СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказ Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению. Сказ Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце».

Просмотр содержимого документа
«Сказ Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце».»

Конспект урока

Класс: 3 «Б».

УМК: Развивающая система Занкова.

Предмет: Литературное чтение.

Тема: Сказ Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце».

Задачи:

1. Создать условия для знакомства с жизнью и творчествов П. П. Бажова, с произведением «Серебряное копытце».

2. Развивать навыки беглого, правильного, выразительного и сознательного чтения.

3. Воспитывать любознательность и самостоятельность.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид планируемых УУД

Формируемые УУД


Планируемый уровень достижения

Предметные УД

Ознакомление с жизнью и творчеством П.П. Бажова, произведением «Серебряное копытце».

2 уровень – репродуктивный

Регулятивные УУД

Определять тему урока с помощью учителя.

Осуществлять самоконтроль.

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником.

2 уровень – репродуктивный

Познавательные УУД

Построение рассуждения; обобщение.

Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Уметь ориентироваться в произведении, выделять в нём существенную информацию.

Формировать умения искать информацию.

2 уровень – репродуктивный

Коммуникативные УУД

Владение монологической речью.

Выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.

2 уровень – репродуктивный

Личностные УУД

Проявлять интерес к новому учебному материалу.

2 уровень – репродуктивный

Учебная литература:

- учебник: В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» 3 класс, в 2 частях, часть 1.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, классная доска.

Наглядный материал: презентация, потрет П.П. Бажов.

Ход урока:


Этап

Время

Содержание урока

Методические указания

I

00

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята.

- Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе,

Озера и реки здесь – как зеркала,

Нам песню споет пожилая ветла

И много расскажет нас басен

Уральский лес чуден, прекрасен.

А горы до неба почти достают,

Красива природа – покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

-Начинаем урок чтения. Проверьте свою готовность.



II

01

Речевая разминка:

- Подготовим, свой речевой аппарат к работе.

- Упражнения для дыхания:

Завели машину. (вдох)

Ш – ш – ш – ш - …. (Выдох)

Накачали шину. (вдох)

Ш – ш – ш – ш - ….(выдох)

Улыбнулись веселей и поехали быстрей. (вдох)

Ш – ш – ш – ш - ….(выдох).

- Теперь поработаем со скороговоркой. Первичное чтение.

Шуршат камыши в тиши.

Шуршат в тиши камыши.

Камыши шуршат в тиши.

Камыши в тиши шуршат.

В тиши шуршат камыши.

В тиши камыши шуршат.

- Какой звук часто встречается в скороговорке?

(Ответы детей)

- Для чего учимся правильно произносить скороговорки?

(Ответы детей)

- При чтении каждой строчки увеличиваем темп чтения. Каждую строчку читаем быстрее предыдущей.


Слайд 1











Слайд 2






III

15

Мотивационно-целевой этап:

- Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?

- В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.  



Слайд 3



IV

18

Подготовка к восприятию:

- Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..

- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…

(Показываю портрет)

- Кому-нибудь он знаком?

(Павел Петрович Бажов).

- Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником.

-Писатель Павел Петрович Бажов родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Перед тем как стать писателем, он работал учителем в школе, затем работал в газете. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славиться Урал. Собранию этого богатства он посвятил всю свою жизнь. Бажов создал знаменитую книгу сказов “Малахитовая шкатулка”, которую перевели почти на все языки мира. Он ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами. Книги Павла Петровича Бажова любимы и взрослыми и детьми. Язык, которым они написаны, близок к народному. Бажов выдающийся русский писатель, автор многих замечательных произведений. Герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

-Свои произведения Бажов называл сказами. А чем, по-вашему, отличается сказ от сказки?

(Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик).

- Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую «Малахитовую шкатулку» и познакомимся с одним из произведений Бажова. А чтобы узнать, как оно называется вы должны отгадать шифровку.

«Србрн кптц» - «Серебряное копытце».

- Какова тема нашего урока?

(«Серебряное копытце»)

-Какую 5




Слайд 4





Слайд 5










Слайд 6


1)

15

Чтение сказки и анализ содержания:

Чтение четвертой части.

- Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.

(Дети зачитывают)

- Почему девочка загрустила?

(Кокованя задерживался, и ей стало страшно)

- Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.

(Дети зачитывают)

- Почему девочка выбежала из балагана?

(Искать кошку)

-Прочитайте.

(Дети зачитывают)


Слайд 3








2)


Чтение пятой части.

- Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.

(Дети зачитывают)

- Что случилось, когда вернулся Кокованя?

(В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями)

- Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли)

- Сколько камней успел собрать Кокованя?

(Он нагрёб полшапки камней)

- Почему же он не собрал их побольше?

(Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться)

- Вернулась ли домой кошка?

(Нет)

- Как вы думаете, почему она не вернулась?

(Она осталась, наверное, с  Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной)

- Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты)


IV

18

Обобщающая беседа по сказке:

- Как вы думаете, какая это сказка: волшебная или о животных? 

(Я думаю, что это волшебная сказка, так как в ней есть волшебные герои. Это Серебряное копытце, которое может выбивать драгоценные камни, и кошка Мурёнка).

- Давайте охарактеризуем главных героев сказки. Что вы можете сказать о Коковане?

Для раскрытия этого, на доске записаны слова, которые помогут дать характеристику герою:

Вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, лживый, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный.

