СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение ЕГЭ: комментарий к проблеме.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит речевые клише, шаблоны текстуального комментария.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение ЕГЭ: комментарий к проблеме.»

Рекомендации по написанию комментария

  1. Необходимо рассказать, что сделал автор, чтобы донести смысл проблемы до читателя. Необходимо найти ключевые слова в тексте.

  2. Комментировать только проблему, заявленную в начале сочинения. (снятие балла К5).

  3. Нельзя путать автора и рассказчика исходного текста. Если текст дан от 1 лица: рассказчик, герой текста (снятие балла К2).

  4. Следует отметить факты, случаи, цитаты, примеры, какие автор текста приводит для доказательства своей точки зрения.

  5. В комментарии НЕ должно быть:

  • Пересказа исходного текста или любой его части;

  • Рассуждения по поводу всех проблем текста;

  • Больших цитат из текста;

  • Общих рассуждений о тексте;

  • Фактических ошибок (ФИО автора, автор-рассказчик, ошибки в интерпретации текста)

Речевые клише для комментирования проблемы исходного текста

(Что делает автор текста?)

  • Автор привлекает внимание читателя к данной проблеме, рассказав…

  • Раскрывая проблему, автор (рассказчик) приводит пример из жизни…

  • Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает о…

  • Автор обращает внимание читателей на…

  • Автор пытается осмыслить...

  • Автор называет причины, по которым…

  • Автор вовлекает читателя в обсуждение данной проблемы

  • Публицист даёт точное определение…

  • Публицист приводит примеры, подтверждающие мысль, что…

  • Задумывается над вопросами…/задаётся вопросами…

  • Чтобы ответить на данный вопрос, автор рассказывает о судьбе (о случае из жизни) …

  • Размышляет о…/отмечает/подчёркивает/рассуждает о…/рассматривает…

  • Делится с читателями мыслями, волнующими его.

  • Делится с читателями размышлениями о смысле поступка героя.

  • Анализирует/ противопоставляет/ убеждает/ цитирует/ описывает…

  • Передавая разговор…, рассказчик отмечает, что…

  • Поступок героя свидетельствует, что…

  • Автор заставляет читателя задуматься над…

  • Автор текста обращает внимание на…

  • В ходе рассуждения, автор приводит пример из реальной жизни (из жизни героя).

  • Автор выражает сожаление/ пытается понять смысл поступка героя.

  • В своих рассуждениях о … автор убедителен и доказателен.

  • Автор приводит нас к выводу, что …

Шаблоны текстуального комментария

  • В начале статьи писатель (автор, публицист) повествует (рассказывает, изображает) … В связи с этим автор высказывает интересную мысль, что … Я думаю, этими словами автор хотел сказать, что …Для подтверждения своих мыслей он приводит следующие примеры … (обращается к различным источникам …). А значит, автор пытается донести до нас мысль, что … Особенно его тревожит … Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает выводом, что …

  • Чтобы ответить на данный вопрос, автор рассказывает о судьбе … Писатель пытается понять, почему это произошло … Для этого он обращается к … (изображает, подчёркивает) … Поступок героя доказывает мысль, что … Кроме того, (ФИО автора) рассуждает о … Автора волнует … С болью автор говорит о … (убедительно доказывает мысль о …). Следовательно, писатель приводит нас к мысли, что …

ВНИМАНИЕ!

Важно комментировать, а не сбиваться на пересказ (пересказывая, мы говорим, ЧТО делают герои, а комментируя, мы отмечаем, ЧТО делает автор).

ПРИМЕР-ИЛЛЮСТРАЦИЯ

  • Ссылка на номера предложений + пояснение к примеру-иллюстрации

  • Прямое цитирование + пояснение к примеру-иллюстрации

  • Косвенное цитирование + пояснение к примеру-иллюстрации

  • Размышления над фактами, событиями, описываемыми в тексте.


Речевые клише для пояснения примеров-иллюстраций

В публицистическом тексте

  • Писатель хочет сказать, что …

  • Этот пример показывает, что …

  • Смысл этого высказывания в том, что …

  • Эти слова убедительно доказывают, что …

  • Я думаю, этим примером автор хотел показать …

  • Приведённые слова содержат глубокий смысл …

  • Действительно, …

  • А значит, …

В художественном тексте

  • Поступок героя показывает, что …

  • Слова (мысли) героя позволяют понять …

  • Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

  • Эти события автор описывает, чтобы …

  • Автор не случайно обращает наше внимание на данный поступок героя. Ведь …

  • Этим автор убеждает нас, что…

  • Все эти поступки героя свидетельствуют о том, что …

  • Автор акцентирует наше внимание на том, что …


Речевые клише, называющие смысловую связь между примерами-иллюстрациями


Смысловые отношения

Типовые конструкции

Противопоставление

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает …

Противопоставляя эти примеры, можно увидеть, что …

Условие

Этот пример помогает понять условие, при котором …

Причина

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Эти примеры называют причину, по которой …

Сопоставление

Сопоставляя эти примеры, можно увидеть, что …

Сравнивая эти точки зрения, мы можем увидеть …

Уступка

Несмотря на то что все убеждены в правильности …, герой (автор) думает иначе.

В начале текста изображена ситуация, вопреки которой происходит действие во втором фрагменте.

Следствие, вывод

Во втором примере автор формулирует вывод.

Это рассуждение приводит автора к выводу, что …

Второй пример помогает увидеть последствия …

Присоединение

Второй пример дополняет содержание первого.

Второй пример продолжает мысль первого.


Где обозначить связь между примерами-иллюстрациями?

  • Как зачин в комментарии:

  • Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает разное отношение к жизни.

  • При переходе от первого примера ко второму:

  • Для сравнения обратимся к другому примеру.

  • Как итог комментирования:

  • Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть ….



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!