СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по творчеству В.Маяковского.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе уроков литературы представлены следующие тематические уроки: 

1) В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

2) «Моя революция!» (революционное творчество В.В.Маяковского).

3) Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

4) Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского

5) Тема Родины в творчестве В.Маяковского.

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по творчеству В.Маяковского.»

Система уроков по литературе.

В.В.Маяковский


Концепция: Жизнь и творчество В.В.Маяковского в аспекте исторического и религиозного пафоса. Особенности мировосприятия окружающей действительности: революционное переустройство мира. Любовь в творчестве, как поиск душевного умиротворения автора. Тема поэта и поэзии. Отношение Маяковского к Родине.

3 типа задач:

1. Обучающие:

  • познакомиться с неизвестными страницами биографии, личностью и ранним творчеством В.Маяковского, новаторством его лирики, вспомнить ранее изученное о поэте.

  • познакомить учащихся с революционным творчеством В.Маяковского. Сатира автора.

  • познакомить учащихся с любовной лирикой В.Маяковского. Подробно рассмотреть взаимоотношения поэта и Лили Брик.

  • познакомиться с темой поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского, вспомнить предшественников поэта и посмотреть, как в их творчестве реализовалась данная тема.

  • познакомить учащихся с образом Родины в творчестве В.Маяковского.

  • познакомить учащихся с Библейскими образами и мотивами в творчестве В.Маяковского. Рассмотреть триаду: от богоборчества к богоискательству и от богоискательства к богоотступничеству.

2. Развивающие:

  • развивать речь, творческие способности учащихся, умение анализировать стихотворения;

3. Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, любовь к родному слову.

Оборудование: Фотографии В.В.Маяковского.


К первому уроку двум учащимся были заданы индивидуальные задания:


1) Подготовить биографию В.Маяковского. Прочитать автобиографию «Я сам».


2) Подготовить сообщение о раннем творчестве В.Маяковского. Особое внимание уделить структуре его стихотворений, образам и тропам.

Всему классу читать ранние стихотворения В.Маяковского, особое внимание уделить стихотворениям «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «О дряни!», «Гимн обеду», «Прозаседавшиеся».




Урок 1-2:


В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

  1. Оформление доски: Жизнь и творчество В.В.Маяковского (1893-1930 гг.). Особенности ранней лирики поэта.

Эпиграф

Я сам расскажу о времени и о себе…
И чувствую – “я” для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
В.Маяковский

  1. Поздороваться с классом.

Открываем тетрадочки и записываем число, классная работа, тему урока и эпиграф.

  1. Слово учителя

Сегодня мы начнем изучать творчество В.Маяковского, человека с тяжелой и противоречивой судьбой, на долю которого выпали тяжелые исторические потрясения.

Владимир Маяковский — предтеча, певец и жертва Октябрьской революции 1917 г. Вокруг его имени, как и вокруг Октябрьской революции, идет нестихающий спор. Кто же еще соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторг от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры.

Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались, его боготворили и славословили — о нем злословили и издевались. Его любили

и ненавидели. Маяковский, революцией мобилизованный и призванный, несет в себе ярко выраженные черты социального эксперимента, начатого революцией 1917 г. с ее романтическими и утопическими идеями и всенародными трагедиями, избыточным пафосом победителей, горем и страданиями миллионов... И все это в творчестве Маяковского, в его личности отразилось крупно, противоречиво и в то же время бескомпромиссно. И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи.

Никакой идее, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришел в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: И чувствую — „я" для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо.

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идёт о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Маяковский – одно из ярчайших имён в литературе XX века.

О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто полярны. Перед вами лежат листочки с тремя высказываниями о Маяковском. Давайте познакомимся с ними.

Высказывания о В.В.Маяковском


1) А.В.Луначарский: «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубоко и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».

2) Современники Маяковского Б.Пастернак и Н.Асеев считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка: нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времён.

3) По-новому на его личность и творчество попытались взглянуть во времена «перестройки». Ю.Карабчинский: «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чём не мог дойти до конца и вечно должен был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебреженье чьим-либо мнением – и стремится любым способом покорить аудиторию». По словам Ю.Карабчинского, Маяковский предстаёт как певец насилия. Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости. Его пафос – пафос погрома.

Не спешите соглашаться с каким-либо мнением, сначала прослушаем материал урока, а в конце сделаем вывод.

А сейчас давайте вспомним, кто написал эти строки.

Крошка сын
                к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое
              хорошо
и что такое
             плохо?

Это В.Маяковский. Его творчество нам знакомо с раннего детства. Сегодня мы узнаем новые страницы жизни и творчества, личности поэта, вспомним ранее изученное, почитаем его ранние произведения.

5. Сейчас Маша нам расскажет о жизни В.Маяковского. Вы по ходу рассказа отмечайте в своих тетрадочках важные моменты биографии поэта.

Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в день Рождения его отца, потому и назвали его Владимиром. (Владимир Константинович Маяковский (1857—1906). Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (18671954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Семья Маяковских жила тогда в Грузии, в селе Багдади, где отец работал лесничим. В селе жили одни грузины, только Маяковские были русскими, и в детстве Володя хорошо знал грузинский язык. Он рано полюбил книги, выучился читать в шестилетнем возрасте. Когда пришло время готовиться в гимназию, мама увезла его в Кутаиси, где учились старшие сестры, Оля и Люда. За год до того, как его должны были перевести в Кутаисское лесничество, глава семьи скоропостижно скончался от заражения крови.

Вот как сам Маяковский пишет по поводу смерти своего отца в автобиографическом очерке «Я сам»: «906-й ГОД. Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги). Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок. Благополучие кончилось. После похорон отца - у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было».

Поскольку старшая дочь Люда училась в Москве, мать решила всей семьей переехать в столицу. После многих просьб и хождений по чиновникам, удалось добиться пенсии 50 рублей в месяц. Денег не хватало, и комнаты выбирали самые дешевые, поэтому соседями Маяковских всегда были студенты. Так Володя, не по годам рослый и серьезный, втянулся в революционную деятельность. Он читал листовки, прокламации, нелегальные книги. «С едами плохо. Пенсия - 10 рублей в месяц. Я и две сестры учимся. Маме пришлось давать комнаты и обеды. Комнаты дрянные. Студенты жили бедные. Социалисты. Помню - первый передо мной "большевик" Вася Канделаки».

«В гимназии попробовал писать. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Не помню ни строки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим “социалистическим достоинством”, бросил вовсе».

В гимназии дела пошли неважно. Всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года Маяковский ушёл из гимназии.

В начале 1908 г. вступает в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

МАЯКОВСКИЙ И ФУТУРИСТЫ

В 1912г., вступив на литературную стезю, Маяковский оказался в кругу молодых ниспровергателей, отрицавших старое искусство, старую культуру и вообще все старое. Именовали они себя футуристами.

6. Вы затронули такое направление, как футуризм, давайте вспомним, что подразумевается под этим литературным течением?

(Футури́зм ( будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим). Давид Бурлюк, лидер этого направления, так провозглашал его идеи: "Мы революционеры искусства. Мы всюду должны нести протест и клич "Сарынь на кичку!" Нашим наслаждением должно быть отныне эпатированье буржуазии... Больше издевательства над мещанской сволочью! Мы должны разрисовать свои лица, а в петлицы, вместо роз, вдеть крестьянские ложки. В таком виде мы пойдем гулять по Кузнецкому и станем читать стихи в толпе...".

Если судить по отзыву Д.Бурлюка, данному в письме В.Каменскому, по внутреннему состоянию и складу характера провозглашенным принципам футуризма наиболее соответствовал Маяковский: "Этот взбалмошный юноша - большой задира, но достаточно остроумен, а иногда сверх. Дитя природы, как ты и мы все. Находится Маяковский при мне постоянно и начинает писать хорошие стихи. Дикий самородок, горит самоуверенностью. Я внушил ему, что он - молодой Джек Лондон. Очень доволен. Приручил вполне, стал послушным: рвется на пьедестал борьбы".

О том, как юный поэт "рвался на пьедестал борьбы" и какие это приобретало порой формы выражения, дает некоторое представление воспоминание Б.Лифшица, повествующее о том, как они с Маяковским однажды посетили столовую для вегетарианцев:

"Цилиндр и полосатая кофта сами по себе врывались вопиющим диссонансом в сверхдиетическое благолепие этих стен, откуда даже робкие помыслы о горчице были изгнаны как нечто греховное. Когда же Маяковский встал наконец из-за стола и, обратясь лицом к огромному портрету Толстого, распростершего над жующей паствой свою миродержавную бороду, прочел во весь голос - не прочел, а рявкнул, как бы отрыгаясь от вегетарианской снеди, незадолго перед тем написанное восьмистишие:

В ушах обрывки теплого бала,
А с севера снега седей -
Туман, с кровожадным лицом каннибала,
Жевал невкусных людей.
Часы нависали как грубая брань,
За пятым навис шестой.
А с неба смотрела какая-то дрянь
Величественно, как Лев Толстой,-

мы оказались во взбудораженном осином гнезде.

Разъяренные пожиратели трав, забыв о заповеди непротивления злу, вскочили со своих мест и, угрожающе размахивая кулаками, обступали нас все более и более тесным кольцом.

Не дожидаясь естественного финала, Маяковский направился к выходу".

Впрочем, такое поведение было свойственно не одному Маяковскому, а всем футуристам. Их поэтические выступления, посещение кафе или даже простой выход в город нередко сопровождались скандалами, искусственным эпатажем публики. Вот один из подобных эпизодов, зафиксированный В.Шкловским:

"Выступали акмеисты, потом кто-то из футуристов сказал про Короленко, что он пишет серо.

Аудитория решила нас бить.

Маяковский прошел сквозь толпу, как раскаленный утюг сквозь снег. Крученых шел, взвизгивая и отбиваясь галошами (...).

Я шел, упираясь прямо в головы руками налево и направо, был сильным, - прошел".

Газетные публикации тех лет подтверждают, что эпатаж публики был одним из основных принципов футуристов. Одна из харьковских газет так описывала появление футуристов в городе: "Вчера на Сумской улице творилось нечто сверхъестественное: громадная толпа запрудила улицу. Что случилось? Пожар? Нет. Это среди гуляющей публики появились знаменитые вожди футуризма - Бурлюк, Каменский, Маяковский. Все трое в цилиндрах, из-под пальто видны желтые кофты, в петлицах воткнуты пучки редиски..." После первого выступления футуристов в Харькове газета отмечала: "... верзила Маяковский, в желтой кофте, размахивая кулаками, зычным голосом "гения" убеждал малолетнюю аудиторию, что он подстрижет под гребенку весь мир, и в доказательство читал свою поэзию: "Парикмахер, причешите мне уши". Очевидно, длинные уши ему мешают".

Эта же тенденция - вызывающее противопоставление себя толпе, публике, аудитории, посетителям кафе - найдет впоследствии наиболее сильное воплощение в стихотворениях "Нате!", "Вам!"

Таким образом, можно заметить, что истоки поэтической эстетики и эстетики поведения Маяковского восходили к программным принципам и установкам русских футуристов. Для них важно было не зависеть от стереотипов, от традиций; создавать новое искусство без оглядки на авторитеты и установившиеся законы, а если они мешают - сбросить весь этот "хлам" с парохода современности. Так они расчищали свой "пароход" от Пушкина, Толстого, Достоевского вплоть до Блока и Андрея Белого.

Такое безоглядное отрицание культуры прошлого ничего хорошего не предвещало, однако, не обошлось и без положительного результата. Свободное обращение со словом, ритмом, рифмой, образом дало неожиданный эффект: Маяковскому удалось обновить и обогатить русскую поэзию, дать ей сильнейший импульс для дальнейшего развития.

Маше спасибо за подробный рассказ о жизни Владимира Маяковского. Что вы сумели отметить в своих тетрадях о жизни? – Молодцы! – А сейчас Валентина нам расскажет о раннем творчестве В.Маяковского, после чего мы обратимся непосредственно к стихотворениям. Слушаем и также отмечаем самое основное. Вале спасибо, очень подробный рассказ о раннем творчестве поэта. Что вы сумели отметить? – Молодцы!

Обращаемся к стихотворениям, на которые я просила вас обратить особое внимание.

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ Мы настолько привыкли, что стих Маяковского является нам "весомо, грубо, зримо", что даже представить себе не можем, что лирический герой поэта может быть добрым и нежным. Обратимся к стихотворению «Послушайте!»
  • О чем стихотворение Маяковского?

  • Объясните смысл заглавия? К кому обращается поэт?

  • Как представлен лирический герой в стихотворении?

  • Какие художественные средства использует автор?

  • Обратим свое внимание на аллегорический образ «звезды», для чего поэт вводит данный образ?

  • Как Бог представлен в понимании лирического героя?

  • Докажите мне, что стихотворение динамичное, что лирический герой испытывает эмоциональный накал.

Теперь обратимся к стихотворению «А вы могли бы?» и посмотрим, как образ лирического героя представлен в данном стихотворении.

Стихотворение «А вы могли бы?»

  • О чем стихотворение Маяковского?

  • К кому обращается поэт?

  • Как представлен лирический герой? В виде кого?

  • Докажите, что лирический герой художник и бунтарь?

  • Как воспринимает себя лирический герой? Почему он равновелик целому миру?

  • Для чего лирический герой «смазал карту будня,// плеснувши краску из стакана»?

  • Как представлены люди, которые окружают лирического героя?

  • Какие художественные средства использует автор?

  • Что такое «чешуя жестяной рыбы»?

  • Что такое «зовы новых губ»?

  • Как вы понимаете метафору «блюдо студня» и почему в дальнейшем поэт показывает нам «скулы океана»?

  • Почему для местоимения «Вы» Маяковский использует отдельную строку?

  • Что вызывает тоску в сердце лирического героя?

  • Как вы понимаете конец стихотворения? Что такое «флейта водосточных труб»? Для чего Маяковский использует такую метафору?

Сейчас обратимся еще к одному из ранних стихотворений В.Маяковского и посмотрим, как образ лирического героя в нем представлен.

«Скрипка и немножко нервно»
  • О чем стихотворение Маяковского?

  • Какой основной художественный прием лежит в основе стихотворения?

  • Какие речевые приемы преобладают в стихотворении?

  • Какая рифма преобладает в стихотворении?

  • Как представлен лирический герой?

  • Главные действующие лица стихотворения?

  • Почему Маяковский изображает характеры окружающих его людей в виде музыкальных инструментов?

  • Ведущий образ-символ стихотворения?

  • Почему главной героиней у Маяковского является скрипка?

  • Согласны ли вы, что такой женский образ, как скрипка является идеалом, музой поэта? Обоснуйте свой ответ.

  • Назовите мне два основных конфликта стихотворения

  • Выделите все художественные средства в стихотворении

  • Почему Маяковский заканчивает свое стихотворение вопросом?

На примере трех ранних стихотворений В.Маяковского мы рассмотрели образ лирического героя, который борется, бросает вызов серому миру, чиновникам, которые наживаются на страданиях людей. Мы увидели, что лирическое «я» поэта соразмерно вселенскому масштабу. Рассмотрели структуру стихотворений, художественные средства. Основной пафос борьбы с мещанством, с чиновниками Маяковский выразил уже в ранних сатирических стихотворениях.

САТИРА МАЯКОВСКОГО

В наши дни актуализируется сатира Маяковского. Он отдал ей дань и в раннем творчестве в гиперболически заостренных гимнах судье, критику, ученому, взятке, в "Последней Петербургской сказке". Он выступал против мещанского равнодушия к социально значимым проблемам, против видимости дела. Столь же страстного обличителя нашло в лице Маяковского советское мещанство.

"Я не могу не писать о грязи, об отрицательном, потому что в жизни еще очень много дряни, оставшейся от старого. Я помогаю выметать эту дрянь. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них".

Сейчас обратимся к ранним сатирическим стихотворениям В. Маяковского.

«О дряни!»

  • О чем данное сатирическое стихотворение?

  • Кто является главным героем стихотворения?

  • Как представлены мещане в стихотворении?

  • Как они себя ведут?

  • Что изменилось в их жизни с образованием СССР?

  • Что для них остается ценным?

  • Для чего они используют советскую символику?

  • Как вы понимаете строки «намозолив от пятилетнего сидения зады, // крепкие, как умывальники, // живут и поныне// тише воды». Что этими строчками хотел показать нам В.Маяковский?

  • Найдите фантастическую картину в стихотворении

  • Почему оживает картина с К.Марксом?

  • Почему Маркс хочет свернуть шеи канареицам?

  • Как Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность?

Теперь посмотрим, как эта же тема раскрывается в стихотворении «Прозаседавшиеся»

  • О чем данное сатирическое стихотворение?

  • Основной художественный прием, используемый в стихотворении?

  • Как Маяковский изображает прозаседавшихся?

  • Какими «важными» делами они заняты?

  • Почему герои стихотворения обезличены?

  • Найдите в тексте стихотворения гротескную сцену, которая показывает ужасный характер жизни?

  • Как ведет себя секретарь? Что страшно в этой картине?

  • Какая мечта у лирического героя?

  • Объясните финальные строчки стихотворения?

Вы молодцы, теперь посмотрим, как сатира Маяковского отразилась в ранних «гимнах». Дома вы должны были их почитать. На уроке мы обратим внимание на «Гимн обеду».

«Гимн обеду»

  • О чем стихотворение?

  • Как Маяковский изображает жизнь мещан, чиновников?

  • Какую картину рисует будущей их жизни?

  • Какие художественные средства использует автор?

  • Образ еды в стихотворении?

  • Объясните финал стихотворения.

Спасибо, вы молодцы!

