СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки учителя математики к ЕГЭ (базовый уровень)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя система подготовки к ЕГЭ (база), может быть использована для подготовки к ГВЭ и ЕГЭ (профиль)

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки учителя математики к ЕГЭ (базовый уровень)»

Система подготовки к Государственной итоговой аттестации

в форме ЕГЭ (базовый уровень)

(из опыта работы учителя математики

МБОУ Новодмитриевская СОШ

Сиволапова Николая Николаевича)

Эксперименты, проводимые в последние годы с итоговой аттестацией по математике в 11 классе показывают, что сдать экзамен в форме контрольной работы совсем непросто, тем более, что структура работы постоянно подвергается изменениям: меняется количество заданий, структура работы, наконец, содержание и уровень сложности заданий. Особенно ярко это проявляется во время пробного тестирования, когда работающий со сборником ребёнок сталкивается на пробном экзамене с заданиями, кардинально отличающимися от представленных в сборнике . Одной из основных причин слабой подготовки детей считаю отсутствие системы в подготовке к ЕГЭ – с чего начинать, чем наполнить содержание подготовки, чем завершить подготовку и т.д. Хотя и подходы к этой проблеме тоже разные: одни учителя работают по блокам, разрабатывая каждую тему отдельно, другие просто «натаскивают» учащихся на выполнение именно этой контрольной работы. Я думаю, что истина где-то посредине, и предлагаю свою систему подготовки к ЕГЭ. Моя система ближе к «натаскиванию», хотя в ней и предполагается разработка тем с учащимися в том числе и углубленно, но только в индивидуальном порядке.

Подготовительная работа к ЕГЭ ведётся, начиная с 8 класса и сводится в основном к включению в учебный процесс заданий из открытого банка заданий при изучении той или иной темы в 8 - 11 классах. В первой четверти 11 класса знакомлю учащихся со структурой контрольной работы и уже при проведении декабрьского пробного тестирования готовлю упрощённый вариант контрольной работы, структура которой в своей основе повторяет структуру экзаменационной работы. Основной этап подготовки к ГИА начинается с конца первой учебной четверти. В течение первой четверти я готовлю материалы по содержанию ЕГЭ и в конце октября перед осенними каникулами я раздаю каждому ученику «Папку ученика для подготовки к итоговой аттестации». Оговорюсь сразу, что такую работу возможно вести эффективно в малокомплектных школах с низкой наполняемостью классов или со слабоуспевающими и проблемными учащимися в классах с высокой наполняемостью. Конечно же, присутствует некий элемент бюрократии, но плюсы у системы тоже присутствуют: это и более качественная подготовка ребёнка к ЕГЭ и наглядное представление индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником и оправдание для учителя в случае плохих результатов по итогам ЕГЭ и баллы для критериев работы учителя для стимулирующих (если их, конечно, платят) и возможность увидеть пробелы в знаниях ученика с последующей коррекцией индивидуальной работы и возможность в динамике отследить достижения ребёнка и способ установить более – менее устойчивую связь с родителями посредством отслеживания родителями результатов выполнения ребёнком тестов или тренировочных вариантов контрольных работ. К тому же эта система – продолжение уже знакомой им системы подготовки к ГИА.

В качестве примера привожу папку обучающегося 11 класса.





ПАПКА



ДЛЯ

ПОДГОТОВКИ

К



ЕГЭ - 2023

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ )



Саранова

Дмитрия

Андреевича





Папка для учащегося включает в себя следующие документы:

  1. Справочные материалы:













  1. Система оценивания контрольной работы:



ЕГЭ в 2023 году (базовый уровень)

















  1. Таблица выполнения вариантов контрольных работ;

















  1. Инструкция по выполнению контрольной работы:

  1. Бланк анализа выполнения тематических тестов:



  1. Таблица выполнения тематических тестов по материалам открытого Банка заданий ФИПИ:

  1. Примерная шкала перевода тестовых баллов в школьные отметки

  1. Примерный бланк для проведения контрольной работы в форме ЕГЭ






  1. Расписание ЕГЭ в 2023 году :






  1. Рекомендации обучающимся и их родителям для подготовки к ЕГЭ:

\



Папка для учителя включает в себя следующие документы:

  1. Справочные материалы ;

  2. Система оценивания контрольной работы;

  3. Сводная ведомость выполнения вариантов тренировочных работ;

  4. Сводная ведомость выполнения тематических тестов;

  5. Сводная ведомость выполнения тематических тестов по открытому Банку заданий ФИПИ;

  6. Ключи к вариантам контрольных работ;

  7. Варианты контрольных работ (10 вариантов);

  8. Расписание итоговой аттестации;

  9. Тренажеры по открытому Банку заданий ФИПИ;

  10. Тесты по открытому Банку заданий ФИПИ (6 тестов);

  11. Ключи к тестам по открытому банку заданий ФИПИ;

  12. Тематические тесты по материалам вариантов контрольных работ(21 тест);

  13. Ключи к тестам по материалам контрольных работ;

  14. Инструкция по выполнению контрольной работы;

  15. Образцы бланков для итоговой аттестации;

  16. Демоверсия;

  17. Спецификация контрольной работы;

  18. Кодификатор контрольной работы.

  19. Краткий обзор изменений, которые произошли в ЕГЭ – 2023 г. в сравнении с ЕГЭ – 2022 г.



Основной этап рассчитан на временной период с конца первой учебной четверти по середину третьей учебной четверти. Результатом выполнения этого этапа является выполнение каждым учащимся 21 тематического теста с возможностью повторной сдачи контрольной работы с работой над ошибками. Перед зимними каникулами учащимся раздаются 3 – 4 тематических теста по материалам контрольных работ. Каждый тематический тест составлен из 14 первых заданий вариантов или подобных заданий согласно спецификации. Например, тест №1 «Числа и вычисления» - это 14 заданий №1 из вариантов сборника Кузнецова за предыдущий год. Тесты распечатываются для каждого ученика индивидуально и результаты их выполнения учеником оформляются в виде таблицы. После проверки тестов учитель делает краткий анализ теста в папке учащегося, результат заносит в сводную таблицу у себя в папке, а сами тесты сохраняет в отдельной папке. Система оценивания тестов следующая: каждое верно выполненное задание оценивается одним баллом.

