СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки /д/ /д*/, буквы Д,д

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся  с согласными звуками, обозначать их буквами Д, д

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки /д/ /д*/, буквы Д,д»

УМК «Школа России» Обучение грамоте. 1 «В» класс


Тема урока

Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д.

Цели урока

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [д] [д’].

Научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквами «Д, д».

Задачи урока

Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов. Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. Воспитывать культуру учебного труда

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтение предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Действие самоопределения. Проявляют интерес к окружающему миру

Универсальные учебные действия

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата

Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой, выделяют существенные признаки; формируют понятия «буква – знак для звука»; устанавливают причинно-следственные связи: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах, группах)

Учебные пособия для ученика

учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, индивидуальные карточки с иллюстрированным и текстовым материалом

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, презентация, дидактический материал

Образовательные ЭОР

https://yandex.ru/images/search?text=водолаз%20картинки&stype=image&lr=63&noreask=1&parent-reqid=1487487872268443-690596001879484875391810-man1-5717&source=wiz


Этап урока

Содержание

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Он осенний, интересный.
И гостей собрал всех вместе.
Повернитесь к ним скорей,
Поприветствуйте гостей!
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что в нашем первом классе
Все ребята - молодцы!

Девиз урока:

Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные.

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится!

-Ребята. Сегодня у нас не простой урок. Мы отправимся в сказку.

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру,

И прилежному труду!

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!


- А в какую сказку мы отправимся вам нужно отгадать.

Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно нём
Самым разным жителям.
Не висит на нём замок.
Этот домик — ...(Теремок)

- Ребята, мы уже встречались с этой сказкой, но сегодня мы сами будем в роли героев.

- Давайте вспомним героев сказки… ( мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок, медведь косолапый)

- Итак, отправляемся в сказку…….

Стоит в поле теремок-теремок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается.

-Ребята, а чтобы мышке войти в Теремок нам нужно выполнить задание:


Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя







Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение



















Дети будут участниками кукольного театра


II. Речевая разминка

1.

  • Звуковая гимнастика. Звукоподражание:

- Ребята, изобразите шум леса (Ш-Ш-Ш)

полет жука (Ж-Ж-Ж)

самолеты взлетают (У-У-У)

сдутие мяча (С-С-С)

- Повторить скороговорку: Белые бараны били в барабаны.

- Молодцы. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

III Актуализация опорных знаний

Работа по ленте букв



2. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Я, мышка-норушка! А ты кто?

А я лягушка-квакушка.

Иди ко мне жить!

- Ребята, а чтобы лягушке-квакушке войти в Теремок нам нужно выполнить задание:


  • Беседа

- Что мы произносили? (ЗВУКИ)

- На какие 2 группы можно разделить все звуки? гласные/согласные

- Чем отличаются гласные от согласных?

  • гласные звуки произносятся долго с голосом, воздух не встречает преград

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребенка качать.

  • согласные звуки произносятся, встречая преграду: губы, зубы и язык

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

  • Игра «Засели домик»

На доске буквы разбросаны: У В И М Т Е Н Ы П А Р О (белые квадраты, 2 домика)

- Что на доске: буквы или звуки?

- На какие группы вы можете их разделить? (заселение в домики)

- Какие здесь гласные указывают на твердость согласных? (У, Ы, А, О )

- Какая гласная буква показывает мягкость?( Е, И )

- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. («М, Н, В, Р»)

- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки. («Т, П »)

-Молодцы. Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.





поиск и выделение необходимой информации



Высказывают свое мнение, обсуждают, задают вопросы










2 учащихся работают у доски

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Выделение звука

2.Разгадывание ребуса

3.Отгадывание загадки




4.Знакомство с буквами Д, д




Слайд 1










































Слайд 2























Слайд 3







Слайд 4






Слайд 5 (1)


Слайд 6


  • Постановка проблемной ситуации. Определение темы урока

3. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

Я, мышка-норушка!

Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

А я зайчик-побегайчик.

Иди к нам жить!

- Ребята, а чтобы зайчику-побегайчику войти в Теремок нам нужно выполнить задание:


  • Работа в группах. Игра «Отгадай-ка!»

- Я читаю для групп загадки, а вы находите отгадку среди картинок.

- Постарайтесь эти слова еще запомнить.

- Готовы?

Из морских седых глубин,

Выплыл маленький….(Дельфин)

Его весной и летом,

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки,

Сорвали все рубашки (Дерево)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?,

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит…(Дятел)


Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И ни куда я не пойду,

Пока он не уйдет…(Дождь)


Сладкая и сочная - жёлтая луна.

Лежит в моей тарелке - круглая она.

Мягкая такая - приятный аромат.

Когда её увидят - то сразу съесть хотят. (Дыня)


Огромное тело,

Мала голова,

И рост у него,

Большой был тогда! ( Динозавр)


Не паровоз, не пароход,

А из трубы дым идёт,

Из бруса деревянный,

Уютный, тёплый, славный! ( Дом)


Чтоб в морозы печь топить,

Мы должны их нарубить.

И в сенях или в сарае

Их поленницей сложить. (Дрова)


Непоседы маленькие,

Прыгают, как заиньки,

Конфеты сладкие едят,

Смеются громко и кричат! (Дети)


- На какие звуки начинаются все ваши слова отгадки? (д, д;)

На какие группы можно разделить все слова обозначающие картинки?


- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какова тема урока?  («Звуки [д], [д’], буква Д».)

- Что узнаем нового? Чему научимся? (познакомиться с новой буквой, узнать какие звуки обозначает эта буква, научиться читать слоги и слова с новой буквой)

-Молодцы. Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.


4. Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

А я лисичка-сестричка.

Иди к нам жить!

- Ребята, а чтобы лисичка-сестричка войти в Теремок нам нужно выполнить задание:


  • Работа в группах. Игры

- Подберите слова, которые начинаются с буквы «Д»

- Найдите одинаковый звук в словах? ( Посмотрите сколько много слов вы подобрали на букву «Д»)

  • .Игра «Узнай звук». Слова на слайде…..

--Если в слове есть звук [д’]- хлопайте в ладоши, если [д] –сидите тихо.

- Какой первый звук вы произносили в словах? [д’] и [д]

- Давайте дадим характеристику этим звукам.

- Какие это звуки? (Согласные; звонкие, могут быть твёрдые и мягкие)

  • Загадка

- О какой букве идёт речь в загадке?

Буква - домик аккуратный

С высокой крышею двускатной. (Буква Д)

- Давайте сформулируем учебную задачу урока. (познакомимся со звуками [д], [д’]и буквой, обозначающей их на письме, научимся читать слова, слоги и предложения с буквой Д)

Так выглядит буква Д. (Плакат с буквой)

- Сколько букв Д? Почему?

- Для чего нужна заглавная буква Д?




Находят одинаковый звук, отгадывают ребус, загадку, исследуют звуки,

дают характеристику звукам

Вместе с учителем формулируют учебную задачу, отвечают на вопросы учителя








































Ответы детей







Дети в парах подбирают слова и называют их.

5. Слого-звуковой анализ слова

Слайд 7


  • Работа в паре. Разгадайте ребусы. Составьте схемы слов

Дрова - дро – ва Дятел – дя – тел

-Молодцы. Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Отгадывают ребусы, составляют слогоз-вуковую модель слова, проверяют запись на доске, оценивают

6. Физминутка

Раз – согнуться – разогнуться,

Два – нагнуться, подтянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Девять, десять – сказку снова в гости просим.

Выполняют профилактику утомления.


7. Работа с иллюстрацией. (Учебник с. 104)






















8. Работа с текстом с. 105










9. Работа над многозначностью слова.

Слайд 8



Знакомство с собакой-водолазом..




5. Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

А я волчок — серый бочок.

Иди к нам жить!


- Ребята, а чтобы волчок — серый бочок войти в Теремок нам нужно выполнить задание в учебнике :

  • Работа с учебником с. 104-106

- А теперь откройте учебники на с.104.

  • Рассмотрим иллюстрацию на тему «Морские сокровища».

- А кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? (Водолазы, аквалангисты)

Водолаз: - специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением .

- По картинке найдите слова в которых есть буква «Д» (Клад, водолаз)

- Что увидели водолазы в море? (Сокровище, клад)

- Каких морских обитателей они встретили? (Осьминог, рыбы)

-Составьте предложения с этими словами.

  • Чтение текста на стр.105

Вопросы:

- Где ведут работы водолазы?

- Какая у них работа?

- Чьи папы работают водолазами?

- Чем занимаются водолазы на дне реки?

- Где теперь идут поезда?

- Сколько здесь предложений? (5)

- Найдите слова с буквой «Д»

- Прочитайте 3 предложение. Сколько в нем слов с буквой Д? (3 – Надя, Дима, водолазы)


- Может ли слово водолаз иметь другое значение? (Порода собак : Водолаз - сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения утопающих.

- Для чего люди разводят таких собак?

- Что вы можете сказать о слове «водолаз»? (Пишется одинаково, но . имеет два значения – оно многозначное).

- Подумайте. Есть ещё многозначное слово в котором пишется буква «Д» - Это слово блестит в небе, это слово можно встретить на дне океана, её могут нарисовать дети…Что это такое? (Звезда)






Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы











Читают текст





Рассматривают картинку с породой собаки-водолаза, читают определение

10. Родственные слова

(учебник, с. 105)

ВОДА ВОДОПАД

ПОДВОДНЫЕ ВОДОЛАЗ ВОДНЫЕ

- Прочитайте слова.

- Разделите слова на слоги, определите сколько в словах букв и звуков

- Как вы думаете от какого слова произошли все слова?

- Такие слова называют родственные.


-Молодцы. Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.


Сравнивают слова, определяют наличие общей части слова, знакомятся с новыми понятиями

V. Закрепление знаний и способов действий

Работа в группах

1.Вычленение слов с буквой «д» , звукобуквенный анализ слов





Слайд 9


6. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

Я, волчок — серый бочок. А ты кто?

А я медведь косолапый.

Иди к нам жить!

  • Игра «Найди лишнее слово» Дети, Денис, забор, дерево


- Какое слово лишнее? Забор – начинается на букву «З», а остальные – начинаются на букву «Д».

- Определите сколько в словах букв и сколько звуков.

- Молодцы. И стали они жить все вместе в дружбе и в согласии….



Находят слова с буквой «Д», вычленяют лишнее, доказывают свой выбор, делают звукобуквенный анализ слов

2. .Работа с пословицами


Слайд 10

  • Работа в парах.

- Подумай и ответь. Какая пословица подходит к нашей сказке? Почему?

1. В тесноте , да не в обиде.

2. Знает сорока, где зиму зимовать.

3. Согласие крепче каменных стен.

Знакомятся с новыми понятиями, осмысление значений пословиц

VI. Рефлексия

- Вам понравился урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Кто считает, что он хорошо поработал на уроке?

- Какие задания были трудными для вас?

- Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем

И читать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!


Оценивают свою работу на уроке





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!