Общая информация |
Образовательная область, учебный предмет | "Филология", русский язык |
Класс | 7 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. |
Тема учебного занятия | «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е» |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Комбинированный урок |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Данный урок изучается в разделе "Морфология и орфография. Культура речи." На изучение отводится 1 час |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования | Открыть правило о написании не с наречиями на –о и -е Вовлечь учащихся в проектную работу по составлению интеллект-карты. Рефлексивно-оценочную деятельность, направленную на прояснение нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения Овладеть теоретическим знанием в области слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е и способами его использования |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
Цель – предмет (предметный результат) | Определять условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е; Вырабатывать практическое умение различать на письме слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | Осуществлять наблюдение за условиями слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е; Применять правило «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е» |
Цель – способ (метапредметный результат) | Познавательные УУД : уметь пользоваться различными источниками информации анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации устанавливать логические связи Регулятивные УУД : определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя планировать свои действия соответствии с учебно-познавательными задачами действовать согласно составленному плану Коммуникативные УУД : аргументированно отвечать на вопросы вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками допускать возможность существования у людей разных точек зрения | Познавательные УУД : Сопоставлять информацию из разных источников обобщать и систематизировать информацию, переводить из одной формы в другую осуществлять исследовательскую деятельность на внеурочных занятиях Регулятивные УУД Оценивать свое знание и незнание, умение и неумение по изучаемой теме проявлять инициативу в постановке новых задач адекватно оценивать результаты учебной деятельности Коммуникативные УУД распределять функции участников и определять способы их взаимодействия уважать позицию партнера, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве |
Цель – ценность (личностный результат) | положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений осознание себя как члена общества с ориентацией на участие в совместных делах | интерес к исследовательской деятельности познавательная активность по усвоению новых качественных знаний и умений |
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | имеют опыт работы в паре и малых группах знают понятие наречие, имя существительное, имя прилагательное, краткое прилагательное, глагол, основные нормы русского языка могут определять часть речи могут доказывать свою точку зрения могут планировать деятельность в малых группах, распределять обязанности, моделировать ситуацию могут контролировать свои действия в группе и действия своих товарищей, оценивать результат своей работы и результат работы всей группы |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Оценочный лист Тест | Оценочный лист | Оценочный лист |
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | - | - | - |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование |
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
1.Мотивационно- ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Предъявление учителем своей индивидуальности Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества | Создание комфортной психологической атмосферы урока |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом) Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале | Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. |
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п. Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания» | Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности). | Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности | Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях Построение системы конкретно-практических задач | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) | Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия |
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1.Мотивационно- ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | -Ребята, сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать со слов Низами (1141 – 1209) – философа, персидского поэта: «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце». -Как вы понимаете смысл этой фразы? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | -Выполним синтаксический разбор предложения (слова Низами). Работа с текстом, распечатка которого лежит у учеников на партах. Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает. В (не)большой пословице сказано очень много о речевом общении. Во - первых, названы его участники. Подмечена их тесная связь, а также то, что результаты общения зависят от обоих. Общение – это ( не)лёгкое дело, поэтому каждый должен стараться сделать свою часть работы как можно лучше. Общение - это (не)безделье, а труд, и следовательно, общению надо учиться. Пословица говорит об уважительном отношении человека к речевому общению: ведь сеять и собирать урожай – самые важные действия для крестьянина. И, наконец, последнее. Настоящее общение должно быть (не)пустым, а содержательным. (должен быть урожай.) | Работают у доски и в тетрадях. |
| -О чём этот текст? (об общении) -Определите тип речи текста. (рассуждение) -Выпишите из текста слова с не в начальной форме, объясните их написание. небольшой (маленький) нелёгкий (тяжёлый) не безделье, а труд не пустой, а содержательный Скажите, какие части речи вы выписали? -Давайте вспомним о слитном и раздельном написании не с именами существительными и именами прилагательными и составим интеллект-карту. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания, создают интеллект-карту. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полного ответа |
| С литное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными С литно Раздельно Без не не Можно заме Употреб нить синони ляется мом без не Есть противопоставление К прилаг. отно С союзом а сятся слова дале ко не, вовсе не, ничуть не, нисколько | |
1.3. Создание проблемной ситуации | -Прочитайте записанные на слайде слова: 1)нелепо, небрежно, неряшливо, невзрачно, невежественно, неуклюже; 2) недалеко, невесело, неопрятно, невежливо; 3) не далеко, а близко; не весело, а грустно; не вежливо, а грубо; 4) вовсе не интересно. -Определите, к каким частям речи они относятся. -Объясните написание наречий. (Написание не с наречиями на –о и –е подчиняется тем же правилам, что и написание имён существительных и имен прилагательных.) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полного ответа |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | -Как вы думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? -Запишем тему в тетради. -Чему мы должны научиться сегодня на уроке? Давайте сформулируем цели урока -Добавим в интеллект-карту примеры наречий. - Продолжим заполнение интеллект-карты: не пишется раздельно с формой сравнительной степени наречий (работает не хуже). -А теперь самостоятельно прочитаем правило на страницах учебника и ответим на вопрос: что нового вы узнали из прочитанного? Не по- товарищески ( не на –о, -е). | Формулируют тему и цель урока в диалоге с учителем Продолжают заполнять интеллект-карту Самостоятельно работают с учебником |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | - Соберите «разрезанные» пословицы. Запишите их, раскрывая скобки. Объясните графически написание не с разными частями речи. 1 группа (Не)спеши языком, а спеши делом. (Не)доброе слово больнее огня жжёт. (Не)ясная речь – это мутное зеркало. 2группа Ласковое слово (не)трудно, а споро. (Спорый - быстрый, успешный.) Умное слово (не)тяжело, а легко. Легко сказать, да (не)легко доказать. 3 группа -Раскрыть смысл любой пословицы | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, делают выводы. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Посмотрите, пожалуйста, на экран. Устно ответьте на вопросы теста. Ошибки объясните в тетрадях. 1.В каких из данных слов не пишется слитно? А) (не)погода; Б) (не)серьёзно, а беспечно; В) (не)правильно пишет; Г) (не)цветёт. 2. В каких из данных слов не является приставкой? А) вовсе (не)легко сделать; Б) (не)взлюбить; В) (не)сложная задача; Г) (не)годовать. | Принимают участие в работе, выполняют упражнения, проверяют задания по ключу |
| 3.Не с наречиями на –о, -е пишется слитно. А) поступил (не)лепо; Б) написал (не)брежно, но правильно; В) повторил (не) быстро, а медленно; Г) выглядел отнюдь (не)красиво. 4.Не с наречиями на –о, -е пишется раздельно. А) рассуждать(не)разумно, а глупо; Б) (не)погода; В) (не) большой, но рыбный; Г) ничем (не)выдавать. 5.Не является частицей. А) (не)ряха; Б) (не)ясная погода; | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | -Возражать – словарное слово. Его написание нужно запомнить. Объясните значение этого слова. -Сравните ваши ответы с толковым словарём. 1 группа работает с толковым словарём. -Составьте со словом возражать предложение, которое включало бы в себя деепричастный оборот. 2 группа составляет предложение. (Возражая против нового проекта, архитектор отклонился от темы. 3 группа составляет памятку вежливого возражения. (Возражая, помни о настроении собеседника, следи за тоном, говори спокойно, смотри в глаза, чаще улыбайся и т. п.). | Выполняют задания, работают с толковым словарём |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Самостоятельная проверочная работа. -Записываем примеры в тетради, обозначаем изученную орфограмму, объясняем написание наречий. Высказываться негодующе (не употр.); рассказывать недолго (мало); излагать мысли не последовательно, а сбивчиво; выступать не редко, а часто; говорить ничуть не весело; общаться вовсе не дружелюбно; слушать невнимательно (рассеянно); раскрыть тему неполно (частично); выразиться неточно (ошибочно); выслушать недоверчиво (с подозрением); читает неплохо, но медленно (хорошо); небрежно (не употр.); произносить непочтительно (дерзко); возражать неубедительно ответить не лучше (сравн. степень) | Выполняют проверочную работу, слушают одноклассников, оценивают их работу. Отвечают на вопросы |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолели? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных карточек и положите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Домашнее задание: создать интеллект-карту по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. -Молодцы, ребята. Сегодня на уроке мы выполнили много интересных заданий . Все работали слаженно и продуктивно. Спасибо за урок! | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |