I. Организационный момент Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Он осенний, интересный. И гостей собрал всех вместе. Повернитесь к ним скорей, Поприветствуйте гостей! Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце, Что в нашем первом классе Все ребята - молодцы! Девиз урока: Мы умные, мы дружные, Мы внимательные, мы старательные. Мы в первом классе учимся, Всё у нас получится! -Ребята. Сегодня у нас не простой урок. Мы отправимся в сказку. Сказки любят все на свете, Любят взрослые и дети! Сказки учат нас добру, И прилежному труду! Говорят, как надо жить, Чтобы всем вокруг дружить! - А в какую сказку мы отправимся вам нужно отгадать. Невелик собою дом, Но зато вместителен. Уместиться можно нём Самым разным жителям. Не висит на нём замок. Этот домик — ...(Теремок) - Ребята, мы уже встречались с этой сказкой, но сегодня мы сами будем в роли героев. - Давайте вспомним героев сказки… ( мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок, медведь косолапый) - Итак, отправляемся в сказку……. Стоит в поле теремок-теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: — Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Никто не отзывается. -Ребята, а чтобы мышке войти в Теремок нам нужно выполнить задание: | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение Дети будут участниками кукольного театра |
III Актуализация опорных знаний Работа по ленте букв | 2. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает: — Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? — Я, мышка-норушка! А ты кто? — А я лягушка-квакушка. — Иди ко мне жить! - Ребята, а чтобы лягушке-квакушке войти в Теремок нам нужно выполнить задание: - Что мы произносили? (ЗВУКИ) - На какие 2 группы можно разделить все звуки? гласные/согласные - Чем отличаются гласные от согласных? гласные звуки произносятся долго с голосом, воздух не встречает преград Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, И в колыбельке ребенка качать. согласные звуки произносятся, встречая преграду: губы, зубы и язык А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. На доске буквы разбросаны: У В И М Т Е Н Ы П А Р О (белые квадраты, 2 домика) - Что на доске: буквы или звуки? - На какие группы вы можете их разделить? (заселение в домики) - Какие здесь гласные указывают на твердость согласных? (У, Ы, А, О ) - Какая гласная буква показывает мягкость?( Е, И ) - Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. («М, Н, В, Р») - Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки. («Т, П ») -Молодцы. Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить. | поиск и выделение необходимой информации Высказывают свое мнение, обсуждают, задают вопросы 2 учащихся работают у доски |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Выделение звука 2.Разгадывание ребуса 3.Отгадывание загадки 4.Знакомство с буквами Д, д Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 (1) Слайд 6 | 3. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает: — Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? — Я, мышка-норушка! — Я, лягушка-квакушка. А ты кто? — А я зайчик-побегайчик. — Иди к нам жить! - Ребята, а чтобы зайчику-побегайчику войти в Теремок нам нужно выполнить задание: - Я читаю для групп загадки, а вы находите отгадку среди картинок. - Постарайтесь эти слова еще запомнить. - Готовы? Из морских седых глубин, Выплыл маленький….(Дельфин) Его весной и летом, Мы видели одетым, А осенью с бедняжки, Сорвали все рубашки (Дерево) Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной?, На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит…(Дятел) Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет, И ни куда я не пойду, Пока он не уйдет…(Дождь) Сладкая и сочная - жёлтая луна. Лежит в моей тарелке - круглая она. Мягкая такая - приятный аромат. Когда её увидят - то сразу съесть хотят. (Дыня) Огромное тело, Мала голова, И рост у него, Большой был тогда! ( Динозавр) Не паровоз, не пароход, А из трубы дым идёт, Из бруса деревянный, Уютный, тёплый, славный! ( Дом) Чтоб в морозы печь топить, Мы должны их нарубить. И в сенях или в сарае Их поленницей сложить. (Дрова) Непоседы маленькие, Прыгают, как заиньки, Конфеты сладкие едят, Смеются громко и кричат! (Дети) - На какие звуки начинаются все ваши слова отгадки? (д, д;) На какие группы можно разделить все слова обозначающие картинки? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Какова тема урока? («Звуки [д], [д’], буква Д».) - Что узнаем нового? Чему научимся? (познакомиться с новой буквой, узнать какие звуки обозначает эта буква, научиться читать слоги и слова с новой буквой) -Молодцы. Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить. 4. Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. А ты кто? — А я лисичка-сестричка. — Иди к нам жить! - Ребята, а чтобы лисичка-сестричка войти в Теремок нам нужно выполнить задание: - Подберите слова, которые начинаются с буквы «Д» - Найдите одинаковый звук в словах? ( Посмотрите сколько много слов вы подобрали на букву «Д») --Если в слове есть звук [д’]- хлопайте в ладоши, если [д] –сидите тихо. - Какой первый звук вы произносили в словах? [д’] и [д] - Давайте дадим характеристику этим звукам. - Какие это звуки? (Согласные; звонкие, могут быть твёрдые и мягкие) - О какой букве идёт речь в загадке? Буква - домик аккуратный С высокой крышею двускатной. (Буква Д) - Давайте сформулируем учебную задачу урока. (познакомимся со звуками [д], [д’]и буквой, обозначающей их на письме, научимся читать слова, слоги и предложения с буквой Д) Так выглядит буква Д. (Плакат с буквой) - Сколько букв Д? Почему? - Для чего нужна заглавная буква Д? | Находят одинаковый звук, отгадывают ребус, загадку, исследуют звуки, дают характеристику звукам Вместе с учителем формулируют учебную задачу, отвечают на вопросы учителя Ответы детей Дети в парах подбирают слова и называют их. |
7. Работа с иллюстрацией. (Учебник с. 104) 8. Работа с текстом с. 105 9. Работа над многозначностью слова. Слайд 8 Знакомство с собакой-водолазом.. | 5. Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает: — Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — Я, лисичка-сестричка. А ты кто? — А я волчок — серый бочок. — Иди к нам жить! - Ребята, а чтобы волчок — серый бочок войти в Теремок нам нужно выполнить задание в учебнике : - А теперь откройте учебники на с.104. - А кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? (Водолазы, аквалангисты) Водолаз: - специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением . - По картинке найдите слова в которых есть буква «Д» (Клад, водолаз) - Что увидели водолазы в море? (Сокровище, клад) - Каких морских обитателей они встретили? (Осьминог, рыбы) -Составьте предложения с этими словами. Вопросы: - Где ведут работы водолазы? - Какая у них работа? - Чьи папы работают водолазами? - Чем занимаются водолазы на дне реки? - Где теперь идут поезда? - Сколько здесь предложений? (5) - Найдите слова с буквой «Д» - Прочитайте 3 предложение. Сколько в нем слов с буквой Д? (3 – Надя, Дима, водолазы) - Может ли слово водолаз иметь другое значение? (Порода собак : Водолаз - сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения утопающих. - Для чего люди разводят таких собак? - Что вы можете сказать о слове «водолаз»? (Пишется одинаково, но . имеет два значения – оно многозначное). - Подумайте. Есть ещё многозначное слово в котором пишется буква «Д» - Это слово блестит в небе, это слово можно встретить на дне океана, её могут нарисовать дети…Что это такое? (Звезда) | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы Читают текст Рассматривают картинку с породой собаки-водолаза, читают определение |
V. Закрепление знаний и способов действий Работа в группах 1.Вычленение слов с буквой «д» , звукобуквенный анализ слов Слайд 9 | 6. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: — Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — Я, лисичка-сестричка. — Я, волчок — серый бочок. А ты кто? — А я медведь косолапый. — Иди к нам жить! Игра «Найди лишнее слово» Дети, Денис, забор, дерево - Какое слово лишнее? Забор – начинается на букву «З», а остальные – начинаются на букву «Д». - Определите сколько в словах букв и сколько звуков. - Молодцы. И стали они жить все вместе в дружбе и в согласии…. | Находят слова с буквой «Д», вычленяют лишнее, доказывают свой выбор, делают звукобуквенный анализ слов |