СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как один из факторов формирования и повышения уровня функциональной (читательской) грамотности школьников»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В тексте, как известно,  предложения связаны не только общей темой, но и основной мыслью.  С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна.

Просмотр содержимого документа
««Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как один из факторов формирования и повышения уровня функциональной (читательской) грамотности школьников»»

Открытое заседание МО учителей русского языка и литературы по вопросу : «Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как один из факторов формирования и повышения уровня функциональной (читательской) грамотности школьников». Как выделить основную мысль текста? Учитель русского языка и литературы Бизина А.А. МБОУ СОШ № 9
  • Открытое заседание МО учителей русского языка и литературы по вопросу : «Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы как один из факторов формирования и повышения уровня функциональной (читательской) грамотности школьников».

Как выделить основную мысль текста?

Учитель русского языка и литературы Бизина А.А.

МБОУ СОШ № 9

 В тексте, как известно, предложения связаны не только общей темой, но и основной мыслью.  С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун 1

В тексте, как известно, предложения связаны не только общей темой, но и основной мыслью.

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна.

Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун

1

Способ 1 .  Когда основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. В таком тексте выделить основную мысль детям не составляет трудности.  Море. Старик моряк говорил о море.  – Море бывает щедрым, – сказал он.  – Бывает оно печальным, – сказал он.  – Бывает жестокосердным, – сказал он.  – Бывает оно отчаянным, – сказал он.  – Море бывает разным , – сказал он.  – Чистым бывает и грязным, – сказал он.  – Таинственным и раскрытым,  Могучим, ворчливым, сердитым...  Море – как человек!  (Расул Рза)
  • Способ 1 .  Когда основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. В таком тексте выделить основную мысль детям не составляет трудности.

Море.

  • Старик моряк говорил о море. – Море бывает щедрым, – сказал он. – Бывает оно печальным, – сказал он. – Бывает жестокосердным, – сказал он. – Бывает оно отчаянным, – сказал он. – Море бывает разным , – сказал он. – Чистым бывает и грязным, – сказал он. – Таинственным и раскрытым, Могучим, ворчливым, сердитым... Море – как человек!

(Расул Рза)

 Способ 2 К огда основную мысль нужно сформулировать из всего содержания текста. В этом нам помогут опорные (ключевые) слова. Совесть вдруг пропала . 2) Ещё недавно она мелькала там или сям, и вдруг исчезла . 3) Улеглись внутренняя смута и некое вечное беспокойство души, которые вечно бередили и тревожили совесть одним только своим присутствием. 3) Стало свободнее и как-то раздольнее. 4) Люди , выбравшись от ига совести, вздохнули с облегчением, поспешили воспользоваться плодами безнадзорности. 5) Они остервенились : начались грабежи и разбои, обман и мошенничество. (По М.Е. Салтыкову-Щедрину) ( Когда люди теряют совесть, начинается хаос,беспорядок) Чтобы проверить правильность выполненной работы, нужно попробовать по этим словам восстановить текст. Если вам удастся, значит, с задачей мы справились успешно. Основная мысль текста – это не только мысль, которую хотел донести до читателя автор, - это вывод, жизненный урок . 1 Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун

Способ 2 К огда основную мысль нужно сформулировать из всего содержания текста. В этом нам помогут опорные (ключевые) слова.

  • Совесть вдруг пропала . 2) Ещё недавно она мелькала там или сям, и вдруг исчезла . 3) Улеглись внутренняя смута и некое вечное беспокойство души, которые вечно бередили и тревожили совесть одним только своим присутствием. 3) Стало свободнее и как-то раздольнее. 4) Люди , выбравшись от ига совести, вздохнули с облегчением, поспешили воспользоваться плодами безнадзорности. 5) Они остервенились : начались грабежи и разбои, обман и мошенничество.

(По М.Е. Салтыкову-Щедрину) ( Когда люди теряют совесть, начинается хаос,беспорядок)

Чтобы проверить правильность выполненной работы, нужно попробовать по этим словам восстановить текст. Если вам удастся, значит, с задачей мы справились успешно.

Основная мысль текста – это не только мысль, которую хотел донести до читателя автор, - это вывод, жизненный урок .

1

Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун

Способ 3 Когда выделяем основную мысль каждого абзаца, определяем микротемы.

