СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь для учащихся 5 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая тетрадь для учащихся 5 классов по предмету "Швейное дело".

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для учащихся 5 классов»

Издательство «Учитель»












Рабочая тетрадь
для самостоятельных работ
по швейному делу

5 класс


учени ________________________ класса ________________

____________________________ школы __________________

______________________________________________________

______________________________________________________

















Волгоград УДК 376

ББК 74.263

Р13





Автор-составитель Н. А. Бородкина



Р13

Рабочая тетрадь для самостоятельных работ по швейному делу. 5 класс / авт.-сост. Н. А. Бородкина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 31 с.

ISBN 978-5-7057-2787-2



Тетрадь для самостоятельных работ составлена в соответствии с требованиями авторской программы по швейному делу Л. С. Иноземцевой (М.: Владос, 2010) и ориентирована на работу с учебником под редакцией Г. Б. Картушиной и Г. Г. Мозговой (М.: Просвещение, 2009).

Предложенные задания помогут учащимся 5 класса закрепить и проверить знания технологических процессов, способов обработки материалов, использования оборудования и инструментов, а учителю позволят сформировать у школьников умения планировать, оценивать работу, формулировать выводы, успешно подготовить их к практической деятельности и обеспечить самореализацию в социуме.

Предназначено учителям трудового обучения, руководителям методических объединений специальных образовательных учреждений.




УДК 376

ББК 74.263













ISBN 978-5-7057-2787-2

© Бородкина Н. А., автор-составитель, 2010


© Издательство «Учитель», ИП Гринин Л. Е., 2010


© Оформление. Издательство «Учитель», 2011

© Допечатная подготовка. Индивидуальный

предприниматель Гринин Л. Е., 2011


Издание 2011 г.







Введение

Предлагаемая рабочая тетрадь представляет собой практическое пособие к учебнику
Г. Б. Картушиной и Г. Г. Мозговой «Швейное дело» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (М.: Просвещение, 2009), отражающее его содержание, логику изложения, структуру; разработана она в соответствии с требованиями образовательной программы курса «Швейное дело» (автор Л. С. Иноземцева) и предназначена для индивидуальной работы обучающихся по курсу «Трудовое обучение» в сопровождении и под руководством учителя.

Рабочая тетрадь содержит упражнения, вопросы и задания, составленные по принципу до-ступности и предназначенные для самостоятельного поиска ответов учащимися с ориентированием их на конкретный учебный материал, для проверки знаний технологического процесса, способов обработки материалов, умений использовать оборудование и инструменты, планировать
и оценивать свою работу.

Предложенный материал значительно облегчит процесс ознакомления пятиклассников
с основами швейного дела в теоретическом аспекте, поможет закрепить изученное на практике, научиться последовательно и системно формулировать выводы, делать обобщения, подготовиться к профессиональной практической деятельности и социальной адаптации, позволит сформировать устойчивый интерес к предмету.

Учитель может использовать рабочую тетрадь для проверки знаний, умений и навыков учащихся; родителям она будет полезна в организации совместной деятельности с детьми при выполнении домашних заданий.


Памятка ученику
«Как пользоваться рабочей тетрадью»

Дорогой пятиклассник!

Эта тетрадь предназначена для твоей самостоятельной работы в школе
и дома. Прочитай внимательно советы, как правильно организовать работу
на страницах тетради, старайся следовать нашим рекомендациям.

1. Прежде чем приступить к выполнению задания, внимательно изучи теоретические сведения по теме.

2. Все задания и упражнения выполняй последовательно, от начала
до конца. Так ты воспитаешь в себе такие качества, как ответственность, усидчивость, потребность в доведении начатого дела до его завершения.

3. Внимательно и вдумчиво читай каждое задание и пояснение к нему. Это обеспечит тебе правильное и скорое выполнение задания.

4. Выдели, что тебе неясно в задании. Попробуй проанализировать сам все трудности и пути их преодоления.