Сегодня на двух уроках мы рассмотрели жизнь и раннее творчество В.Маяковского, обратились к анализу его ранних стихотворений. В начале первого часа я вам дала три высказывания о поэте, теперь посмотрим, какое высказывание вам ближе? Почему?

Открываем дневники и записываем домашнее задание:

      1. Все читают о революционной деятельности В.Маяковского.

      2. Ученик готовит сообщение о пьесе В.Маяковского «Мистерия-буфф»

      3. Ученик готовит сообщение о сатирической пьесе В.Маяковского «Баня»

      4. Ученик готовит сообщение о сатирической пьесе В.Маяковского «Клоп».



Урок 3

«Моя революция!»

(революционное творчество В.В.Маяковского).


  1. Здравствуйте, садитесь. Открываем тетрадочки и записываем сегодняшнее число, классная работа. Тема сегодняшнего урока: «Моя революция!»


  1. Слово учителя



Революцию февральскую, а затем и Октябрьскую – Маяковский встретил восторженно: теперь, казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему ранее чувство собственного достоинства. Навстречу Октябрю Маяковский шел с открытой душой: «Моя революция!»サ Характером, обстоятельствами жизни, средой, направлением творческого развития он был подготовлен к тому, чтобы принять Октябрь.

М.Цветаева писала: «А я скажу, что без Маяковского русская революция бы сильно потеряла, так же как сам Маяковский – без Революции».

В то время как многие выдающиеся деятели русской культуры не приняли революцию, оказались — вольно или невольно — в эмиграции, футуристы, назвавшись комфутами (коммунистическими футуристами), предъявили свои претензии представлять государственное искусство. Но Маяковский не сразу находит свое место в пооктябрьской России, он выступает в «Кафе поэтов» в Москве, пишет сценарии и снимается в кино, вместе с Бурлюком расписывает стены Страстного монастыря футуристическими лозунгами и фресками. В ожидании мировой революции толпа с любопытством

относилась к разрушению и осквернению монастырей и храмов... А к первой годовщине Октября Маяковский написал пьесу «Мистерия-буфф» Пьеса была насыщена современностью, хотя драматургическим каркасом для нее послужил библейский сюжет о Ноевом ковчеге. Поставленная В. Мейерхольдом, она имела скорее символическое, чем театральное значение, как первый спектакль революционного содержания на русской сцене.

Теперь послушаем сообщение о пьесе В.Маяковского «Мистерия-буфф» (10 мин.).

Спасибо за сообщение. Был сделан точный анализ пьесы. Записываем в тетрадь некоторые выводы.

Но, увы, идеалы, к которым стремился Маяковский, были разрушены действительностью. Он разочарован в революции. Поэт увидел, что страна поменяла название, но мещане и чиновники продолжают властвовать. Тогда он вновь обрушивается на «сытый» класс своей сатирой, пишет пьесы «Клоп» и «Баня».

Сейчас послушаем сообщение о пьесе «Клоп» (10 мин.). Делайте пометки в тетрадях. Спасибо за сообщение. Класс, зачитайте, кто, что записал. Ответьте на вопрос, почему это произведение относят к революционному?

Сейчас послушаем третье сообщение и в конце урока сделаем выводы. Пьеса «Баня» (10 мин.). Делайте, пожалуйста, пометки в своей тетради. Спасибо за сообщение, очень подробный анализ пьесы.

Давайте запишем:

“Издинамитить старое” — вот установка Маяковского в поэзии и в жизни. Но разрушительная сила этого динамита ему понадобится и при созидании новой жизни. Для него созидание — то же, что и разрушение, ибо в глазах поэта процесс строительства никак не мог быть “мирным”, это всегда война — с косной материей, уснувшей природой, человеческой инерцией.

 Маяковский ненавидит и презирает бездействие, пассивность. “Рваться в завтра, вперед!” — вот его лозунг. Революция олицетворяет для поэта движение, активность:

    Наш бог бег,
    Сердце наш барабан.

Все это мы наблюдаем и в пьесах Маяковского.

Но революция отгремела, старый мир был разрушен, а в обществе вновь воцарились все те же продажность, взяточничество, бюрократизм. Оказалось, что революция, какой бы разрушительной она не была, не способна убить зло, которое живет не во внешней действительности, но внутри, в сердце человека. Маяковский был разочарован, а его сильная натура была надломлена.



Домашнее задание:

  1. Читаем любовную лирику В.Маяковского. Особое внимание уделяем стихотворениям: «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

  2. Ученик готовит сообщение: Взаимоотношение В.Маяковского и Лили Брик.



Урок 4

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

  1. Здравствуйте, садитесь. Открываем тетрадочки и записываем сегодняшнее число, классная работа. Тема сегодняшнего урока: Тема любви в творчестве В.Маяковского.

Любовь – это сердце всего.

В.Маяковский


  1. Слово учителя

Любовная тема в мировой поэзии занимает одно из первых мест. Вспомним бессмертные художественные образы у Данте (Беатриче), у Петрарки (Лаура), Пушкина, Некрасова, Блока и др.

Кто из вас не согласится с тем, что лирика – это прежде всего стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным.

Многие видят Владимира Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… Маяковский – это не громада ненависть, а громада любовь. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики В.Маяковского.

В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.

Давайте приведем литературные параллели. Кто ещё изобразил в стихотворениях прощание с любимой? Сравните, какими чувствами наполнены эти стихи, что испытывает лирический герой?

  • А.С.ПУШКИН «Я вас любил…» Прощание-прощение-благословение. «…Я вас любил так искренне. Так нежно,// как дай вам Бог любимой быть другим!»

  • М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «Я не унижусь пред тобой…» Прощание-упрёк.

  • А.КУПРИН «Гранатовый браслет» Прощание – благословение- обожествление «Да святится имя твоё…»

Сегодня на уроке посмотрим, как у Маяковского выражена тема любви.

Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места.

В тетрадочках запишем основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.

  • Поэма “Облако в штанах”,

  • Флейта – позвоночник”,

  • Люблю”,

  • Про это”,

  • Стихотворения: “Юбилейное”,

  • Любовь”,

  • Лиличка”,

  • Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”,

  • Письмо Татьяне Яковлевой” и др.

Поэту не везло на женщин. Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминая: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир”. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует” (обращение к иллюстрациям). Сейчас послушаем сообщение.

Сообщение учащегося “История взаимоотношений Маяковского и Лили Брик”. Спасибо за сообщение, а теперь перейдем непосредственно к анализу стихотворений.

Выразительное чтение стихотворения “Лиличка!” (1916г.)

  • Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).

  • Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?

  • Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя?

(Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам).

  • Можем ли мы говорить о способности героя к самоотречению в любви? Почему?

  • Первое, что привлекает наше внимание при чтении текста, - заглавие и подзаголовок. Что мы можем узнать из заглавия стихотворения?

  • Закономерно возникает вопрос: почему именно эта форма была избрана поэтом?

  • Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении?

  • Как ведет себя лирический герой? Что его интересует?

  • Как вы считаете, перед нами трагедия любви или нет? Аргументируйте свой ответ.

  • В каких временных планах лирический герой рассматривает свом взаимоотношения с лирической героиней?

  • Как представлен интерьер в стихотворении? Какую смысловую нагрузку он несет?

  • Найдите кульминационную сцену стихотворения, почему мы считаем ее кульминационной?

  • Найдите основные художественные средства, которые В.Маяковский использует в данном стихотворении.

А теперь обратимся к следующему стихотворению и посмотрим, как тема любви раскрывается в нем.

Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”

Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:

Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”

  • Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником

Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.

  • Почему Маяковский выбирает форму письма?

  • Для чего в заглавии поэт формулирует тему сущности любви? Может быть это просто пародия на философский трактат?

  • Что значит для поэта любовь?

(Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.) Это единство земного и небесного.

  • Какие строки говорят о масштабности этого чувства? (Что значит любить по Маяковскому?) Прокомментируйте эти строки.

  • Образ лирического героя, как он себя ведет?

  • Лирический герой патриот? Докажите строчками из стихотворения?

  • Образ лирической героини? Какой вы себе ее представляете?

  • Стихотворение богато неожиданными метафорами, назовите мне их?

  • Как образ-символ «звезды» раскрывается в стихотворении?

  • Конец стихотворения, на что надеется лирический герой?

Спасибо за работу на уроке. Подведем итог сегодняшнего нашего урока:

  1. Любовная тема в раннем творчестве Маяковского романтизируется, а в после революции приобретает общественное звучание.

  2. Неразделенность духовной и телесной стороны любви для поэта.

  3. Тема любви во всем творчестве поэта играет важную роль.


Домашнее задание:

  1. Выучить два стихотворения наизусть (любое раннее и сатирическое).

  2. Читать стихотворения посвященные теме поэта и поэзии, особое внимание уделить стихотворениям: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии».



Урок 5-6

Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского

  1. Здравствуйте, садитесь. Открываем тетрадочки и записываем сегодняшнее число, классная работа. Тема нашего урока: Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского.

  2. Слово учителя

Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о месте поэта в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией. Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт — гражданин? Необходимо ли поэту — Божьему избраннику — быть еще и гражданином?

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." писал:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Трагична была судьба великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, который не нашел себе места в жизни среди бесчисленных "масок". Одиночество тяжелой печатью легло на его стихи. О своем назначении поэта, о своих стихах он говорил:

И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Поэт-демократ Н. А. Некрасов свои лучшие стихи посвятил народу, он до конца пронес на плечах всю тяжесть труда и ответственности поэта, чтобы в конце жизни с гордостью сказать: "Я лиру посвятил народу своему."

Творчество Владимира Маяковского представляет новый этап в развитии русской поэзии. Он стал одним из лучших поэтов начала XX века, века глубоких социальных перемен. В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой человеческой личности. Герой поэзии Маяковского — это и сам поэт, и обобщенный образ россиянина.

Место своей поэзии в жизни современного ему общества поэт определил не сразу и не скоро. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей, он задает вопрос:

Ведь, если звезды зажигают —

значит -

это кому-нибудь нужно?

Поэт — та же звезда, и свет ее служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру. Обращаясь к окружающим, к грядущим поколениям, поэт заявляет:

Вот — я,

весь

боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души!


По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. И здесь не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света. Стихи согревают душу каждого человека, наполняя ее вечным огнем жизни, заставляя осознать себя неотъемлемой частью огромного мира.

В стихотворении "Необычайное приключение..." возникает тема двух солнц: солнца света и солнца поэзии. Эта тема развивается в произведении и дальше, находя очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе "двухстволки солнц", из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц "стена теней, ночей тюрьма". Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда "устанет" и захочет "прилечь" Солнце, то он "во всю светает мочь — и снова день трезвонится".

Сейчас обратимся к стихотворению «Разговор с фининспектором о поэзии».

Поскольку это стихотворение учащиеся готовили дома, то один из них читает стихотворение вслух, остальные следят.

  • О чем стихотворение?

  • Какую тему поднимает Маяковский в стихотворении?

  • Посмотрев на название, в вашей памяти не возникает отсылка к другому великому стихотворению гениального поэта?

  • Как представлен лирический герой?

  • Что прежде всего в искусстве видит лирический герой?

  • О чем он беседует с фининспектором?

  • В виде чего лирический герой представляет поэзию?

  • Формулы поэзии? Найдите в тексте

  • Почему лирический герой утверждает, что будет жить вечно как сам, так и фининспектор? Доказательство из текста стихотворения?

  • Найдите сатирические строчки в стихотворении?

  • Что лирический герой говорит о рифме?

  • Какие художественные средства использует поэт?

  • Объясните конец стихотворения.

Теперь посмотрим, как тема поэта и поэзии реализуется в стихотворении «Юбилейное».

Учитель читает стихотворение.

  • Кто-нибудь знает, что послужило поводом для создания этого стихотворения?

  • В какой форме написано стихотворение?

  • Каков тон беседы?

  • Какое время суток выбирает Маяковский? Почему?

  • Какое превращение мы наблюдаем с самого начала стихотворения?

  • Почему Маяковский не сам перемещается в XIX век, а Пушкина перемещает в XX?

  • Как в стихотворении раскрываются мотивы любви, славы, бессмертия? Найдите подтверждение в тексте стихотворения.

  • Что (какой предмет) по Маяковскому становится важнейшим преодолением смерти?

  • Почему именно книга?

  • Объясните строчки: «Шкурой ревности медведь лежит когтист». Почему именно медведь? Что символизирует этот образ?

  • Найдите прямые цитаты из произведения А.С.Пушкина. Из какого произведения взяты строчки?

  • В стихотворении Маяковский устанавливает новые рамки алфавита. Объясните, почему он это делает?

  • Финальные строчки стихотворения. Почему мы может утверждать, что пафос жизни торжествует?

Мы рассмотрели тему поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского, обратили свое внимание на великих предшественников и посмотрели, как эта же тема реализовывалась в их творчестве.

Сейчас, на втором часе, вы будете рассказывать стихотворения В.Маяковского, которые выучили наизусть. Успеть должны сдать все.

Критерии оценки:

  • «5» - рассказано без запинок, выразительно. Иногда учитель может поставить «5,5», если стихотворение объемом превышает 1,5-2 страницы.

  • «4» - стихотворение рассказано с несколькими недочетами.

  • «3» - стихотворение плохо выучено.

  • «2» - стихотворение не выучено.

