Класс:9
Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточным обстоятельственным».
Цели:
-Познакомить учащихся со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в сложноподчиненных предложениях.
-Научить определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.
Оборудование:
Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.
- Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными», познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.
II. Повторение изученного. (слайд 2).
- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.
(Проверка по цепочке)
- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.
2. «Сложные предложения» (слайд 3)
–А сейчас повторим сложные предложения ( Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).
3.- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? ( СПП)
А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?
в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?
Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)
4. Фронтальный опрос – графический диктант.
- А сейчас проверим, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно к доске, и в тетрадях.
Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)
- А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.
Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)
- Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)
- Какие ещё обстоятельства бывают? ( Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).
-Подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.
- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. ( Запись темы в тетради )(слайд 1)
III. Изучение нового материала.
- Как мы будем различать их? ( По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 10)
IV. Закрепление новой темы.
- Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.
1. Распределительно - цифровой диктант.
Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:
в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение).
Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени).
Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.).
Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели).
Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.).
Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места).
Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.).
Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины).
Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.) .
Ключ: сложноподч. предл. простые предл.
1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10
- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.
- На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)
2. Работа с учебником. Упр.164
Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.
- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.
3.Коллективная работа на электронной доске.
Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.
(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)
V. Подведение итогов урока.
1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?
2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?
Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.
3. Выставление оценок .
VI. Домашнее задание: Выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 5 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.