5. Воспользуйся помощью взрослых и уточни, правильно ли ты понимаешь то, что требуется выполнить в задании, поделись тем, что у тебя не получается.

6. Выполни упражнение, точно следуя инструкции.

7. Работай в тетради аккуратно, последовательно, старательно.

8. Доводи начатое дело до конца.

Удачи тебе, юный друг!

Швейная машина с ручным приводом

Тест
«История развития швейной машины»

Задание 1: выбери единственно верный ответ и отметь его .

1. Первую швейную машину изобрел:

 а) Исаак Зингер;

 б) Леонардо да Винчи;

 в) Элиос Хоу.

2. Истинным создателем швейной машины является:

 а) Леонардо да Винчи;

 б) Исаак Зингер;

 в) Элиос Хоу.

3. В наше время мы пользуемся швейной машиной, которую усовершенствовал:

 а) Исаак Зингер;

 б) Элиос Хоу;

 в) Леонардо да Винчи.

4. Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи руки, называется швейной машиной:

 а) с ножным приводом;

 б) ручным приводом;

 в) электрическим приводом.

5. Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи электрического тока, называется швейной машиной:

 а) с ручным приводом;

 б) электрическим приводом;

 в) ножным приводом.

6. Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи ног, называется швейной машиной:

 а) с электрическим приводом;

 б) ручным приводом;

 в) ножным приводом.

Задание 2: вставь пропущенное слово.

7. Приспособление, при помощи которого швейного машина приводится
в движение, называется ________________________________________________

8. Для стачивания деталей изделия между собой используют ____________

____________________________________________________________________

Тест
«Техника безопасности при работе на швейной машине»

Задание: выбери единственно верный ответ и отметь его ü.

1. Перед началом работы на машине необходимо надеть спецодежду:

 а) нет;  б) да.

2. Перед работой на машине нужно проверить наличие иглы и шпульного колпачка:

 а) да;  б) нет.

3. Во время работы можно не следить за положением рук:

 а) нет;  б) да.

4. При замене иглы ноги с педали можно не убирать:

 а) да;  б) нет.

5. Во время работы нельзя низко наклоняться к машине:

 а) нет;  б) да.

Заправка верхней нити в швейной машине

Задание: укажи цифрами правильную последовательность операций заправки верхней нити.

Номер операции

Название деталей


Нитенаправитель


Катушечный стержень


Ушко иглы


Тарелочки регулятора натяжения верхней нити


Нитенаправитель


Ушко нитепритягивателя


Нитенаправитель

Устройство шпульного колпачка

Задание: укажи цифрами название деталей шпульного колпачка.


 установочный палец;

 корпус шпульного колпачка;

 прижимная пластина;

 защёлка;

 винт.



Рабочий и холостой ход в швейной машине

Задание: письменно ответь на вопросы (при затруднении можешь обратиться к учебнику «Швейное дело», с. 75).

Для чего нужен винт-разъединитель?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Как можно определить свободный и рабочий ход машины?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Зачем нужно уметь устанавливать рабочий и свободный ход машины?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Работа с тканью

Классификация текстильных волокон

Задание: заполни схему, записав слова в пустые клетки.
















Машинные швы

Задание: заполни схему, записав слова в пустые клетки.








Краевой шов в подгибку

Задание: напиши название шва и выполни его графическую схему.

Название шва

Графическая схема шва













Изготовление носового платка

Задание 1: предложи свои варианты отделки носового платка и зарисуй их.






















Задание 2: расставь цифрами последовательность пошива платка.

Номер операции

Название выполняемой операции по пошиву платка


а) отутюжить готовый платок


б) выполнить разметку припусков швов


в) выполнить машинную строчку по долевым срезам


г) заметать припуски поперечных срезов


д) заметать припуски долевых срезов


е) приутюжить обработанные долевые срезы


ж) выполнить машинную строчку по поперечным срезам


з) приутюжить обработанные поперечные срезы


и) проверить качество готового платка


к) обработать углы платка

Дополни схему

Задание: в пустые клетки впиши название инструментов, оборудования и материалов, которые были необходимы при изготовлении носового платка.













Терминология ручных работ

Задание: укажи стрелочкой соответствие названия термина его определению.

Название
термина

Определение термина

1. Смётывание

а) временное закрепление подогнутого края детали прямыми стежками

2. Вымётывание

б) временное соединение двух деталей или двух срезов одной детали прямыми стежками

3. Замётывание

в) прикрепление одной детали к другой, пуговиц стежками постоянного назначения

4. Пришивание

г) временное закрепление вывернутого края детали прямыми стежками для сохранения определённой формы

5. Намётывание

д) временное соединение мелкой детали с крупной прямыми стежками

6. Примётывание

е) временное соединение двух деталей, наложенных одна на другую, прямыми стежками

7. Обмётывание

ж) обработка среза детали обмёточными строчками постоянного назначения для предохранения от осыпания

Работа с тканью: мешочек для хранения работ

Стачной шов

Задание: напиши название видов стачных швов и выполни их схему.

Название шва

Графическая схема шва





Терминология машинных работ

Задание: укажи стрелочкой соответствие термина его определению.

Название
термина

Определение термина

1. Стачивание

а) прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения

2. Настрачивание

б) закрепление подогнутого края детали или изделия машинной строчкой

3. Обтачивание

в) соединение двух примерно равных по величине деталей машинной строчкой

4. Притачивание

г) соединение двух деталей машинной строчкой по краю с последующим вывёртыванием их на лицевую сторону

5. Застрачивание

д) соединение мелкой детали с крупной деталью машинной строчкой


Тест «Мешочек для хранения работ»

Задание 1: выбери единственно верный ответ и отметь его ü.

1. Мешочек для хранения работ имеет:

 а) круглую форму;

 б) квадратную форму;

 в) прямоугольную форму.

2. Из скольких деталей состоит крой мешочка:

 а) из одной детали;

 б) из двух деталей;

 в) из трех деталей?

3. Боковые срезы мешочка обработаны:

 а) швом вподгибку с закрытым срезом;

 б) стачным швом в разутюжку;

 в) стачным швом в заутюжку.

4. Верхний срез мешочка можно обработать:

 а) стачным швом в разутюжку;

 б) швом в подгибку с открытым срезом;

 в) швом в подгибку с закрытым срезом.

5. Для изготовления используют ткань:

 а) гладкокрашеную;

 б) с рисунком;

 в) пёстротканую.


Задание 2: предложи свои варианты отделки мешочка.





















Изготовление мешочка

Задание 1: составь последовательность изготовления мешочка и запиши.

Номер
операции

Название выполняемой операции по пошиву мешочка

















Задание 2: оцени свою работу по пошиву мешочка, ответив на вопросы.

Соответствует ли твое изделие требованиям? (Почему?)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Качественно ли оно выполнено? (Почему?)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Что нового ты узнал(а) в процессе работы с тканью?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Что удалось в твоей работе, что не получилось?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какой этап в работе вызвал у тебя затруднение и почему?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Какую оценку ты себе поставишь за работу и почему?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ремонт одежды

Пришивание пуговиц

Задание: ответь письменно на вопросы (при затруднении можешь обратиться к учебнику «Швейное дело», с. 51–52).


Как пришивают пуговицы со сквозными отверстиями?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Как пришивают пуговицы с ушком?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Для чего выполняют стойку при пришивании пуговиц?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


От чего зависит способ пришивания пуговиц к одежде?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Как определить место пришивания оторванной пуговицы?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями

Задание: предложи свои способы пришивания плоских пуговиц с четырьмя отверстиями к изделию и нарисуй их.







Аппликация


Задание: укажи цифрами последовательность выполнения аппликации
и нарисуй ручные стежки.




















Наложение заплаты

Задание: опиши кратко свою работу по наложению заплаты.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Швейная машина с ножным приводом

Машинная игла

Задание 1: подпиши названия частей швейной иглы.











Задание 2: закончи предложения.

Машинная игла служит для _______________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Длинный желобок нужен для ______________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Остриё иглы служит для __________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Построение чертежа изделия в натуральную величину.
ШитьЁ на швейной машине по прямым срезам

Инструменты

Задание: запиши названия инструментов и приспособлений, необходимых для построения чертежей.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Оформление чертежей

Задание: выполни при помощи чертежных инструментов построение:

а) параллельных прямых








б) тупого угла

в) острого угла








г) прямого угла

д) отрезка








е) обозначение точки

Электрический утюг

Задание: ответь на вопросы (при затруднении можешь обратиться
к учебнику «Швейное дело», с. 26–29).


Какие бывают утюги?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Для чего на утюге нужен терморегулятор?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Почему необходимо знать и строго выполнять правила безопасной работы с электрическим утюгом?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Тест
«Техника безопасности при работе электрическим утюгом»

Задание: выбери единственно верный ответ и отметь его .

1. Перед началом работы утюгом необходимо надеть спецодежду:

 а) нет;  б) да.

2. Перед работой утюгом нужно проверить наличие резинового коврика под ногами:

 а) да;  б) нет.

3. Во время работы можно не следить за положением шнура:

 а) нет;  б) да.

4. Выключать утюг можно за шнур:

 а) да;  б) нет.

5. Во время работы нельзя включать утюг мокрыми руками:

 а) нет;  б) да.

6. Во время работы нужно следить за температурой нагрева утюга:

 а) да;  б) нет.


Терминология утюжильных работ

Задание 1: укажи стрелочкой соответствие термина его определению.

Название термина

Определение термина

1. Отутюживание

а) уменьшение толщины шва, края или сгиба детали

2. Проутюживание

б) укладывание припусков шва на одну сторону и закрепление их в таком положении с помощью утюга

3. Разутюживание

в) удаление заминов на готовом изделии или на отдельных деталях

4. Заутюживание

г) удаление сгибов и заминов на ткани или
на деталях

5. Приутюживание

д) раскладывание припусков шва на одну сторону и закрепление их в таком положении с помощью утюга


Задание 2: ответь на вопросы, записывая ответы ниже.

Из чего вырабатывают ткань?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Какие нити различают в ткани?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Что такое кромка?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Стороны ткани

Задание: заполни таблицу, используя образцы ткани и наклеивая их
в таблицу.

Ткань

Образец ткани

Лицевая сторона

Изнаночная сторона

Гладкокрашеная



С печатным рисунком



С блестящей поверхностью



С ворсовой поверхностью



Ткацкий рисунок



Салфетка

Задание 1: предложи свои варианты салфеток и их украшение, зарисуй их.



















Задание 2: составь технологическую последовательность изготовления салфетки и запиши.

Номер
операции

Название операции

Инструменты
и приспособления
















Нити в ткани

Задание: заполни таблицу (при заполнении используй лоскут ткани).

Название нити

По кромке (вдоль или поперёк кромки)

По степени растяжения (растягивается больше или меньше)

По звуку (звук звон-кий или глухой)

По виду нитей

Толщина
(толстая
или тонкая)

Гладкость (гладкая
или пушистая)

нить основы









нить утка









Машинные швы

Двойной шов

Задание: напиши название шва и выполни его графическое изображение.

Название шва

Графическая схема шва



Виды и назначение машинных швов

Задание: напиши в таблице название и назначение уже изученных швов.

Название шва

Назначение шва







Накладной шов

Задание 1: напиши название шва и выполни его графическое изображение.

Название шва

Графическая схема шва







Задание 2: подбери к термину определение, соединив стрелками.

1. Стежок

а) линия из ниток на поверхности материала или место соединения деталей

2. Строчка

б) ряд повторяющихся стежков на поверхности материала

3. Шов

в) след из нитки между двумя проколами иглы


Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия
с применением двойного шва

Тест
«Наволочка с клапаном»

Задание 1: выбери единственно верный ответ и отметь его .

1. Наволочка относится:

 а) к нательному белью;

 б) столовому белью;

 в) постельному белью.

2. Для пошива наволочки используют:

 а) хлопчатобумажные ткани;

 б) шелковые ткани;

 в) шерстяные ткани.

3. Какая мерка лишняя при построении чертежа выкройки наволочки:

 а) ширина наволочки;

 б) высота наволочки;

 в) длина наволочки?

4. Выбери правильную последовательность пошива наволочки из предложенных вариантов:

 а) 4, 3, 1, 2; 1) Обработать боковые срезы.

 б) 1, 2, 3, 4; 2) Обработать поперечные срезы.

 в) 2, 4, 1, 3. 3) Отутюжить готовое изделие.

4) Выполнить разметку для клапана.

Задание 2: напиши названия срезов наволочки.





Раскрой наволочки

Задание: ответь на вопросы, ответы запиши ниже.


Почему при раскрое к длине чертежа выкройки наволочки надо прибавить 30 см?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Почему к ширине чертежа выкройки наволочки надо прибавить 4 см?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Построение чертежа прямоугольного изделия
по заданным размерам.
Применение двойного и накладного швов

Волокна

Задание 1: допиши предложения, используя слова из словарика.

Словарик: батист, хлопок, химические, фланель, прядение, натуральные, лён, животного, ситец, бязь, растительного, сатин.

1. Все волокна делятся на _________________ и _________________ .

2. К растительным волокнам относятся волокна __________ и __________ .

3. Процесс получения нити из волокнистой массы называется __________ .

4. К натуральным волокнам относятся волокна _____________ происхождения и _______________ происхождения.

5. К хлопчатобумажным тканям относятся _____________ , ____________ , ______________ , ________________ .

Задание 2: укажи стрелочками, от каких растений или животных получают эти виды волокон.

1. Волокна шёлка

2. Волокна льна

3. Волокна шерсти

4. Волокна хлопка

а) овца

б) хлопок

в) лён

г) тутовый шелкопряд

Изделие «Сумка хозяйственная»

Задание 1: предложи свои варианты сумок с различной отделкой и зарисуй их.













Задание 2: ответь письменно на вопросы (при затруднении можешь обратиться к учебнику «Швейное дело», с. 134–136).


Из каких тканей можно сшить сумку хозяйственную?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Почему сумки, о которых рассказано в тексте, называются хозяйственными?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Какие детали имеет сумка хозяйственная?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Какие швы применяются для пошива сумки?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


Как рассчитать количество ткани на сумку?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Почему при расчете расхода ткани мерку длины сумки умножают на два?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 3: составь и запиши технологическую последовательность изготовления сумки.

Номер
операции

Название операции

Инструменты
и приспособления























Мерки

Задание: заполни таблицу по образцу.


Название мерки

Обозначение

Назначение мерки

Длина изделия

Ди

Для определения длины сумки и количества ткани













Пошив сумки

Задание 1: выбери правильную последовательность пошива сумки из предложенных вариантов.

 а) 5, 2, 3, 1, 4;

 б) 4, 2, 5, 3, 1;

 в) 4, 3, 1, 5, 2.

1) Выполнить работы по пошиву и отделке сумки.

2) Построить чертеж сумки.

3) Раскроить детали сумки.

4) Снять мерки.

5) Подготовить выкройки деталей к раскрою.

Задание 2: в пустые клетки впиши название инструментов, оборудования и материалов, которые были необходимы при изготовлении хозяйственной сумки.


















Ключи-ответы

Швейная машина с ручным приводом

Тест «История развития швейной машины»: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – приводом; 8 – швейную машину.

Тест «Техника безопасности при работе на швейной машине»: 1 – б; 2– а; 3– а; 4– б; 5– б.

Заправка верхней нити в швейной машине:

1 – катушечный стержень; 2 – нитенаправитель; 3 – тарелочки регулятора натяжения верхней нити; 4 – ушко нитепритягивателя; 5 – нитенаправитель; 6 – нитенаправитель; 7 – ушко иглы.

Устройство шпульного колпачка: 1 – корпус; 2 – защёлка; 3 – установочный палец; 4 – прижимная пластина; 5 – винт.

Работа с тканью

Классификация текстильных волокон: волокна растительного происхождения – хлопок, лён; волокна животного происхождения – шерсть, шёлк.

Машинные швы: соединительные, краевые.

Краевой шов в подгибку: шов в подгибку с закрытым срезом; шов в подгибку с открытым срезом.

Изготовление носового платка – задание 2: 1 – б; 2 – г; 3 – ж; 4 – з; 5 – д; 6 – в; 7 – е; 8 – к; 9 – и; 10 – а.

Дополни схему: линейка, карандаш, швейная машина, утюг, нитки, ткань, ножницы, распарыватель.

Терминология ручных работ: 1 – б; 2 – г; 3 – а; 4 – в; 5 – е; 6 – д; 7 – ж.

Работа с тканью: мешочек для хранения работ

Стачной шов: стачной шов в разутюжку; стачной шов в заутюжку.

Терминология машинных работ: 1 – в; 2 – а; 3 – г; 4 – д; 5 – б.

Тест «Мешочек для хранения работ» – задание 1: 1 – в; 2 – а; 3 – в; 4 – в; 5 – а.

Изготовление мешочказадание 1: 1 – выполнить разметку припусков швов; 2 – соединить боковые стороны мешочка; 3 – обметать срезы петельным или косым стежком; 4 – заутюжить припуски швов; 5 – обработать верхний срез мешочка швом в подгибку с закрытым срезом; 6 – приутюжить обработанный узел; 7 – обработать завязку и продернуть её в мешочек; 8 – проверить качество готового мешочка и отутюжить его.

Ремонт одежды

Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями:








Аппликация: 1 – заштуковать место разрыва; 2 – выкроить заплату; 3 – наметать заплату
на место разрыва; 4 – прикрепить заплату петельным стежком.

Швейная машина с ножным приводом

Машинная игла – задание 1: первый рисунок: колба, лезвие, большой желобок, ушко иглы, остриё; второй рисунок: лыска, маленький желобок; задание 2: образования машинной строчки; предохранения нитки от перетирания; прокалывания ткани.

Построение чертежа изделия в натуральную величину.
Шитьё на швейной машине по прямым срезам

Инструменты: масштабная линейка, лекальная линейка, циркуль, транспортир.

Тест «Техника безопасности при работе электрическим утюгом»: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – б; 5 – б; 6 – а.

Терминология утюжильных работ – задание 1: 1 – в; 2 – г; 3 – д; 4 – б; 5 – а; задание 2: ткань вырабатывают путем переплетения нитей; в ткани различают поперечные нити или нити утка
и долевые нити или нити основы; кромка – узкая полоска по долевому краю ткани, отличающаяся выработкой.

Салфетка – задание 2: 1 – выполнить разметку припусков; карандаши линейка; 2 – обработать поперечные срезы; ножницы, игла, швейная машина; 3 – обработать долевые срезы; ножницы, игла, швейная машина; 4 – проверить качество готовой салфетки; линейка; 5 – отутюжить готовое изделие.

Машинные швы

Двойной шов: двойной шов.

Виды и назначение машинных швов: шов в подгибку с закрытым срезом; шов в подгибку
с открытым срезом; стачной шов в разутюжку; стачной шов в заутюжку.

Накладной шов – задание 1: с двумя открытыми срезами; с одним закрытым срезом; накладной шов с двумя закрытыми срезами; задание 2: 1 – в; 2 – б; 3 – в.

Построение чертежа по заданным размерам.
Пошив однодетального изделия с применением двойного шва

Тест «Наволочка с клапаном» – задание 1: 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – в; задание 2: поперечные срезы, боковые срезы.

Раскрой наволочки: прибавить 30 см необходимо для клапана 25 см + припуски на обработку швов 3 см + на усадку ткани 2 см; к ширине добавляем для обработки швов 3 см + 1 см на усадку ткани.

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам.
Применение двойного и накладного швов

Волокна – задание 1: 1 – натуральные и химические; 2 – хлопок и лён; 3 – прядение; 4растительного и животного; 5 – батист, ситец, бязь, сатин; задание 2: 1 – г; 2 – в; 3 – а; 4 – б.

Изделие «Сумка хозяйственная» – задание 3: 1 – выполнить разметку припусков; карандаши линейка; 2 – соединить боковые стороны сумки двойным швом; игла, швейная машина, ножницы; 3 – обработать ручки; ножницы, швейная машина, игла; 4 – обработать верхний срез сумки швом в подгибку с закрытым срезом; ножницы, швейная машина, игла № 4; 5 – закрепить ручки сумки; ножницы, игла, швейная машина; 6 – обработать углы сумки; линейка, ножницы, игла; 7 – проверить качество и отутюжить готовую сумку.

Мерки: ширина сумки, Шс, для определения ширины сумки; длина ручек, Др, для определения длины ручек; ширина ручек, Шр, для определения ширины ручек.

Пошив сумки – задание 1: б; задание 2: линейка, карандаш, швейная машина, утюг, нитки, ткань, ножницы, распарыватель.




Литература

1. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида : сборник 2. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

2. Швейное дело : учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /
Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 167 с. : ил.

Содержание

Введение 3

Памятка ученику «Как пользоваться рабочей тетрадью» 4

Швейная машина с ручным приводом 5

Работа с тканью 8

Работа с тканью: мешочек для хранения работ 11

Ремонт одежды 14

Швейная машина с ножным приводом 16

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитьё на швейной машине по пря-мым срезам 17

Машинные швы 22

Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва 23

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов 25

Ключи-ответы 29

Литература 30


Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всего пособия или любой его части, а также реализация тиража запрещаются без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.


Приглашаем к сотрудничеству

учителей, методистов и других специалистов в области образования для поиска
и рекомендации к публикации интересных материалов, разработок, проектов по учебной и воспитательной работе. Издательство
«Учитель» выплачивает вознаграждение
за работу по поиску материала. Издательство также приглашает к сотрудничеству
авторов и гарантирует им выплату гонораров за предоставленные работы.

E-mail: [email protected]

Телефон: (8442) 42-23-48; 42-23-38

Подробности см. на сайте издательства «Учитель»: www.uchitel-izd.ru


Рабочая тетрадь
для самостоятельных работ
по швейному делу
5
класс

Автор-составитель
Надежда Александровна Бородкина,
учитель швейного дела, первая квалификационная категория


Ответственные за выпуск

Л. Е. Гринин, А. В. Перепёлкина

Редактор А. В. Перепёлкина

Редакторы-методисты Л. В. Голубева,

Г. П. Попова, Т. В. Бондарева

Выпускающий редактор Н. Е. Волкова-Алексеева

Технический редактор Л. В. Иванова

Редактор-корректор С. В. Бакунина

Вёрстка Е. П. Фёдоровой


Издательство «Учитель»

400067, г. Волгоград, ул. Кирова, 122


Если Вы напишете по адресу: 400067, г. Волгоград, ул. Кирова, 122, издательство «Учитель» или позвоните по телефону: код (8442) 42-24-79, 42-20-63, Вам будет выслан полный каталог пособий и книг издательства «Учитель». Адрес электронной почты (E-mail): uchitel@avtlg.ru

По вопросам оптовых поставок обращаться по тел.:
42-03-92, 42-40-12, 42-25-58.



Подписано в печать 20.01.11. Формат 60  84/8.

Бумага офсетная. Гарнитура Тип Таймс. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 3,7. Тираж 3 000 экз. (1-й з-д 1–1 000). Заказ № 2056.


Отпечатано с оригинал-макета в ОАО «Калачевская типография».
404507, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. Кравченко, 7.

34




Скачать

© 2019 1694 91

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!