СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Слоговой анализ слов»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование умения делить слова на части — слоги.

 

Просмотр содержимого документа
««Слоговой анализ слов»»

Тема логопедического занятия:

«Слоговой анализ слов»

Цель: Формирование умения делить слова на части — слоги.

Задачи:

Закрепить понятие «слог», совершенствовать навык различения слов и слогов на слух, формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов, опираясь на слогообразующую роль гласных, классифицировать слова по количеству в них слогов

Развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление учащихся, память, внимание.

Воспитывать культуру учебного труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать самостоятельно, развивать чувство ответственности за выполненное задание.

Методы обучения:

Словесные (диалог, пояснение)


Наглядные (ТСО, иллюстрации, раздаточный материал)

Практические (дидактическая игра)

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, бумажные квадратики 1-1 см, зеркала, игра «Кошкин дом» (иллюстрации и картинки), раздаточный материал (карточки с длинной и короткой полосками, карточки для работы со слоговой структурой слов).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?   Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем!!!

  1. Артикуляционная гимнастика

«ЛЯГУШКА»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«ХОБОТОК»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

«ЛЯГУШКА-ХОБОТОК»

На счет раз-два чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

«ОКОШКО»

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

«ЛОПАТОЧКА»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«ИГОЛОЧКА»

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«ЛОПАТОЧКА-ИГОЛОЧКА»

На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

«ЧАСИКИ»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«КАЧЕЛИ»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

«ЛОШАДКА»

Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

  1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «СДУЙ СНЕЖИНКУ»

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

  1. Голосовые упражнения

Упражнение «Звонкая песенка ». Тянем гласные на одном выдохе. Учащиеся выполняют по очереди. А-О-У-И-Э или О-У-А-Э-И (утрированная артикуляция).

5.Введение в тему занятия

Учитель: Мы общаемся при помощи слов. Слова делятся на части. Кто вспомнит, как называются эти части? (слоги).

Какое правило мы используем при делении слов на слоги?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Учитель: сегодня мы будем определять количество слогов в словах, а помогать нам будут гласные.

Игра «Слово или слог?» 
Учитель: ребята, у вас на партах лежат карточки, возьмите их. 
-Посмотрите, чем они отличаются? (длиной полосок)
-Какой полоской обозначим слог? (короткой)
-Какой полоской обозначим слово? (длинной)
-Я буду называть слоги и слова, а вы поднимаете короткую полоску, когда услышите слог, длинную полоску, когда услышите слово. Приготовьтесь.
Словарь: круг, рука, ру, мо, море, сор, бры, кобра, коб, тыква, ва, шторм, орм и т.д.

Игра «Кошкин дом»

Логопед: ребята, сегодня мы пригласили к нам на занятие кошачье семейство, на первый взгляд совершенно обычное : кот-глава семьи, мама- кошка и их маленький сынишка-котёнок. Но это только на первый взгляд!!! Оказывается, у них есть секрет, питаются наши гости вовсе не молоком и кошачьим кормом. Эти кошки едят слова! Причем, каждый ест исключительно те слова, которые ему нравятся! Например, папа Кот лакомится только теми словами, в которых находится только один гласный звук, и, следовательно, они состоят из одного слога. Мама Кошка любит те слова, в которых прячутся два гласных звука, а значит… (дети продолжают: «Значит эти слова состоят из двух слогов».

Учитель: правильно! И как вы уже наверняка догадались, их сынишка Котёнок является самым прожорливым и ест только те слова…

(дети заканчивают фразу логопеда: «В которых присутствуют три гласных звука, а значит и само слово состоит из трёх слогов».)

Учитель: верно! Сегодня мы с вами накормим наших гостей, и постараемся сделать это как следует, иначе семья котов уйдёт от нас голодными.

На доску логопед вывешивает изображения котов (или выводит картинку на доску при помощи мультимедиа), обращая внимание детей на количество гласных звуков, выделенных красным цветом.

КОТ КО-ШКА КОЁОК



Учитель: под каждым изображением членов кошачьей семьи стоит миска, к ней при помощи магнита прикрепляем нужную картинку. Вам нужно внимательно посмотреть на изображение, определить слово, выделить гласные, которые в нём присутствуют. Дальше необходимо определить количество слогов в слове, затем произнести слово по слогам. Послушайте, как это буду делать я:


Образец рассуждения: кубик – 2 гласных звука у, и, значит, в слове 2 слога – ку – бик. Это слово я отдаю Кошке.


Словарь для игры: бант, кит, гриб, мяч (1 слог), ваза, арбуз, сумка, пила (2 слога), бабочка, капуста, радуга, барабан (3 слога) (приложение 1).

Работа учащихся у доски.

Учитель: Вы молодцы! Сегодня наши коты так наелись, что и мяукнуть не могут. От их имени говорю вам: «Спасибо!». Попрощайтесь с нашими обжорами.

6.Самомассаж лица.

Учитель: пока вы кормили лягушек, думаю, вы очень устали. Давайте выполним с вами самомассаж лица.

Для первых упражнений встаньте со своих мест.

Упражнение 1: «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

Упражнение 2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица:

   1. «Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками

пальцев по лбу.

        2. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

        3. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3—5 секунд.

        4. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

        5. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

6. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

        7. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

        8. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

        9. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

  1. Закрепление пройденного материала.

Работа на раздаточных карточках.

Учитель: Ваши задача сейчас – назвать картинки. Каждый слог обозначай черточкой _. Над каждым слогом надписать соответствующую гласную букву.

Например: музыка у ы а

Гитара, ножницы, зонт, лист, муха, замок (приложение 2)









  1. Подведение итогов занятия.

-Ребята, сформулируйте тему нашего занятия.

-Как посчитать количество слогов в слове?

-Какое задание вам понравилось выполнять?

-Что было для вас сложным? Что нам необходимо повторить на следующем занятии?

-Вы сегодня большие молодцы! Успехов вам!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!