Семинар- практикум
«Пути совершенствования взаимоотношений педагога
ДОУ с родителями»
Цель:совершенствовать навыки общения воспитателей и родителей.
План семинара.
1.Теоретическая часть. Сообщение «Актуальность проблемы взаимоотношений педагога ДОУ с родителями»
2.Упражнения для совершенствования навыков общения.
3.Рефлексия.
Ход проведения семинара-практикума:
Актуальность
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которых можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно помочь в его развитии.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
1. Упражнения для совершенствования навыков общения.
Упражнение «Психологическая речевая настройка».
Цели: формирование положительного эмоционального фона в группе; создание атмосферы доброжелательности и защищенности.
Основное предназначение речевых настроек – установка на хорошее настроение. Речевые настройки должны показывать участникам, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения.
- Я рада видеть вас всех. Пусть эта встреча принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга. Давайте улыбаться друг другу, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться.
Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности физиологические (например, голод) и психологические (например, потребность в положительных эмоциях). И во все времена эта (последняя) потребность удовлетворялась в ходе общения. Способность к общению у человека врождённая. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад – это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности. Воспитатель – важный источник общения детей и взаимодействия родителей друг с другом.
Таким образом, общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
Упражнение «Окно».
Цель: тренировка эмоциональной выразительности в передаче невербальной информации собеседнику.
Вообразите, что с коллегой по работе вас разделяет окно с толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Не договариваясь о содержании информации, передайте ее через стекло. Чем выразительнее и полнее передается эмоциональная реакция, тем легче расшифровать содержание ситуации.
Общение воспитателя и родителя – тема деликатная и ответственная. От того, как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателя.
Задание «Изменяем ролевую позицию в общении».
Согласно Эрику Берну, в каждом из нас живет как бы одновременно три человека: «Родитель», «Взрослый» «Ребенок». Позиция «Я» как «ребенка» - подчеркивается особой чувствительностью, ранимостью, зависимостью, подчиненностью. Позиция «Я» в роли «родитель» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя. Позиция «Я» в роли «взрослый» - подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех позиций, что определяется особенностями характера. Попробуем сознательно управлять выбором ролевых позиций в общении. Один из воспитателей произносит фразу в любой из трех ролевых позиций, другой определяет и обосновывает, какую позицию занимал говорящий. Фразы для упражнения: «Когда-нибудь вы поймете, что мои требования к ребенку были справедливы»; «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребенке».
Для развивающего общения педагога с родителями необходимо осваивать психотехнику диалога, уметь слушать, держать паузы, владеть голосом, мимикой, движениями; взять под контроль собственную неприязнь к человеку.
Вручение памяток воспитателю «Особенности общения, основанные на чувстве педагогического такта».
Вывод: находясь в разных позициях, людям очень трудно найти общий язык, они видят мир совершенно по-разному. Важно почувствовать, когда адекватна позиция «сверху», «снизу», «рядом».
Упражнение «Минута на разговор»
Участники делятся по парам. Задания участников – вести беседу. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа, отпуск и др.. В конце занятия – выводы. Умение слушать людей как конкретное проявление интереса к людям. Нередко люди не обращают внимание на то, что признаком интересного собеседника является не столько умение говорить, сколько умение слушать.
Каким образом на сегодняшний момент складывается общение с родителями в ваших группах? Предъявляют ли родители какие -либо претензии?
Эти упражнения нацелены на использование в общении языка поддержки и соучастия, осознание ответственности за содержание своей речи, которая может помогать продуктивному общению и положительному воздействию на родителя или, напротив, препятствовать ему.
Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций»
Цель: развитие умений педагогов лучше понимать природу конфликтов, находить и реализовывать правильное поведение в сложившейся ситуации.
Конфликтные ситуации могут возникать по следующим причинам. Родители не удовлетворены:
Положением ребенка в коллективе;
Образовательными программами ДОУ;
Отношением воспитателя к ребенку.
Давайте рассмотрим ситуацию: кто-то из воспитателей берет на себя роль мамы, которая недовольна тем, что ребенку поручили второстепенную роль в спектакле, другой воспитатель должен ответить на претензию. Какие еще претензии могут предъявить родители? Как мы должны отвечать на них?
(Воспитатели делятся на пары, в которых один - родитель, предъявляющий воспитателю претензию, другой - воспитатель, который должен ответить на претензию).
Рекомендации по организации работы с родителями:
Способность к общению – профессиональное качество педагога.
Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.
Не отталкивайте – наоборот, привлекайте к сотрудничеству.
Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца или матери воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиции равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находиться в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Людям нравится ощущать собственное значение.
В одном случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом – постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя. В третьих – укрепите уверенность отца и матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть терпеливым, настойчивым, наладить жизнь своего ребенка.
Покажите родителю свое доброе отношение к его ребёнку.
Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят доброжелательные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становиться ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.
Ищите новые пути сотрудничества с родителями.
Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать с какими проблемами он сталкивается в воспитании ребенка, каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, который испытывает сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, но сумел их преодолеть.
Не стремитесь во что бы то не стало отстоять свою позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что он прав, а тогда, когда сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.
Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Учитывайте личные интересы родителей.
Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребёнка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребёнка. Или предлагает, чтобы отец забросил свои увлечения и занялся ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с педагогом мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искреннее этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится. Гораздо лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребёнка. Вообще, посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.
Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Можно утверждать. Что ваша беседа с родителями пойдет более успешно, если:
- Во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации.
-Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений.
- В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку.
-И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
Упражнение «Предложите свой вариант реагирования в ситуации».
Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.
Резюме. Для установления доверительных отношений с семьями воспитанников воспитатель активно дает понять родителю, что внимательно слушает его и слышит его. При этом педагог несет ответственность за культуру предъявления собственных чувств и мнений. Для сохранения конструктивной позиции в случаях разногласий с родителями воспитатель использует практику анализа собственного вклада в создавшуюся ситуацию общения: «Как бы я почувствовал себя на их месте?», «Что я хочу изменить в наших отношениях?», «Можем ли мы говорить без взаимных обвинений и критики?», т.п.
Условия, необходимые для оптимального педагогического общения:
Проявляйте искренний интерес к человеку, преодолевайте свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что касается другого человека.
Учитесь слушать людей, это конкретное проявление интереса к людям.
Старайтесь быть доброжелательным по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо действует закон взаимного отклика.
Улыбайтесь, в общении с людьми очень много значит улыбка для взаимных симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения.
Изучайте потребности людей и пытайтесь полезно их удовлетворить, проявляйте интерес к интересам другого человека
Умейте завоевать авторитет в педагогическом общении через способность дать почувствовать людям их значительность. Уважайте их мнение.
Упражнение «Рука».
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Вывод: в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, агрессия рождает агрессию.
Упражнение «Выбери адекватный способ поведения».
Цель: осознание воспитателями ответственности за выбор способа поведения в конкретной ситуации.
Воспитатель огорчен тем, что на групповой встрече родителей, которую они сами оценили как весьма полезную и интересную для них, отсутствовали некоторые из тех, кому было бы особенно полезно услышать то, о чем шла речь.
Задание. Выбрать и обосновать один из предложенных вариантов действий воспитателя.
1 вариант. Подготовлю в папку-передвижку все материалы проведённой встречи и предложу по очереди каждому из родителей, кому не удалось прийти, для самостоятельного знакомства с темой.
2 вариант. Выскажу свое неодобрение родителям, не пришедшим на встречу, в форме замечания, например: «Очень жаль, что вам не удалось прийти…».
3 вариант. Искренне выражу одной из участвовавших во встрече матерей свое огорчение по поводу пассивности других родителей и попрошу ее ненавязчиво поделиться своим впечатлением от встречи с тем, кто не присутствовал; надеюсь, что последним захочется по собственной инициативе побеседовать со мной на эту тему.
4 вариант. В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.
5-й вариант. Не буду придавать факту отсутствия некоторых родителей на встрече особого значения: участвовать в них или нет – право родителя.
6-й вариант. Попробую сначала разобраться в себе, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь своими переживаниями с каждым непришедшим родителем, подчеркну в то же время, что они вправе сами решать, участвовать во встрече или нет.
Игра «Разные мнения».
Участники объединяются в две группы – «родители» и «воспитатели». Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я- родитель» или «Я- воспитатель».
Педагоги в позиции «родители» отмечают, что они ожидают от воспитателя взаимопонимания, организованности, краткости, хотят услышать хорошее мнение о своем ребенке, надеются на оказание помощи при необходимости.
Педагоги в позиции «воспитатель», в свою очередь ожидают от родителей заинтересованности, уважения к себе, активности,внимания и понимания.
Здесь достаточно интересным является обсуждение смыслов, которые и «воспитатели», и «родители» вкладывают в те или иные понятия. Может быть, в каких–то случаях разногласия в понимании смысла являются источником если не конфликта, то назревания конфликтной ситуации.
Знание или представление об ожиданиях друг друга помогают сблизить позиции воспитателя и родителя, привести их к сотрудничеству, подчиненному интересам ребенка.
В позиции «Я-воспитатель» педагоги называют качества, необходимые при организации и проведении родительских собраний, такие как: как тактичность, подготовленность, организованность, умение подводить итоги и принимать решения, психологическая компетентность.
В позиции «Я-родитель» участники семинара высказывают страхи и опасения услышать плохое о своем ребенке, выражают надежду на помощь педагога, демократическое общение, заявляют о готовности помочь воспитателю.
Педагоги в процессе обсуждения говорят, что работа с родителями не должна исчерпываться только выдачей оценочной информации об образовательной деятельности ребенка, это взаимодействие ведется с целью просвещения родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Очень важно, чтобы родители не только понимали то, чего от них хотят воспитатели, на какую помощь они рассчитывают, но и сами внутренне согласились с точкой зрения педагога, приняли эту позицию. От того, насколько воспитатель сумел найти подход к родителю, настроил их на совместную деятельность в целях оказания помощи своим детям, зависит успех этой деятельности.
Бланк к игре «Разные мнения»
Родители | Воспитатели |
Я- родитель | Я- воспитатель |
Ожидание от педагога на родительском собрании | Ожидание от родителей на родительском собрании |
2. Рефлексия.