Александр Николаевич Островский
1823 -1886
Создатель русского национального театра
Театр 40-х годов 19 в.
Мелодрама – драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувственностью, а герои – либо злодеи, либо образцы добродетели.
Водевиль – одноактовая комическая пьеса лёгкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами.
Театр Островского
Белинский В.Г.: «Драматическая русская литература представляет собой странное зрелище. У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя – и, кроме них, нет ничего, даже сколько-нибудь сносного».
Добролюбов Н.А.: «Его пьесы – это не комедии интриг и не комедии характеров, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».
Театр Островского
- Первое действие – экспозиция драмы – знакомит с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между героями
- Поведение героев определяется их общественным и семейным положением
- Каждый герой обладает индивидуальными чертами, которые проявляются в поведении и в речи
- Использует прием контраста, сочетает драматические и комические моменты
- Фольклорные цитаты
- В названиях пьес отражена народная мудрость (пословицы)
Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок)
Не так живи, как хочется Правда - хорошо, а счастье лучше. Праздничный сон - до обеда Светит, да не греет Свои люди - сочтемся. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Сердце не камень. Старый друг лучше новых двух Конец - делу венец
Этапы творческого пути
Название периода
Временные рамки
Ранний
Особенности
1847-1851
«Москвитянский»
Период поиска своего пути и вступление в большую литературу пьесой «Свои люди - сочтемся» («Банкрот»)
1852-1854(5)
Пред-реформенный
Создание народных комедий «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»
1855(6)-1860
Порефор-менный
Сотрудничество с журналом «Современник». Создание пьес «Доходное место», «Воспитанница» и др. «Гроза» - вершина творчества
1861- 1886
Расширяется жанровый диапазон драматургии (психологические драмы, сатирические комедии) «Бесприданница» - вершина тв-ва
«Гроза» (1859) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.
Социально-бытовая драма, конфликт которой выходит за рамки традиционного для Островского конфликта между поколениями.
« Бесприданница» (1879) - взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза».
Здесь также чувствуется абсолютное противостояние героини и среды.
Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость.
О чём говорят фамилии героев?
В пьесах нет случайных имён и фамилий
Например, в пьесе «Гроза» тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.
Дикой
Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума».
Островский дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»).
Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.
Актер М.Жаров
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)
Марфа – «наставница»,
Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший».
Прозвище героини могло быть образовано от двух слов:
либо – дикая свирепая свинья,
либо кабан – глыба льда.
Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны.
Актриса В. Пашенная
Коллективный портрет окружения Ларисы Огудаловой
№ п/п
Окружение Ларисы
1
Огудалова Харита Игнатьевна
Фамилия-характеристика
2
Формула жизни
Кнуров Мокий Парфеныч
3
Вожеватов Василий Данилыч
4
Паратов Сергей Сергеевич
5
Карандышев Юлий Капитоныч
Женские имена
Имя главной героини всегда точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу:
Катерина – «чистая»
Жертва своей чистоты, своей религиозности, не вынесла раздвоения своей души.
Лариса – «чайка».
Жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает «птиц» – «Ласточку» (пароход) и потом Ларису – чайку.
Харита и Марфа
обе Игнатьевны, то есть «незнающие» или, по-научному, «игнорирующие».
Стоят в стороне от трагедии, хотя косвенно виноваты в гибели дочери и снохи.
Мужские имена
- Кнуров – диалект. слово кнур – «кабан»
- Паратов - от прилаг. поратый – «бойкий, сильный, усердный»
- Вожеватов – «развязный, беспардонный»
Мокий Парменыч Кнуров
Мокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит простонародно, тяжело, «неизящно» (в отличие от Сергея Сергеевича Паратова), а фамилия Кнуров происходит, согласно словарю Даля, от слова кнур – «боров, кабан, хряк».
Актер А.Петренко
Василий Данилыч Вожеватов
Василий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого купца достаточно обычны, а фамилия происходит от слова вожеватый – «развязный, беспардонный человек».
Актер В. Проскурин
Юлий Капитоныч Карандышев
Необычно, гротескно звучит сочетание имени и отчества героя – имя римского императора и простонародное отчество.
Так автор подчеркивает сложность и противоречивость героя.
Фамилию можно растолковать, заглянув в словарь Даля: Карандыш - «коротышка, недомерок».
Актер А.Мягков
Сергей Сергеевич Паратов
Сергей Сергеевич - высокий, высокочтимый, почтенный, ясный
Паратов – это и парад, и пират.
Паратов – звучное сочетание имени и отчества этого героя дополняется значащей фамилией. На языке охотников паратый обозначает «сильный, быстрый зверь». Действительно, в облике героя присутствует нечто хищное, жестокое.
Актер Н.Михалков