СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены различные формы работы на уроках немецкого языка в старших классах в рамках системно-деятельностного подхода

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам»

Лаптева М.А.

г. Карталы

Системно-деятельностный подход

в обучении иностранным языкам.


Как мы уже знаем, методологической основой школьного стандарта являются Стратегия 2020, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход.

Теоретические основы системно-деятельностного подхода разработаны авторами Л.С.Выгодским (развивающее обучение), А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным (об игровой и познавательной деятельности ребенка), П.Я.Гальперин (личностно-ориентированное обучение), Л.В.Занков (развивающее обучение), В.В.Давыдов, А.Г.Рубцов, Беспалько (о формах самостоятельной деятельности школьников, в т. ч. о тестовом контроле)

Основным результатом, который предполагает системно-деятельностный подход, является развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. В этом случае главной педагогической задачей учителя является не передача учебной информации, как это было ранее, а создание и организация условий, инициирующих детское действие.

В новых условиях встают три главных вопроса: чему учить (требует обновления содержания учебного материала), ради чего учить (во главе угла стоит мотивационная сфера образования и общечеловеческие ценности в воспитании) и как учить (необходимо обновление средств обучения).

Каким образом реализуется деятельностный подход?

  1. в самом определении целей образования, а, значит, и в требованиях к результатам образования (уровень сформированности познавательных и личностных способностей)

  2. формирование и развитие УУД как результата образовательного процесса и как условие усвоение знаний, умений и компетентностей.

  3. в требованиях к содержанию учебных программ

  4. в требованиях к организации учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов, выбор определенных методов и приемов обучения, организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.


Не первый десяток лет главной задачей в обучении иностранному языку является осуществление деятельностного подхода на практике. Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Процесс обучения иностранному языку - деятельность в высшей степени индивидуально окрашенная. Более того: наши реалии пока еще не в полной мере позволяют преподавать иностранный язык так, как это было бы в идеале: через непосредственное и постоянное общение с коренными носителями этого языка. В любом случае думаю, что лучшей методикой можно считать ту, которая вызывает у учащихся любовь к изучаемому предмету, а худшей ту, которая наводит на них тоску. Как хорошо, что в нынешнее время учителю дано достаточно свободы для реализации собственного понимания процесса обучения, потому что только так можно выполнять свою работу с энтузиазмом и радостью.

Системно-деятельностный подход в изучении ИЯ - это сотрудничество, в процессе которого учитель и учащиеся работают вместе. Здесь необходима атмосфера радостного соучастия, партнерства. Это и создание учебных языковых ситуаций, инсценирование диалогов и полилогов. Не первый десяток лет главной задачей в обучении иностранному языку является осуществление деятельностного подхода на практике. Огромную популярность в последнее время приобрел метод проектов. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование. Он позволяет учащимся проявить себя сразу в нескольких областях. С первых лет обучения обучающиеся применяют свои знания на практике, выполняя творческие работы по пройденной тематике. Это создание альбомов, книжек, коллажей, стенгазет. В последние пять лет, в связи с успехами в области информатизации, учащиеся с 8 по 11 классы все чаще обращаются к созданию презентаций с использованием материалов глобальной сети Интернет.

Об использовании проектной технологии на уроках немецкого языка, классификации проектов и этапах работы над их созданием я неоднократно рассказывала на заседаниях районного методического объединения учителей иностранного языка.

Мы с учащимися пошли несколько дальше. Ученики старших классов увлеклись созданием видеороликов на иностранном языке. Например, видеоролик Греб Ксении к тексту учебника Ворониной «Дойч. Контакты.» по теме «Живопись» создан под впечатлением анализа рисунка Пауля Клее «Ангелус Новус».

