапаном» – задание 1: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – в; задание 2: поперечные срезы, боковые срезы.
Раскрой наволочки: прибавить 30 см необходимо для клапана 25 см + припуски на обработку швов 3 см + на усадку ткани 2 см; к ширине добавляем для обработки швов 3 см + 1 см на усадку ткани.
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам.
Применение двойного и накладного швов
Волокна – задание 1: 1 – натуральные и химические; 2 – хлопок и лён; 3 – прядение; 4 – растительного и животного; 5 – батист, ситец, бязь, сатин; задание 2: 1 – г; 2 – в; 3 – а; 4 – б.
Изделие «Сумка хозяйственная» – задание 3: 1 – выполнить разметку припусков; карандаши линейка; 2 – соединить боковые стороны сумки двойным швом; игла, швейная машина, ножницы; 3 – обработать ручки; ножницы, швейная машина, игла; 4 – обработать верхний срез сумки швом в подгибку с закрытым срезом; ножницы, швейная машина, игла № 4; 5 – закрепить ручки сумки; ножницы, игла, швейная машина; 6 – обработать углы сумки; линейка, ножницы, игла; 7 – проверить качество и отутюжить готовую сумку.
Мерки: ширина сумки, Шс, для определения ширины сумки; длина ручек, Др, для определения длины ручек; ширина ручек, Шр, для определения ширины ручек.
Пошив сумки – задание 1: б; задание 2: линейка, карандаш, швейная машина, утюг, нитки, ткань, ножницы, распарыватель.
Литература 1. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида : сборник 2. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
2. Швейное дело : учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /
Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 167 с. : ил.
Содержание
Введение 3
Памятка ученику «Как пользоваться рабочей тетрадью» 4
Швейная машина с ручным приводом 5
Работа с тканью 8
Работа с тканью: мешочек для хранения работ 11
Ремонт одежды 14
Швейная машина с ножным приводом 16
Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитьё на швейной машине по пря-мым срезам 17
Машинные швы 22
Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва 23
Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов 25
Ключи-ответы 29
Литература 30
Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всего пособия или любой его части, а также реализация тиража запрещаются без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Приглашаем к сотрудничеству
учителей, методистов и других специалистов в области образования для поиска
и рекомендации к публикации интересных материалов, разработок, проектов по учебной и воспитательной работе. Издательство «Учитель» выплачивает вознаграждение
за работу по поиску материала. Издательство также приглашает к сотрудничеству
авторов и гарантирует им выплату гонораров за предоставленные работы.
E-mail: [email protected]
Телефон: (8442) 42-23-48; 42-23-38
Подробности см. на сайте издательства «Учитель»: www.uchitel-izd.ru
Рабочая тетрадь
для самостоятельных работ
по швейному делу
5 класс
Автор-составитель
Надежда Александровна Бородкина,
учитель швейного дела, первая квалификационная категория
Ответственные за выпуск
Л. Е. Гринин, А. В. Перепёлкина
Редактор А. В. Перепёлкина
Редакторы-методисты Л. В. Голубева,
Г. П. Попова, Т. В. Бондарева
Выпускающий редактор Н. Е. Волкова-Алексеева
Технический редактор Л. В. Иванова
Редактор-корректор С. В. Бакунина
Вёрстка Е. П. Фёдоровой
Издательство «Учитель»
400067, г. Волгоград, ул. Кирова, 122
Если Вы напишете по адресу: 400067, г. Волгоград, ул. Кирова, 122, издательство «Учитель» или позвоните по телефону: код (8442) 42-24-79, 42-20-63, Вам будет выслан полный каталог пособий и книг издательства «Учитель». Адрес электронной почты (E-mail): uchitel@avtlg.ru
По вопросам оптовых поставок обращаться по тел.:
42-03-92, 42-40-12, 42-25-58.
Подписано в печать 20.01.11. Формат 60 84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Тип Таймс. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 3,7. Тираж 3 000 экз. (1-й з-д 1–1 000). Заказ № 2056.
Отпечатано с оригинал-макета в ОАО «Калачевская типография».
404507, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. Кравченко, 7.
34