Методологические основы разработки
системы оценки планируемых результатов
2
Методологические основы разработки
системы оценки планируемых результатов
Методологические основы разработки
системы оценки планируемых результатов
Система оценки: основные особенности
Ориентация на деятельностный подход
Интерпретация результатов на основе контекстной информации
Основные принципы построения модели
системы оценки планируемых результатов
(
- Комплексный подход к оценке результатов образования
сочетание объективной и субъективной оценки
результатов образования, оптимальное использование
результатов внешней и внутренней оценки.
искажение результатов оценки за счет неразработанности
объективных критериев и процедур оценки, увеличение
времени на оценку за счет активного времени обучения,
натаскивание на содержание проверки,
перегруженность учителей и учащихся.
Образовательные результаты
Подлежащие итоговой
оценке
Не подлежащие
итоговой оценке
Способность к решению учебно-практических и
учебно-познавательных задач
Ценностные ориентации
Система знаний и
представлений о природе,
обществе, человеке
Индивидуально-личностные позиции
Характеристика
социальных
чувств
Коммуникативные
и информационные умения
Индивидуальные
личностные
характеристики
Умения учебно-познавательной
и практической деятельности,
обобщенные способы деятельности
6
Оценка личностных результатов
Сформированность личностных универсальных учебных действий
Объект
оценки
Эффективность деятельности системы образования, ОУ
Предмет оценки
Сказанное определяет, в частности, особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ
- системой образования (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях),
- образовательными учреждениями и педагогами
- выпускниками
Внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информации
Процедуры оценки
7
Оценка метапредметных результатов
Сформированность регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных
учебных действий
Объект
оценки
а) уровень сформированности данного вида действий
б) уровень присвоения универ-сального учебного действия
Предмет оценки
Сказанное определяет, в частности, особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ
- системой образования (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях),
- образовательными учреждениями и педагогами
- выпускниками
Процедуры оценки
а) внутренняя накопленная оценка
б) итоговая оценка
8
Оценка предметных результатов
Сформированность учебных действий с предметным содержанием
Объект
оценки
Способность к решению учебно-познавательных и практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов
Предмет оценки
Сказанное определяет, в частности, особенности системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ
- системой образования (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях),
- образовательными учреждениями и педагогами
- выпускниками
а) внутренняя накопленная оценка
б) итоговая оценка (внутренняя или внешняя)
Процедуры оценки
9
Планируемые результаты,
выносимые на итоговую оценку
Задания
повышенного уровня
Метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится»
перспективные : зона ближайшего развития
Особое место занимают:
Русский язык
опорный
учебный
материал
Математика
Чтение
УУД
исполнительская компетентность актуальные :
Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построен-ных на опорном учебном материале
Задания базового уровня
Учебный материал
10
Система оценки: начальная школа
Внешняя оценка:
государственные службы
Необходимые
дополнительные
данные/исслед.
Мониторинг
системы
образования
Аккредитация ОУ
аттестация кадров
накопленная оценка
Выбоорочное
обследование
работ
уч-хся
Итоговая
оценка
+
чтение, УУД
Три итоговые работы
Внутренняя оценка:
учитель, ученик,
ОУ и родители
русский
математика
11
Итоговая оценка складывается из:
накопленной оценки
оценки за стандартизированные итоговые работы
12
Примеры заданий для итоговой оценки:
учет специфики предмета
Примеры заданий для итоговой оценки:
учет специфики предмета
устные и письменные
для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки
допускающие возможность использования справочной литературы
комплексного характера
допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы, региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка
проектная деятельность
для индивидуального, парного или коллективного выполнения
13
I . Постановка перед ребенком задачи оценивания
своей деятельности.
II . Определение предмета оценивания: учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности .
III . Организация объективации для ребенка его изменений в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений.
IV . Формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности.
V . Формирование у учащегося умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности: проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, успешности выполнения учебной задачи.
ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ
Личный выбор работ обучающимся.
Собираются работы за определенный промежуток
времени из них отбираются 2-3, и так в течение
периода обучения.
К окончанию остается несколько работ, которые
отобраны самостоятельно.
ДНЕВНИК САМООЦЕНКИ
Ежедневное оценивание собственной деятельности по двадцатибалльной шкале.
Критерии:
- способность сделать выбор,
- понимание учебной задачи,
- сосредоточенность,
- умение работать в группе,
- результаты работы,
- творческий подход к работе,
- предъявление результата работы коллективу.
СУНДУК РЕГАЛИЙ
Коллекция работ, которую составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.
Структура:
- характеристики, данные педагогами;
- самохарактеристика «моя уникальность»;
- рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы;
- перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);
- образцы заслуг (например, рефераты, проекты и т.д.);
- личные замечания и другие оценки;
- спортивные свидетельства.
КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ
3. Вычислительные навыки
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично
Список формируемых навыков может быть продолжен учителем
17
Баллы успешности:
1 – 2 балла – необходимый уровень;
3 – 4 балла – базовый уровень;
5 – 6 баллов – максимальный уровень.
ПОРТФОЛИО
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;
- коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
- выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам)
заданный период обучения.
Основные задачи ведения портфолио:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повыше-ние самооценки и уверенности в собственных возможнос-тях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и
формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и
умений творческой деятельности, развитие мотивации
дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нрав-
ственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, пот-
ребности и соотносить их с имеющимися возможностями
("я реальный", "я идеальный");
- формирование жизненных идеалов, стимулирование
стремления к самосовершенствованию .
Структура портфолио
Выборки детских работ
24
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс, контактная информация и фото ученика.
МОЙ МИР
Мое имя Моя семья Мои друзья Мой город
Мои увлечения Моя школа Мои любимые школьные предметы
МОЯ УЧЁБА
Удачно написанные контрольные работы, интересные проекты,
отзывы о прочитанных книгах, творческие работы.
МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА
Краткие сообщения об участии во внеурочной деятельности с фото.
МОЁ ТВОРЧЕСТВО
Творческие работы: рисунки, сказки, стихи.
МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые
аттестационные ведомости.
ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ
25
- усвоение опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями;
- способность решать задачи, в которых необходимо самостоятельно выбрать один из изученных способов или создать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.
Повышенный (функциональный) уровень
- усвоение опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, правильное выполнение учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале;
- способность использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач.
Базовый
(опорный) уровень
Планируемый результат: оценивать правиль-
ность хода решения и реальность ответа на
вопрос задачи.
Умения, характеризующие достижение этого
результата: проверять правильность хода решения задачи; анализировать ответ к задаче с точ-ки зрения его реальности.
Задание базового уровня
Бабушка испекла 30 пирожков. Каждый из трех братьев взял по 4 пирожка. Сколько пирожков осталось?
Выбери верное выражение для решения задачи. Обведи номер ответа.
1) 30 – 4; 2) 30 – 4 * 3;
3) 30 – (3 + 4); 4) (30 – 4) *3.
Ответ: 2) 30 – 4 * 3
Задание повышенного уровня:
В магазин привезли 12 мешков с рисом и 4 мешка с пшеном. Сколько килограммов крупы привезли в магазин, если мешок с рисом весит 10 кг, а мешок с пшеном — 15 кг?
С помощью какого выражения можно ответить на вопрос задачи? Обведи номер ответа.
1) (12 + 4) * 10 * 15; 2) 15 4 + 12 10;
3) 10 * 12 + 15* 4; 4) 15 * 12 + 10 * 4.
Ответ: 3) 10 *12 + 15 * 4
Накопительная оценка:
достижение планируемых результатов по всем основным
разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»).
Итоговые работы : правильное выполнение не менее 50 % заданий базового уровня.
Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Накопительная оценка:
достижение планируемых результатов по всем основным
разделам учебной программы, не менее половины
разделов - оценка «хорошо» или «отлично».
Итоговые работы :
правильное выполнение не менее 65 % заданий базового уро-вня и получение не менее 50 % от максимального балла за
выполнение заданий повышенного уровня.
Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для
продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Накопительная оценка:
достижение планируемых результатов по всем основным раз-
делам учебной программы.
Итоговые работы :
правильное выполнение менее 50 % заданий базового уровня.
Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.