СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сиротства человек не терпит" (урок по рассказу А. Платонова "Никита")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Размышления о влиянии войны на судьбу человека, формирование навыка анализа текста.

Просмотр содержимого документа
«"Сиротства человек не терпит" (урок по рассказу А. Платонова "Никита")»

«Сиротства человек не терпит»

(тема детства в рассказе А. Платонова «Никита»)


В детстве весь мир принадлежит ребёнку.

А. Платонов.


Добро из добра приходит.

Пословица


Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с темой «война и дети», сформировать представление о влиянии войны, сиротства на судьбу человека, продолжить формирование навыка анализа текста.

Воспитательные: содействовать в ходе урока воспитанию гражданской ответственности, гуманизма и работоспособности.

Развивающие: развивать умение выявлять закономерности и выделять главное, интерес к изучаемому предмету, обеспечить ситуацию эмоциональных переживаний.


1. Приветствие, вступление.

Ребята, добрый день. Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас на уроке гости, давайте их поприветствуем.

Ребята, на прошлой неделе вы были на экскурсии в Монино, где видели самолёты военных лет. В год 70-летия Победы это символично: Великая Отечественная война и началась с воздушной атаки города Бреста, с вторжения вражеских самолётов на территорию нашей страны.

А сегодня на уроке мы обращаемся к рассказу, который создан в 1945-ом, в год Победы нашей страны над фашистской Германией. Автор рассказа «Никита» - Андрей Платонов, детство которого не было безоблачным. О писателе нам расскажет Малика.

Рассказ, презентация.


2. Актуализация знаний.

Как вы понимаете выражение “пропетая сердцем сказка про Человека”?

Дети военной поры – почему писателю так близка эта тема?


3. Переход к анализу текста.

На какие три части можно разделить рассказ? Как мы их озаглавим?


1. Мама уходит на работу.

2. Никита «живёт» дома один.

3. Возвращение отца.


4. Объяснение формы работы.

Сейчас мы разделимся на группы, все получат задания, связанные с частями рассказа.

Вы распределите вопросы между участниками группы – и начнём работать.


5. Работа по группам, дополнение – обращение к языку произведения.


1 группа, вопросы:

В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?

Сколько лет было Никите, когда отец ушёл на войну? А теперь ему сколько лет?

Где живет Никита? Почему с мамой? А где дедушка, бабушка, папа?

Почему Никита оставался дома один?

Какие обязанности были на него возложены?


- «отец давно ушёл на главную работу» - как понимаете эту фразу?

- Как мы видим, что Никите не нравится всё время оставаться одному?

(а ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь).

- «Живи смирно один»: как понимаете эту фразу?

- детство моей мамы.


2 группа, вопросы:

Куда отправился Никита после ухода мамы? С какой целью?

Как объяснить, что фантазии приходили к Никите, когда уходила мама?

Почему Никита старается превратить в людей неодушевлённые предметы?

Как мальчик воспринимал старую бочку?

Как вспоминал Никита о дедушке?

- Какие эпитеты подчёркивают теплоту дедушки?


3 группа, вопросы:

Почему мальчика испугал колодец?

Как фантазия мальчика представила ему баню и чужого петуха?

Какое чувство испытывает Никита и к кому обращается за помощью?


4 группа, вопросы:

Когда и почему Никите его окружение стало представляться особенно враждебным, опасным?

О чём говорят слова Никиты: «Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их»?

Почему Никита решил идти к маме?


- Сделаем вывод: как чувствует себя маленький ребёнок в одиночестве? Почему? Как влияет на него одиночество? В ком он нуждается?


5 группа, вопросы:

Какие слова произнёс отец при встрече с сыном? Что почувствовал Никита на руках отца?

Когда мир перестаёт страшить Никиту? Почему, по мнению Никиты, замолчали все злые голоса? Как изменилось отношение Никиты к миру?

Понял ли отец фантазии мальчика?

Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром? Во что верил отец Никиты?


6 группа, вопросы:

Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут»?

Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”? Согласны ли вы с отцом мальчика?

Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?

Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”


6. Смысл рассказа.

- Тайна исчезла. Человек стал хозяином в доме и во дворе. Хорошо ли это? Но у Платонова пустота заполняется. В мир приходят вещи, сделанные с любовью, « сработанные руками». Они, по мнению автора, меняют качество мира. Так человек преображает мир добрыми делами.

- У Никиты: значение имени, смысл названия рассказа.


7. Синквейн. Алгоритм.


Синквейн


1-я строка

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка

Какой?

2 прилагательных

3-я строка

Что делает?

3 глагола

4-я строка

Что автор думает о теме?

Предложение из 4 слов

5-я строка

Кто? Что? Новое звучание темы.

1 существительное.


Никита

Любознательный, маленький

Исследует, боится, фантазирует

Преображает мир добрыми делами

Победитель





5




Скачать

© 2019, 542 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!