СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система героев в пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал по лекции "Система героев в пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Просмотр содержимого документа
«Система героев в пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"»

Александр Николаевич Островский 1823 -1886 Создатель русского национального театра

Александр Николаевич Островский

1823 -1886

Создатель русского национального театра

Театр 40-х годов 19 в. Мелодрама – драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувственностью, а герои – либо злодеи, либо образцы добродетели. Водевиль – одноактовая комическая пьеса лёгкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами.

Театр 40-х годов 19 в.

Мелодрама – драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувственностью, а герои – либо злодеи, либо образцы добродетели.

Водевиль – одноактовая комическая пьеса лёгкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами.

Театр Островского Белинский В.Г.: «Драматическая русская литература представляет собой странное зрелище. У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя – и, кроме них, нет ничего, даже сколько-нибудь сносного». Добролюбов Н.А.: «Его пьесы – это не комедии интриг и не комедии характеров, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».

Театр Островского

Белинский В.Г.: «Драматическая русская литература представляет собой странное зрелище. У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя – и, кроме них, нет ничего, даже сколько-нибудь сносного».

Добролюбов Н.А.: «Его пьесы – это не комедии интриг и не комедии характеров, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».

Театр Островского Первое действие – экспозиция драмы – знакомит с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между героями Поведение героев определяется их общественным и семейным положением Каждый герой обладает индивидуальными чертами, которые проявляются в поведении и в речи Использует прием контраста, сочетает драматические и комические моменты Фольклорные цитаты В названиях пьес отражена народная мудрость (пословицы)

Театр Островского

  • Первое действие – экспозиция драмы – знакомит с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между героями
  • Поведение героев определяется их общественным и семейным положением
  • Каждый герой обладает индивидуальными чертами, которые проявляются в поведении и в речи
  • Использует прием контраста, сочетает драматические и комические моменты
  • Фольклорные цитаты
  • В названиях пьес отражена народная мудрость (пословицы)
 Своеобразие названий   (часто из русских пословиц и поговорок)  Не так живи, как хочется  Правда - хорошо, а счастье лучше.  Праздничный сон - до обеда  Светит, да не греет  Свои люди - сочтемся.  Свои собаки грызутся, чужая не приставай!.  Сердце не камень.  Старый друг лучше новых двух  Конец - делу венец

Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок)

Не так живи, как хочется Правда - хорошо, а счастье лучше. Праздничный сон - до обеда Светит, да не греет Свои люди - сочтемся. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Сердце не камень. Старый друг лучше новых двух Конец - делу венец

Этапы творческого пути Название периода Временные рамки Ранний Особенности 1847-1851 «Москвитянский» Период поиска своего пути и вступление в большую литературу пьесой «Свои люди - сочтемся» («Банкрот») 1852-1854(5) Пред-реформенный Создание народных комедий «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» 1855(6)-1860 Порефор-менный Сотрудничество с журналом «Современник». Создание пьес «Доходное место», «Воспитанница» и др. «Гроза» - вершина творчества 1861- 1886 Расширяется жанровый диапазон драматургии (психологические драмы, сатирические комедии) «Бесприданница» - вершина тв-ва

Этапы творческого пути

Название периода

Временные рамки

Ранний

Особенности

1847-1851

«Москвитянский»

Период поиска своего пути и вступление в большую литературу пьесой «Свои люди - сочтемся» («Банкрот»)

1852-1854(5)

Пред-реформенный

Создание народных комедий «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»

1855(6)-1860

Порефор-менный

Сотрудничество с журналом «Современник». Создание пьес «Доходное место», «Воспитанница» и др. «Гроза» - вершина творчества

1861- 1886

Расширяется жанровый диапазон драматургии (психологические драмы, сатирические комедии) «Бесприданница» - вершина тв-ва

  «Гроза» (1859)  — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность. Социально-бытовая драма, конфликт которой выходит за рамки традиционного для Островского конфликта между поколениями.

  «Гроза» (1859)  — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.

Социально-бытовая драма, конфликт которой выходит за рамки традиционного для Островского конфликта между поколениями.

« Бесприданница» (1879)  - взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза». Здесь также чувствуется абсолютное противостояние героини и среды. Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость.

« Бесприданница» (1879)  - взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза».

Здесь также чувствуется абсолютное противостояние героини и среды.

Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость.

О чём говорят фамилии героев? В пьесах нет случайных имён и фамилий Например, в пьесе «Гроза» тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.

О чём говорят фамилии героев?

В пьесах нет случайных имён и фамилий

Например, в пьесе «Гроза» тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.

 Дикой Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Островский дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»).  Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города. Актер М.Жаров

Дикой

Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума».

Островский дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»).

Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.

Актер М.Жаров

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) Марфа – «наставница»,  Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший». Прозвище героини могло быть образовано от двух слов: либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда.  Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Актриса В. Пашенная

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)

Марфа – «наставница»,

Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший».

Прозвище героини могло быть образовано от двух слов:

либо – дикая свирепая свинья,

либо кабан – глыба льда.

Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны.

Актриса В. Пашенная

Коллективный портрет окружения Ларисы Огудаловой № п/п Окружение Ларисы 1 Огудалова Харита Игнатьевна Фамилия-характеристика 2 Формула жизни Кнуров Мокий Парфеныч 3 Вожеватов Василий Данилыч 4 Паратов Сергей Сергеевич 5 Карандышев Юлий Капитоныч

Коллективный портрет окружения Ларисы Огудаловой

п/п

Окружение Ларисы

1

Огудалова Харита Игнатьевна

Фамилия-характеристика

2

Формула жизни

Кнуров Мокий Парфеныч

3

Вожеватов Василий Данилыч

4

Паратов Сергей Сергеевич

5

Карандышев Юлий Капитоныч

Женские имена  Имя главной героини всегда точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу: Катерина – «чистая» Жертва своей чистоты, своей религиозности, не вынесла раздвоения своей души.  Лариса – «чайка». Жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает «птиц» – «Ласточку» (пароход) и потом Ларису – чайку.  Харита и Марфа обе Игнатьевны, то есть «незнающие» или, по-научному, «игнорирующие». Стоят в стороне от трагедии, хотя косвенно виноваты в гибели дочери и снохи.

Женские имена

Имя главной героини всегда точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу:

Катерина – «чистая»

Жертва своей чистоты, своей религиозности, не вынесла раздвоения своей души.

Лариса – «чайка».

Жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает «птиц» – «Ласточку» (пароход) и потом Ларису – чайку.

Харита и Марфа

обе Игнатьевны, то есть «незнающие» или, по-научному, «игнорирующие».

Стоят в стороне от трагедии, хотя косвенно виноваты в гибели дочери и снохи.

Мужские имена Кнуров – диалект. слово кнур – «кабан» Паратов - от прилаг. поратый – «бойкий, сильный, усердный» Вожеватов – «развязный, беспардонный»

Мужские имена

  • Кнуров – диалект. слово кнур – «кабан»
  • Паратов - от прилаг. поратый – «бойкий, сильный, усердный»
  • Вожеватов – «развязный, беспардонный»
Мокий  Парменыч  Кнуров Мокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит простонародно, тяжело, «неизящно» (в отличие от Сергея Сергеевича Паратова), а фамилия Кнуров происходит, согласно словарю Даля, от слова кнур – «боров, кабан, хряк». Актер А.Петренко

Мокий Парменыч Кнуров

Мокий Парменыч Кнуров – имя этого героя звучит простонародно, тяжело, «неизящно» (в отличие от Сергея Сергеевича Паратова), а фамилия Кнуров происходит, согласно словарю Даля, от слова кнур – «боров, кабан, хряк».

Актер А.Петренко

Василий Данилыч Вожеватов Василий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого купца достаточно обычны, а фамилия происходит от слова вожеватый – «развязный, беспардонный человек». Актер В. Проскурин

Василий Данилыч Вожеватов

Василий Данилыч Вожеватов – имя и отчество этого купца достаточно обычны, а фамилия происходит от слова вожеватый – «развязный, беспардонный человек».

Актер В. Проскурин

Юлий  Капитоныч Карандышев Необычно, гротескно звучит сочетание имени и отчества героя – имя римского императора и простонародное отчество. Так автор подчеркивает сложность и противоречивость героя. Фамилию можно растолковать, заглянув в словарь Даля: Карандыш - «коротышка, недомерок». Актер А.Мягков

Юлий Капитоныч Карандышев

Необычно, гротескно звучит сочетание имени и отчества героя – имя римского императора и простонародное отчество.

Так автор подчеркивает сложность и противоречивость героя.

Фамилию можно растолковать, заглянув в словарь Даля: Карандыш - «коротышка, недомерок».

Актер А.Мягков

Сергей Сергеевич Паратов Сергей Сергеевич - высокий, высокочтимый, почтенный, ясный Паратов – это и парад, и пират. Паратов – звучное сочетание имени и отчества этого героя дополняется значащей фамилией. На языке охотников паратый обозначает «сильный, быстрый зверь». Действительно, в облике героя присутствует нечто хищное, жестокое. Актер Н.Михалков

Сергей Сергеевич Паратов

Сергей Сергеевич - высокий, высокочтимый, почтенный, ясный

Паратов – это и парад, и пират.

Паратов – звучное сочетание имени и отчества этого героя дополняется значащей фамилией. На языке охотников паратый обозначает «сильный, быстрый зверь». Действительно, в облике героя присутствует нечто хищное, жестокое.

Актер Н.Михалков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!