Домашнее задание:

    1. Ученик готовит сообщение о теме Родины в творчестве В.Маяковского.

    2. Читаем стихотворения посвященные теме Родины, особое внимание уделяем стихотворениям: «Стихи о Советском паспорте», «России», «Рассказ Хренова о Кузнецкострое и о людях Кузнецка», «Товарищу Нетте».

Урок 7


Тема Родины в творчестве В.Маяковского.

И я, как весну человечества,

рожденную в трудах и в бою,

пою мое отечество,

республику мою!

В. Маяковский

Слово учителя:


Тема любви к Родине занимает в творчестве поэта центральное место. Маяковский мгновенно реагирует на все события в стране своей поэзией. Лирический герой поэта — новый человек, гражданин великого Советского Союза, который гордится этим:

Читайте,

завидуйте.

Я-

Гражданин

Советского Союза.

Источник этой гордости – в сознании исторической революционной роли своей страны, народа.

Москва
для нас
не державный аркан,
ведущий земли за нами,
Москва
не как русскому мне дорога,
а как огневое знамя.

Поэт беззаветно любил современную Россию. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения. Поэт побывал за рубежом, видел заграничную жизнь, но родная земля ему дороже:

Я хотел бы жить

и умереть в Париже, если б не было

такой земли — Москва.


Маяковский невероятно горд тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. Он свято и искренне верит, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. И именно этой верой и оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине.


Сейчас послушаем сообщение, которое приготовила нам Настя по данной теме. Слушаем внимательно и конспектируем.

Спасибо за сообщение. Зачитайте, пожалуйста, что вы отметили у себя в тетрадях. Молодцы. Теперь продолжим и посмотрим, как в стихотворения В.Маяковского отражается образ Родины, образ России.


«Стихи о советском паспорте»

  • О чем рассказывается в стихах?

  • Какие чувства советского человека выразил В.Маяковский в этом стихотворении?

  • Что позволяет «Стихи о советском паспорте» отнести к произведению лирики?

  • В каких строчках В.Маяковский передает гордость советского человека за свою социалистическую Родину?

  • Как изображается чиновник?

  • Если бы мы определяли жанр этого стихотворения, то к какому бы отнесли?


Спасибо, теперь посмотрим, как тема Родины раскрывается в стихотворении «Рассказ Хренова о Кузнецкострое и о людях Кузнецка».


«Рассказ Хренова о Кузнецкострое и о людях Кузнецка»


  • К стихотворению В.Маяковский предпосылает эпиграф, какой смысл вкладывает поэт в эти строки?

  • О чем данное стихотворение?

  • О чем мечтают строители в стихотворении?

  • Что славит лирический герой?

  • Найдите строчки, в которых отразилась мечта поэта?


Обратимся к стихотворению «России» и посмотрим, как тема Родины раскрыта в нем.

  • О чем это стихотворении?

  • Как в стихотворении представлен лирический герой?

  • Как Маяковский описывает Россию и южные страны?

  • Объясните финал стихотворения? Как в финале раскрывается тема Родины?


Спасибо, мы посмотрели на примере трех стихотворений, как поэт раскрывает тему Родины. Теперь обратимся к стихотворению «Товарищу Нетте».


  • Кто-нибудь знает кто такой Теодор Нетте? Чем он знаменит?

  • Как встречается лирический герой со своим другом?

  • В каком обличии является друг?

  • Что происходит с пароходом во время разговора с лирическим героем?

  • Что в поведении Нетте восхваляет Маяковский? Какое его качество ставит выше всего?

  • Можем ли мы говорить, что за образом Нетте стоит простой советский человек?

  • Что мы можем сказать о рамках стихотворения?

  • Как образ Родины отображен в стихотворении?

  • Можем ли мы говорить о бессмертии таких людей как Теодор Нетте? Почему?


Сегодня на уроке мы посмотрели, как тема Родины отразилась в творчестве В.Маяковского, а закончить урок мне бы хотелось словами поэта: «Землю, где воздух, как сладкий морс, бросишь и мчишь, колеся, - на землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя… Я землю эту люблю. Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, - нельзя никогда забыть».


Домашнее задание:

  1. Два ученика готовят сообщение и анализ по библейским мотивам в поэме В.Маяковского «Облако в штанах».

  2. Все читают следующие стихотворения В.Маяковского и находят в них библейские образы и мотивы: «Утро», «Я» («Несколько слов обо мне самом»), «Послушайте», «А все-таки», «Ко всему», «Надоело» («Для истории»), «Дешевая распродажа», «Хвои», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», «Мы идем» и др.




19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!