СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопровождение начинающих педагогическую деятельность в ГАПОУ СО «ЕАДК» как один из инструментов реализации системы наставничества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопровождение начинающих педагогическую деятельность в ГАПОУ СО «ЕАДК» как один из инструментов реализации системы наставничества

Неверова Ирина Юрьевна, методист, преподаватель

ГАПОУ СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»

 

В соответствии с основными направлениями Закона «Об образовании в РФ» и Профессиональных стандартов, 2023 год объявлен «Годом педагога и наставника».

Так же на основании письма Министерства просвещения № 657 от 21 декабря 2021 года и распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р утверждены принципы внедрения системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Поэтому приоритетными задачами развития системы среднего профессионального образования в свете объявленного «Года педагога и наставника» являются два направления:

  • разработка и внедрение системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, среднего профессионального, дополнительного образования;
  • необходимость стимулирования педагогических работников, осуществляющих наставническую деятельность, и мониторинг работы

«наставник – наставляемый».

Наставничество - это универсальная модель построения отношений внутри образовательной организации и технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

Новых сотрудников, приходящих работать в наш колледж, можно разделить на входные группы:

  • молодые специалисты после окончания учебного заведения;

 

  • педагоги из других образовательных учреждений;
  • педагоги, имеющие перерыв в педагогической деятельности;
  • специалисты с производства.

Для формирования системы наставничества в колледже разработано Положение о наставничестве и программа, в соответствии с которыми издается Приказ директора о закреплении наставников к педагогическим работникам, педагогический стаж которых менее трех лет и назначается куратор наставников.

Целью программы является раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях.

С помощью этой программы решаются следующие задачи:

  • создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов;
  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности;
  • увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
  • создание эффективного обмена профессиональным опытом;
  • ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива колледжа, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога;
  • снижение текучести кадров.

Реализация программы рассчитана на один учебный год и включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели. Этап 2. Формирование базы наставляемых.

Этап 3. Формирование базы наставников.

 

Этап 4. Закрепление наставников.

Этап 5. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп. Этап 6. Завершение внедрения Целевой модели

Этап 7. Мониторинг и корректировка программы наставничества.

Исходный профессиональный уровень обучаемого может быть самым разным: от полного отсутствия нужных навыков до «солидного багажа».

При составлении плана работы с новыми сотрудниками наставники ставят в приоритете следующие направления:

  • адаптация в новом образовательном учреждении и коллективе;
  • помощь по оформлению учебной и отчетной документации;
  • использование   педагогических   приемов   и   технологий   для   повышения образовательных достижений обучаемых;
  • профессиональное становление и подготовка к аттестации.

При назначении наставника учитываются результаты педагогической деятельности и профессиональный опыт, развитие личностных и профессиональных качеств, авторитет среди коллег и желание передавать свой опыт. Обязательно используются этический кодекс наставника: доброжелательность, ответственность, требовательность, терпение и тактичность. Учитывается и пожелание наставляемого, с кем хочется работать, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Составляется план мероприятий и алгоритм взаимодействия наставника с новым сотрудником.

Всех наставников контролирует куратор, он принимает отчеты по каждому запланированному мероприятию (рис.1).

Результатом работы наставников является высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую и методическую работу, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала.

 

 

Рис.1. База данных для контроля выполнения плана наставничества

Среди оцениваемых результатов:

  • повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
  • рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве преподавателя в колледже;
  • рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

 
 

В рамках программы наставничества так же реализуется проект «Школа молодого педагога». Все наставляемые обязаны эти мероприятия посещать, выполнять задания, получая квалифицированную помощь своего наставника в соответствии с планом работы школы (рис.2).

 

Рис.2. План работы «Школы молодого педагога»

 

Программа отражает новый этап в развитии колледжа. В ней представлены цель, задачи, стратегия и тактика развития наставничества в колледже, определены мероприятия, проводимые в рамках реализации формы наставничества «преподаватель – преподаватель».

Управление программой осуществляют куратор проекта и наставники под руководством директора колледжа.

Основная функция куратора – определение наставников и наставляемых, курирование наставников по согласованному плану работы, контроль действий наставников и наставляемых по выполнению запланированных мероприятий, анализ достижения полученных показателей реализации программы наставничества.

Ход работы по реализации программы наставничества обсуждается и анализируется на методическом совете колледжа.

Корректировка программы наставничества и анализ целевых показателей осуществляется в соответствии с положением о реализации целевой модели наставничества в ГАПОУ СО «ЕАДК».

Просмотр содержимого документа
«Сопровождение начинающих педагогическую деятельность в ГАПОУ СО «ЕАДК» как один из инструментов реализации системы наставничества»

Сопровождение начинающих педагогическую деятельность в ГАПОУ СО «ЕАДК» как один из инструментов реализации системы наставничества

Неверова Ирина Юрьевна, методист, преподаватель

ГАПОУ СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»


Ключевые слова: год педагога и наставника, наставник «педагог-педагог», школа молодого педагога, профессиональный рост от начинающего педагога до квалифицированного.

Аннотация: В статье раскрыта информация о системе наставничества и сопровождения педагогов в ГАПОУ СО «ЕАДК».


В соответствии с основными направлениями Закона «Об образовании в РФ» и Профессиональных стандартов, 2023 год объявлен «Годом педагога и наставника».

Так же на основании письма Министерства просвещения № 657
от 21 декабря 2021 года и распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р утверждены принципы внедрения системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Поэтому приоритетными задачами развития системы среднего профессионального образования в свете объявленного «Года педагога и наставника» являются два направления:

  • разработка и внедрение системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, среднего профессионального, дополнительного образования;

  • необходимость стимулирования педагогических работников, осуществляющих наставническую деятельность, и мониторинг работы «наставник – наставляемый».

Наставничество - это универсальная модель построения отношений внутри образовательной организации и технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

Новых сотрудников, приходящих работать в наш колледж, можно разделить на входные группы:

  • молодые специалисты после окончания учебного заведения;

  • педагоги из других образовательных учреждений;

  • педагоги, имеющие перерыв в педагогической деятельности;

  • специалисты с производства.

Для формирования системы наставничества в колледже разработано Положение о наставничестве и программа, в соответствии с которыми издается Приказ директора о закреплении наставников к педагогическим работникам, педагогический стаж которых менее трех лет и назначается куратор наставников.

Целью программы является раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях.

С помощью этой программы решаются следующие задачи:

  • создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов;

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности;

  • увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

  • создание эффективного обмена профессиональным опытом;

  • ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива колледжа, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога;

  • снижение текучести кадров.

Реализация программы рассчитана на один учебный год и включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели.

Этап 2. Формирование базы наставляемых.

Этап 3. Формирование базы наставников.

Этап 4. Закрепление наставников.

Этап 5. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп.

Этап 6. Завершение внедрения Целевой модели

Этап 7. Мониторинг и корректировка программы наставничества.

Исходный профессиональный уровень обучаемого может быть самым разным: от полного отсутствия нужных навыков до «солидного багажа».

При составлении плана работы с новыми сотрудниками наставники ставят в приоритете следующие направления:

  • адаптация в новом образовательном учреждении и коллективе;

  • помощь по оформлению учебной и отчетной документации;

  • использование педагогических приемов и технологий для повышения образовательных достижений обучаемых;

  • профессиональное становление и подготовка к аттестации.

При назначении наставника учитываются результаты педагогической деятельности и профессиональный опыт, развитие личностных и профессиональных качеств, авторитет среди коллег и желание передавать свой опыт. Обязательно используются этический кодекс наставника: доброжелательность, ответственность, требовательность, терпение и тактичность. Учитывается и пожелание наставляемого, с кем хочется работать, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Составляется план мероприятий и алгоритм взаимодействия наставника с новым сотрудником.

Всех наставников контролирует куратор, он принимает отчеты по каждому запланированному мероприятию (рис.1).

Рис.1. База данных для контроля выполнения плана наставничества

Результатом работы наставников является высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую и методическую работу, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала.

Среди оцениваемых результатов:

  • повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

  • рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве преподавателя в колледже;

  • рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

В рамках программы наставничества так же реализуется проект «Школа молодого педагога». Все наставляемые обязаны эти мероприятия посещать, выполнять задания, получая квалифицированную помощь своего наставника в соответствии с планом работы школы (рис.2).

Рис.2. План работы «Школы молодого педагога»

Программа отражает новый этап в развитии колледжа. В ней представлены цель, задачи, стратегия и тактика развития наставничества в колледже, определены мероприятия, проводимые в рамках реализации формы наставничества «преподаватель – преподаватель».

Управление программой осуществляют куратор проекта и наставники под руководством директора колледжа.

Основная функция куратора – определение наставников и наставляемых, курирование наставников по согласованному плану работы, контроль действий наставников и наставляемых по выполнению запланированных мероприятий, анализ достижения полученных показателей реализации программы наставничества.

Ход работы по реализации программы наставничества обсуждается и анализируется на методическом совете колледжа.

Корректировка программы наставничества и анализ целевых показателей осуществляется в соответствии с положением о реализации целевой модели наставничества в ГАПОУ СО «ЕАДК».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!