СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс был специально разработан для заместителей директора по учебной части и учителей химии. Наглядно демонстрирует системно -деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии»

(Слайд 1) Мастер-класс

«Системно-деятельностный подход к формированию предметных компетенций на уроках химии»

Учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории Л.Н.Попова

1. Вступительное слово учителя.


(Слайд 2) «Школа не должна научить на всю жизнь,

Школа должна научить учиться всю жизнь»

Восточная мудрость


(Слайд 3) Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В современном информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способности приобретать новые знания. (Слайд 4) Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной, а определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегии нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Такая расстановка акцентов требует личностно ориентированного подхода в системе развивающего обучения.

(Слайд 5) Способствуя формированию критического мышления у учащихся, деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в последние годы в системе развивающего обучения. Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель - ученик».

(Слайд 6) Применение деятельностного подхода способствует повышению интереса к изучению химии у учащихся, помогает учителю добиваться высоких результатов в освоении предмета.

(Слайд 7) Для успешного формирования предметных компетенций разрабатываю учебные мероприятия, построенные на логическом развёртывании компонентов компетенции в ходе решения задач поисково-исследовательского, исследовательского и творчески-проблемного характера. (Слайд 8) Мною разработаны методики формирования основных компетентностей, в которых можно выделить следующие этапы:

1) Осознание и формулирование проблемы.

2) Анализ ситуации.

3) Постановка цели.

4) Поиск недостающих данных.

5) Выбор подходящих способов деятельности.

6) Осуществление деятельности.

7) Соотнесение результатов с целью.

8) Коррекция деятельности.



2. Формирование у школьников компетентности «химическая реакция» посредством системно-деятельностной технологии.

Предлагаю вашему вниманию видеоматериал, иллюстрирующий методику формирования основной предметной компетенции «химическая реакция».

3. Отработка методики формирования компетентности «химически осознанное, критическое отношение к веществам, используемым в быту» с участниками мастер-класса.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам поучаствовать в практическом занятии и познакомиться с методикой формирования еще одной предметной компетенции «химически осознанное, критическое отношение к веществам, используемым в быту».

На протяжении занятия предлагаю поработать с рубриками, "Домашняя аптека", "Кухонная лаборатория", "Химчистка". На столах вы найдете тексты задач и инструктивные карты для работы.

Итак, рубрика «Кухонная лаборатория».

В сезон созревания фруктов и овощей мы часто делаем заготовки на зиму. Иногда, заинтересовавшие рецепты могут заставить задуматься, а как их осуществить на практике, не нарушив авторскую рецептуру? Попробуем разобраться на примере конкретного рецепта.

Найдите на столах карточку зеленого цвета. Ознакомьтесь с содержанием.


Задача 1.Горох ценная овощная культура. Он не требователен к уходу, поэтому его часто выращивают на садово-огородных участках. Его можно запасать впрок в виде домашних консервов. Приготовьте 0,5л банку консервированного горошка по следующему рецепту.

Горошек в кисло-сладком маринаде.

Молодой сладкий горошек засыпать в кипящую воду, поварить 5 минут, вынуть из воды и сцедить. Затем его засыпать в банки, залить горячим маринадом и стерилизовать при температуре 1000 40-50 минут. Горошек используют в салаты или как гарнир к порционным блюдам.

Маринад: 1 л воды, 180 г 6%-ного уксуса, 40 г соли, 60 г сахара.


Итак, разберемся с рекомендациями рецепта и исходными материалами на нашей кухне.

В каком виде уксус чаще всего выпускают? (Предполагаемый ответ: в виде уксусной эссенции, концентрация которой 70% и в виде 9% раствора уксусной кислоты).

Какой должна быть концентрация уксуса для нашего рецепта? (Предполагаемый ответ: наш рецепт предполагает использование 6% раствора).

Каким образом можно решить эту проблему? (Предполагаемый ответ: для решения проблемы нужно решить небольшую химическую задачу).

Кроме этого, нужно продумать более удобные способы отмеривания необходимых ингредиентов.

Итак, необходимо определить нужное количество имеющегося на кухне уксуса. Для приготовления маринада достаточно приближенных значений масс соли и сахара, поэтому меры масс подберем в кулинарном справочнике.

Для расчетов воспользуемся «методом креста». Так как из 9% раствора необходимо приготовить 6%, нужно исходный раствор разбавить водой. Концентрация уксусной кислоты в чистой воде равна 0%.

Составляем схему:

9% 6 массовых частей

6% } 9 массовых частей – 180 г

0% 3 массовые части


9 массовых частей – 180 г х = (6*180) : 9 = 120 г (9% уксуса)

6 массовых частей – х г


9 массовых частей – 180 г у = (3*180) : 9 = 60 г (воды)

3 массовые части – у г

Плотность 9 % раствора уксуса имеет значение близкое к единице. Поэтому

V = m/ρ, т.е. V(9% уксуса) = 120 : 1= 120 мл.

V(воды) = 60 : 1 = 60 мл.

Используя справочную таблицу, определите меры масс соли и сахара.

(Предполагаемый ответ: 40 г соли содержится в 1 столовой ложке с горкой. 60 г сахара содержится в 2 столовых ложках с горкой).

Приступаем к приготовлению маринада.

Для заливки 0,5 л банки достаточно 250 мл воды, как откорректировать наши расчеты? (Предполагаемый ответ: все рассчитанные значения ингредиентов уменьшаем в 4 раза).

Отмеряем мерной кружкой 250 мл воды, 1 чайную ложку соли, 1,5 чайных ложки сахара и доводим до кипения, отмеряем мерным стаканом 30 мл 9% уксуса и добавляем в конце кипения. Маринад готов.

Точно по такой же схеме можно приготовить маринад на основе уксусной эссенции.


Следующая рубрика, с которой я вам предлагаю поработать – «Домашняя аптека».

Сегодня первый день весны. Настроение прекрасное. Хочется поскорее сбросить с себя тяжелую зимнюю одежду и прогуляться. Но вот беда – неизвестно откуда появившиеся боли в горле. Как справиться с этой проблемой? Заглянем в аптечку. Таблетки фурацилина – то, что надо.

Найдите на столах карточку розового цвета. Ознакомьтесь с содержанием.

Задача 2.

Для лечения ангины и воспаления горла можно использовать раствор фурацилина. Для полоскания горла готовят 0,02% раствор фурацилина с хлоридом натрия(0,9%). Произведите необходимые расчеты и приготовьте 500 мл раствора.


С чего необходимо начать работу? Расчеты легче всего провести по формуле

ώ = m(в-ва) : m(р-ра). А можно составить логическую пропорцию:

в 100 г раствора – 0,02 г фурацилина

в 500 г раствора – х г фурацилина

Отсюда х = (500 * 0,02): 100 = 0,1 г

Одна таблетка фурацилина весит 20 мг или 0,02 г. Значит для приготовления раствора нужно 0,1 : 0,02 = 5 таблеток фурацилина.

Произведем расчет массы хлорида натрия (поваренной соли):

в 100 г раствора – 0,9 г поваренной соли

в 500 г раствора – у г поваренной соли

отсюда у = (500 * 0,9) : 100 = 4,5 г.

Приступаем к приготовлению раствора. Таблетки фурацилина растираем до порошка и высыпаем в мерную посуду, добавляем половину чайной ложки поваренной соли. Наливаем теплую воду до 500 мл. Раствор выливаем в эмалированную посуду и доводим до кипения при помешивании.

Полученный раствор насыщенного желтого цвета храним в холодильнике в плотно закрывающейся емкости.


Следующая рубрика – «Химчистка».

Ежедневно мы имеем дело с различными веществами. Часто на нашей одежде остаются от этих веществ пятна. Известная реклама предлагает спасать вещи от ссылки на дачу порошком «Тайд». К сожалению, даже стирка разрекламированным порошком не всегда эффективна.

