Подготовка к сочинению – описанию картины И.И. Шишкина «Рожь» 4 класс, УМК «Школа России», учебник В,П.Канакина, В.Г. Горецкий |
Тип | Развитие речи. Урок сочинение-описание картины | |
Цель | Познакомится с творчеством великого художника-пейзажиста, учиться составлять тексты-описания по картине, формировать умение стилистически и грамматически правильно строить предложения | |
Задачи: | Самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку |
| Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. |
| Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Планируемый результат | Учащиеся научатся в умении характеризовать авторские художественные средства выразительности, правильно составлять текст-описание. |
Виды деятельности | работа по картине, фронтальный опрос, беседа, работа по карточкам. |
Методы | Наблюдения, описание проекта, опрос |
Формы | Индивидуальная, работа в парах |
Оборудование | Репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь», карточки |
|
I. Мотивация к учебной деятельности. (на партах лежат карточки со стихотворением)
Я хочу начать наш урок со стихотворения Афанасия Фета.
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
II. Актуализация знаний фиксация
Это стихотворение есть у вас на карточках. Задание №1
О чём рассказывает поэт? На доске вы видите репродукции картин знаменитого художника-пейзажиста И.И .Шишкина (портрет на доске). Какой из представленных репродукций созвучно стихотворение? Почему? Какие строки из стихотворения помогают вам это понять? Объясните значение выделенных слов.
Какие выразительные средства использовал Афанасий Фет для описания поля (эпитеты - образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление - ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.) , сравнения -( это сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного из них - Как град посыпалась картечь) , метафоры (перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству - багровый костер заката) , олицетворения (перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление - Здесь даже камни плачут. Цветы говорят. Глагол + сущ )
Эпитеты: ЖАРКАЯ (нива) , ПРИХОТЛИВЫЙ (ветер) , ЗОЛОТЫЕ (переливы) , БЕЗБРЕЖНАЯ (жатва) , ОГНЕДЫШАЩЕЕ (око) .
Сравнений нет.
Олицетворения: месяц смотрит, месяц изумлен.
Метафоры: развернутые - день объятия раскинул; смежает небо огнедышащее око.
III. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, почему я связала картины художника, стихотворение и выразительные средства между собой. Чем мы будем заниматься на уроке? Сообщите тему урока, цель, задачи. (Будем готовиться к сочинению - описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь».)
Откройте тетради, запишите –Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь»
- В чём особенность написания сочинения по картине? (Описать словами то, что художник изобразил красками).
-Что для этого нужно? (Понять замысел художника, уметь подобрать точное слово. Чутко воспринимать произведение изобразительного искусства).
Для написания сочинения нам необходимо составить план. Мы будем это делать по ходу урока. Запишите в тетрадь слово -План
IV. Знакомство с творчеством И.И. Шишкина (задание №2 с текстом о художнике)
С именем Ивана Ивановича Шишкина связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина так открыто и сокровенно не поведал зрителю о своей любви к родному краю.
Впечатлительный, любознательный, одарённый юноша учился в Москве, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. "Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище. Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров…Что может быть лучше природы ",- записал он несколько позже в дневнике.
Шишкин прославился как создатель так называемого «пейзажа настроения». Он умел очень тонко передать разнообразие состояния природы. «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный»,- сказал о нём историк искусств В. В. Стасов.
-О чём художник хотел поведать зрителям в своих полотнах? (о любви к родной природе, её красоте)
-Какому жанру живописи отдавал предпочтение живописец? (пейзажу). Как называют художников, которые пишут пейзажи? (пейзажисты). Очень часто художники для написания природы выезжают на пленэр (новое слово -доска)
-Как Стасов назвал художника?( художник народный). Господином какого царства был Шишкин , по мнению Стасова? (царство леса, русского дерева, русской чащи, русской глуши).
-В какой части сочинения нам может пригодиться эта информация? (Введение). Как можно назвать 1-ый пункт плана? Запишите.
1. Художник-пейзажист И.И. Шишкин.
V. Работа по теме урока.
Откройте учебники на стр128. Перед вами репродукция одной из лучших работ мастера.
– Что означает слово репродукция? (Воспроизведение предметов искусства путём фотографии, клише (копирование) или ручного воспроизведения оригинала. Самая главная цель — сохранить подлинность объекта...)
– Кто знает, где хранится подлинник? (Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)
VI. Анализ картины по вопросам:
Рассмотрите репродукцию
-Что изображено на переднем плане картины? (Поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью). С чем можно сравнить поле золотой ржи?
- Опишите дорогу. Какая это дорога? Куда она уходит? (Она заросла травой, убегает вдаль.)
-Какое время дня написал художник? (Полдень.) Вспомните стихи о ржаном поле.
– Какие строки из стихотворения А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...». подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)
– Что можно сказать о колосьях? (Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)
– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)
- Расскажите о соснах, которые стоят посреди поля ржи. Что они вам напоминают? (Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен, как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие).
- Если взглядом пройти по картине снизу вверх, то можно заметить, что большую часть полотна занимает небо. Как вы думаете, почему так сделал И.И. Шишкин? Каким он изобразил небо? Какие эпитеты можно употребить для его описания? ( Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)
- Художник выбрал не квадратное полотно, а вытянутое в ширину, чего он этим достиг? (Панорамное изображение.) Здесь можно вспомнить, что такое перспектива -изображение на поверхности (на картине, рисунке …) предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения.
– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.
В какой части сочинения мы поместим описание ржаного поля? (Основная) Как мы её назовём? (Описание картины)
Запишите в тетрадь:
2. Описание картины
С чего начнём описание? (С первого плана). Что изображено на первом плане? (поле ржи) –Используя эпитеты, назовите 1-ый подпункт плана.
1)Желтеющее море ржи.
Что художник поместил на второй план? (Сосны) Где они расположены? Назовите этот пункт плана, используя выразительные средства.
2)Огромные сосны среди ржи.
- Если бы мы вдруг оказались на этой дороге, какие запахи и звуки мы могли бы услышать? Какое настроение и мысли могли бы у нас возникнуть?
– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: (на доске карточка) «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».
– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения художника. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину, на безбрежное золотое поле? ( Радость, восторг) Каким по интонации должно быть предложение в названии 3 подпункта? (Восклицательным)
-Составьте восклицательные предложения к картине:
Какие величественные сосны!
Какая обильная рожь!
Какое высокое, чистое небо! Запишите название 3-го подпункта.
3)Как хорошо в поле!
Обобщение .
Действительно, картина «Рожь» (1878) – одно из классических созданий Шишкина. Торжественные силуэты сосен, возвышающихся над разливом золотых колосьев, да голубизна обесцвеченного жарой неба еще не исчерпывают этой картины. Мудро и просто воплощено в ней высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду; ясно и сильно Шишкин передает бескрайность простора, масштабы полей, ритм уходящих к горизонту деревьев. Это –образ родной земли, указывающий на веру в ее могучие силы.
-В какой части мы можем разместить наш эмоциональный отзыв -впечатление от картины? (Заключение). Какое название будет у
3-го пункта плана?
Запишите в тетрадь 3. Моё впечатление от картины.
-Подберите синонимы к словам: (устно ) (Синонимы готовые в карточке №1 -домой берут. В ходе работы не смотрят )
Художник -мастер кисти (пейзажа), творец, живописец, пейзажист, автор, певец русской природы.
Картина - работа, полотно, холст, изображение, творение, репродукция, иллюстрация.
Какими словами можно заменить выражение «нарисовал картину»? -Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, сумел передать, воспел, добивается передачи, вложил в картину. Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, дает возможность узнать, вызывает впечатление, передает ощущение приближающейся осени.
Прочитаем текст. (Задание № 3). (Ученик читает вслух выразительно )
Ржаное поле
Ржаное поле! Вот оно, светло-жёлтое, прокаленное солнцем, зыбко-отзывчивое даже малому ветерку, с подсушенными колосьями, уже изливающими запах хлеба. Чудесное и волнующее это зрелище! Подует ветер, и колосья тихо зашелестят неведомо о чем. Кажется, набежавший ветер тронул струны ржаных стеблей, и зазвучала дивная музыка поля.
-Какой тип текста представлен в карточке? (Текст-описание) Докажите. Найдите в тексте слова или словосочетания, которые помогут описать ржаное поле.
Работа в паре.
-Заполните таблицу, используя выразительные средства, которые вы сами подберёте . Кому сложно, можете воспользоваться стихотворением А. Фета или текстом-описанием.
Систематизация и запись рабочих материалов (составление опорной таблицы ). Задание №4
План наблюдения | Рабочие материалы |
рожь | Золотая, солнечная, яркая, светлая, сияющая, волнующаяся как море, бескрайняя, богатая, щедрая |
колосья | Тонкие, ломкие, тучные, длинные, склоняются к земле |
тропинка | Заросшая, убегает, теряется во ржи |
сосны | Огромные, могучие, как великаны, уходящие кронами в небо, подпирающие небо, древние, величественные, богатырские |
небо | Голубое, высокое, чистое, ясное, светлое, прозрачное, глубокое |
впечатления от картины | Величие родной природы, простор и мощь, жара, спокойствие, свобода |
VII. Грамматическое задание. Опорные слова.
Посмотрите на задание № 5 Какую работу мы должны выполнить? Работаем по карточкам устно .
З_лотист__ рож_, золот__ переливы, бе_брежн__ жатва хлеба, жаркая нива, тучные колос_я, наклонит_ся к з_мле, желтеющ__ поле, колышет_ся и волнуется, ле_кое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убега__ вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, ни_ко нависа__, легкие, воздушные облака, скользят по голубому небу, раздолье, широкий простор, ру__кое богатство.
Учитель: Ребята, давайте попробуем устно составить сочинение, опираясь на опору- клише в карточке №2
(Ученики: - Великий русский художник Иван Иванович Шишкин написал много замечательных картин о родной природе: «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Лесные дали», «Берёзовая роща» и другие. Мне больше всего нравится картина «Рожь», о которой я хочу рассказать.
Учитель: Что можно написать в конце сочинения?
Ученик: Можно описать свои чувства . Например, глядя на картину «Рожь» зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты наслаждения прекрасным.)
Клише
***_______________вошёл в историю русского искусства как …………….мастер пейзажной живописи.
***___________воспел русскую природу в ярких картинах, полных ……………….
***Поле …………ржи приглашает зрителя…………….
***…………..олосья низко склоняются
***………..дорожка, заросшая травой, ………вдаль
***Желтеющее поле……., ……. от …….дуновения ветерка.
***В центре композиции стоят……………сосны. Они похожи на мачты……..
***………голубое, ……….По нему………… легкие, ………облака.
***Тишиной, спокойствием веет от полотна.
***Художник сумел передать в картине «Рожь» …….
Слова для справок: золотой, тучный, безбрежный, грозный часовой, голубое, высокий, раздолье, простор, русское богатство, непревзойдённый, любовь к родному краю, созревающий, отдых, волнуется, убегает, могучий, корабль, плывёт, скользит, колышется, бескрайний, могучая сила родной земли.
VIII.Рефлексия. - Как вы думаете, помогут ли вам новые знания, полученные на уроке, написать сочинение? -Что показалось трудным на уроке? Что вам нужно повторить? | |
IX. Д/З. Ваша задача – письменно рассказать об этой картине. Подберите эпиграф к сочинению или воспользуйтесь готовыми на карточке №2. Не забывайте соблюдать орфографические и пунктуационные правила. Также обратите внимание на синонимы, чтобы избежать неоправданных лексических повторов в сочинении. | |
Резерв
Тронет ветром сторона родная,
Как смычком по золоту полей, -
Рожь звенит, колосьями качая
В тон напевам Родины моей!..
Милый край со сказками лесными
Вдоль размытых ливнями дорог,
Истрепал просторами твоими
Два десятка кирзовых сапог.
В красоте величие и сила!
Сами произносятся слова:
«Распрямись, Великая Россия, -
Стань для всей вселенной – голова!..»
В сердце начинается Россия,
Сколько жить – заботиться о ней!..
Надо быть сильнее и красивей,
Чтоб растить достойных сыновей!..
Тронет ветром сторона родная
«Золотые струны» у полей, -
Пой, звени, колосьями качая,
Рожь – певунья Родины моей!..
Александр Сигачев
Задание №3.
Ржаное поле.
Ржаное поле! Вот оно, светло-жёлтое, прокалённое солнцем, зыбко-отзывчивое даже малому ветерку, с подсушенными колосьями, уже изливающими запах хлеба. Чудесное и волнующее это зрелище! Подует ветер, и колосья тихо зашелестят неведомо о чем. Кажется, набежавший ветер тронул струны ржаных стеблей, и зазвучала дивная музыка поля.
Задание №4.
План наблюдения | Рабочие материалы |
РОЖЬ | |
КОЛОСЬЯ | |
ТРОПИНКА | |
СОСНЫ | |
НЕБО | |
ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ КАРТИНЫ | |
Задание №5.
Вставьте буквы, объясните их написание
З_лотист__ рож_ , золот__ переливы, бе_брежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колос_я, наклонит_ся к з_мле, желтеющ__ поле, колышет_ся
и волнуется, ле_кое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой,
убега__ вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, ни_ ко нависает , ле_ кие, воздушные облака, скол _зят по голуб __ небу, раздолье, широкий простор, ру__кое богатство.