Рекомендации по написанию комментария
Необходимо рассказать, что сделал автор, чтобы донести смысл проблемы до читателя. Необходимо найти ключевые слова в тексте.
Комментировать только проблему, заявленную в начале сочинения. (снятие балла К5).
Нельзя путать автора и рассказчика исходного текста. Если текст дан от 1 лица: рассказчик, герой текста (снятие балла К2).
Следует отметить факты, случаи, цитаты, примеры, какие автор текста приводит для доказательства своей точки зрения.
В комментарии НЕ должно быть:
Пересказа исходного текста или любой его части;
Рассуждения по поводу всех проблем текста;
Больших цитат из текста;
Общих рассуждений о тексте;
Фактических ошибок (ФИО автора, автор-рассказчик, ошибки в интерпретации текста)
Речевые клише для комментирования проблемы исходного текста
(Что делает автор текста?)
Автор привлекает внимание читателя к данной проблеме, рассказав…
Раскрывая проблему, автор (рассказчик) приводит пример из жизни…
Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает о…
Автор обращает внимание читателей на…
Автор пытается осмыслить...
Автор называет причины, по которым…
Автор вовлекает читателя в обсуждение данной проблемы
Публицист даёт точное определение…
Публицист приводит примеры, подтверждающие мысль, что…
Задумывается над вопросами…/задаётся вопросами…
Чтобы ответить на данный вопрос, автор рассказывает о судьбе (о случае из жизни) …
Размышляет о…/отмечает/подчёркивает/рассуждает о…/рассматривает…
Делится с читателями мыслями, волнующими его.
Делится с читателями размышлениями о смысле поступка героя.
Анализирует/ противопоставляет/ убеждает/ цитирует/ описывает…
Передавая разговор…, рассказчик отмечает, что…
Поступок героя свидетельствует, что…
Автор заставляет читателя задуматься над…
Автор текста обращает внимание на…
В ходе рассуждения, автор приводит пример из реальной жизни (из жизни героя).
Автор выражает сожаление/ пытается понять смысл поступка героя.
В своих рассуждениях о … автор убедителен и доказателен.
Автор приводит нас к выводу, что …
Шаблоны текстуального комментария
В начале статьи писатель (автор, публицист) повествует (рассказывает, изображает) … В связи с этим автор высказывает интересную мысль, что … Я думаю, этими словами автор хотел сказать, что …Для подтверждения своих мыслей он приводит следующие примеры … (обращается к различным источникам …). А значит, автор пытается донести до нас мысль, что … Особенно его тревожит … Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает выводом, что …
Чтобы ответить на данный вопрос, автор рассказывает о судьбе … Писатель пытается понять, почему это произошло … Для этого он обращается к … (изображает, подчёркивает) … Поступок героя доказывает мысль, что … Кроме того, (ФИО автора) рассуждает о … Автора волнует … С болью автор говорит о … (убедительно доказывает мысль о …). Следовательно, писатель приводит нас к мысли, что …
ВНИМАНИЕ!
Важно комментировать, а не сбиваться на пересказ (пересказывая, мы говорим, ЧТО делают герои, а комментируя, мы отмечаем, ЧТО делает автор).
ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Ссылка на номера предложений + пояснение к примеру-иллюстрации
Прямое цитирование + пояснение к примеру-иллюстрации
Косвенное цитирование + пояснение к примеру-иллюстрации
Размышления над фактами, событиями, описываемыми в тексте.
Речевые клише для пояснения примеров-иллюстраций
В публицистическом тексте
Писатель хочет сказать, что …
Этот пример показывает, что …
Смысл этого высказывания в том, что …
Эти слова убедительно доказывают, что …
Я думаю, этим примером автор хотел показать …
Приведённые слова содержат глубокий смысл …
Действительно, …
А значит, …
В художественном тексте
Поступок героя показывает, что …
Слова (мысли) героя позволяют понять …
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Эти события автор описывает, чтобы …
Автор не случайно обращает наше внимание на данный поступок героя. Ведь …
Этим автор убеждает нас, что…
Все эти поступки героя свидетельствуют о том, что …
Автор акцентирует наше внимание на том, что …
Речевые клише, называющие смысловую связь между примерами-иллюстрациями
Смысловые отношения | Типовые конструкции |
Противопоставление | Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает … Противопоставляя эти примеры, можно увидеть, что … |
Условие | Этот пример помогает понять условие, при котором … |
Причина | Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее. Эти примеры называют причину, по которой … |
Сопоставление | Сопоставляя эти примеры, можно увидеть, что … Сравнивая эти точки зрения, мы можем увидеть … |
Уступка | Несмотря на то что все убеждены в правильности …, герой (автор) думает иначе. В начале текста изображена ситуация, вопреки которой происходит действие во втором фрагменте. |
Следствие, вывод | Во втором примере автор формулирует вывод. Это рассуждение приводит автора к выводу, что … Второй пример помогает увидеть последствия … |
Присоединение | Второй пример дополняет содержание первого. Второй пример продолжает мысль первого. |
Где обозначить связь между примерами-иллюстрациями?
Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает разное отношение к жизни.
Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть ….