СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соревновательно-игровой метод на уроках борьбы с элементами единоборств.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни важна не победа, но борьба; главное - не выиграть, но достойно бороться.

                        Пьер де Кубертен.

Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала.

Просмотр содержимого документа
«Соревновательно-игровой метод на уроках борьбы с элементами единоборств.»

Соревновательно-игровой метод на уроках борьбы с элементами единоборств.

5– 9 класс.

1. Игры с преимущественным развитием скоростных качеств.


1. Падающая палка.

Основная цель. Развитие внимания и быстроты двигательной реакции. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с контрприемом на начало атаки соперника.

Организация. Играющие ученики становятся в заранее очерченный круг радиусом 4-5 метров и рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свой порядковый номер. Назначается водящий, который получает гимнастическую палку и ставит ее вертикально на ковер в центр круга, слегка придерживая ее одной рукой сверху.

Проведение. Водящий по своему усмотрению называет порядковый номер любого участника игрока, отпускает палку из руки и отбегает к остальным играющим за черту круга. Участник, номер которого был назван, должен успеть подбежать и схватить оставленную палку, прежде чем она упадет на ковер. После чего он, в свою очередь, исполняет роль водящего. Игрок, не успевший схватить падающую палку, выбывает из игры и сходит с ковра.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется меньше половины участников, которые и признаются самыми быстрыми и внимательными.

Примечание. Исходя из подготовленности играющих учеников, радиус круга можно увеличивать или уменьшать.


  1. «Забегание по кругу»

Два игрока принимают положение лежа лицом друг к другу с упором на правую руку, причем обе они располагаются в одной точке. По сигналу забеганием по кругу (по часовой стрелке) соперники стремятся догнать друг друга и обхватить свободной рукой за туловище сзади. 3-5-7 раз.

Методические указания. Во время состязания на разрешается убирать из условной точки или отрывать от пола опорную руку; высоко поднимать таз от пола; вставать на ноги.


  1. «Борьба за выгодное положение»

Партнеры стоят одноименным боком друг к другу, ближние руки соединены обусловленным захватом. По сигналу каждый игрок стремиться зайти своему сопернику за спину и свободной рукой обхватить его за туловище сзади. 3-5-7 раз.

Методические указания. Партнеры должны стоять боком по стойке «Смирно». Не разрешается вырывать руку из обусловленного захвата. Игру можно провести стоя на коленях.


  1. «Убереги руки

Находясь в положении упора лежа друг против друга, соперники по сигналу стремятся прижать своей рукой руку партнера к полу. За успешное выполнения задания победителю начисляется 1 очко. Продолжительность поединка 1-1,5 мин.

Методические указания. Следить за тем, чтобы игроки не поднимали высоко таз от пола, не касались пола коленом.



  1. «Наступи на носок»

Стоя лицом друг к другу и положив обе руки на плечи партнера, по сигналу каждый игрок, используя обманные движения ногами, старается своей ногой прижать ногу соперника к полу. Продолжительность поединка 1,5-2 мин. Вариант: условия игры те же, но соперники располагают руки у себя за спиной.

Методические указания. Контролировать, чтобы во время поединка участники не меняли обусловленные захваты, не убегали от партнера.



  1. Займи свое место.

Основная цель. Развитие быстроты, внимания и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для приемов борьбы, выполняемых в движении по ковру.

Организация. Стоя на борцовском ковре. Играющие делятся на 2 команды, которые выстраиваются по росту напротив друг друга, рассчитываются по порядку и запоминают свой порядковый номер.

Проведение. По сигналу педагога – один свисток – все игроки обеих команд начинают свободно бегать и резвиться в пределах своего ковра. Через некоторое время по сигналу – два свистка – играющие должны как можно быстрее возвратится назад и встать на свое порядковое место в командной шеренге. Победа присуждается той команде, участники которой построятся быстрее и точнее.

Игра повторяется два – три раза.



2. Игры с преимущественным развитием координации и ловкости.


1. «Шапки»

Является отличным способом отработки технических и тактических действий при ведении поединка. Правила позволяют полностью моделировать условия нападения и защиты от ударов руками в голову.

Число участников – 2 человека. На площадке чертится круг. Участники надевают на головы шапки (обычно – простые вязаные). Задача – снять шапку с головы соперника. Разрешается: блокировать руки соперника, уклоняться, выполнять захваты, снимать в прыжке и т.д. Запрещается: выполнять броски, подсечки, поправлять шапку руками, выходить из круга. В случае выхода из круга игра останавливается, участники встают в центр и возобновляют игру


  1. «Бой кенгуру»

Каждый игрок располагает между ног пластмассовый кубик и сжимает его ногами, стараясь не уронить его на пол. По сигналу, прыгая на обеих, каждый стремиться толчками обеих ладоней в грудь или ладони партнера вынудить его выронить кубик. За каждое его падение на пол победителю назначается 1 очко. Продолжительность поединка 1-1,5 мин.

Методические указания. Если игра проводится в круге, то за каждое выталкивание соперника из круга присуждается 1 очко. Не разрешается производить захваты за пуки, одежду, толчки в лицо. Вместо кубика можно использовать баскетбольные и набивные мячи.


  1. «Пятнашки в парах»

Каждый участник получает задание первым коснуться той или иной части тела соперника. Условия могут быть самыми разнообразными: осалить одной или двумя руками, коснувшись ноги, руки, поясницы, затылка, лопатки соперника.

Методические указания. Данные задания выполняют на месте, стоя в полный рост или на коленях, передвигаясь по ограниченной площадке или по всему залу. На выполнение каждого задания отводится не более 1 мин.


  1. «Третий лишний»

Одному из трех участников игры дается задание, наклоняясь вперед, обхватить сзади туловище партнера, соединить руки в замок на его поясе и не дать возможности свободному третьему игроку коснуться своей спины. Игроки в паре маневрируют, впереди стоящий своими активными действиями – ратавлением рук, перемещениями, захватами – препятствует выполнению задачи третьему игроку. Если свободный игрок достигает поставленной цели, впередистоящий игрок становится лишним. Побеждает в игре тот, кто за время проведения игры был меньшее количество раз запятнанным.

Методические указания. Если сзади стоящий игрок во время проведения игры распускает захват, то он проигрывает схватку.



  1. «Борьба за ленточку»

Цветную ленточку длиной 15-20 см. каждый участник располагает в различных частях своей одежды: за поясом спортивных брюк, в одном из карманов курточки или брюк, в спортивной обуви, помещая её так, чтобы конец ленточки выступал наружу не менее чем на 7-10 см. По сигналу соперники, используя перемещения, захваты, обманные движения, стремятся завладеть ленточкой соперника и в то же время сохранить свою собственную, Продолжительность поединка 1-1,5 мин.

Методические указания. Условия поединка можно разнообразить – помещать одновременно две-три ленточки в разных местах одежды. Во время игры не разрешается трогать руками свою лент



3. Игры с преимущественным развитием устойчивости и равновесия.


  1. Выведение из равновесия.

Основная цель. Развитие устойчивости тела при атаке соперника, координационных способностей и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с борьбой в стойке.

Организация. На борцовском ковре проводят 2-3 прямые параллельные линии с интервалом 2 метра. Играющие делятся на 2 равные команды. Из представителей разных команд произвольно, по взаимному желанию участников составляются примерно равносильные конкурирующие пары. Которые размещаются на указанных линиях. Расстояние между парами около 2 метров. Соперники по паре становятся лицом друг к другу. На расстояние вытянутой руки, расположив стопы одну за другой строго на линии.

Проведение. По сигналу педагога каждый игрок с помощью обманных движений, расчетливых рывков или толчков старается вывести своего соперника по паре из состояния равновесия и заставить его сойти с контрольной линии хотя бы одной ногой. Тот, кто сможет этого добиться, приносит своей команде одно очко.

Игра повторяется несколько раз, с попеременной сменой выставляемой вперед ноги. Победа присуждается команде, игроки которой наберет большее количество очков.


  1. «Удержись на ногах»

Соперники стоят друг перед другом на расстоянии шага, ноги на ширине плеч, руки перед грудью ладонями вперед. По сигналу оба, применяя толчки в ладони друг друга в сочетании с обманными движениями, стремятся вынудить соперника сойти с места. Продолжительность игры 1-1,5 мин. Варианты: 1) те же условия игры, но соперники стоят на одной ноге; 2) соперники находятся в положении приседа друг перед другом.

Методические указания. Для лучшего контроля можно на полу вокруг каждого участника нарисовать квадрат со стороной 1м, в котором и находятся игроки. Если один из соперников заступит за линию, он проигрывает, а победителю присуждается 1 очко.



  1. «Проворная рука»

Участники занимают положение упора лежа друг перед другом на расстоянии шага. По сигналу каждый, применяя рывки за руку, старается вывести из равновесия соперника и вынудить его коснуться какой либо частью тела пола, кроме ступней о опорных рук.

Методические указания. Обращать внимание, чтобы игроки не поднимали таз высоко от пола, не перемещались назад с положенной дистанции.




  1. «Коты на ограде»

Два игрока стоят лицом друг к другу на рейке перевернутой гимнастической скамейки, носок сзади стоящей ноги касается пятки впереди стоящей, правая рука впереди, левая - за спиной. По сигналу каждый, нанося легкие удары своей ладонью по ладони соперника и избегая его ударов, старается вывести из равновесия, вынудить сойти со скамейки. Количество попыток нечетное.

Методические указания. Следить за тем, чтобы игроки во время удара не захватывали партнера за руку.


  1. «Борьба на линии»

Игроки, стоя на линии в 1м друг от друга, захватив одноименную руку партнера за большой палец и используя этот захват, стремятся вынудить своего соперника сойти с линии. Продолжительность игры 1-1,5 мин.

Методические указания. В ходе поединка запрещено помогать свободной рукой. Вариант: 1) захват за одну руку 2) захват обеими руками



4. Игры с преимущественным развитием силовых качеств.


  1. Игра «Вытолкай соперника за линию»


Цель игры: Развитие физических качеств занимающихся, быстроты перемещений, координации движений, приложению дифференцированных усилий и развитие умения вести элементарную борьбу.


Инвентарь: Два пояса (разного цвета).


Правила игры: Один из играющих становятся спиной к сопернику, другой захватывает его двумя руками за пояс. Задача играющих, вытолкать своего соперника за начерченные или обозначенные линии (как показано на рисунке). Разрывать захват во время игры запрещено.


После окончания игры и выявления победителя, играющие должны поменяться местами, или могут поменяться захват за пояс (хват сверху или хват снизу).


Методические указания. При осуществлении движения соперников преподаватель, проводящий игру должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих.

Варианты для усложнения игры:

  1. Увеличить расстояние до линий финиша.

  2. Увеличить весовую категорию соперника.

  3. Повторить игру еще раз.


  1. П ри силовом равенстве соперников игру можно увеличивать или ограничивать по времени ее проведения.








  1. «Вытолкай соперника за линию»


  1. «Борьба за мяч»

Стоя лицом друг к другу, соперники равноценным захватом обеими руками удерживают набивной мяч. По сигналу каждый пытается овладеть мячом и, сделав это, должен поднять его над головой. Количество попыток нечетное.

Варианты:

1) соперники стоят на коленях лицом друг к другу;

2) соперники, сидя спиной друг к другу, равноценным захватом удерживают мяч над головой.

Методические указания. Победа присуждается тогда, когда мяч поднят над головой.



  1. «Вынеси из круга»

Оба игрока становятся в центр круга. По сигналу каждый старается, обхватив руками соперника, поднять его и вынести из круга, не давая возможности коснуться ногами пола. Продолжительность схватки 1,5-2 мин.

Методические указания. Партнеры подбираются одинаковые по весу. Запрещается упираться руками в лицо и в шею соперника, цепляться ногами за ноги партнера, делать подножки. Вариант: То же самое, но играют командами.



  1. «Стенка на стенку»

Один из способов отработки командных действий. В прямом смысле позволяет ощутить “локоть товарища” и “дружеское плечо”.

Число участников практически не ограничено.

На площадке проводятся три линии: одна по центру, две других - параллельно центральной (расстояние от каждой боковой до центральной - 3м).

Члены команды выстаиваются в одну шеренгу, затем плотно сцепляются друг с другом, выставив левое плечо в сторону команды соперников (образуют “стенку”). Те же действия совершает противоположная команда. Затем команды сходятся на центральной линии (выполняют “сходку”).

Задача - вытолкнуть “стенку” соперников за чужую боковую линию. Игра начинается по сигналу. Запрещается: наносить любые виды ударов, разрывать “стенку”. Играется до трех побед.

Варианты правил: по мере освоения игры, “сходки” выполняются с различного расстояния.


  1. Игры в касания.

Игры в касание проводятся в виде кратчайшего (10–15 сек.) поединка между двумя спортсменами на ограниченной площади ковра. Побеждает тот, кто раньше коснется обусловленной части тела соперника.

Игры в блокирующие захваты.

В этих играх один из спортсменов на несопротивляющемся сопернике выполняет определенный захват и по сигналу тренера пытается удержать его до конца схватки, а партнер получает задание освободиться от захвата. Побеждает тот, кто решит свою задачу. Затем самбисты меняются ролями.

Игры в атакующие захваты.

Атакующий спортсмен пытается осуществить заранее обусловленный захват, а контратакующий – навязывает противоположный. Выигрывает тот, кто зафиксирует захват в течение трех секунд.

Игры в теснения.

Эти игры проводятся на ограниченной площади. Победа присуждается тому, кто вынудил партнера наступить на черту площадки или выйти за ее пределы. Число поединков может варьироваться в пределах 3-7. Общая победа присуждается самбисту, добившемуся наибольшего количества побед.


  1. Игра «Вытащи соперника из круга»


Цель игры: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты перемещений, координации движений, дифференцированных усилий, умение вести элементарное единоборство.


Инвентарь: Два пояса (разного цвета).


Правила игры: Играющие входят в начерченный мелом (или заранее подготовленный круг) и становятся спиной друг к другу, захватив

одноименными руками за пояс. Задача играющих одной рукой взявшись за пояс вытащить соперника из круга. Разрывать захват играющим запрещается.


После окончания игры и выявление победителя, играющие осуществляют захват другой рукой за пояс, и игра возобновляется вновь.


Варианты для усложнения игры:

  1. Увеличить диаметр круга.

  2. Увеличить весовую категорию соперника.

  3. Увеличить количество повторений игры.

  4. Установить время игры.

  5. Начинать игру только по определенному сигналу (для воспитания быстроты реакции на определенный сигнал).

Методические указания. При осуществлении движения соперников спиной вперед преподаватель должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих.



«Вытащи соперника из круга»


Игра «Затащи соперника в свой круг»


Цель игры: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты перемещений, координации движений, дифференцированных усилий, умение вести единоборство.


Инвентарь: Два обруча и два пояса (разного цвета).


Правила игры: Играющие становятся спиной друг к другу, захватив одноименными руками за пояс. Перед соревнующимися, на одинаковом расстоянии, кладутся обручи (смотри рис.). Задача играющих, одной рукой затащить соперника в свой обруч. Вместо обруча может быть начерчен круг. Разрывать захват играющим запрещается.


После окончания игры и выявление победителя, играющие осуществляют захват другой рукой за пояс, и игра возобновляется вновь.

Варианты для усложнения:

  1. Увеличить расстояние до обруча.

  2. Увеличить весовую категорию соперника.

  3. Установить время проведения игры.

4. Повторить игру еще раз. Методические указания. При осуществлении движения соперников спиной вперед преподаватель должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих.




«Затащи соперника в свой круг»


































Соревновательно-игровой метод на уроках борьбы с элементами единоборств.

10-11 класс.


  1. Игры с преимущественным развитием координации и ловкости.


  1. «Шапки»

Является отличным способом отработки технических и тактических действий при ведении поединка. Правила позволяют полностью моделировать условия нападения и защиты от ударов руками в голову.

Число участников – 2 человека. На площадке чертится круг. Участники надевают на головы шапки (обычно – простые вязаные). Задача – снять шапку с головы соперника. Разрешается: блокировать руки соперника, уклоняться, выполнять захваты, снимать в прыжке и т.д. Запрещается: выполнять броски, подсечки, поправлять шапку руками, выходить из круга. В случае выхода из круга игра останавливается, участники встают в центр и возобновляют игру.


  1. Игра «Захвати пояс противника»


Цель игры: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты перемещений, координации движений, дифференцированных усилий и умения вести единоборство.

Инвентарь: Два пояса (разного цвета).


Правила игры: Играющие входят в начерченный мелом (или заранее подготовленный круг) становятся лицом друг к другу, при этом одну руку, (определенную преподавателем), держат за спиной. Задача играющих, стараться первым захватить пояс соперника.


Методические указания. При осуществлении перемещений нельзя выходить за пределы круга. При противоборстве играющих преподаватель должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих.


После окончания игры и выявления победителя, играющие меняют руку и игра возобновляется вновь.


«Захвати пояс противника»

Варианты для усложнения:

  1. Подбирать для игры соперников имеющих разный рост.

  2. Начинать игру строго по определенному сигналу.

3 . Повторить игру еще раз

  1. «Борьба за выгодное положение»

Два игрока, стоя лицом друг к другу, пытаются зайти за спину соперника и руками обхватить его туловище сзади. Захватившему партнера таким способом засчитывается победа или присуждается 1 очко. Продолжительность игры 2мин. Вариант: те же условия игры, но соперники стоят на коленях.

Методические указания. Во время поединка нельзя захватывать соперника за одежду.


  1. «Петушиный бой»

В круге диаметром 3 м лицом друг к другу, стоя на одной, а другую поддерживая двумя руками за голень, находятся два игрока. Упираясь плечом и грудью, соперники стремятся заставить друг друга оставить пределы круга или коснуться другой ногой пола. Победителю в поединке зачисляется 1 очко.


  1. «Ручной мяч на матах»

На расстоянии 2-3 м от каждой лицевой линии за ковром, кладется набивной мяч, попадание в который игровым (набивным) мячом и является целью игры, за что начисляется команде 1 очко. Участники делятся на две команды по 5-6 человек. Игра продолжается 10 мин. В процессе игры разрешается захватывать соперника , владеющим мячом, всеми дозволенными в борьбе захватами, блокировать свободного соперника, передавать мяч по воздуху, по ковру, из рук в руки, передвигаться с мячом в руках.

Методические указания. Не разрешается захватывать, делать подножки игроку, не владеющему мячом, стоять к сопернику, выполняющему свободный бросок, ближе чем на 2 шага. Игрок, заступивший за пределы ковра хотя бы одной ногой, не имеет права вмешиваться в игру. Мяч, оказавщийся за пределами ковра по вине игрока одной из команд, за исключением случая попадания его в мяч-цель, считается вне игры и вводится в игру командой соперника. Если мяч, направленный в мяч-цель, останавливается игроком, находящимся вне игры (за пределами ковра), то атакующая сторона получает право на штрафной бросок с середины ковра в мяч-цель. Этот бросок можно производить любым способом. Побеждает команда, игроки которой наберут большее количество очков.


  1. «Падающая палка».

Основная цель. Развитие внимания и быстроты двигательной реакции. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с контрприемом на начало атаки соперника.

Организация. Играющие ученики становятся в заранее очерченный круг радиусом 4-5 метров и рассчитываются по порядку. Каждый запоминает свой порядковый номер. Назначается водящий, который получает гимнастическую палку и ставит ее вертикально на ковер в центр круга, слегка придерживая ее одной рукой сверху.

Проведение. Водящий по своему усмотрению называет порядковый номер любого участника игрока, отпускает палку из руки и отбегает к остальным играющим за черту круга. Участник, номер которого был назван, должен успеть подбежать и схватить оставленную палку, прежде чем она упадет на ковер. После чего он, в свою очередь, исполняет роль водящего. Игрок, не успевший схватить падающую палку, выбывает из игры и сходит с ковра.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется меньше половины участников, которые и признаются самыми быстрыми и внимательными.

Примечание. Исходя из подготовленности играющих учеников, радиус круга можно увеличивать или уменьшать.


2. Игры с преимущественным развитием устойчивости и равновесия.


  1. Игра «Наступи на ногу соперникам»


Цель игры: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты перемещений, координации движений, дифференцированных усилий.


Инвентарь: Пояса по количеству играющих (разного цвета), при отсутствии поясов можно взяться за руки.


Правила игры: Играющие образуют круг взявшись за пояса или за руки. Задача играющих наступать на стопы соперников находящихся справа и слева, одновременно не давая соперникам наступать на свои. Разрывать захват и выходить за пределы обозначенной площадки играющим запрещается.


Методические указания. При осуществлении движения соперников спиной вперед преподаватель должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих.


После окончания игры и выявления победителя, играющие меняются местами, осуществляют захват за пояс или за руки и игра возобновляется вновь.


Варианты для усложнения:


1.Увеличить диаметр круга или площадки.

2.Увеличить весовую категорию соперников находящихся справа и

слева.

3. Увеличить или уменьшить время проведения игры.

4. Дать определенное количество касаний стопы соперника.

5. Повторить игру еще раз.


  1. «Выбивание опоры»

Оба игрока занимают положение упора лежа напротив друг друга на расстоянии шага. По сигналу каждый участник старается вывести из равновесия своего партнера, лишив его опоры подсекающими движениями руки.

Методические указания. Во время Иры не разрешается захватывать соперника за руку, касаться пола коленом и животом.




  1. Игра «Перетащи соперника на свою сторону»


Цель игры: развитие скоростно-силовых качеств, быстроты перемещений, координации движений, дифференцированных усилий, умения вести единоборство.

Инвентарь: Два пояса (разного цвета).


Правила игры: Играющие становятся одноименным боком друг к другу, упираясь стопой в стопу соперника и осуществляют захват одной рукой за пояс. Задача играющих перетащить соперника на свою сторону. Разрывать захват играющим запрещается.


«Перетащи соперника на свою сторону»

Методические указания. При противоборстве играющих преподаватель должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих.


После окончания игры и выявления победителя, играющие становятся другим боком и игра возобновляется вновь.


Варианты для усложнения:

1. Увеличить весовую категорию соперника.


2. Повторить игру еще раз.

3. Начинать игру строго по определенному сигналу.


  1. Игра «Вытолкни плечом соперника из круга сохранив равновесие»


Цель игры: развитие скоростно-силовых качеств и чувства равновесия, координации движений, дифференцированных усилий и умение вести элементарное единоборство.


Инвентарь: Два пояса(разного цвета)


Правила игры: Играющие, входят в начерченный мелом (или заранее подготовленный круг) становятся лицом друг к другу и осуществляют «захват» одноименными плечами, головы в сторону.


Задача играющих стараться первым или сбить соперника на ковер (заставить его коснуться ковра любой другой частью тела), или вытолкнуть за пределы очерченного круга.

Методические указания. При осуществлении перемещений нельзя выходить за пределы круга. Запрещается упираться головой в соперника. При противоборстве играющих преподаватель должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих. После окончания игры и выявления победителя, играющие меняют захват, и игра возобновляется вновь.



«Вытолкни плечом соперника из круга сохранив равновесие»

Варианты для усложнения:

  1. Увеличить весовую категорию соперника.

  2. Начинать игру строго по определенному сигналу.

3. Повторить игру еще раз.


  1. Выведение из равновесия.

Основная цель. Развитие устойчивости тела при атаке соперника, координационных способностей и расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с борьбой в стойке.

Организация. На борцовском ковре проводят 2-3 прямые параллельные линии с интервалом 2 метра. Играющие делятся на 2 равные команды. Из представителей разных команд произвольно, по взаимному желанию участников составляются примерно равносильные конкурирующие пары. Которые размещаются на указанных линиях. Расстояние между парами около 2 метров. Соперники по паре становятся лицом друг к другу. На расстояние вытянутой руки, расположив стопы одну за другой строго на линии.

Проведение. По сигналу педагога каждый игрок с помощью обманных движений, расчетливых рывков или толчков старается вывести своего соперника по паре из состояния равновесия и заставить его сойти с контрольной линии хотя бы одной ногой. Тот, кто сможет этого добиться, приносит своей команде одно очко.

Игра повторяется несколько раз, с попеременной сменой выставляемой вперед ноги. Победа присуждается команде, игроки которой наберет большее количество очков.


  1. Сбить с упора»

Один из участников принимает положение упора лежа, другой – становится между ног партнера и захватывает их под мышки на уровне бедер. По сигналу игрок, который стоит на ногах, движениями вперед, вправо, влево старается за 30сек. Заставить соперника потерять равновесие и коснуться пола животом или грудью. Затем игроки меняются ролями.

Методические указания. Следить за тем, чтобы игрок, находящийся внизу, не опускал голову.



3. Игры с преимущественным развитием силовых качеств.


  1. Борьба в квадрате.

Основная цель. Развитие силы движения взрывного характера, внимания и совместной согласованности действий. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий борьбы в стойке с рывковым преодолением сопротивления соперника.

Организация. Для осуществления игры необходимо заготовить яркую 12-14 метровую веревку со связанными концами, разложив ее на борцовском ковре в форме квадрата, и четыре контрольных предмета (флажки, конусы, мячи т.п.), которые кладутся за пределами игрового квадрата в 2–3 метрах от каждого его угла.

Играющие делятся на 4 команды, встающие в середину квадрата напротив отведенного каждой из них угла.

Проведение. По сигналу педагога конкурирующие команды бегут к своему углу, схватывают веревку и энергичными согласованными рывками стараются достать лежащие перед ними предметы.

Как только одной из команд удается овладеть своим предметом, она получает выигрышное очко и борьба приостанавливается с возвращением всех участников в исходное положение. Игра повторяется несколько раз, по усмотрению учителя.

Победа присуждается команде, завоевавшей большее количество очков.

Варианты игры. Ученики становятся снаружи квадрата, образованного веревкой, и каждая команда тянет в свою сторону, стараясь, не выпуская веревки из рук, достать отведенный ей предмет. При проведении игры используемые предметы необходимо разложить немного дальше от углов квадрата, ибо исходное положение от игроков до контрольных предметов в этом случае сокращаются.

  1. Игра «Затащи соперника за свою линию»


Цель игры: Развитие физических качеств занимающихся, быстроты перемещений, координации движений, приложению дифференцированных усилий и развитие умения вести элементарную борьбу.


Инвентарь: Два пояса (разного цвета).


Правила игры: Один из играющих становятся один спиной к сопернику, другой захватывает его двумя руками за пояс (рис 5.). Задача играющих , затащить своего соперника за начерченные или обозначенные линии (как показано на рисунке). Разрывать захват во время игры запрещено.


П осле окончания игры и выявления победителя, играющие должны поменяться местами, или могут поменяться захват за пояс (хват сверху или хват снизу).




«Затащи соперника за свою линию»


Методические указания. При осуществлении движения соперников преподаватель, проводящий игру должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих. Варианты для усложнения игры:


  1. Увеличить расстояние до линий финиша.

  2. Увеличить весовую категорию соперника.

3. При силовом равенстве соперников игру можно увеличивать или ограничивать по времени ее проведения.


4. Повторить игру еще раз.


  1. Игры в касания.

Игры в касание проводятся в виде кратчайшего (10–15 сек.) поединка между двумя спортсменами на ограниченной площади ковра. Побеждает тот, кто раньше коснется обусловленной части тела соперника.


  1. Игры в блокирующие захваты.

В этих играх один из спортсменов на несопротивляющемся сопернике выполняет определенный захват и по сигналу тренера пытается удержать его до конца схватки, а партнер получает задание освободиться от захвата. Побеждает тот, кто решит свою задачу. Затем самбисты меняются ролями.


  1. Игры в атакующие захваты.

Атакующий спортсмен пытается осуществить заранее обусловленный захват, а контратакующий – навязывает противоположный. Выигрывает тот, кто зафиксирует захват в течение трех секунд.


  1. Игры в теснения.

Эти игры проводятся на ограниченной площади. Победа присуждается тому, кто вынудил партнера наступить на черту площадки или выйти за ее пределы. Число поединков может варьироваться в пределах 3-7. Общая победа присуждается самбисту, добившемуся наибольшего количества побед.


  1. «Перетягивание, сидя на полу»

Игроки садятся на пол лицом друг к другу так, чтобы ступни разведенных в стороны ног одного упирались в ступни другого, разноименные руки соединены в замок. По сигналу каждый игрок тянет на себя руки, стремясь таким способом приподнять соперника над полом и продержать в таком положении 5 сек. Количество попыток не четное.

Методические указания. Следить за тем, чтобы игроки не сгибали ноги в коленях. Если игрок умышленно распускает захват, ему засчитывается поражение.

  1. «Выталкивание из круга»

Оба играющих, находясь в круге и заложив обе руки за спину, по сигналу учителя стремятся вытолкнуть боком или грудью соперника из круга. Вышедший из круга проигрывает.

Методические указания. Предупредить играющих, что за грубую игру и нарушение правил засчитывается поражение. Руки должны быть все время за спиной. Толкать можно только боком или грудью.




  1. «Бычки»

На пол мелом наносят квадрат размером 3х3 м, и каждая сторона обозначается цифрами 1, 2, 3, 4. В квадрат входят двое игроков , и по сигналу каждый из них стремиться вытолкнуть боком или грудью соперника за пределы квадрата. Если игроку удалось вытолкнуть партнера через сторону «4», ему начисляется 4 очка, если через сторону «3» - 3 очка и т.д. Продолжительность поединка 2 мин.

Методические указания. Предпочтительно проводить эту игру по типу поединков между двумя командами. Игрок считается вытолкнутым из квадрата тогда, когда он обеими ногами вышел за его пределы.


  1. «Разорвать круг»

Игроки образуют, держась за руки. По сигналу они, дергая друг друга назад – вперед, стараются разорвать круг. Два игрока, между которыми образовался разрыв, выходят из игры. Затем вновь по сигналу игра возобновляется. И снова из нее выходят два игрока, разорвавшие соединение рук. И т.д. Выигрывают игроки, оставшиеся в круге последними.


Игра «Собери кегли»


Цель игры: развитие физических качеств занимающихся, быстроты перемещений, координации движений, дифференцированных усилий, умения вести единоборство.


Инвентарь: Кегли (могут использоваться конусы, малые мячи, стойки для обводки и т.д.) и два пояса (разного цвета).


Правила игры: Играющие становятся спиной друг к другу, захватив одноименными руками за пояс (хват сверху). Перед играющими, на одинаковом друг от друга расстоянии, чертятся линии, на которых, расставляются кегли ( смотри рис.). Задача играющих, одной рукой - тащить соперника, другой - собирать кегли. Разрывать захват играющим запрещается.


После окончания игры и выявления победителя, играющие осуществляют захват другой рукой за пояс, и игра возобновляется вновь.

Методические указания. При осуществлении движения соперников спиной вперед преподаватель должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих.


Варианты для усложнения игры:

  1. Увеличить количество кегель.

  2. Уменьшить в размерах доставаемый предмет.

  3. Увеличить расстояние до линии, на которой расставлены предметы.

  4. Увеличить весовую категорию соперника.

  5. Установить время игры.


6. Повторить игру еще раз.

7. Дать фору более слабому сопернику.

8. Начинать игру строго по определенному сигналу.




«Собери кегли»

4. Игры с преимущественным развитием выносливости.


  1. «Пленники»

Обе команды выстраиваются в шеренгу за линией на противоположной сторонах зала. Игроки одной команды по сигналу учителя должны перетянуть игроков другой команды на свою половину, Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, затратившая меньше времени на решение поставленной задачи.

Методические указания. Игрок, которого вытянули из своей зоны, может садиться на скамейку или помогать своей команде, но уже не пересекая центральную линию и не заступая на свою половину площадки. За нарушение правил добавляется штрафное время 15-20 сек.


  1. «Борьба за мяч на коленях»

Игра проводится на матах с набивным мячом. Игроки обеих команд становятся на колени разных концах ковра (уложенных матов), посередине которого находится мяч. По сигналу играющие на коленях устремляются к мячу, чтобы овладеть им. Используя передвижения и передачи, игроки, владеющие мячом, стараются приблизиться к краю ковра на стороне соперников и коснуться мячом пола за чертой ковра. Задача другой команды перехватить мяч и сделать то же самое. Побеждает команда, игроки которой сумеют за определенное время большее число раз коснуться мячом пола за ковром. Продолжительность игры 5-6 мин.

Методические указания. Передвигаться разрешено только на коленях. Не разрешается захватывать игрока, не владеющим мячом, проводить болевые приемы, вставать на ноги и мешать вбрасыванию мяча, если он выкатился за пределы ковра. За нарушение правил мяч передается команде соперников. При повторном нарушении правил игрок удаляется из игры на 2 мин.





















Командные игры.


Особо хочется сказать о командных играх. Многие из них направлены не только на развитие физических качеств – таких, как ловкость, быстрота, сила, но и требуют от участников определенных тактических уловок, иногда даже осуществления целевого стратегического плана. Помимо достаточно больших физических нагрузок, групповые игры – упражнения формируют необходимые качества – стойкость, быстроту оценки обстановки, волю к победе, сплачивают команду, воспитывают чувство «локтя». Рассмотрим некоторые из них.


  1. «Срывание дынь»

Играющие делятся на две команды и выбирают капитанов. Участники первой становятся в колонну по одному, взявшись обеими руками за талию стоящего впереди партнера. Первый в колонне держится за дерево (гимнастическую лестницу). В таком же порядке напротив размещается вторая команда. По вызову от команд выходят по одному участнику, которые становятся за последним участником в колонне соперника, взяв его обеими руками за талию. По сигналу они начинают тянуть стоящего последним с целью оторвать его от своей колонны. На это дается 10 сек. Если за это время руки отпустит кто-либо из впереди стоящих игроков, то он и все, кто стоит за ним, Считаются сорванными «дынями». Когда «дыню сорвать» не удается, пытавшийся это сделать возвращается в свою колонну и встает вторым от начала. На его место выходит очередной игрок. В ходе игры капитаны команд имеют право регулировать расположение своих игроков, менять их местами. Но участвовать в «срывании дынь», а также побывать последним в колонне должен каждый. Команду-победительницу определяют в зависимости от числа «сорванных дынь».

Методические указания. Запрещается переносить руки с талии соперника, хвататься за одежду, сцеплять руки.


  1. «Борьба в шеренгах»

Две команды стоят в шеренгах лицом друг к другу таким образом, чтобы каждый участник одной команды располагался между двумя играющими другой команды. Все играющие берут друг друга под руки. По сигналу начинается перетягивание : члены каждой команды стараются перетянуть своих соперников за линию, нанесенную в 3-5 м позади каждой шеренги. Побеждает команда, которой удастся это сделать первой. Если цепь разорвется, два игрока, допустившие это, выбывают из игры.

Методические указания. Каждый игрок выдвигает вперед плечо (например все право, локти следует прижать к туловищу.

Варианты игры: 1) шеренга сцепляется локтями, составляет одно целое. Толчками отодвинуть противника за линию. 2) То же только шеренги становятся спиной друг к другу. 3) Перетягивание сидя на полу.




  1. «Перетягивание за линию»

Две команды стоят лицом друг к другу перед центральной линией площадки. По сигналу все стараются захватить за руку соперника и перетянуть его на свою сторону (за линию). Кого перетянули, садится на скамейку. Игра проводится в течении 2-3 мин. Побеждает команда, которая больше число соперников перетянет на свою сторону.

Методические указания. Следить за тем, чтобы захватывали только руки соперника. Нельзя заступать за разделительную линию. Можно вдвоем, втроем захватывать соперника, а так же спасать своих игроков, спасая их от захватов соперника. Вариант: 1) каждый перетягивает только своего соперника. 2) перетягивание в колоннах.



  1. «Выталкивание из круга»

Обе играющих команды, находясь в круге, по сигналу учителя стремятся вытолкнуть соперника из круга. Вышедший из круга проигрывает. Выигрывает команда, которая большее количество соперников вытолкнет из круга. На игру дается время 1-2 мин.

Методические указания. Предупредить играющих, что за грубую игру и нарушение правил засчитывается поражение.




Игра продолжается до тех пор, пока в соревновательном круге не останутся представители лишь одной команды, которая и объявляется победительницей.





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!