СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слагаемые слагаемые

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Слагаемые слагаемые»

Цель: Создание условий для формирования представлений у младших школьников о правиле перестановке слагаемых, о том, что при перестановке чисел сумма не изменяется.

Тип урока: Открытия новых знаний

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение, рассказ); наглядные (презентация; учебное пособие); практические (работа в тетрадях)

Основные понятия и термины: Перестановка слагаемых

Оборудование: для учителя (презентация, интерактивная доска, учебное пособие); для учащихся (учебное пособие, тетрадь в клетку, ручка, раздаточный материал (круги, квадраты и треугольники из бумаги, сигнальные карточки)).

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики; формирование адекватной самооценки; личностной и социальной активности в достижении поставленной цели.

Предметные: учащиеся научатся использовать правило перестановки слагаемых, узнать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы;

Метапредметные результаты:
Познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; выполнять анализ; Воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации; анализировать, сравнивать, делать выводы;
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество, слушать и понимать требования учителя, слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; приобретение навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе;



Этап урока

Цель этапа

время

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

УУД

1

Мотивационный этап

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.

2 мин.

Словесный (рассказ)

Учитель встает напротив учащихся.
- Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнем сейчас считать.

Быстро, четко отвечай,

Не ленись и не зевай!
- Присаживайтесь, ребята.

Слушают учителя, тихо присаживаются.

Фронтальная

Коммуникативные:

слушают и понимают, выполняют требования учителя


2

Актуальзация знаний

Подготовить учащихся к работе, восприятию нового материала, напомнить учащимся ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки.

3 мин

Словесный(объяснение, беседа); наглядный (презентация)

Устный счет.

- Ребята, назовите самое большое однозначное число.

- А теперь назовите самое маленькое число?

- Какое число на 1 больше 7-и?

- Какое число на 1 меньше 5-и?

- Подскажите мне, предыдущее число числу 2, 8.

- А теперь, подскажите мне

последующее число числу 5, 9.

-Увеличьте 4 на 3.

-Уменьшите 10 на 2.

- Назовите числа при сложении.

- Первое слагаемое 3, второе 2. Найдите сумму.

- Я задумала число, прибавила еще столько же и получила 10. Какое число я задумала?
- Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам решить задачи устно.
- В одном альбоме 4 открытки с цветами, а в другом 5 открыток с животными. Сколько всего открыток в двух альбомах?

- В классе в кружке рисования занимались 6 мальчиков и 2 девочки. Сколько всего детей занимались рисованием?


9.


0.

8.

4.

1, 7.


6, 10.

7.

8.

Слагаемое, слагаемое, сумма.

5.

5.






9




8

Фронтальная

Личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики;

Коммуникативные: слушать и понимать требования учителя, слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

3

Самоопределение к деятельности

Создание проблемной ситуации для учащихся, которая поможет определить учебные задачи и составить план действий к учебной деятельности.

5 мин

Словесный(беседа, объяснение, рассказ); Наглядный (презентация, цветные полоски)

- Крош поймал 5 рыбок, а Ежик 3 рыбки. Сколько всего рыбок поймали друзья?
- Посчитайте устно, сколько всего рыбок у них получилось.

- Молодцы, ребята.
- Между друзьями начался спор. Крош утверждает, что верное решение 5 + 3, а Ежик, что 3 + 5 . Кто, по вашему мнению, прав?

- Давайте прочитаем оба решения по-разному. К 5 прибавить 3 получится 8. Сумма 5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3 , сумма 8.

- Подумайте, что произошло?
- Верно, ребята, слагаемые поменялись местами.
- А можно ли так поступать в математике по вашему мнению?
- Мнения у нас разделились и возникло затруднение.
- Ребята, исходя из наших рассуждений, давайте определим тему нашего урока.
- Верно, тема нашего урока: «Перестановка слагаемых»
- Какие цели мы можем поставить перед собой, опираясь на слова на слайде?
На слайде слова: Узнать… и Научиться…
- Итак, давайте проверим ваши предположения.
1. Узнать, можно ли переставлять слагаемые в математике.
2. Научиться решать примеры применяя новое правило.




8.





Учащиеся высказывают свое мнение.





Слагаемые поменялись местами.