В русском алфавите есть две очень похожие буквы - «ё» и «е». Буква «ё» в русском алфавите самая молодая.  Она уникальна тем, что имеет точную дату рождения. В России даже отмечают её именины 29 ноября. В Древней Руси буквы «ё» не было ни в одном из славянских языков. Вместо неё писали две буквы - «и» и «о». В 1783 году на заседании совета Российской академии княгиня Екатерина Дашкова поставила вопрос об удобстве написания слов и предложила ввести новую литеру - букву «ё». Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения.  Даже буква «ё» долгое время считалась неприличной. Судьба новой буквы была непростой. При советской власти для экономии типографской краски букву «ё» печатали без точек, таким образом, поставили её на одну доску с буквой «е». Однако исчезновение точек над буквой «ё» может полностью изменить смысл слова. Так, например, фамилии многих людей стали звучать неправильно. На защиту буквы стали руководители многих организаций и учёные. (18) Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить.  На протяжении веков она преображала наш язык и делала его более разнообразным и ярким. Убрав из алфавита букву «ё», мы сделаем наш богатый русский язык более простым.

Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун

1

Наша задача - сделать из трех предложений одно сложное, которое и будет раскрывать основную мысль текста. 1. Буква «ё» в русском алфавите самая молодая.  2. Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения.  3. Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. - Это три выделенных предложения из абзацев. Теперь из них создаем сложное предложение, которое передаст  дословно основную мысль текста : Буква «ё» в русском алфавите самая молодая, и ее появление вызвало огромное негодование, но важность этой буквы в русском языке трудно переоценить. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун 1

Наша задача - сделать из трех предложений одно сложное, которое и будет раскрывать основную мысль текста.

  • 1. Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. 
  • 2. Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. 
  • 3. Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить.
  • - Это три выделенных предложения из абзацев. Теперь из них создаем сложное предложение, которое передаст  дословно основную мысль текста :
  • Буква «ё» в русском алфавите самая молодая, и ее появление вызвало огромное негодование, но важность этой буквы в русском языке трудно переоценить.

Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун

1

Задание на определение темы и основной мысли текста  Молодость есть прелестная эпоха бытия нашего! Сердце, в полноте жизни, творит для себя будущее, какое ему мило; все кажется возможным, все близким. Любовь и слава, два идола чувствительных душ, стоят за флером перед нами и подымают руку, чтобы осыпать нас дарами своими. Сердце бьется в восхитительном ожидании, теряется в желаниях, в выборе счастья и наслаждается возможным еще более, нежели действительным.  (Н.Карамзин)   Темой текста является: 1) молодость; 2) любовь и слава; 3) ожидание счастья; 4) будущее. Какова основная мысль текста? 1) Молодость – прекрасная пора. 2) Любовь и слава – идолы чувственных душ. 3) Любовь возможна лишь в молодые годы. 4) В молодости возможное лучше, чем действительное. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун 1

Задание на определение темы и основной мысли текста Молодость есть прелестная эпоха бытия нашего! Сердце, в полноте жизни, творит для себя будущее, какое ему мило; все кажется возможным, все близким. Любовь и слава, два идола чувствительных душ, стоят за флером перед нами и подымают руку, чтобы осыпать нас дарами своими. Сердце бьется в восхитительном ожидании, теряется в желаниях, в выборе счастья и наслаждается возможным еще более, нежели действительным. (Н.Карамзин)

  • Темой текста является:
  • 1) молодость;
  • 2) любовь и слава;
  • 3) ожидание счастья;
  • 4) будущее.
  • Какова основная мысль текста?
  • 1) Молодость – прекрасная пора.
  • 2) Любовь и слава – идолы чувственных душ.
  • 3) Любовь возможна лишь в молодые годы.
  • 4) В молодости возможное лучше, чем действительное.

Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун

1

Подумай и ответь! I. В каком заголовке содержится не только тема, но и основная мысль высказывания? 1. а) Поздняя осень; б) Осень в городском парке; в) Осенний листопад; г) «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса».  2. а) Летний дождь; б) Как я однажды оказался в лесу под проливным дождем; в) Летняя гроза — это прекрасно, но страшно; г) Наша улица после дождя. 1 Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун

Подумай и ответь!

I. В каком заголовке содержится не только тема, но и основная мысль высказывания?

1. а) Поздняя осень;

б) Осень в городском парке;

в) Осенний листопад;

г) «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса».

2. а) Летний дождь;

б) Как я однажды оказался в лесу под проливным дождем;

в) Летняя гроза — это прекрасно, но страшно;

г) Наша улица после дождя.

1

Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун

. Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун 1

.

Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ №2, р.п.Сузун

1

Таким образом, в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста. Наша задача – научить детей самостоятельно выделять основную мысль . Спасибо за общение.   Творческих успехов!
  • Таким образом, в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста. Наша задача – научить детей самостоятельно выделять основную мысль .

Спасибо за общение.

Творческих успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!