«Система работы учителя начальных классов
по подготовке к ВПР
по окружающему миру»
Маркова И.В..
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка реализации Федерального государственного образовательного стандарта за счёт предоставления общеобразовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Всероссийская проверочная работа по предмету «Окружающий мир» призвана осуществить диагностику предметных и метапредметных результатов, уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-
деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
1.Именно с анализа содержания и планируемых результатов по предмету, а также образца заданий ВПР следует начинать работу по подготовке к ВПР.
2. Моделирование системы заданий, подбор эффективных методов обучения, направленных на повторение по разделам учебной программы.
3. Выявление пробелов в усвоении предметных и метапредметных результатов и организация индивидуальной работы по их устранению.
Остановимся на каждом из этих пунктов подробнее.
1.Во Всер.пров.работе проверяются следующие элементы содержания программы :
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (это огромный раздел, в изучение которого входят такие темы: Живая и неживая природа, вещества , географическая карта и план, погода, её составляющие, природные зоны России, человек – часть природы, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу общее представление о строении тела человека…и другие)
ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО (темы, изучаемые в этом разделе:
Общество, человек – член общества. Носитель и создатель культуры, семья, семейные традиции, младший школьник, друзья, значение труда в жизни человека, СМИ, Наша родина - Россия….)
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ ( ценность здоровья и ЗОЖ, правила безопасного поведения, пожарной безопасности…)
Я перечислила лишь некоторые проверяемые ВПР элементы содержания, добавим к этому требования к уровню сформированности УУД и мы получим полную картину того, с чем придётся столкнуться нашим ученикам при написании ВПР.
2. Поэтому так ВАЖНО продумать систему заданий, способы взаимодействия с детьми, позволяющих повторить как можно больше разделов учебной программы.
2.1. Незаменимыми помощниками станут специально разработанные пособия по подготовке к написанию ВПР ( в том числе и те, что выпускает наш институт развития образования), ценность этих пособий не только в том, что здесь мы найдём множество подобранных систематизированных заданий, но и познакомим детей с новыми для них форматом работы, формулировками заданий.
Здесь же хочу отметить работу по краеведческому направлению, которая проводится во многих школах нашей области. Рабочие тетради, дневник путеводитель помогут справиться с некоторыми заданиями ВПР.
2.2. Важно при подготовке к ВПР использовать активные методы обучения, которые обеспечивают активность мыслительной и практической деятельностей обучающихся. К активным методам обучения можно отнести :
постановку проблемных вопросов, выдвижение гипотез, Метод «мозговой штурм» Исследовательская работа ( в тои числе проведение реальных экспериментов, направленных на установление причинно- следственных связей), дискуссия, беседа, написание мини-сочинений и другие.
Например,
Сформировать представления обучающихся о профессиях, понимание их социальной значимости поможет метод разыгрывания ролей. Используя элементы одежды представителей разных профессий, предметы, с которыми они работают, детям предлагается представить себя в роли представителей этих профессий, рассказать о пользе, которую они приносят обществу. Данный метод позволяет не только повысить интерес учащихся к данной теме, но и проявить их творческий подход в самостоятельном поиске дополнительного материала.
Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо затронуть чувства детей, показать связь предмета дискуссии с их жизнью. Темами дискуссий и бесед могут стать вопросы семьи, семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Например, нужно ли соблюдать правила школьной жизни, отмечать государственные праздники, слушать родителей и т.д. Важно активировать всех участников дискуссии, используя различные приёмы: сигнальные карточки, воображаемый микрофон и другие.
Организация такой работы требует от учителя больше времени, но применение активных методов обучения способствует активному осмыслению знаний, развитию речи, формированию опыта взаимодействия в коллективе.
2.3. Активное использование наглядности: географических карт, модели строения тела человека, дневник наблюдения за природой…
На третьем этапе происходит:
3. Выявление пробелов в усвоении предметных и метапредметных результатов и организация индивидуальной работы по их устранению.
В систему работы по подготовке к ВПР следует отнести работу с родителями по информированию о сроках, содержании, процедуре ВПР, а также о системе работы учителя с учащимися.
Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе.