СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум для родителей. "Родительский дом".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная разработка поможет расширить представление родителей о семье как главную общечеловеческую ценность.                                                                                                          Ознакомить родителей с результатами исследований  влияния атмосферы в семье на развитие моральных качеств ребёнка. Побудить родителей к размышлению об  особенностях воспитания ребёнка в семье.

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для родителей. "Родительский дом".»

Семинар - практикум для родителей

Тема: Родительский дом.

Цель:

1. Расширить представление родителей о семье как главную общечеловеческую ценность. 2. Ознакомить родителей с результатами исследований влияния атмосферы в семье на развитие моральных качеств ребёнка. 3.Побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания ребёнка в семье.

Примечание: Для проведения семинара необходимо провести заранее анкетирование и тестирование родителей и учеников с целью определения уровня комфортности ребёнка в семье.

Анкета для родителей

Мысли

Мама

Папа

1

Считаю, что с ребёнком надо говорить, не допуская, критики решения родителей




Считаю, что с детьми можно говорить обо всём



2

Считаю, что самостоятельность детей допустима лишь в определённой степени




Считаю, что детям надо предоставлять свободу во всём



3

Считаю, что детям необходимо принимать участие в проблемных семейных разговорах




Считаю, что нельзя сообщать детям о спорах между взрослыми



Анкета для учеников " Это я"

Закончите предложение

1.Мой любимый цвет_________________

2.Мой любимый праздник_____________

3.Мне _____ лет

4.Мой знак зодиака __________________

5.На карманные расходы мне дают____________________

6.В одежде я отдаю предпочтение ____________________

7.У меня _________________ друзей

8.Моя любимая группа( певец, певица)_______________

9.Я пишу стихи (да, нет)_____________________

10.Я веду дневник (да, нет)___________________

Анкета для учеников " Моё место в семье"

Ответьте на вопросы

1. Возникают ли в твоей семье поводы, приводящие к спорам, недовольствам?

2. Твои обязанности в семье?

3. Зависит ли мир в семье от детей? Объясни свою точку зрения.

Анкета для учеников " Моя жизнь в семье"

1. Что бы ты хотел получить от семьи , в которой живёшь?

а) Хорошая организация быта; б) радости от общения;

в) спокойствия, защищённости;

2. Одинокий ли ты в семье?

а) Да; б) нет; в) не знаю;

3. Хочешь ли ты, что бы твоя будущая семья была похожа на твою теперешнюю?

а) Да; б) нет в) не знаю;

4. Как ты считаешь, что больше всего волнует твоих родителей в семейной жизни?

а) Здоровье детей; б) учёба детей;

в) трудовая деятельность детей в жизни семьи;

5) Что для тебя важнее?

а) Быть материально обеспеченным; б) встретить любовь;

в) иметь много друзей;

6)Есть ли у тебя секреты от семьи?

а)Да; б) нет;

7) Чем для тебя является вечер, проведённый в семейном кругу?

а) Радость общения; б) возможность быть самим собой

в) мука, скукота;

8) Известно ли тебе о моральных и материальных проблемах в семье?

а) да; б) нет.

На классной доске написаны высказывания:

"Семья — это школа обязанностей, основанных на любви и верности"

"Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми."

"Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. " А.С.Макаренко

Ход семинара

I. Вступительное слово.

В тёплом семейном кругу

Каждый человек всю жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, а потом, бывает, в семье своих детей. Мы редко задумываемся о значении слов: "мир", "семья". Однако мир на Земле, мир в государстве начинается с мира в семье. Семья - это школа любви для детей и взрослых. В семье люди становятся личностями. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если появляется свободная минутка, мы очень долго ищем повод для разговора. Как мы, родители, общаемся с детьми, считаем ли их полноправными членами семьи? (Классный руководитель знакомит родителей с результатами, сделанными на основе анкеты " Мысли").

Ситуация в семье часто осложняется, когда ребёнок вступает в переходный возраст. Сегодня мы постараемся понять, насколько в подростковый период важно для ребёнка общение, особенно семейное.
      Круг общения подростка значительно шире, чем у учащегося начальных классов. Подростки начинают замечать представителей противоположного пола. Они критически оценивают слова и поступки взрослых, в том числе своих родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребёнка требуется более критично относиться к себе и своим поступкам. 
        С одной стороны, подросток в этот период стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки и контроля; с другой – он испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, не всегда желая в том им признаваться.
        Вот как об этом основном противоречии подростковой психологии общения сказал В. А. Сухомлинский: « Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг… Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу её, думаю о ней, хочу достичь её, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше люди видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на  плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».
       И на основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка взрослый и должен строить свои отношения с ним.
       Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребёнку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.
        Но быть нужным – это значит, и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребёнок искал у вас, а добиться этого можно только в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребёнку.
       Все мы хотим, чтобы наши дети были похожи на нас таких, какими мы хотели бы себя видеть. Мы хотим передать им те качества и черты характера, которые сами считаем хорошими. И нам очень досадно видеть, когда маленький человек перенимает как раз то, что нам в себе хотелось подавить. Происходит это потому, что свои положительные черты мы осознаём. А всё плохое, что в нас есть, мы стараемся на показ не выставлять, боясь признаться в этих своих недостатках самим себе. 
       Когда мы общаемся с ребёнком, он, естественно, обращает внимание на наши слова и полступки, которые очень сильно эмоционально выражены. Но как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В этот момент мы теряем контроль над собой, и начинают проявляться те самые «спрятанные» черты, которые передаются нашему ребёнку.
       В такие моменты нам не всегда удаётся управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплёскиваем свои эмоции на ребёнка. Чаще всего это случается, когда ребёнок становится подростком, ведь именно для подростков характерны эмоциональная неустойчивость, психологические срывы, грубость, нежелание ничего слушать.
      Попробуйте присмотреться в этот момент к своему ребёнку, взгляните на него, как бы, посторонним взглядом. Не увидите ли вы в его поведении черты самого себя? Нам нравится, когда нас принимают такими, какими мы есть на самом деле. Поэтому стремитесь сопереживать ребёнку, ценить его и принимать таким, каков он есть.

