В развитии китайской политико-правовой мысли можно выделить две основные линии. Если Конфуций и его последователи опирались на совокупность этических категорий и создавали концепции патерналистского государства, то Шан Ян и его последователи, легисты («законники»), использовали категориальный аппарат древнекитайского права и создавали модели авторитарного государства, активно влияющего на экономические, социальные и политические процессы.
Шан Ян был выходцем из обедневшей семьи аристократов в царстве Вэй, из-за чего его называли «вэйским Яном». Побочный сын правителя, Ян занимал невысокий пост чжуншуцзы (секретарь) при первом министре Гун Шу-цзо. Пытаясь выдвинуться, он предложил правителю план реформ в рамках легистской идеологии. Получив отказ, Гунсунь Ян оставил родину и в 361 году до н. э. поступил на службу к правителю царства Цинь Сяо-гуну, став постепенно первым советником.
С 356 года до н. э. Шан Ян провел ряд экономических и политических реформ, направленных на абсолютизацию власти, положения аристократии, укрепление общинной верхушки. Стройный план Шан Яна прежде всего был нацелен на централизацию, увеличение военной мощи и рост производства. Все отвлекающие от этого занятия — развлечения, музыка, изучение наук, торговля — объявлялись «паразитами», способствующими ослаблению государства, и подлежали фактическому преследованию. В ходе административной реформы царство Цинь разделялось на 31 уезд во главе с губернаторами, назначенными правителем. Знати и чиновникам строго запрещалось вести личные дела или преследовать корыстные цели. За нарушение запретов, следовали суровые наказания.
Новые законы стали обязательными под угрозой наказания для всех подданных, включая наследника престола. Беспощадные наказания заставили циньцев неукоснительно соблюдать царские указы.
В результате деятельности Шан Яна были ликвидированы привилегии родовой аристократии, и власть в стране перешла к бюрократии. Было провозглашено, что знатность будет зависеть не от рода, а от личных заслуг отдельного человека на службе государству. Шан Ян рекомендовал в первую очередь выдвигать тех, кто доказал преданность государю на военной службе. Это открыло карьерные возможности способным лицам разного происхождения и уроженцам других государств
Одним из первоисточников китайского легизма был комплекс правовых нормативных актов «Тан люй шу-и»,автором которого был Чжаньсунь У-цзи (653 г. до н. э.). в Китае понятие закона (фа) выражалось иероглифом, в котором ключевой семантемой являлся символ ножа (китайские иероглифы, обозначающие сложные понятия, состоят из символов, обозначающих простые бытовые предметы).
Если смыслом и целью римского права было установление справедливости, т. е. воздаяние равным за равное, то китайское право в своей сущности было карательное, т. е. справедливость или гармония достигались через «отсечение» лишнего, не укладывающегося в эту гармонию.
В китайском праве не существует понятия равенства индивидов перед законом, не действует принцип соответствия наказания и преступления. Китайское право в своей сущности является не абстрактным, а конкретным.
Подчинение личности коллективу (государству или клану) проявлялось идействии правила круговой поруки. За преступления индивида отвечали егородственники или соседи. Но в то же время семья (клан) человека была единственным гарантом прав человека, которые функционировали на коллективном уровне.
В отличие от Конфуция Шан Ян (400-338 гг. до н. э.) был не философом-теоретиком, а чиновником-практиком, обобщившим свой опыт административного управления в «Книге правителя области Шан» («Шан цзюнь шу»).
Шан Ян критиковал Конфуция за утопизм его модели идеального этического государства, которое было рассчитано на идеальных людей и не имело никаких средств принуждения. Шан Ян, исправляя этот недостаток, создает полярно противоположную модель. Достоинством концепции Шан Яна в сравнении с концепцией Конфуция можно считать более реалистическое понимание сути политической власти, которая всегда связана с принудительным воздействием на подданных. Он различал два типа власти:
1) ван-дао (законная или легитимная власть);
2) ба-дао (власть, захваченная с применением силы).
Для Шан Яна эти два типа власти при их этической неравноценности являются политически идентичными. Для него «власть — это то, чем располагает лишь правитель».
В отличие от Конфуция Шан Ян считает, что смыслом деятельности правителя является не соблюдение норм права и морали, а создание эффективного государства. Политический реализм Шан Яна (за что его неоднократно называли «китайскимМакиавелли») практически не имеет сакрального и этического смысла.
Закон (фа) мыслитель понимает как систему наказаний, посредством которой создается государство. Цель такого закона — унификация поступков и мыслей человека. Поведение индивидов необходимо регламентировать с помощью государственного принуждения, а их личные интересы необходимо подчинить интересам государства.
Шан Ян поставил задачу государственного управления экономикой. Он выдвигает принцип такого управления: «сельское хозяйство - ствол, торговля и ремесло - ветви». Реализм Шан Яна предполагает, что стабильность аграрной экономики современного ему Китая можно обеспечить, только если государство будет содействовать развитию аграрного сектора через систему налоговых льгот, гарантированных закупок сельскохозяйственной продукции. Он ставит задачу предотвращения возникновения «ножниц цен», т. е. необоснованного завышения цен на ремесленную продукцию и занижения - на сельскохозяйственную.
Шан Ян не признает права индивида на частную собственность, т. к. это стимулирует имущественную дифференциацию, конфликты и разрушает государство. Государство получает монопольное право собственности на средства производства и потребления, неограниченные права конфискации имущества, изменения налогов, что и становится материальной базой для проведения активной новационной политики.
Но в своей крайней форме легизм оказался нежизнеспособен, что и привело к краху династии Цинь. В период сменившей ее династии Хань (III. до н. э. — III в. н. э.) легизм и конфуцианство соединились в синте-тическоое ортодоксальное ханьское конфуцианство. В рамках этого синте-законфуцианская мораль задавала стереотип поведения, а право с помощью угрозы наказаний запрещало от него уклоняться. Этот синтез был вы-ражен формулой: «там, где недостает «ли», следует применять «фа»; то, что наказуемо по «фа», не Может быть дозволено по «ли», то, что позволено по «ли»", не может быть наказуемо по «фа».
Значение идей Шан Яна
Идеи оказали воздействие как на современников, так и на последующие поколения. Благодаря их внедрению циньские цари менее чем за век сумели превратить государство в сильнейшее из семи царств («Сражающиеся царства» эпохи Чжаньго), что дало возможность для Цинь Шихуана объединить Китай. Однако в древности оценка деятельности Шан Яна не была однозначной. Признавая практические результаты, многие мыслители не могли смириться с рядом положений легизма, развитых Шан Яном. Так, не находили понимания идея врожденной порочности человека, идея пользы войны и агрессивной внешней политики, идея установления общего свода наказаний, идея круговой поруки при ответственности за преступление, идея запрета на свободное распространение учений, физическое уничтожение письменных произведений, противоречивших легизму. Однако многовековая борьба с учением Шан Яна привела лишь к формальной победе, поскольку в ходе борьбы остальные китайские философско-политические учения (в том числе конфуцианство) утратили первоначальные черты, вобрав положения легизма, включая вызывавшие наибольшее отторжение.
Шан Ян был сторонником милитаризма, превратившим Цинь в одно из сильнейших царств, поощрял сельское хозяйство и ремесла, в популистских целях обращал в рабство купцов, распустил невоенную аристократию.
Шан Ян в современной историографии прежде всего известен как человек, впервые сформулировавший законченные принципы тоталитарного государства. До нашего времени сохранился принадлежащий Шан Яну трактат «Книга Правителя области Шан».