Найдите на столах карточку фиолетового цвета. Ознакомьтесь с содержанием.

Задача 3.

Необходимо удалить с ткани пятна различного происхождения: жевательная резинка, йод, ржавчина. Использовать для этого следующие средства: растворитель, уксусная кислота, утюг, бензин.


С веществами, о которых идёт речь в задаче, мы часто имеем дело в повседневной жизни. Каким предложенным средством можно удалить каждое пятно?

Чтобы подобрать для каждого загрязнителя чистящее вещество, нужно знать состав и свойства всех этих веществ. Найти рациональный способ удаления каждого пятна.

Пятно от жевательной резинки легко удалить растворителем. Ржавчину можно удалить раствором уксусной кислоты. Пятно йода можно вывести бензином, а также путём возгонки йода с ткани при нагревании.

Удаляем все виды пятен по отдельности с хлопчатобумажной ткани выбранными способами. Оцениваем эффективность выбранного способа деятельности.



Заключение.

В процессе этого занятия я постаралась раскрыть методику формирования предметных компетенций посредством технологии системно-деятельностного подхода к обучению. Эти навыки позволяют школьникам применять полученные знания при выполнении нестандартных задач, что и является главной идеей современного образования.

Всем спасибо. Буду вам очень благодарна за оставленные отзывы и рецензии.












Приложение к мастер-классу.

Формирование у учащихся основной предметной компетенции «химическая реакция».


Тема. Химическая реакция.

Цели. 1)Используя технологию системно-деятельностного подхода, актуализировать схему определения физических и химических явлений; выявить признаки и условия химических реакций; научиться составлять уравнения химических реакций;

2) формировать у учащихся умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;

3) способствовать формированию научного мировоззрения через установление причинно-следственных связей.

Оборудование. На столах учащихся: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, соляной кислоты, карбоната калия, фенолфталеина; медная проволока, кусочек серы; пробирки, ступка с пестиком, воздушный шарик, карточки-задания, тесты.

На столе учителя: дихромат аммония, асбестовая сетка, спички.

Ход урока.

Учитель. Вокруг нас постоянно происходят процессы, явления. Мы сами совершаем определенные действия, чтобы познать мир. Химия изучает строение и свойства веществ, чтобы находить их свойствам применение. Предлагаю сегодня познакомиться с некоторыми явлениями и классифицировать их. Проведите работу по заданиям, которые находятся на ваших столах. Соблюдайте правила ТБ.

ЗАДАНИЕ. Проанализируйте предложенные явления, сравните их, разделите все явления на две группы.

Пример явления

Какие изменения происходят с веществом (предполагаемые ответы школьников)

Опыт 1. Возьмите медную проволоку, рассмотрите ее, определите свойства (агрегатное состояние, цвет, наличие блеска). Скрутите проволоку в спираль, затем распрямите, зафиксируйте свойства.

Медь – это твердое вещество, красно-бурого цвета, с металлическим блеском.

После скручивания свойства остались те же, поменялась форма.

Опыт 2. К раствору CuSO 4 добавьте раствор NaOH, проанализируйте результат.

До смешивания жидкие прозрачные растворы (голубой и бесцветный). После смешивания осадок синего цвета.

Опыт 3. К раствору K 2 CO 3 добавьте раствор HCl, проанализируйте результат.

До смешивания жидкие прозрачные бесцветные растворы. После смешивания образуется бесцветный газ.

Опыт 4. Рассмотрите выданный кусочек серы, зафиксируйте свойства (агрегатное состояние, цвет). Измельчите серу в ступке, определите свойства.

Сера твердое, хрупкое вещество желтого цвета. После измельчения изменилась форма, агрегатное состояние и цвет не изменились.