количество баллов

оценка

1 – 7

2

8 – 10

3

11 – 12

4

13 - 14

5

По мере выполнения тематических тестов учащиеся сдают учителю отработанные тесты и получают новые. После выполнения всех тестов учащиеся получают пробные варианты контрольных работ. Работа считается выполненной («зачёт»), если преодолён минимальный порог. Если порог не преодолён, то работа не считается зачтённой, что предполагает повторную сдачу этого варианта после выполнения работы над ошибками. Учащийся также может несколько раз повторно сдавать работу, исправляя ошибки до тех пор, пока не получит по контрольной работе «зачёт». Результаты выполнения работы (ответы) учащийся заносит в таблицу выполнения вариантов контрольных работ. Для повторной сдачи варианта после работы над ошибками в таблице выполнения вариантов контрольных работ предоставляются по одной резервной строчке к каждому варианту. Первые шесть вариантов контрольных работ, выполненных учащимися не обязательно оцениваются учителем (имеется в виду отметка в журнале). Все последующие 8 работ оцениваются учителем с обязательным занесением отметки в журнал. Задания, вызывающие трудности и вопросы по контрольной работе решаются во внеурочное время – на консультациях и на переменах индивидуально или коллективно, если ошибки системные. В сводной ведомости сдачи работ учитель по каждому ученику отмечает выполнение работы отметкой с указанием количества баллов, при этом варианты, которые в данный момент находятся «в работе» отмечаются точкой. Это позволяет видеть в целом всю картину выполнения работ как по каждому ученику, так и по классу в целом. Бланк анализа работы содержится в папке у каждого ученика и заполняется учителем после выполнения каждого варианта. В этом бланке указывается фамилия, имя ученика, дата проверки, номер варианта, количество баллов за выполненные правильно задания и общая отметка за работу в целом и результат выполнения работы: «зачёт» или «незачёт». По срокам, начиная со второй половины третьей четверти, по каждому учащемуся сроки и количество выполненных вариантов определяется индивидуально, с учётом повторного выполнения работ, работы над ошибками и т.п., но не менее одного зачтённого варианта за неделю. Таким образом примерные задания прорешиваются «перекрёстно» - сначала при решении тематических тестов, а затем при решении варианта в целом. К концу третьей четверти каждый учащийся должен сдать зачтённые 14 вариантов и решенные 21 тест. Те учащиеся, которые получили «зачёт» по всем 14 вариантам и решили 21 тест, возвращаются к своим зачтённым вариантам и решают те задания, которые были решены неправильно или не решались вовсе. А выявить эти задания можно по таблице выполнения вариантов контрольных работ, где они при проверке учителем обозначались знаком «-». После того, как и эта задача решена и все варианты проработаны «вдоль и поперёк», учащиеся под руководством учителя приступают к работе с открытым банком заданий на сайте ФИПИ, по результатам которого тоже проводится тематическое тестирование. Для работы дома и на уроках итогового повторения я предлагаю учащимся «Тренажер» по темам открытого банка заданий в печатном виде. После того, как все типичные задания по блоку разобраны и прорешены, учащиеся выполняют тематический тест по теме, результат которого вносится в сводную таблицу выполнения тестов по открытому Банку заданий ФИПИ. Учащиеся получают в папки краткий анализ теста. Количество тренажеров и тестов к ним соответствует количеству блоков в открытом банке заданий ФИПИ. Здесь же рассматриваются и наиболее типичные задания из второй части работы и их оформление.

Последним этапом в подготовке к итоговой аттестации по математике (середина – конец мая) является непосредственное оформление контрольной работы: правила написания ответов, особенности заполнения бланка ответов №1, наиболее типичные ошибки из экзаменационных работ прошлых лет и т.д. Методика, которую я предлагаю, позволяет «нацелить» учащихся на выполнение работы, ученики уже не боятся ЕГЭ, знают структуру контрольной работы и методику её оценивания, могут сами оценить свою работу, выявить проблемные для себя задания и сконцентрироваться на методах их решения в плане подготовки к ЕГЭ. По мере заполнения сводной таблицы учителю становится понятно, какие задания «западают» у того или иного учащегося или у группы учащихся и в соответствие с этим составить индивидуальные рекомендации для каждого учащегося. Ещё один плюс этой системы – скорость проверки. В таблице выполнения вариантов контрольных работ учащиеся записывают только ответы, у учителя есть ключи к вариантам, поэтому проверка одной работы и заполнение бланка анализа занимает 1 – 2 минуты. Конечно, и у этой системы есть минусы – например, списывание. Но я настраиваю учащихся на то, чтобы они не боялись отрицательных оценок и решали работу сами, именно поэтому не оцениваю первые 6 работ. Эту методику я использую и при подготовке учащихся 9 класса к ГВЭ, этот материал мною уже разработан и апробирован. В 11 классе эта работа по моим наблюдениям идёт легче, так как схема работы учащимся понятна из 9 класса. Ещё один «плюс» этой системы – бюрократический. Система позволяет показать в динамике индивидуальную работу учителя с каждым учащимся в плане подготовки к итоговой аттестации как руководству, так и родителям ученика. По материалам данной папки можно отследить личностные достижения каждого учащегося в динамике.


Все материалы к данной статье (папка учителя и папка ученика для подготовки к ОГЭ, варианты тренировочных работ, тренажеры и тесты к ним, бланки анализа, сводные таблицы и т.д.) можно найти на моей страничке на «мультиуроке» по ссылке https://multiurok.ru/sivolap6717/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!