СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия - как эффективный метод для снятия внутреннего напряжения ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация для родителей о применении  сказкотерапии в области воспитания и коррекции поведения ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия - как эффективный метод для снятия внутреннего напряжения ребенка»

Сказкотерапия

Информация для родителей

Все люди: взрослые и особенно дети — очень любят сказки, «потому что в них естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована взрослая жизнь» (А. Менегетти. ).

Через сказки человек получает знания о мире, о взаимоотношениях людей.

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др.

Термин "сказкотерапия" состоит из 2 слов - "сказка" и "терапия".

Сказки мы знаем с детства, сочиняем, рассказываем их. Но не все знают, что в сказках зашифровано множество полезных вещей. Сказка - это произведение, которое несёт в себе кучу полезных жизненных знаний. Знания об устройстве мира, о закономерностях отношений людей друг с другом - всё присутствует в сказках. Поэтому сказка - это форма хранения жизненно важной информации. Сказки сохраняют самое важное для последующих поколений.

Терапия = лечение. Что же лечат сказками? Не тело и не психику - этим занимаются врачи. Сказкотерапию в большинстве своём используют психологи. Область применения сказкотерапии достаточна высока.

Во-первых, это сознание.

Во-вторых, воображение.

В-третьих, это самоощущение.

В-четвёртых, характер.

Далее - способность принимать решения, способность моделировать положительный образ будущего и даже - речь. Психологических болезней немало, в них может помочь сказкотерапия.

Итак, сказкотерапия - это лечение сказкой. Сказка в данном случае выступает способом воспитания и самовоспитания. Сказки помогают воспитывать наших детей и благодаря этому, сказки становятся очень сильным воспитательным инструментом, в особенности для детей 4 - 5 лет, которые ещё находятся в утробе своей мамы.

Сказкотерапия не только воспитательный инструмент, но и инструмент развития эмоционального интеллекта, культуры чувств, культуры взаимопонимания между людьми и укрепления качества отношений. Но и конечно, сказкотерапия - это способ, метод для укрепления качественной жизни.

Кроме того, комплексная сказкотерапия - это ещё и представление об архетипах, о построении архетипических сюжетов, мужских, женских сюжетах, сюжетах отношений. Методология сказкотерапии обширна, многообразна.

Сказкотерапия - это способ улучшить взаимоотношения с собой, окружающим миром. Особенно это важно для детей, потому что у них ещё не сформировалось видение мира, в детстве необходимо заложить устойчивые понятия о добре и зле, справедливости, чести, здоровых взаимоотношениях с окружающими.

Сказки можно создать самим, самим заложить особый смысл, самим раскрыть какую-либо проблему.

Попробуйте предложить своим детям придумать сказку.

А для этого интересная информация для родителей. Существует очень интересный и прекрасный инструмент в психологии, который помогает в этом – это терапевтические сказки! Это детские произведения, которые дают возможность ребенку прояснить различные жизненные ситуации, отреагировать накопившиеся эмоции, познакомиться с различными стратегиями поведения. Кроме того, сказки позволяют ребенку побывать на месте сказочного героя в определенных конфликтных ситуациях в «безопасных условиях» и попробовать новые способы решения конфликтов. Также в произведениях малыш может компенсировать то, чего ему больше всего не хватает в жизни.

Алгоритм использования терапевтических сказок


Алгоритм использования сказки чрезвычайно прост. Детям до 12 лет - родители читают сказку (здесь ребенку разрешается видоизменять текст, добавлять и изымать фразы или слова), затем обсуждают ключевые моменты, мотивы поведения, результаты, и напоследок - ребенку предлагается нарисовать рисунок (не обязательно сразу после обсуждения), который иллюстрирует сказку или ключевой момент для ребенка. Иногда можно использовать еще один заключительный этап - драматизация или «проигрывание» сказки или ее частей. Дайте ребенку возможность распределить роли, при необходимости задействуйте членов семьи или игрушки и не следуйте строго сюжету сказки, помните, ребенок меняет все так как ему нужно.

Что касается старших детей, то здесь способ использования несколько иной. Подростки начинают уже скептически относиться к подобным историям, поэтому родителям стоит пойти на маленькую хитрость - выучить сказку наизусть и достаточно естественно и незаметно вставить ее в обычные семейные разговор.

Основные приемы работы со сказкой

Использование сказкотерапии позволяет применять множество приемов и форм работы, которые способствуют развитию творческого мышления, воображения, внимания и памяти, восприимчивости и координации движений, позитивной коммуникации и адекватной самооценки. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

1. Анализ сказок.

Цель — сознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего вам понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они ней совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?» и т.д. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от пяти лет, подростков и взрослых.

2. Рассказывание сказок.

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третье-го лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

3. Переписывание сказок.

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку, взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом и заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

4. Постановка сказки с помощью кукол.

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок.

В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевая препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

6. Использование сказки как метафоры.

Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

7. Рисовать по мотивам сказки. Здесь проявляются свободные ассоциации в рисунке, а дальше возможен анализ полученного графического материала.

8. Использование сказки как притчи-нравоучения.

Подсказка с помощью метафоры разрешения ситуации.

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности клиента заключается в следующем:

− отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. Через образы сказки клиент соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба со злом;

− победа добра в сказках обеспечивает клиенту психологическую защищенность: что бы ни происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, клиент усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту;

− отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой — это собирательный образ, и клиенту легче идентифицировать себя с героем сказки, стать участником сказочных событий;

− ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев — все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.

Варианты сказок, сказочных историй Например, предложите своему ребенку удивительную историю «Сказка про мальчика, который не хотел убирать свои игрушки»

Вобычном городе, на обычной улице, в обычном доме жил — поживал маленький мальчик и звали его Сережа. Он был добрым и культурным мальчиком, но была у Сережи одна особенность — никак не любил он и не хотел никогда прибирать свои игрушечки.

Мама очень просила, папа даже немного его ругал, бабушка его заставляла, ничего не помогало — поиграет Сережа и бросит свои игрушки. Никогда не следил за ними, оттого они ломались, что постоянно на них кто-то наступал.

И вот однажды случилось что-то необычное. В одно солнечное летнее утро проснулся Сережа, соскочил со своей кроватки и побежал к полкам, куда мама каждый вечер раскладывала Сережины игрушки. И видит он, что все полки до единой пусты. Нет ничего. Было все непонятным. Почему? Что случилось с моими игрушками? Нет ни солдатиков, ни любимого мишки, ни зайки. Нет даже кубиков.

Он заглянул и в большую коробку, где хранились его машинки и большой конструктор, их тоже не было, коробка была пуста. Сережа начал искать игрушки по всей комнате. И куда мама их убрала? — подумал мальчик. А может они под кроватью? Но и там их тоже не оказалось.

И тогда Сережа решил спросить у мамы куда они могли подеваться. Обеспокоенный мальчик побежал на кухню и застал там маму, готовящую завтрак.

- Доброе утро, сыночек.

Сережа помыл руки и сел за стол. От мамы он узнал, что игрушки она не брала. А еще мама сказала, что они наверное обиделись и пощли к другому ребенку, который любит и уважает свои игрушки и каждый день прибирает их на свои места.

Сережа позавтракал и решил пойти на поиски своих игрушек. Ведь он не мог быть один.

Он выбежал на улицу и не знал в какую сторону ему пойти. И вот он видит, как по улице медленно и важно идет соседский кот Мурлыкин. Сережа решил обратиться к нему:

- Здравствуй, Мурлыкин. Ты случайно не видел мои игрушки, они ушли из моего дома?

Кот остановился, потянулся и ответил:

- Да, муррр, я видел как на большой игрушечной машине они поехали во-ооон в ту сторону.

И он махнул хвостом в сторону заднего двора.

Сережа обрадовался и побежал туда. Двор был пуст.

Мальчик растерянно сел на лавочку и не знал, что делать дальше. Он посидел и решил идти прямо. Шел он, шел, но нигде он не видел ничего похожего на свою большую игрушечную машину.

Растерянный Сережа уже не знал куда ему идти и где искать свои игрушки. И вот он увидел старого пса, который лежал на газоне и грелся на солнышке.

Тогда Сережа спросил его:

- Здравствуйте, уважаемый пес, вы наверно здесь давно лежите, может вы случайно видели большую игрушечную машину. В ней очень много игрушек. Не проезжала ли она здесь?

Пес поднял голову и ответил:

- Рррр, здрррравствуй, мальчик. Да я видел ...

Задание: придумать продолжение своей сказки.

Успехов Вам!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!