Высказывают свое мнение.


Перестановка слагаемых.



Высказывают свое мнение.

Фронтальная

Личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики;

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество, слушают и понимают требования учителя, слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций;


4

ОНЗ

Создать

Условия для учебной деятельности, способствующей формированию у учащихся понятия перестановки слагаемых.

20 мин

Словесный (беседа, объяснение); Наглядный (презентация, раздаточный материал (круги, треугольники, квадраты)

- Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести небольшое исследование.
- Знаете ли вы, что такое исследование?
- Ребята, в исследовании нам нужно будет найти ответ на какой либо вопрос, то есть, это поиск новых знаний. Согласны ли вы начать исследование?
- Тогда начнём. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас с вами – сотрудник этой лаборатории, исследователь.
- Готовы ли вы начать исследование?
- Вернемся к нашему возникшему вопросу.
Вопрос на слайде: Можно ли переставлять слагаемые в математике?
- У нас возникла проблема, мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.
- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему?
- Верно, нам нужно понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.
- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых?
- А как нам поступить в рамках одного урока?
- Проведем эксперимент в группах. Но перед началом, давайте вспомним правила работы в группах.
- Молодцы, будете работать по рядам. У каждой парты ряда будут конкретные фигуры в одинаковом количестве, в зависимости вашего ряда.
- Какие же у вас будут фигуры и в каком количестве? Откройте конверты, которые находятся у вас на партах.
- У первого ряда на партах появлялись 3 красных квадрата и 4 зеленых квадрата, у второго ряда – 2 синих круга и 6 желтых, а у третьего ряда – 5 красных треугольников и 3 синих.
- Наметим план нашего исследования, посмотрите на слайд.
(1.Составить два примера на сложение.
2.Сравнить результаты.
3.Сделать вывод.)
- Приступайте к работе, на эту работу у вас есть 5 минут.
- Время на выполнение задания вышло, давайте проверим, что у вас получилось.
- Для того, чтобы мы работали тихо, не мешали друг другу, у вас на партах лежат сигнальные карточки. Если вы хотите ответить, или вы согласны с моим мнением или мнением одноклассника, поднимите зеленую карточку, а если у вас есть затруднения или вы не согласны с мнением, поднимите красную карточку.
- Какие примеры вы составили?
Учитель спрашивает 2 парты с каждого ряда.
- Отлично, изменился ли результат от того, что вы переставляли фигуры местами? Если нет – поднимите зеленую карточку, если да – красную.
- Отлично, мы с вами узнали что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
- Теперь, для того чтобы убедиться в наших выводах, мне нужны пять учеников.
Учитель вызывает к доске пять учеников.
- Ребята, посмотрите на учеников. Сейчас закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу вам слово «Стоп»
Учащиеся закрывают глаза, учитель переставляет учеников местами.
- Стоп! Откройте глаза и посмотрите, изменилось ли количество ребят от того, что я переставила их местами?
- Подтвердили ли мы вывод о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется?
Учитель усаживает учащихся на место.
- А где мы можем найти подтверждение нашему исследованию?
- Все верно, откройте ваши учебники на с. 14. Найдем правило в красной рамке.
Учитель просит прочитать одного ученика.
- Итак, ребята, сходятся ли наши выводы с тем, что мы прочитали?
- Так кто же из друзей оказался прав: Крош или Ежик?
- Объясните, почему?
- Попробуем решить примеры под номером 1. К доске пойдет один ученик. Все размышления и вычисления говорим вслух, чтобы вас все слышали.
Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные работают в своих тетрадях, помогает, если есть затруднения.
- Какие примеры было легче считать?
- Отлично, значит, когда можно применять это правило?
- Решим примеры со слайда, у доски будет работать один ученик, остальные внимательно слушают и работают в тетради.
Учитель вызывает учеников к доске. Ученики меняются, решают столбики примеров.
Примеры на слайде 4 + 1, 1 + 4,
5 + 4, 4 + 5,
8 + 2, 2 + 8,
3 + 6, 6 + 3.
- Отлично, молодцы, ребята.
- Теперь решим задачу под номер 3. Давайте прочитаем ее.


