Урок 111
Тема: Случаи сложения: + 8, + 9
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со случаями сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8, + 9; составления таблицы сложения; развития умения решать задачи изученных видов, логического мышления, наблюдательности навыков устного счёта.
Планируемые результаты (предметные): знать случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8, + 9; уметь решать задачи и выражения изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и имеют адекватное представление о ней.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
6 6 6 6 6 6 6
16 16 16 16 16 16 16
II. Устный счёт.
1. Игра «Какое число пропущено?».
8 + = 10 7 + = 10 9 = 4 +
6 + = 10 9 + = 10 8 = 2 +
2. Задание 5 (с. 71 учебника).
3. Задача 4 (с. 71 учебника).
Учащиеся при помощи сигнальных карточек отвечают на вопросы задачи.
III. Изучение нового материала.
1. Рассмотрение случаев сложения однозначных чисел: + 8, + 9.
На доске записаны суммы:
8 + 8 9 + 8 9 + 9
– Что заметили? (В двух суммах прибавляют число 8, в последней – число 9.)
– Как вы будете находить значения данных сумм? (Сначала дополним первое слагаемое до 10, а затем к 10 прибавим оставшуюся часть второго слагаемого.)
2. Составление и запись таблицы сложения.
Полученные равенства учащиеся дополняют таблицу сложения:
9 + 7 = 16 8 + 7 = 15
9 + 8 = 17 8 + 8 = 16
9 + 9 = 18
Работа по учебнику (задание 1, с. 71).
IV. Работа над задачами.
Фронтальная работа над задачами 2, 3 (с. 71 учебника).
Задача 2. Было – 9 л и 10 л Израсходовали – 10 л Осталось – ? | Решение: 9 + 10 = 19 (л) было. 19 – 10 = 9 (л) ост. Ответ: осталось 9 литров бензина. |
Задача 3 (эту задачу можно записать двумя способами). Было – 6 кг. Взяли – 2 кг и 1 кг. Осталось – ? | Решение: 1) 2 + 1 = 3 (кг) взяли. 2) 6 – 3 = 3 (кг) ост. Ответ: 3 килограмма тыквы не продано. |
Или:
| Решение: 1) 2 + 1 = 3 (кг) взяли. 2) 6 – 3 = 3 (кг) ост. Ответ: 3 килограмма тыквы не продано. |
V. Решение выражений (задание 1, с. 37 тетради).
Работа в группах: вставляют в пустые клетки числа таким образом, чтобы равенства были верными.
VI. Работа с геометрическим материалом (с. 71 учебника).
– На какие 2 группы можно разделить данные фигуры? (I гр. – многоугольники; II гр. – фигуры, не имеющие углов.)
– Можно ли каждую из названных вами групп разделить ещё на две группы? (Можно.)
– Каким образом? (Многоугольники: I гр. – четырехугольники; II гр. – треугольники. Фигуры, не имеющие углов: I гр. – круги; II гр. – овалы.)
– Подумайте и скажите, возможно ли изображенные фигуры разделить на 2 группы по-другому? (Да.) Назовите эти группы. (I гр. – фигуры голубого цвета; II гр. – фигуры розового цвета.)
– Разделите фигуры внутри каждой группы ещё на 2 группы. (Фигуры голубого цвета: I гр. – многоугольники; II гр. – фигуры, не имеющие углов. Фигуры розового цвета: I гр. – прямоугольник; II гр. – круги.)
VII. Итог урока.
Вопросы: Чему научил вас урок? Что особенно запомнилось? Что бы ещё хотели выполнить на уроке? Что бы сделали по-другому? Чью бы работу вам хотелось отметить?