СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

При правильном планировании работы по чтению можно добиться хороших результатов и осмысленного тчтения.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Джуен Амурского муниципального района Хабаровского края Стратегии  смыслового чтения в начальной школе Автор: Гаер Ирина Васильевна учитель начальных классов и родного (нанайского) языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

села Джуен Амурского муниципального района Хабаровского края

Стратегии смыслового чтения в начальной школе

Автор: Гаер Ирина Васильевна

учитель начальных классов и родного (нанайского) языка

Стратегии смыслового чтения 1. Стратегии предтекстовой деятельности 2. Стратегии текстовой деятельности 3. Стратегии послетекстовой деятельности Этапы работы над текстом 1) до чтения текста ознакомительное чтение просмотровое чтение Результат: включение механизма антиципации 2) во время чтения текста Изучающее (медленное, художественное чтение) Результат: интерпретация текста 3) после чтения текста Рефлексивное чтение Результат понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации

Стратегии смыслового чтения

1. Стратегии предтекстовой деятельности

2. Стратегии текстовой деятельности

3. Стратегии послетекстовой деятельности

Этапы работы над текстом

1) до чтения текста

  • ознакомительное чтение
  • просмотровое чтение

Результат: включение механизма антиципации

2) во время чтения текста

  • Изучающее (медленное, художественное чтение)

Результат: интерпретация текста

3) после чтения текста

  • Рефлексивное чтение

Результат понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации

Стратегия предтекстовой деятельности  (ориентировочный этап) Предтекстовые ориентировочные стратегии направлены на постановку задач чтения, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.  «Мозговой штурм» «Предваряющие вопросы» «Глоссарий». «Ориентиры предвосхищения» «Батарея вопросов» «Рассечение вопроса» «Соревнуемся с писателем»

Стратегия предтекстовой деятельности (ориентировочный этап)

Предтекстовые ориентировочные стратегии направлены на постановку задач чтения, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

  • «Мозговой штурм»
  • «Предваряющие вопросы»
  • «Глоссарий».
  • «Ориентиры предвосхищения»
  • «Батарея вопросов»
  • «Рассечение вопроса»
  • «Соревнуемся с писателем»
Мозговой штурм Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Ход работы: 1. Сегодня мы будем читать и обсуждать тему «Проблемы окружающей среды». Какие ассоциации возникают у вас по поводу этой темы? 2. Преподаватель записывает все называемые ассоциации. 3. На следующем этапе «Мозговой штурм» можно сочетать с распределением по концептам текста, добавляя различную информацию. 4. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста. 5. Что нового мы узнали из текста?

Мозговой штурм

Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы:

  • 1. Сегодня мы будем читать и обсуждать тему «Проблемы окружающей среды». Какие ассоциации возникают у вас по поводу этой темы?
  • 2. Преподаватель записывает все называемые ассоциации.
  • 3. На следующем этапе «Мозговой штурм» можно сочетать с распределением по концептам текста, добавляя различную информацию.
  • 4. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
  • 5. Что нового мы узнали из текста?
Ориентиры предвосхищения Целью этой стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Ход работы:  1. Прочитайте суждения и отметьте те,  с которыми вы согласны. 2. Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

Ориентиры предвосхищения

Целью этой стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Ход работы:

  • 1. Прочитайте суждения и отметьте те,

с которыми вы согласны.

  • 2. Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).
Стратегия текстовой деятельности Целью стратегий текстовой деятельности является управление процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью вопросов.   Виды чтения:  «Чтение в кружок» (попеременное чтение»). «Чтение про себя с вопросами». «Чтение про себя с остановками». «Чтение про себя с пометками». «Дневник двойных записей».

Стратегия текстовой деятельности

Целью стратегий текстовой деятельности является управление процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью вопросов.

 

Виды чтения:

  • «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
  • «Чтение про себя с вопросами».
  • «Чтение про себя с остановками».
  • «Чтение про себя с пометками».
  • «Дневник двойных записей».
Чтение про себя с вопросами Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы. Ход работы:  Учащиеся читают текст по абзацам про себя.  После прочтения каждого абзаца учащиеся останавливаются и задают вопросы к прочитанному тексту.  Сначала на вопросы к абзацу отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задает вопросы, другой отвечает, и наоборот.  

Чтение про себя с вопросами

Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы.

Ход работы:

  • Учащиеся читают текст по абзацам про себя.
  • После прочтения каждого абзаца учащиеся останавливаются и задают вопросы к прочитанному тексту.
  • Сначала на вопросы к абзацу отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задает вопросы, другой отвечает, и наоборот.

 

Чтение про себя с пометками Целью данной стратегии является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки. Характер пометок определяется целями чтения. В первом случае это – проверка понимания текста, во втором – выяснение мнения читателя относительно текста, в третьем – его критическое осмысление. + - - согласен не согласен ! ! требуется обсуждение

Чтение про себя с пометками

Целью данной стратегии является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель делает на полях пометки.

  • Характер пометок определяется целями чтения. В первом случае это – проверка понимания текста, во втором – выяснение мнения читателя относительно текста, в третьем – его критическое осмысление.

+

- -

согласен

не согласен

! !

требуется обсуждение

Стратегия послетекстовой деятельности Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Виды:  «Отношение между вопросом и ответом» «Вопросы после текста» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Синквейн»

Стратегия послетекстовой деятельности

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Виды:

  • «Отношение между вопросом и ответом»
  • «Вопросы после текста»
  • «Тайм-аут»
  • «Проверочный лист»
  • «Синквейн»
Проверочный лист «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии. Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания и готовят его в соответствии с предлагаемыми требованиями. Они понимают, в каком случае ставится положительная оценка. Когда стратегия освоена, «Проверочный лист» составляется совместно педагогом и учащимися.  Проверочный лист «Краткий пересказ»  вопросы 1. Названа основная мысль текста. Да Нет 2. Названы главные мысли текста и основные детали 3. Присутствует логико-смысловая структура текста 4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста 5. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста

Проверочный лист

«Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии. Учащиеся знакомятся с критериями выполнения задания и готовят его в соответствии с предлагаемыми требованиями. Они понимают, в каком случае ставится положительная оценка. Когда стратегия освоена, «Проверочный лист» составляется совместно педагогом и учащимися.

Проверочный лист «Краткий пересказ»

вопросы

1. Названа основная мысль текста.

Да Нет

2. Названы главные мысли текста и основные детали

3. Присутствует логико-смысловая структура текста

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста

5. Содержание изложено собственными словами при сохранении лексических единиц авторского текста

Синквейн  1 строка -1 существительное (тема) 2 строка -2 прилагательных  (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы) Мама – эниэ Добрая, любимая- улэн, улэсиури Любит, кормит, одевает-улэсини,сиавандини,тэтувэндини Хранительница семейного очага-денкансал голдембани этумди Родная –бахан энин

Синквейн

1 строка -1 существительное (тема)

2 строка -2 прилагательных

(раскрывающие тему)

3 строка- 3 глагола

(описывающие действия по теме)

4 строка- предложение (отношение к теме)

5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)

Мама – эниэ

Добрая, любимая- улэн, улэсиури

Любит, кормит, одевает-улэсини,сиавандини,тэтувэндини

Хранительница семейного очага-денкансал голдембани этумди

Родная –бахан энин

Спасибо за внимание! Баниха!

Спасибо за внимание! Баниха!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!