Урок физики в 7 классе по УМК А.В. Перышкин
Глава 2: Взаимодействие тел
Тема: Сила
Тип урока: усвоения новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с силой как мерой взаимодействия тел.
Цель урока (учащиеся): приобретение знаний о силе , физическом смысле этой величины, единицы измерения силы.
Задачи урока: - развивать понятие силы как физической величины;
- сформировать знания единицы измерения силы;
- развивать личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
- воспитывать интерес к решению познавательных задач.
Карта обеспеченности урока
Учебный элемент | Учитель | Ученик | |
Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | Используемое оборудование |
Сила, единица измерения. | УМК А.В.Перышкин, «Физика 7», (учебник, сборник задач) | Электронное приложение к УМК А.В.Перышкин, «Физика 7» Единая Коллекция ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_11.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b60-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_12.swf | УМК А.В.Перышкин, «Физика 7», (учебник, сборник задач) | Электронное приложение к УМК А.В.Перышкин, «Физика 7» Единая Коллекция ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5f-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_11.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b60-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_12.swf | Брусок, горизонтальная опора, 2 шара разного объема и массы; шарик с нитью; лист картона, мешочек с песком; брусок с нитью; |
Планируемые метапредметные результаты:
Представлять информацию в словесной, символической, графической форме
Уметь работать в коллективе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Планируемые личностные результаты
Развивать познавательный интерес, убежденность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые предметные результаты:
На уровне запоминания:
Воспроизводить:
- определения понятия сила (I уровень);
- единицы измерения силы(II уровень).
-физический смысл силы (111уровень)
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь определять приложена ли к телу сила;
Уметь проводить сравнения о величине силы и изменении скорости
На уровне применения в нестандартных ситуациях:
Уметь проводить графические измерения физической величины силы.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цели и задачи для учителя | Цели и задачи для уч-ся | Методы и приёмы | Формирование УУД |
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока | Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока | Беседа, вопросы | Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению. Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль) |
Деятельность учителя и учащихся на первом этапе.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Введение в тему урока через повторение ранее изученных тем (массы, взаимодействие тел) | Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний о массе тела, взаимодействии тел Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников |
2 этап. Изучение нового учебного материала
Цели и задачи для учителя | Цели и задачи для уч-ся | Методы и приёмы | Формирование УУД |
Предметные задачи: систематизировать знания о взаимодействии между телами, о силе, как меры взаимодействия, о силе как причине изменения скорости движения, объяснить зависимость значения силы от точки приложения, ввести понятие силы векторной величины, ввести условное обозначение и единицу измерения силы. Метапредметные: развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемых физических явлениях Личностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника Регулятивные: Учить контролировать понимание материала | Объяснять: изменение скорости движения тел, Воспроизводить: определения понятия силы; Понимать: зависимость силы от точки приложения, Знать: единицы измерения силы, обозначение силы. | Частично-поисковый метод обучения. Использование знаний ученика, имеющиеся у него на момент конкретного занятия, для усвоения нового материал. | Познавательные: систематизация и обобщение знаний о природных явлениях, сравнивать, группировать на основе существенных признаков изучаемых явлений, ориентироваться в учебнике, определять тему. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других. Регулятивные: осуществлять самоконтроль Личностные: работать с соседом по парте, распределять работу, видеть разницу двух заявленных точек зрения и присоединяться к одной из них. |
2.1. Актуализация знаний
Деятельность учителя и учащихся на втором этапе.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Введение темы урока через лирическое отступление 1. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, Страшатся щуки крокодила; От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей, Всегда имеет верх над слабостию сила. А. Пушкин Сила силе доказала, Сила силе не родня. Есть металл прочней металла, Есть огонь страшней огня. А. Твардовский 3. В кипящей пене валуны, Волна, блистая, заходила- Ее уж тянет, тянет сила Всходящей за морем Луны. И.А.Бунин Там, где царит сила, разум молчит. Гуахардо Фахадо Любовь - это единственная сила в мире, которая способна из врага сделать друга. М.Л.Кинг | Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний о новой физической величине «сила» Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников |
Иллюстрация и систематизация знаний о физической величине «сила» с использованием ЦОР из Единой коллекции.
Далее рассказывается биография Ньютона. Учащимся предлагается продолжить фразу и поразмышлять на тему «Что такое сила?»
В продолжение развития темы и усвоения новых знаний учащимся проводится фронтальное мини исследование с обсуждением полученные результаты.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Показать фронтальные опыты. Направить учащихся к правильному изложению своей мысли. | Самостоятельная деятельность: научиться описывать увиденное. Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников |
Работа №1.
Наблюдение силы, действующей на мячик, груз со стороны Земли.
Оборудование: груз на нити, мячик.
Ход работы:
Поднимите груз за нить и успокойте его колебания.
Почему груз натягивает нить?
По какому направлению натягивается нить?
Подкиньте мячик вверх.
Что происходит со скоростью мячика?
По какому направлению падает мячик?
Сделайте соответствующий вывод о действии Земли на груза.
Вывод:
Работа №2.
Наблюдение действия сил.
Оборудование: лист картона, гиря
Ход выполнения работы:
Положите лист картона на два бруска
На середину листа картона положите гирю. Обратите внимание на изменение формы картона (деформация)
Ответьте на вопрос:
Что произошло в результате взаимодействия гири с картоном?
По результатам наблюдений сделайте вывод?
Вывод:
Результаты исследования выносятся на обсуждение. В ходе обсуждения учащиеся приходят к общему выводу.
При взаимодействии тел у них может меняться скорость (численно и по направлению), или тела деформируются (меняют форму или объем). Причиной этих изменений является сила.
Работа №3
Исследование зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления.
Оборудование: машинка.
Ход выполнения работы:
Положите машинку на стол и толкните его пальцем сначала слабо, затем сильнее. В каком случае машинка передвинется на большее расстояние? Зависит ли результат действия силы на машинку от ее значения?
Приложить силу к штативу сначала сверху, потом снизу потом сверху вниз. Зависит ли результат действия силы от точки ее приложения?
Сделайте соответствующий вывод о зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления.
Вывод:
Ввод единицы измерения силы.
3.Этап закрепления учебного материала
Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
Для закрепления и углубление полученных знаний используются ЦОР из Единой коллекции, в следующей последовательности.
4. Обобщение и систематизация
Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся
Методы и приёмы выполнения.
Коллективные ответы учащихся на вопросы:
Решение задачи:
Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"
Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ребята, как вы думаете почему воз так и остался на месте?
В чем заключается жизненный смысл?
Басня И.А. Крылова " Слон и моська "
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, –
Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает". –
"Эх, эх! – ей Моська отвечает, –
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"
Кто из животных обладает большей силой тяжести?
В чем заключается жизненный смысл?
5 этап. Задание на дом.
Цели для учителя | Цели для уч-ся | Критерии успешного выполнения д/з | Методы и приёмы выполнения |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Д/ з: § 24- учить, вопросы к параграфу, Упр 9 | Правильно рассказывать: определение понятия силы; физический смысл силы; знать: единицы измерения силы; зависимость результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления. | Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный, творческий (проектирование исследовательской работы - создание презентации) |
- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу.
Подведение итогов занятия и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Учитель+класс Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке? | Рефлексия учащегося сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я научился… меня удивило… |