      Условием преодоления трудностей в воспитании подростка и общении с ним, прежде всего, является разумная организация жизни семьи.
      В семье нужно создать атмосферу уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и подростка. Иногда мы требуем от него выполнения какой-нибудь работы, наших поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день. Когда взрослый человек нарушает данное ребёнку слово, то у него зачастую быстро находится оправдание этому. Ребёнку же, случается, взрослые не дают даже объяснить причину его поведения.
     А ведь у каждого человека своя жизнь, свой путь в ней. Поэтому мы не должны стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребёнка. Иногда, чтобы разрешить трудную ситуацию, надо лишь постараться в этой ситуации разобраться.

II. Педагогический практикум для родителей

1.Анкета для родителей "Жизнь Вашего ребёнка в семье"

Родителям предлагается заполнить анкету.

Анкета

1)Как вы считаете, что ожидает ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?

а) Хорошей организации быта; б) радости от общения;

в) спокойствия, защищённости;

2)Одинок ли Ваш ребёнок в семье?

а) Да; б) нет; в) не знаю;

3)Что больше всего вас волнует?

а) Здоровье детей; б) учёба детей;

в) трудовая деятельность детей в жизни семьи;

4) 3. Хочет ли ваш ребёнок, что бы его будущая семья была похожа на теперешнюю?

а) Да; б) нет; в) не знаю;

5) Что для Вашего ребёнка важнее?

а) Быть материально обеспеченным; б) встретить любовь;

в) иметь много друзей;

6)Есть ли у Вашего ребёнка секреты от семьи?

а)Да; б) нет;

7) Чем является вечер для Вашего ребёнка, проведённый в семейном кругу?

а) Радость общения; б) возможность быть самим собой

в) мука, скукота;

8) Известно ли Вашему ребёнку о моральных и материальных проблемах в семье?

а) да; б) нет.

После заполнения анкеты родителями классный руководитель предлагает им ознакомиться с ответами их детей на анкету "Моя жизнь в семье".

2. Разбор различных житейских ситуаций.

Ситуация №1. Ваша дочь сделала модную стрижку, отрезав косу. Ваша реакция?

Ситуация №2. Сын привёл домой большую дворовую собаку. Ваши действия?

Ситуация №3. Вы узнали, что сын (дочь) скрывает от Вас, что дружит с девочкой (мальчиком). Ваша реакция?

3. Анкета для родителей "Знаю ли я своего ребёнка?"

1.Любимый цвет Вашего ребёнка_________________

2.Любимый праздник Вашего ребёнка _____________

3. Вашему ребёнку _____ лет

4.Знак зодиака Вашего ребёнка __________________

5.На карманные расходы Вы даёте вашему ребёнку____________________

6.В одежде Ваш ребёнок отдаёт предпочтение ____________________

7.У Вашего ребёнка _________________ друзей

8. Любимая группа (певец, певица) Вашего ребёнка ______________

9. Ваш ребёнок пишет стихи (да, нет)_____________________

10. Ваш ребёнок ведёт дневник (да, нет)___________________

После заполнения анкеты родителями классный руководитель раздаёт им анкеты их детей. Родители сравнивают свои ответы с ответами детей.

4.Тест: «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете при общении с детьми:

Баллы

  1. Сколько раз тебе повторять?.............2

  2. посоветуй мне, пожалуйста………….0

  3. не знаю, что бы я без тебя делала…1

  4. и у кого ты такой уродился?...............2

  5. какие у тебя хорошие друзья!.............1

  6. ну на кого ты похож?............................2

  7. Я в твое время………………………..2

  8. ты моя опора и помощник…………..1

  9. Ну что у тебя за друзья?……………2

  10. О чем ты только думаешь?..............2

  11. Какая ты у меня умница!..................1

  12. А как ты считаешь сынок (доченька)?.....0

  13. у всех дети как дети, а ты…………..2

  14. Какой ты у меня сообразительный!......1

Посчитайте общее количество баллов.

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствует становлению личности!

Сумма баллов 7 – 9 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самом ребенке.

10-14 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

III .Итог собрания

Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Счастливый вздох: "Ну, вот я и дома"; раздражение: "Ну что им не спится, что им надо от меня!"; опасения: "Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала"? Какая из этих мыслей возникнет у Вашего ребёнка, когда он станет на порог родного дома, - зависит от Вас родители, от Вашего умения найти компромисс в отношениях с ним, помочь советом и помочь в беде.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!