- О чем говориться в задаче?
- Как звучит первый вопрос в задаче?
- А как звучит второй вопрос в задаче?
- Составим краткую запись к задаче.
Учитель вызывает к доске одного ученика, совместно составляют краткую запись.
Галя – 5 ц. ? ц.
Вера - ?, на 2 ц. меньше
- Что нам известно из задачи?
Учащийся составляет краткую запись под контролем учителя.
- Сколько действий нам понадобиться, чтобы найти ответ на второй вопрос задачи?
- Что узнаем в первом действии?
Ученик записывает первое действие под контролем учителя: 5 – 2 = 3 (ц.) – вышила Вера.
- Молодец, теперь, когда мы узнали сколько цветочков вышила Вера, можем ли мы ответить на второй вопрос задачи?
- Значит что мы найдем во втором действии?
Ученик записывает второе действие под контролем учителя:
5 + 3 = 8 (ц) – вышили девочки вместе.
- Отлично, мы нашли ответ на главный вопрос в задаче, значит что мы можем записать?
Ученик записывает ответ под контролем учителя: Ответ: 3 цветочка, 8 цветочков.
- Молодец, присаживайся.






Высказывают предположения.












Да.










Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами, сделать вывод.


Нет, не достаточно




Работать группами.


Вспоминают правила работы в группах.








Распечатывают конверты.
































Отвечают, перечисляют примеры.


Нет.





















Нет.
Да.




В учебнике.







Да.

Оба.

От перестановки слагаемых сумма не меняется.







К большему прибавить меньшее.
Когда удобнее прибавить меньшее к большему.















Про то, что одна девочка вышила 5 цветочков, а вторая на 2 цветочка меньше.
Сколько цветочков вышила Вера?
Сколько всего цветочков вышили девочки?




Что Галя вышила 5 цветочков, а Вера на 2 цветочка меньше Гали.
Два.


Сколько цветочков вышила Вера.


Да.




Сколько цветочков вышили девочки вместе.




Ответ.

Фронтальная
Групповая

Познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; выполнять анализ; Воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные: 
учащиеся научатся использовать правило перестановки слагаемых, узнать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы.

5

Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала;

5 мин

Словесный (объяснение); Наглядный (презентация); практический (работа на карточках)

- Сейчас вы будете работать в карточках, которые лежат у вас на столах. Подпишите вашу карточку.
- Если вы видите на вашей карточке синий квадрат – вашим заданием будет найти значения выражений и аккуратно закрасить карандашом выражения с одинаковыми значениями.
- Если у вас на карточке красный круг – вам нужно будет придумать и записать примеры по теме нашего урока.
- Если у вас возникнут затруднения, вы можете поднять красную карточку.
- На выполнение работы у вас есть 5 минут, после того, как время выйдет, вам нужно отложить карточки на край стола, я их проверю.

Выполняют работу на карточках.

Индивидуальная, фронтальная

Предметные:
учащиеся научатся использовать правило перестановки слагаемых, применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные:

отличать верно выполненное задание от неверного;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6

Итог

Подведение итогов по изученной темы

3 мин

Словесный (беседа); наглядный (презентация)

- Ребята, сегодня мы с вами выполнили исследование и на нескольких примерах убедились, что от перестановки слагаемых сумма не изменится. Это очень полезное правило, которое вам нужно обязательно запомнить.
- Вернемся к плану нашего урока. Если вы считаете, что мы выполнили все пункты нашего плана – поднимите зеленую карточку, а если вы считаете, что мы не выполнили первый пункт плана или наше исследование было неудачным – поднимите красную карточку.







Поднимают карточку по своему мнению.

фронтальная

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: формирование адекватной самооценки;

Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; делать выводы.

7

Рефлексия

Анализ собственной познавательной деятельности

2 мин

Словесный (беседа); наглядный (презентация)

- Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?
- Верно, на слайде находятся 4 коробочки с вопросами, вам нужно будет по поднятой руке выбрать коробочку и ответить на вопрос, который в ней находится.
Вопросы в коробочках:
1. Мне понравился этот урок, потому что…
2. Мне не понравился этот урок, потому что…
3. Я запомнил на этом уроке…
4. Мне было трудно понять…

Коробочки с вопросами.

Индивидуальная

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: формирование адекватной самооценки;

Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; делать выводы.




Скачать

© 2024 38 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!