- Ваша задача написать у себя в тетрадях, какой он Ковованя?

(Дети выполняют работу самостоятельно в тетрадях по чтению, несколько учеников, после завершения работы могут выступить у доски)

(Это умный и добрый человек. Он решил помочь маленькой девочке, так как ей плохо жилось у чужих людей).

- Что в сказке говорит нам о трудолюбии Коковани?

(Он много работал. Зимой старик охотился в лесу на козлов, собирал козлиные шкурки, копил мясо).

- Как вы думаете, почему он это делал? Может он не любил животных?

(Он хотел заработать деньги себе на еду и девочке).

- Правильно. Кокованя скорее всего заготавливал шкурки и мясо на продажу, чтобы прожить. А того, что он зарабатывал, не хватало на еду.

- Какой эпизод в сказке доказывает нам, что Кокованя не жадный, не алчный?

(Когда Дарёнка попросила дедушку не собирать драгоценные камни, Кокованя послушался и остановился).

- Как относился старик к девочке? Найдите в тексте и прочитайте.

(Дети зачитывают)






V

1)

20

Физкультминутка:

Мы немножко отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали.







2)

25

- Что вы можете теперь сказать о Дарёнке?

(Эта девочка довольно взрослая для своего возраста).

- Докажите это предложениями из текста.

(Дети зачитывают)

- Какие детали в сказке показывают нам, что Дарёнка ласковая и добрая девочка?

(Она сразу полюбила дедушку, хотя он был ей не родной, подобрала и кормила бездомную кошку).

- Можно ли сказать, что это трудолюбивая девочка? Докажите это примерами из текста.

(Дети зачитывают)

- А как она относится к окружающему миру?

(Она восхищается природой, любит животных, понимает красоту окружающего мира).

- Почему девочка не захотела, чтобы дедушка собрал драгоценные камни? Ведь они могли разбогатеть?

(Для Дарёнки было важнее увидеть своими глазами чудесного козлика, посмотреть на его чудеса, полюбоваться красотой сверкающих камней)

- Как вы думаете, похожи ли по характеру главные герои? (Да, они оба добрые, заботливые, любознательные и верные друг другу).

- Какую главную мысль хотел выразить автор в этой сказке?

(Что добрые и трудолюбивые люди всегда вознаграждаются каким-либо чудом).

- Какое же чудо произошло со стариком и девочкой? (Их желание увидеть волшебного козлика сбылось).

- А есть ли в этой сказке обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но, несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой).


3)

26

Беседа по иллюстрациям книги и учебника:

- Рассмотрите иллюстрацию, какой эпизод изобразил художник?

(Эпизод беседы Даренки с Кокованей, и встреча Даренки с козлом).

- Как вы думаете, какие чувства испытывает Даренка? Кокованя ? Почему?

(Чувство радости, увидеть чудо, каждый из героев верил в сказки).

- Как эмоции главных героев изобразил художник на этой иллюстрации?

(Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато, каждый из героев любил природу, животных, радовались жизни).




Творческая работа по сказке:

- А теперь приготовьте листочки, вы будете отвечать на вопросы теста по сказке.

Тест:

1) Сколько лет было Дарёнке?

а) 8, б) 6, в) 7.

2) Какой окраски была кошка девочки, Мурёнка?

а) серая, б) белая, в) бурая.

3) Из скольких веточек были рога у козлика?

а) из 5, б) из 2, в) из 6.

4) На какой ноге у козлика было серебряное копытце?

а) на левой передней, б) на правой передней, в) на правой задней.

5) Какое полное имя было у девочки?

а) Дарёнка Григорьевна, б) Дарья Григорьевна, в) Даша Григорьевна.

6) Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя?

а) 5, б) 3, в) 2.

7) Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном

ложке?

а) зелёные, б) фиолетовые, в) голубые.


VIII

36

Рефлексивно-оценочный этап:

-Что интересного было на уроке?

(Ответы детей)

-Понравился ли вам это произведение?

(ДА)

-Я очень рада, что вам понравилось это произведение!


IX

40

Итог урока:

- С каким писателем мы познакомились сегодня на уроке?

(Писатель Павел Петрович Бажов).

- Что вы запомнили о нём?

(Ответы детей).

- Какое произведение мы читали сегодня на уроке?

(«Серебряное копытце»)

Что нам говорит о том, что это действительно сказка? (Здесь происходят необыкновенные вещи, есть волшебные персонажи – Серебряное копытце, кошка Мурёнка.)

-Вот, в начале урока, кто-то из вас предполагал, что Серебряное копытце это сказ, а кто-то, предполагал, что это сказка.

-Изменилось ли ваше мнение?

(Ответы детей)

- Чем отличаются сказ и сказка?

Сказка – вымысел, сказочные герои, сказочные предметы, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик. Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

-Что нам говорит о том, что это действительно сказка?

(Здесь происходят необыкновенные вещи, есть волшебные персонажи – Серебряное копытце, кошка Мурёнка.)

-Что нам говорит о том, что это действительно сказка?

(Ответы детей)

- ЗА ЧТО БЫ ВЫ СЕБЯ ПОХВАЛИЛИ…….


Домашнее задание:

- Дочитайте сказку до конца, подумайте на сколько частей можно будет разделить оставшуюся часть, и как можно их озаглавить.

-Спасибо урок окончен! До свидания!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!