Опыт 5. К раствору NaOH добавьте капельку фенолфталеина, затем раствор HCl

Раствор NaOH бесцветен. При добавлении фенолфталеина проявляется малиновая окраска. При добавлении HCl раствор вновь обесцвечивается.

Учитель. Предлагаю обсудить результаты эксперимента. По которому принципу можно разделить изученные явления на две группы?

Предполагаемый ответ школьников: при проведении опытов 1,3, 5 свойства веществ изменились, а при проведении опытов 2,4 свойства веществ не изменились.


Учитель. На стр. 13 учебника найдите определения явлений. Изучите их. Распределите проведенные опыты в соответствии с определениями.

(слайд на интерактивной доске, составляют школьники, проверка правильности действий по готовому слайду)

Явления

Физические Химические

Скручивание CuSO 4 + NaOH

проволоки в спираль K 2 CO 3 + HCl

Измельчение серы


Учитель. По каким признакам химические явления отличаются от физических?

Предполагаемый ответ школьников: химические явления можно выделить по таким признакам, как:

- выпадение осадка

- выделение газа

- изменение цвета

Учитель. Пронаблюдайте еще одно явление. Определите, какое оно физическое или химическое, какими признаками оно характеризуется?

Демонстрация: разложение дихромата аммония.

Учитель. К трем перечисленным выше признакам добавляем…

Предполагаемый ответ школьников:

- выделение света

-появление запаха или звука

-выделение или поглощение энергии

Учитель (слайд на интерактивной доске, составляют школьники, проверка правильности действий по готовому слайду). Запишите выявленные нами признаки химических реакций.

Признаки реакций:

- выпадение осадка

- выделение газа

- изменение цвета

- выделение света

-появление запаха или звука

-выделение или поглощение энергии

Учитель. Еще раз обратитесь к проделанным опытам и определите условия, при которых протекали химические реакции.

Предполагаемый ответ школьников:

При взаимодействии CuSO 4 с NaOH, K 2 CO 3 с HCl, NaOH с HCl и фенолфталеином нужно было перемешать растворы;

При разложении дихромата аммония необходимо нагревание.

Учитель (слайд на интерактивной доске, составляют школьники, проверка правильности действий по готовому слайду). Запишите выявленные нами условия химических реакций.

Условия химических реакций:

- измельчение

- растворение

- перемешивание

- нагревание

- действие электрическим током и т.д.


Учитель. Каким образом можно отобразить химическую реакцию при письме?

Предполагаемый ответ школьников: с помощью химических формул.

Учитель. Вспомните, как записывается математический пример на сложение и запишите его.

Предполагаемый ответ школьников: 2 + 3 = 5

Учитель. Подобно этому примеру, мы будем записывать химические уравнения реакций. Попытайтесь составить схему второго опыта, если в результате реакции образовался осадок Cu(OH)2 и Na2 SO4 .

Предполагаемый ответ школьников (запись на доске):

CuSO 4 + NaOH = Cu(OH)2 + Na2 SO4

Учитель. Можно ли данную схему назвать уравнением, т.е. левая часть равна правой? Предполагаемый ответ школьников:

Количество атомов натрия, кислорода и водорода до знака равенства и после него не одинаково

Учитель. Изучите материал стр.139 параграфа 27 и выясните, каким законом необходимо пользоваться при составлении уравнений реакций и кто его авторы?

Предполагаемый ответ школьников: законом сохранения массы веществ, открытого Ломоносовым и подтвержденным Лавуазье.

Учитель. В ТПО на стр.98 ознакомьтесь с алгоритмом составления уравнений химических реакций и доработайте нашу схему.

Предполагаемый ответ школьников:

CuSO 4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2 SO4

Учитель. Составьте уравнения реакций для опытов 3 и 5.

Предполагаемый ответ школьников (слайд на интерактивной доске, составляют школьники, проверка правильности действий по готовому слайду):

K 2 CO 3 +2HCl = 2KCl + H 2CO 3 2 О + СО2)

NaOH + HCl = NaCl + Н2 О




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!