Система мер по устранению пробелов в знаниях учащихся (мониторинг знаний учащихся по предмету математика)
Соколовская Т.А., учитель математики
МОБУ Ирбейская сош №1
Результаты по математике – это важный показатель, который отслеживается в школе, в районе, в крае.
Главными результатами являются результаты ОГЭ и ЕГЭ.
Не всегда эти результаты удовлетворяют учеников, родителей, государство.
Каковы причины пробелов в знаниях учащихся?
1. Социальные причины:
-снижение ценности образования в обществе
Уклад семьи, уровень воспитанности и отношение к образованию своих детей
2. Несовершенство организации учебного процесса:
-скучные уроки
-отсутствие индивидуального подхода
-конфликт «учитель-ученик»
-пробелы в знаниях
-педагогическая запущенность ученика : отсутствие у ученика наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения- то есть:
низкая техника чтения и письма,
низкая техника счета,
отсутствие навыков самостоятельности в работе
-ослабленное здоровье или особеннсти нервной системы
-низкое развитие интеллекта
-отсутствие положительной мотивации учения
-слабое развитие волевой сферы
-заниженная самооценка учащегося
Каждый учитель в своей работе использует свою систему мер по ликвидации пробелов в знаниях учащихся .
Необходимо:
Индивидуализировать обучение при устранении пробелов
Вести учет личных затруднений учащихся
Работать над предупреждением ошибок:
-устный счет - на каждом уроке,
-обучение приемам самопроверки
-использование математических тренажеров
Каждое из этих мер можно рассматривать как отдельное большое и важное направление в работе.
Я представляю свою систему работы по последнему пункту: Отслеживание результатов и своевременная отработка пробелов, а именно по проведению мониторинга на уроках математики в 5-6х классах.
В связи с введением ФГОС работа по мониторингу выполняется на каждом уроке и носит определение поддерживающего или формирующего оценивания.
В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее:
Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Для себя я поставила следующие задачи:
Выявление пробелов в знаниях учащихся по темам изучаемого курса математики;
реализация индивидуальных возможностей учащихся по устранению пробелов;
отслеживание результатов .
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:
проведение тематических тестов, контрольных работ, самостоятельных работ
Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков .(декабрь)
Коррекционная работа по устранению пробелов в знаниях учащихся
Итоговое оценивание уровня учебных достижений
Систематический Мониторинг результатов
Анализ и обобщение результатов.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации.
Поэтому в своей работе я использую весь алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:
1-Обязательное проведение мониторинга, который состоит из входной, промежуточной и итоговой к/работ, отслеживание результатов;
2-после проведения любой из тематических работ – коррекционная работа по устранению пробелов в знаниях учащихся
3- анализ и обобщение результатов.
Как это происходит?
Весь курс математики разбивается на темы, в которых выделяются ключевые моменты, которые должен усвоить каждый ученик на базовом уровне. Составляется таблица ключевых умений, которая называется
Мониторинг. 5Б класс (2016-17 уч. год). (показать отдельный слайд)
Мониторинг. 6Б класс (2017-18 уч. год)
Для учащихся разработана папка с таким же названием.
(показываю, рассказываю)
Работа в папке ведется систематически.
Что дает такая работа учащимся? Данная индивидуальная работа позволяет наглядно проследить динамику качества знаний учащихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях. Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений.
.Что дает такая работа родителям? Своевременная информированность и доступность
Что дает такая работа мне как учителю?
( Пример 11В кл)
Данная система работы позволила мне:
Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
Проводить своевременно обработку полученных результатов.
2018уч.г.