Большой простор для развития творческой фантазии дает работа над темой «Музыка». В этом году мы создали несколько видеоклипов. Не секрет, что зачастую видеосюжет аутентичного музыкального клипа не соответствуют содержанию текстов. Поэтому при работе над проектом в первую очередь проводится перевод и анализ содержания текста песни. Сравнение с переводами, данными в Интернете, подчас шокируют. Учащиеся анализируют оригинальный видеоряд и в результате, у них возникает желание внести свои коррективы в видеоклип. Ученики 11го класса создали свои видеоклипы на основе песни «Mutter» группы “Rammstein”. Ими была проведена художественная обработка текста песни:

Слезы маленьких бомжей намотаю на кулак,

Что живут без матерей, и не вырвутся никак.

Я родился без любви, без тепла и колыбельных.

Я без мамы был все дни, что прожил в сырых котельных.

Холод в сердце у нее, равнодушие в глазах,

Я не знал ее любви, ненависть стучит в висках.

Брошен ею словно тряпка. Подвалы мать мне заменили.

Я голодал, болел и плакал! Почему не защитила?

Дав мне жизнь, добра лишила, без души оставив тело.

С черной злобою я выжил. Местью сердце закипело.

Мать! Тебя я ненавижу! Я готов тебя ударить,

Уничтожить, сжечь, повесить, утопить и ад отправить!

Мать! Мать… Мама… мамочка… дай мне силы…


Новая ступень в работе над проектами – это создание озвученных видеороликов по изученной тематике. Причем озвучивание производится тоже самими школьниками. В качестве примера приведем видеоролик Ивановой Татьяны (11 класс) о жизни и творчестве немецкого писателя Теодора Фонтане.

Подобные озвученные видеоролики созданы о творчестве Врубеля, Макса Фриша, Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера. Конечно, на создание подобного фильма уходит огромное количество времени как ученика, так и учителя, особенно на озвучивание видеоролика, но это окупается интересом и сформированной мотивацией при работе на уроках, развитием информационных компетенций и прикладных.

Что дает нам создание видеоролика помимо того, что видео, как комплексное аудиовизуальное техническое средство, способно вызвать интерес? Любая наглядность, в данном случае «движущаяся озвученная картинка» в силу своей увлекательности играет большую роль в мотивации учащихся.

Видео, как новейшая организационная форма обучения немецкому языку в средней школе, соответствует нормативным требованиям к организации и осуществлению образовательного процесса. На уроках его можно использовать в качестве цифрового образовательного ресурса на уроках аудирования. Причем, один видеоролик можно создать в трех видах: только с титрами, с титрами и озвучиванием одновременно, с полным озвучиванием без титров.

В результате эмоционального воздействия, а также возможности воссоздания жизненных ситуаций, видео дает большие стимулы для высказывания, а главное – оно обеспечивает гораздо лучшее и более прочное усвоение языкового материала.

Этапы работы с видео

При работе с видео определены следующие этапы работы.

1-ый этап- «Перед просмотром» учащиеся выполняют различные задания, направленные на введение в сюжет видеофильма, на снятие лексических и грамматических трудностей.

2-ой этап «Во время просмотра» учащиеся выполняют задания на глобальное, поисковое и детальное понимание видеосюжета: различные тестовые задания, ответы на вопросы, заполнение пропусков, поиск русских эквивалентов и т.д.

Заключительный этап видеоурока «После просмотра» является самым важным, так как именно здесь учащиеся выходят в монологическую, диалогическую речь. Данный этап предполагает следующие задания: дополнить предложение, соединить правильно начало и конец предложения, ответить на вопросы, составить мини-диалог и другие.

Систематическое использование работы над проектами данного вида предусматривает поэтапность, динамичность, мобилизационность, новизну, сочетание на занятиях различных организационных форм работы (индивидуальной, парной, групповой), дифференциацию в обучении, а самое главное – творческую конкретную насыщенную эмоциями самостоятельную деятельность подростков.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что практическое использование системно-деятельностного подхода дает возможность разнообразить формы организации урока, делает процесс обучения динамичным, интересным и более эффективным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!